Презентация на тему древнегреческая культура. Презентация культура древней греции

Слайд 1

Слайд 2

Цели проекта:

Сформировать представление об особенностях культуры Древней Греции; Познакомиться с различными видами древнегреческого искусства и историческими этапами его развития; Определить наиболее распространенные жанры древнегреческой литературы; Выявить особенности возникновения древнегреческой письменности.

Слайд 3

Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом?

Слайд 4

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции сыграло важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества. В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека. В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись.

Слайд 5

Слайд 6

Скульптура

Скульптура как вид ремесла существовала задолго до греков. Главный их вклад в том, что они за какие-то два века совершили невероятный шаг к превращению её в современный тип искусства. Греки раскрашивали статуи, однако делали это со вкусом, сообразуясь с качеством материала из которого она была изготовлена.

Слайд 7

Греческая архитектура

Афинский Акрополь

Дворцовые росписи на о. Крит

Слайд 8

Слайд 9

Древнегреческая письменность

Древние греки разработали своё письмо на основе финикийского. Названия некоторых греческих букв – это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского «алеф» (бык), «бета» - от «бет» (дом). Придумали они и некоторые новые буквы. Вот так и получился алфавит. В греческом алфавите было уже 24 буквы. Греческий алфавит лёг в основу латинского, а латинский стал основой всех западноевропейских языков. От греческого произошёл и славянский алфавит. Изобретение алфавита – огромный шаг вперёд в развитии культуры.

Слайд 10

Литература Древней Греции

Литература и искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм - Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города - театр. Величайшие драматурги трагедии - Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии - Аристофан. Выдающимися представителями начального этапа историографии (литературы, описывающей государства в процессе развития) были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Очень интересны древние сказания греков – мифы, которые рассказывают о богах, титанах, героях.

Слайд 11

Мифы о греческих богах

Греки верили во множество богов. Согласно мифам, боги вели себя как люди: дрались, ссорились, влюблялись. Жили они все на Олимпе.

Посейдон Гермес Афродита

Слайд 12

Царством мертвых правил Аид, брат Зевса. О нем сохранилось мало мифов.

ГИПНОС - бог сна - помощник Аида.

Царство мертвых отделялось от остального мира глубокой рекой Стикс, через которую души умерших переправлял ХАРОН.

Слайд 13

Ораторское искусство

Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства - ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту.

Родиной красноречия считается Эллада. В городах-государствах Эллады создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия.

Слайд 14

В древней Греции появляются платные учителя - софисты (от греч. sophistes-искусник, мудрец), которые заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. В 5 в. до н.э. Коракс открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (не дошедший до нас) учебник риторики. Античная эпоха дала миру великих ораторов:

Перикла /490-429гг.до н.э./

Демосфена /384-322гг.до н.э./

Сократа /469-399гг.до н.э./ Платона /427-347гг.до н.э./

Слайд 15

Литература, искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.

Слайд 16

Литература

Андре Боннар «Греческая цивилизация», Ростов-на-Дону,"Феникс",1994 Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима», М., "Высшая школа",1990 Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, "Феникс",1997 Лев Любимов «Искусство Древнего Мира», М.,"Просвещение",1971 «Энциклопедический словарь юного историка» М.,"Педагогика-пресс",1993 Н. В. Чудакова, О. Г. Хинн: «Я познаю мир» (культура), Москва, АСТ, 1997 год.

Слайд 17

Работу выполнил ученик 10 «А» класса МОУ СОШ № 2 Татаринцев Антон

1 слайд

Учениц 10 класса «А» Зениной Дарьи и Журавлевой Антонины Презентация по истории на тему «Культура Древней Греции»

2 слайд

Мифология Древней Греции В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди - актёры, а всё вместе- порождение Космоса.

3 слайд

Мифы о греческих богах Греки верили во множество богов. Согласно мифам, боги вели себя как люди: дрались, ссорились, влюблялись. Жили они все на Олимпе

4 слайд

Зевс Зевс - бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, отец богов и людей, третий сын титана Кроноса и Реи Брат Аида,Гестии,Деметрыи Посейдона. Жена Зевса - богиня Гера. Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор иногда орёл.

5 слайд

Аид Царством мертвых правил Аид, брат Зевса. О нем сохранилось мало мифов. Царство мертвых отделялось от остального мира глубокой рекой Стикс, через которую души умерших переправлял ХАРОН. Цербер или Кербер, в греческом мифотворчестве сторожевой пес царства мертвых, охраняющий вход в мир Аида

6 слайд

Посейдон Посейдон (у римлян Нептун) был греческим богом морей и океанов. Его изображают в облике властного бородатого мужчины, чем-то похожего на Зевса, с трезубцем в руке. Посейдон – самый дикий из богов, бог штормов и землетрясений, стремительных и беспощадных приливных волн – опасностей, обнажающихся, когда выходят на волю силы, дремлющие под поверхностью сознания. Его животные-символы – бык и конь.

7 слайд

Деметра Деметра была великой олимпийской богиней сельского хозяйства, зерна, и хлеба насущного для человечества. Она также осуществляла контроль над передовыми из тайных культов региона, иннициаторам которым обещали ее покровительство на пути к счастливой загробной жизни. Деметра была изображен как зрелая женщина, часто с короной и держащей сноп пшеницы и факел.

8 слайд

Гестия Ге стия - богиня семейного очага и жертвенного огня в Древней Греции. Старшая дочь Кроноса и Реи. Сестра Зевса, Деметры, Аида и Посейдона. Ее изображение было в афинском Пританее. Названа «владеющей лавром пифийским».Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу.

9 слайд

Гера Ге ра - богиня, покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из двенадцати Олимпийских божеств, верховная богиня, супруга Зевса.

10 слайд

Скульптура Древней Греции Древнегреческая скульптура - одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII-VIII веков до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII-VI столетиях были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики.

11 слайд

В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек - куросы и коры. Ни детство, ни старость тогда не привлекали внимания художников, ведь только в зрелой молодости жизнен ные силы находятся в расцвете и равновесии. Раннее греческие скульпторы создавали образы Мужчины и Женщины в их идеальном варианте. Архаические скульптуры не были та кими однообразно белыми, как мы представляем их сейчас. На многих сохранились следы раскраски. Художники искали математи чески выверенные пропорции челове ческого тела и «тела» архитектуры «Богиня с гранатом» из Кератеи 580-570 годов «Дискобол» Мирон 460-450 года до н.э.

12 слайд

Древнегреческие храмы Главной задачей архитектуры у греков было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы. В течение всей исторической жизни Древней Греции её храмы сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и Древними римлянами. Греческие храмы не походили на храмы Древнего Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но более изящные и богатые.

13 слайд

Архитектура Главной задачей архитектуры у греков было строительство храмов. В течение всей исторической жизни Древней Греции её храмы сохраняли один и тот же основной тип. важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль. Колонны Древней Греции делятся на два стиля: Дорический стиль отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам. Его колонна представляет в своём разрезе круг; В ионическом стиле все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом. Колонна стоит на четырёхугольном, довольно широком подножии Храм Аполлона Храм Артемиды

14 слайд

Вазопись Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч. Со второй половины VII в. до начала Vв до н.э.. на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах являются пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. В разные периоды жизни греки использовали разные виды вазописи: чернофигурная, краснофигурная, вазопись по белому фону, вазы-гнафии, канозские, чентурипские. Краснофигурная вазопись Чернофигурная вазопись Ваза-Гнафия Вазопись по белому фону Чентурипская вазопись

15 слайд

Древнегреческая письменность Древние греки разработали своё письмо на основе финикийского. Названия некоторых греческих букв – это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского «алеф» (бык), «бета» - от «бет» (дом). Придумали они и некоторые новые буквы. Вот так и получился алфавит. В греческом алфавите было уже 24 буквы. Греческий алфавит лёг в основу латинского, а латинский стал основой всех западноевропейских языков. От греческого произошёл и славянский алфавит. Изобретение алфавита – огромный шаг вперёд в развитии культуры.

16 слайд

Литература Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие. Литература Древней Греции делится на два периода: Архаический период - главное явление гомеровские поэмы, представляющие собою завершение длинного ряда меньших опытов легендарной поэзии, а также религиозного и бытового песнетворчества. Сюда так же относится Одиссея и Илиада. Классический период – в этот период преобладали комедия и трагедия, отражающие реальную политическую жизнь греков. Эллинистический период - в ряду научных дисциплин того времени первое место занимала филология или литературная критика. Удаление поэзии от политики как бы возмещено было идиллическими картинками простонародной жизни

Крито-микенский периодАрхитектура дворца (как впрочем, архитектура всех критских
дворцов) действительно напоминает описанный в мифе
лабиринт с хаотичным расположением помещений, имеющих
различную отделку и назначение. Стены дворца украшены
великолепной живописью с преобладанием растительных и
животных орнаментов, в частности присутствует множество
изображений быка, бывшего, по всей видимости, главным
культовым животным эпохи. Вся жизнь на Крите была пропитана
духом религии. Царь являлся одновременно и верховным
жрецом, совмещая, таким образом, высшую светскую и
духовную власть. Дворец также выполнял разнообразные
функции, являясь не только резиденцией правителя и
хозяйственным центром, но также и храмом. Расцвет критской
(или, как её ещё называют, минойской) культуры пришёлся на
XVI-XV вв. до н.э. и оборвался вследствие мощнейшего
извержения вулкана, расположенного на острове Санторин,
разрушившего почти все дворцы и поселения. Довершило
разгром цивилизации вторжение греков-ахейцев с материковой
части Греции.

Гомеровский период

«Илиада» и «Одиссея» – единственные свидетельства об
этом периоде. В поэмах Гомера отражена жизнь общества с
гораздо более примитивной культурой, чем та, которая
предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской
цивилизации. Герои Гомера - цари и представители знати
- живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь
не похожих на дворцы крито-микенских царей.
До нас дошло мало памятников гомеровского периода.
Основными строительными материалами были дерево и
необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже
была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода
проявилось в керамических вазах, расписанных
геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и
бронзовых статуэтках.
Гомеровский период был бесписьменным.

Керамика

Визитной карточкой гомеровской эпохи является так
называемый «геометрический стиль» керамики
(геометрика) (900 – 700 гг. до н.э.). Он
характеризуется геометрическим построением
различных предметов, орнамента, людей на вазах,
амфорах и других предметах быта. Геометрический
стиль пришел на смену «протогеометрическому»,
который был характерен для середины «темных
веков» и с которого началось возрождение культуры
древней Греции. К концу гомеровской эпохи
художественные сюжеты на керамике становятся все
более богатыми и сложными. Изображаются
атлетические состязания, мифические сцены, боевые
сражения, танцы и спортивные состязания. Этот
стиль зародился в Афинах и постепенно
распространился на остальные города древней
Греции и острова Эгейского моря.

Гидрия в стиле геометрики.

В целом гомеровский период был
временем упадка, застоя культуры, но
именно тогда создавались предпосылки
стремительного подъема греческого
общества в архаическую и
классическую эпоху.

Архаический период

Архаический период (VIII - VI века до н.э.),
период архаики, это эпоха формирования
греческого полиса. в этот период,
наступивший вслед за «тёмными веками»,
наблюдалось значительное развитие
политической теории, подъём демократии,
философии, театра, поэзии, возрождение
письменного языка (появление греческого
алфавита взамен забытого в период «тёмных
веков» Линейного письма Б).

Керамика

В вазописи в середине и 3-й четверти VI в. до н. э.
достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530
до н. э. - краснофигурный стиль.
В керамике ориентализирующий стиль, в котором
заметно влияние искусства Финикии и Сирии,
вытесняет прежний геометрический стиль.
С поздним архаическим периодом связаны такие
стили вазописи, как чернофигурная керамика,
возникшая в Коринфе в VII в. до н. э., и более
поздняя краснофигурная керамика, которую создал
вазописец Андокид около 530 г. до н. э.
В керамике постепенно появляются элементы,
нехарактерные для архаического стиля и
заимствованные из Древнего Египта - такие, как
поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка»,
шаблонное стилизованное изображение волос - так
называемые «волосы-шлем».

Архитектура

Архаика - время сложения монументальных изобразительных
и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический
и ионический архитектурные ордера.
Согласно наиболее распространенной периодизации историю
греческого изобразительного искусства и архитектуры V в.
принято делить на два больших периода: искусство ранней
классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или
развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в
середине века, однако границы в искусстве вообще довольно
условны, и переход из одного качества в другое происходит
постепенно и в разных сферах искусства с различной
скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между
ранней и высокой классикой, но и между архаическим и
раннеклассическим искусством.

Скульптура

В эпоху архаики формируются основные типы
монументальной скульптуры - статуи обнажённого
юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки
(кора).
Скульптуры изготавливаются из известняка и
мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких
металлов. Эти скульптуры - как отдельно стоящие,
так и в виде рельефов - использовались для
украшения храмов и в качестве надгробных
памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из
мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в
натуральную величину неожиданно появляются
около 650 г. до н. э.

Примеры архаического греческого искусства

Чернофигурная керамика
Архаический курос

Классический период

Этот период- эпоха, вершина развития греческой культуры, самый
знаменитый период в истории Древней Греции.
Период классики делится на 3 этапа:
ранняя,
высокая
поздняя классика.
Во время ранней классики складывается полисная демократия,
утверждается стиль, раскрывающий величие демократии и
гражданина полиса.
Высокая классика дает нам примеры высших образцов этого
величия.
В период поздней классики политические изменения ведут к
экономическому и идеологическому кризису. Искусство
вследствие этого отражает этот кризис.

Архитектура.

В период ранней и высокой классики развивался и
усовершенствовался греческий ордер. Храм стал средоточием всех
инженерных и художественных достижений. Ставили храмы в самых
красивых, видных местах, обязательно связывая их с окружающей
природой. Греческий храм строился с расчетом восприятия снаружи,
он выступает как создание человека, построенное по его эстетическим
законам, отличающим храм от естественных природных форм. Храм
служил не только жилищем божества, где находилась его статуя, но и
хранилищем полисных сокровищ и казны. Материалом для
строительства храмов служили дерево и мрамор, для украшения
использовалась красная и синяя краски, а также позолота.
Святыней каждого греческого полиса был акрополь - верхний
город, который служил крепостью и являлся культурным и религиозным
центром. Высшим достижением древнегреческой архитектуры
является афинский Акрополь, восстановленный после победы над
персами в 5 веке до н. э. Архитекторами Акрополя были Иктин,
Калликрат и Мнесикл. Художественным руководителем был скульптор
Фидий, ближайший друг Перикла. Ансамбль Акрополя отличается
свободной планировкой и является символом могущества
демократических Афин.

Поздняя классика отражает новые веяния в строительстве
Длительные и тяжелые Пелопоннесские войны (431 - 404 гг. до
н.э.) ускорили экономический и политический кризис полисов,
поэтому греческая архитектура ставит новые задачи.
Выдвигаются несколько новых культурных центров, кроме Афин:
Родос, Галикарнас, Самофракас. Множество монархий,
возникших вследствие упадка Афин, требовали
возвеличивания царя, власти, что ведет к утрате гармонии,
гигантизму. Архитектура становится более пышной, также
стремится к грациозности, изяществу и декоративности.
Чисто греческая художественная традиция переплетается с
восточными влияниями, идущими из Малой Азии, где
греческие города подчиняются персидской власти. Наряду с
основными архитектурными ордерами - дорическим и
ионическим, все чаще применяется третий, более нарядный коринфский. Одним из самых грандиозных памятников
греческой архитектуры поздней классики была не дошедшая до
нас гробница в городе Галикарнасе правителя Мавсола, от
имени которого и произошло слово «мавзолей». В
галикарнасском мавзолее сочетались все три ордера. Высота
здания примерно 50 метров, своей торжественностью он
напоминал заупокойные сооружения древних восточных
владык. Строили мавзолей зодчие Сатир и Пифий, а его
скульптурное убранство было поручено нескольким мастерам, в
том числе Скопасу.

гробница в городе Галикарнасе

Скульптура

Скульптура классического периода преодолела
многочисленные условности предшествующего
периода. Период классики делится на три этапа
(ранняя, высокаn 22422j914w 3; и поздняя классика),
в которых скульптура решала разные задачи.
Ранняя и высокая классика.
В период ранней и высокой классики главной
задачей было преодоление статичности и условности
архаической скульптуры, а также поиск образа
идеально прекрасного и гармонически развитого
человека-гражданина, доблестного воина и
преданного патриота. В периоды ранней и высокой
классики для скульптуры характерны:
Уравновешенность, величие
Симметрия
Статичность
Идеализация, обобщенность

Греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны
быть. Внутренний мир героев лишен борьбы чувств и мыслей. Лица
бесстрастны и идеальны. Они выполнены в так называемом «строгом
стиле»: при любом движении тела лицо остается спокойным,
изображая благородного героя. Именно в это время греческий
философ определил принцип «золотой середины», по которому
должен жить истинный грек:
«Слишком в беде не горюй и не радуйся слишком при счастье,
То и другое умей доблестно в сердце носить».
Перед скульпторами стояла проблема освоения движения,
реалистического изображения человеческого тела и показ величия
героя.
Самым известным скульптором ранней классики является Мирон (500 440гг. до н. э.). Величайший реалист и знаток анатомии, открыл «тайну
пластической концепции движения». Говорили, что ему подвластно
изображение любого движения. Его статуи атлетов отличались
естественностью, продуманной композицией и свободным движением.
«Дискобол» - изображение олимпийского героя. Первая скульптура в
Древней Греции, изображающая человека в движении. Мирону
удалось изобразить спиралевидное сложное движение; фигуру атлета
пронизывает напряжение: он показан в сложном движении, в момент,
когда все свои силы он вкладывает в бросок диска - это
кульминационная точка движения. Несмотря на сложность движения, в
статуе доминирует ощущение устойчивости. Единственный недостаток
статуи - она рассчитана на просмотр только с одной точки зрения.

«Дискобол»

Высока классика. Скульптором «всех времен и народов»
называют Фидия (начало 5 века- 432г. до н. э.). «Воплотитель
высших идей в скульптуре», мастер рельефа и круглой
скульптуры. Создатель статуй Афины в Парфеноне и на
Акрополе, скульптурного украшения Парфенона, одного из
чудес света - статуи Зевса Олимпийского. Произведения
Фидия привлекают эпической силой и жизнеутверждающим
гуманизмом. В них с необычайной выразительностью звучит
характерная для его эпохи мысль о величии человека гражданина, в котором сочетается физическая красота и
нравственная чистота и доблесть. Творения Фидия
грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание
находятся в них в совершенном равновесии. В его скульптурах
особенно отражено, что боги в Греции есть не что иное, как
образы идеального человека. Главным памятником в жанре
рельефа является фриз Парфенона, изображающий шествие
афинян в день Великих Панафиней. На фризе изображено
более 500 фигур, причем ни одна не повторяет другую. Фриз
Парфенона считается вершиной классического искусства.

Фриз Парфенона. Фрагмент.

Поздняя классика (конец V - IV век до н. э.). Греция
вступает в полосу кризиса, выражавшегося в
политической нестабильности, разрушении полисных
институтов и формировании нового отношения к
миру. Место коллективиста, идеализированного и
обобщенного образа героя-гражданина занимает
индивидуализированная личность с собственными
интересами, переживаниями и чувствами. Искусство
утрачивает героический, гражданственный характер,
оно носит более драматичный, лиричный характер,
становится психологически углубленным. Искусство
впервые начало служить эстетическим потребностям
и интересам частного человека, а не полиса в целом;
но появились и произведения, утверждавшие
монархические принципы.

Эллинизм

Период в истории Средиземноморья, длившийся со времени походов
Александра Македонского (334-323 до н. э.) до окончательного
установления римского господства на этих территориях (30 до н. э.).
Особенностью эллинистического периода явилось широкое
распространение греческой культуры на территории государств,
которые образовались после смерти Александра Македонского на
завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и
восточных культур. Культура эллинизма представляет собой синтез
греческих и местных восточных начал и традиций. В этот период
возникает множество культурных центров: Александрия в Египте,
Пергам в Малой Азии, остров Родос. Военные походы, торговые
путешествия в другие страны значительно расширили кругозор греков
и способствовали развитию техники, механики, математики,
астрономии, географии. В эпоху эллинизма работали знаменитые
ученые: Эвклид- создатель элементарной геометрии, Архимед основоположник механики, Аристарх Самосский - географ и астроном,
Теофраст - ботаник и географ. Выдающаяся роль принадлежала
Александрии в Египте. Здесь были сосредоточены лучшие научные
силы, здесь находились научный центр - Мусейон и величайшая
библиотека древности.

Несмотря на взлет научной мысли, государства эллинизма
испытывали глубокий кризис: падение роли труда свободных
граждан и низкая производительность рабского труда.
Обострился контраст между фантастическим богатством
рабовладельческой верхушки и нищетой народных масс. На это
время приходятся восстания рабов, а также народов,
насильственно включенных в состав больших эллинистических
государств (движение в Иудее, восстание в Пергаме). В
сознании людей эпохи эллинизма развиваются
индивидуалистические тенденции, чувство неуверенности в
себе, бессилия против судьбы. Так возникает характерное для
мировоззрения эллинистического человека сознание
конфликта с окружающей его действительностью,
конфликта, породившего в художественных образах элементы
диссонанса, трагического надлома. Искусство носит светский
характер, представляет собой сплав различных направлений и
стилей.

Архитектура

Ансамблевое строительство
Гигантомания
Соединение различных стилей
Пышность и роскошь
Обширное градостроительство, города имели прямоугольную форму и
рациональную планировку. Храмам уделяли меньше внимания, а строили
обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым
небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные
сооружения. Роскошь и более совершенная строительная техника лишь
отчасти могли компенсировать утрату благородного величия и гармонии,
которые были характерны для памятников архитектуры классической эпохи. В
отличие от сооружений классической эпохи, прославлявших полис и его
граждан, памятники эллинизма прославляли царей и правителей.
Александрийский маяк. Одно из 7 чудес света. Он служил также
наблюдательным пунктом, метеорологической станцией и крепостью с
гарнизоном. В высоту достигал 135 метров. Богато украшен скульптурой.
Алтарь Зевса в Пергаме. Наиболее полное представление об ансамбле
монументальных сооружений эллинистического столичного центра дают
постройки Пергама. Пергамский акрополь - блестящий пример использования
естественных природных условий для создания архитектурного комплекса,
включающего монументальные постройки, обнесенные колоннадами площади.
Центральное место занимал Алтарь Зевса, представляющий собой г-образное
сооружение с ионической колоннадой и фризом, украшенным скульптурой.

Александрийский маяк

Алтарь Зевса в Пергаме

Скульптура

Монументализм
Разнообразие тем (героическаn 22422j914w 3;, эротическаn 22422j914w
3;, бытовая). Показ героев в крайних состояниях, тяготение к темам
страдания, одиночества, борьбы, жестокости, трагизма
Экспрессивностью, эмоциональность
Бурная динамика, сложная форма
Усиливается тяга к пышности и преувеличениям (утрата меры и
гармонии)
Индивидуалистические тенденции, погружение во внутренний мир
героев
Колосс Родосский. Чудо света. Изображение бога Гелиоса. Высота 32 метра. Поражал не только размерами, но и техникой выполнения:
сооружен из дерева, обшитого листами бронзы.
Фриз Пергамского алтаря. Героический пафос образов, характерный
для эллинистического искусства, нашел свое наиболее яркое
выражение в грандиозных скульптурных композициях. Горельеф
длиной в 120 м, изображающий битву богов-олимпийцев с гигантами,
плотно заполнен борющимися фигурами. В пергамском фризе нашла
наиболее полное отражение одна из существенных сторон
эллинистического искусства - особая грандиозность образов, их
сверхчеловеческаn 22422j914w 3; сила, преувеличенность эмоций,
бурная динамика.

Цели проекта: Сформировать представление об особенностях культуры Древней Греции; Познакомиться с различными видами древнегреческого искусства и историческими этапами его развития; Определить наиболее распространенные жанры древнегреческой литературы; Выявить особенности возникновения древнегреческой письменности.


Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом?


Искусство Древней Греции Искусство Древней Греции сыграло важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества. В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека. В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись.




Скульптура Скульптура как вид ремесла существовала задолго до греков. Главный их вклад в том, что они за какие-то два века совершили невероятный шаг к превращению её в современный тип искусства. Греки раскрашивали статуи, однако делали это со вкусом, сообразуясь с качеством материала из которого она была изготовлена.






Древнегреческая письменность Древние греки разработали своё письмо на основе финикийского. Названия некоторых греческих букв – это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского «алеф» (бык), «бета» - от «бет» (дом). Придумали они и некоторые новые буквы. Вот так и получился алфавит. В греческом алфавите было уже 24 буквы. Греческий алфавит лёг в основу латинского, а латинский стал основой всех западноевропейских языков. От греческого произошёл и славянский алфавит. Изобретение алфавита – огромный шаг вперёд в развитии культуры.


Литература Древней Греции Литература и искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм - Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города - театр. Величайшие драматурги трагедии - Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии - Аристофан. Выдающимися представителями начального этапа историографии (литературы, описывающей государства в процессе развития) были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Очень интересны древние сказания греков – мифы, которые рассказывают о богах, титанах, героях.






Ораторское искусство Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства - ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Родиной красноречия считается Эллада. В городах-государствах Эллады создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия.


В древней Греции появляются платные учителя - софисты (от греч. sophistes-искусник, мудрец), которые заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. В 5 в. до н.э. Коракс открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (не дошедший до нас) учебник риторики. Античная эпоха дала миру великих ораторов: Перикла / гг.до н.э./ Демосфена / гг.до н.э./ Сократа / гг.до н.э./ Платона / гг.до н.э./


Вывод Литература, искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.


Литература Андре Боннар «Греческая цивилизация», Ростов-на- Дону,"Феникс",1994 Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима», М., "Высшая школа",1990 Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, "Феникс",1997 Лев Любимов «Искусство Древнего Мира», М.,"Просвещение",1971 «Энциклопедический словарь юного историка» М.,"Педагогика-пресс",1993 Н. В. Чудакова, О. Г. Хинн: «Я познаю мир» (культура), Москва, АСТ, 1997 год.



Культура Древней Греции

Культуру Древней Греции узнают по историческим памятникам, а также археологическим раскопкам. Ее датируют с 27 в до н.э до 2 в. до н.э. За этот период культура претерпела множество изменений. Расцвет же культуры Древней Греции приходится на 5-4 в. до н.э.

Древнегреческую культуру часто называют античной. Как показывают исторические исследования, греки называли свою землю Элладой, поэтому и культура у них была не греческая, а культурой эллинизма.

За период развития древнегреческого государства сильно изменялась и культура. В какой то момент времени она стояла на месте, а в какой-то момент просто вырывалась в передовики.

Древнегреческая культура имеет свои особенные этапы развития. На каждом периоде для культуры характерны свои отличительные особенности. Историки выделяют 4 этапа развития культуры.

Этап 1-й Эгейская культура

Эта культура зародилась на о. Крит и Микены.

Характерным памятником архитектуры является так называемый Лабиринт - Кносский дворец. От него по сегодняшний день остался только 1 этаж. На самом деле это было большое здание, которое вмещало около трехсот комнат. О развитии живописи можно судит по остаткам изображений на стенах Кносского дворца. В живописи активно использовались цветные краски.

Расцвет эпохи Эгейской культуры приходится на 15 в до н.э. и на время царствования Ми-носа. Именно поэтому Эгейскую культуру принято называть еще и Миносской.

Эпоха 2 - Гомеровский период

Этот период датируется с 11 по 9 в до н.э. Сведения об этой эпохе в основном берутся из литературных произведений, которые сохранились до современников: «Одисея» и «Илиада».

Многие историки ставят под сомнение достоверность того, что описано в поэмах. Однако это единственные источники, на которые можно опираться и изучать историю и культуру гомеровского периода.

Этот период характерен откатом древнегреческой культуры назад. Именно тогда возникшая письменность снова исчезла. Греческая цивилизация рождалась заново. Духовная культура в основе своей мифология сохранялась и развивалась.

Этап 3 - Архаичная культура

Период датируется 8-6 в. до н.э. В этот период древняя Греция готовилась к огромному взлету в области культуры, экономики и политической жизни. Главное достижение Архаической культуры древней Греции- это создание алфавитного письма. Кроме этого активно развивалась архитектура и ремесла.

Греки в период Архаической культуры были грамотны благодаря возникшей письменности. Алфавит был простой, что делало обучение достаточно легким для каждого грека. В период Архаики возникает наука философия.

Олимпийские игры

Возникшие в 776 г. до н.э. эти игры смогли остановить на 5 дней все войны и восстания. Во время проведения Олимпийских игр в Олимпии поднимался гражданственный дух и патриотизм. Игры проводились единожды в 4 года.

Этап 4- классический или Эллинистический.

Этот этап является мощным толчком вверх для всех сфер жизни древних греков. Тогда развивается философия как наука, появляются история, медицина. Главной отличительной постройкой этого времени является «Акрополь».

Loading...Loading...