Комплексный анализ басни И. Крылова «Волк на псарне
Образовательно-развивающие:
- Усвоение новых понятий: аллегория;
- Применение опорных понятий: басня, мораль, образы животных, сказка, олицетворение, метафора, фразеологизм, эпитет;
- Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы (вопрос-понятие, вопрос-суждение), ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;
- Развитие специальных умений: находить в содержании произведения элементы басни и особенности её структурных элементов, определять идею автора, выявлять скрытые человеческие пороки.
Воспитательная:
- Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.
Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.
Оборудование: проектор, комплект карточек 1–6, раздаточный материал.
План-конспект
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Баллы, время |
Деятельность учащихся |
I. | Организационный момент. – Выбор арбитра и архивариуса. – Объявление темы урока, заявка на оценку Приложение 3 (слайд 1,2) |
2 мин | |
II. | Анализ темы урока. | ||
2.1. | Беседа по теме урока (слайд 3) – Крылов говорил: « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку. – Дома вы познакомились с произведением И.А.Крылова «Волк на псарне». Домашним заданием было определить жанр произведения, доказать жанровую принадлежность этого произведения, а также составить 4 вопроса-суждения (вы можете воспользоваться ими во время урока). |
1–2 мин | |
– Какие произведения И.А.Крылова вы прочитали ранее? (слайд 4) | – «Свинья под дубом», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок» и т.д. | ||
– К какому жанру относятся эти произведения? | – Басня. | ||
III. | Работа по теме урока. | 5 мин | |
3.1. | – Сформулируйте вопрос-понятие, характеризующий жанровую принадлежность этих произведений (слайд 5) | 2 балла | – Что такое басня? – Басня-это лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных. |
3.2. | – Сформулируйте вопрос-суждение, связанный с темой нашего урока. Попробуйте ответить на вопрос-суждение в форме умозаключения (слайд 6) | 1-3 балла | – Как доказать, что это произведение Крылова является
басней?
– Поскольку произведение лиро-эпического жанра, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных, является басней, А в произведении Крылова «Волк на псарне» преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных, Следовательно, произведение Крылова «Волк на псарне» является басней. |
IV. | Индивидуальный труд. – Выполните задание №1: выпишите 4 пары противоположных понятий и попытайтесь выявить противоречия к этим противоположностям. |
5 мин | |
4.2. | – Выполните задание №2: подведите понятия басни под 4 философские категории: «общее-особенное-единичное », «причина-следствие», «возможность-действительность», «содержание-форма». Можно приводить цитаты из текста басни. | 4 мин | Общее-особенное-единичное
(басня-басня И.А.Крылова– басня И.А.Крылова «Волк на псарне»), причина-следствие («волчью вашу я давно натуру знаю»-« иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой"), возможность-действительность («Волк, думая залезть в овчарню»– «попал на псарню»), |
V. | – Простая кооперация. Обсудите в группах результаты индивидуального труда и подготовьте выступление (слайд 7) | 3 мин | 1 группа – пары противоположных понятий. 2 группа – выявить противоречия к противоположностям. 3 группа – философская категория «общее-особенное-единичное» 4 группа – философская категория «причина-следствие». 5 группа – философская категория «возможность-действительность». 6 группа – философская категория «содержание-форма». |
VI. | – Сложная кооперация (выступления от групп). – Какие есть возражения, дополнения? |
7 мин 3–5 баллов |
|
– Сформулируйте для выступающих групп вопросы-суждения. | 1 группе – Как доказать, что понятия «друг-враг»
являются противоположностями? 2 группе – Каким образом данное противоречие разрешается в басне? 3 группе – Каким образом понятие «басня» отличается от понятия «басня Крылова»? 4 группе – Почему Ловчий предложил именно такое решение? 5 группе – В каком случае возможность попасть в овчарню могла быть реализована Волком в действительности? 6 группе – Как доказать, что идея автора стала основой содержания в басне Крылова «Волк на псарне»? |
||
Самооценка. | |||
VII. | Выведение понятия «аллегория». | ||
7.1. | – Давайте попытаемся вывести содержание этого понятия. – Что будет являться родовым признаком? На доске прикреплена карточка: «Аллегория». После ответов учащихся учитель прикрепляет «троп». Далее открывает видовые признаки «заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству». |
3 мин Версия – 1 балл Правильная версия – 3 балла |
– Художественный прием, изобразительно-выразительные средства языка, троп. |
– Итак, что понимается под аллегорией? (слайд 8) | – Аллегория – это троп, который заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству. | ||
7.2. | – Прочитайте в справочном материале историю создания басни «Волк на псарне» и сформулируйте вопрос-суждение (слайд 9) | 5 мин | – Как доказать, что в басне «Волк на псарне» Волк – это
Наполеон, а Ловчий – это Кутузов. Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк – это Наполеон , потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне – это Кутузов. – Как доказать, что басня «Волк на псарне» построена на основе аллегории? |
3 балла | – Поскольку произведения, заключающие в себе
иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образов,
считаются построенными на основе аллегории, А басня Крылова «Волк на псарне» заключает в себе иносказание (Кутузов и Наполеон изображены посредством образов), Следовательно, басня Крылова «Волк на псарне» построена на основе аллегории. |
||
VIII. | – Сформулируйте главную мысль – противоречие басни. | 6 мин Версия – 1–2 балла |
|
(слайд 10) | Правильная версия – 3 балла | Правильная версия: – Волк показал себя хитрым и вероломным противником, однако Ловчий, будучи мудрым и опытным охотником, одержал победу в этом противоборстве. |
|
– Почему к теме нашего урока подходит именно это
изречение Крылова: « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (слайд 11) |
1 балл | – Цель басни - назвать порок, воспитать на отрицательном примере, противопоставив ему положительное начало. Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни. | |
IX. | Домашнее задание (слайд 12): 1. Сравните понятие «басня» с понятием «сказка», используя карточку №3 (сравнение). 2.Составьте сборник словесных образов к понятиям Ловчий и Волк (по 4 образа на каждое понятие). |
1 мин | Запись в тетрадь или дневник. |
X. | Оценивание в соответствии с заявкой на оценку. | 1 мин | Заполняют листы, считают баллы, самооценивание. |
Предварительный просмотр:
И.А. Крылов. «Волк на псарне» как басня о войне 1812года. Эзопов язык.
(Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей станицы Каневской Каневского района Краснодарского края Лямина Лариса Николаевна )
Цель: закрепить теоретические сведения о басне, её признаках, обучать выразительному чтению,
познакомить с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; развивать навыки анализа литературного произведения.
Ход урока
- Знакомство с биографией И.А. Крылова (сообщения учащихся)
- Историко-литературоведческое вступление к изучению басни «Волк на псарне»(предварительное задание)
Ситуация, описанная в басне И. А. Крылова, достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 г. Строчка: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню» - подсказывает нам, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но он ошибся: «В минуту псарня стала адом...» - пишет Крылов. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян. Фразу: «Огня! - кричат, - огня!» - можно понимать как иносказание о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придется ответить за все зло и беды, принесенные им.
Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург, который тогда был столицей Российской империи, письмо к императору Александру I с просьбой о мире. «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум...» Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов, старый, опытный полководец, не поверил уверениям Наполеона. Крылов в басне называет Кутузова Ловчим: «Тут Ловчий перервал в ответ, - // Ты сер, а я, приятель, сед...»
Из Москвы Наполеон решил отходить с армией на юг России, но войска Кутузова заставили его отступать по Смоленской дороге, которую Наполеон разорил при наступлении. Гончие - это собаки, которые преследуют бегущего зверя. «Стаей гончих» называет Крылов армию, которая преследовала отступающих французов, и партизанские отряды из крестьян, которые нападали на отряды противника, когда те меньше всего ожидали нападения.
- Чтение по ролям
- Анализ содержания басни
Какие образы басни являются главными? (Волк и Ловчий). Почему? (Через них выражен основной смысл басни, отчего их имена и даны заглавными буквами.)
Что во внешнем облике и поведении волка напоминает Наполеона? (Щелкающий зубами Волк и его ощетинившаяся шерсть прозрачно намекают на враждебность Наполеона к русскому народу. Безвыходность Волка, по ошибке забравшегося вместо овчарни на псарню,- это аллегорическое изображение безвыходного положения Наполеона, вероломно вторгшегося в пределы России. Лживые уловки Волка выражены в словах: «Пустился мой хитрец в переговоры» - это коварные домогательства Наполеона насчет мира.)
Чем образ Ловчего напоминает нам Кутузова?(Седины Ловчего напоминают образ престарелого седовласого Кутузова, а мудрый ответ Волку и расправа с ним ясно говорят об историческом решении русского главнокомандующего не мириться с Наполеоном, а бороться с ним до полного разгрома.)
В каких словах басни дан намек на партизанское движение против Наполеона?(«Бегут: иной с дубьём, иной с ружьём. «Огня!» кричат: «огня!»
5.Повторение. Объяснение учителем особенностей языка и построения басни.
Что такое басня? Дайте определение. (Басня - это эпический литературный жанр, создающий в емкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотнош е ний человека с другими людьми и окружающим миром.)
А как вы понимаете словосочетание иносказательный, аллегорический смысл? Как вы объясните понятие аллегории? (Алл е гория - художественный прием, когда животные, р а стения живут похожей на человека жизнью.)
Какова композиция басни? (В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце.)
Первая часть басни по содержанию и строю речи представляет повествование. В ней сообщается о вторжении Волка на псарню, показана быстрая, активная реакция псарного двора на это событие. Здесь много действия. Оно дано в нарастающем порядке, что передаётся обилием глаголов: попал, поднялся, залились, рвутся, кричат, бегут. Существительные: двор, забияка, драка, вор, ад, огонь, дубьё, ружьё – ещё сильнее усиливают динамику и напряжённость события, намекая на его военный характер.
Вторая часть басни описывает безвыходное положение Волка.
Третья и четвертая части представляют диалог и окончательно раскрывают идейное содержание басни. Убедившись в своих просчётах, Волк пустился в переговоры с Ловчим и псарями. В этом эпизоде особенно интересна своим лицемерием речь Волка. Она отличается просительно-клятвенным тоном и находится в явном противоречии с характером Волка. «Волчья клятва»- это клятва хищника, который непременно обманет. Речь Волка пространна, потому что имеет цель усыпить бдительность ловчего.
Заключительная часть басни- краткая динамическая речь Ловчего и его расправа с Волком- реализует мораль басни:
С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой.
- Развитие речи
Перед вами иллюстрации к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели.
- Домашнее задание. Составьте кроссворд по басне «Волк на псарне»
Перу Ивана Андреевича Крылова принадлежит басня «Волк на псарне», которая символично связана с событиями Отечественной войны 1812 года. Сюжет произведения оригинален.
Все действие басни развивается на псарне. В это закрытое пространство попал Волк, намеревавшийся похитить овцу. Вот только ошибочка вышла. Роковая, скажем так, ошибка. Псы учуяли серого и подняли лай. Псари, услышав шум и оценив ситуацию, отрезали хищнику все пути спасения, закрыв наглухо ворота.
Волк решил пойти на хитрость. Он начал вести переговоры с собаками, давя на то, что они приходятся ему дальними родственниками. Коварный зверь пытался всеми способами выбраться на свободу, он уверял, что больше никогда даже не посмотрит в сторону овцы. А если собаки захотят, он даже будет их охранять. Но волчью натуру знают все. И Ловчий ни в коем случае не собирался соглашаться на мировое соглашение с этим обманщиком и хитрецом. А попросту спустил на Волка стаю псов.
Почему же эта басня имеет непосредственную связь с войной 1812 года? Сейчас выясним. Под Волком, попавшим по ошибке на псарню, Крылов подразумевает Наполеона. В тот момент, когда писалась басня, он уже находился в Москве и был в предвкушении мира с русским императором. Бонапарт наслаждался победой, пребывая в четкой уверенности, что он ее уже одержал.
Русские же не спешили соглашаться на условия, выдвинутые надменным и самоуверенным Наполеоном. Пока французский правитель ждал ответа, он оказался в западне. Кутузов начал военные действия в тылу, чем затруднил отступление противника.
Как и Волк в басне Крылова, Наполеон оказался в неприятном и даже тяжелом положении. Льстивые слова хищного зверя можно приравнять к речам француза-завоевателя.
Под псами же Иван Андреевич подразумевает весь русский народ, рвущийся в бой на защиту своей страны. А вот запер Волка в псарне Ловчий. Если же переведем это на историческую ситуацию в России, то можем утверждать, что Ловчим выступает сам Кутузов, заперший французского императора в Москве, как в ловушке.
Главнокомандующий русской армии читал басню Крылова солдатам, демонстрировал свою седую голову в подтверждение словам русского баснописца. Бойцы хохотали в голос. Великий писатель своими произведениями поднимал дух русского народа и непосредственно тех, кто шел на поле сражения.
Иван Андреевич следил за тем, что происходило в стране, все подмечал и метко изображал в своих непревзойденных баснях.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме:
«Басня И.А.Крылова «Волк на псарне. Аллегория и мораль».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Цели: познакомить с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
Задачи:
образовательные :
развивать умение находить нужные сведения;
выявить основную идею басни;
подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;
формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни;
познакомить с термином «аллегория»;
формирование навыка работы с иллюстрациями;
совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;
совершенствовать навык осознанного чтения;
развивающие :
развивать речь учащихся; ввести термины: мораль, олицетворение, аллегория, твердить, забияка, сват, кум;
активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;
воспитательные :
воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
формирование и воспитание духовно развитой личности;
воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как лесть, корысть, заискивание.
Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, запись пословиц на доске, учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2011г
Эпиграф к уроку :
История твердит – вот человек каков,
а должен быть каким - вещает басня.
ХОД УРОКА
1.Орг.момент
1.Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.
2.Сообщение темы, целей урока.
Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Волк на псарне». Но сначала давайте обратимся к эпиграфу урока.
Что такое эпиграф? (Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока»).
Прочитаем его.
Как понимаете слова «твердит» и «вещает»?
& Словарная работа. Работа с толковыми словарями.
Твердить – постоянно говорить одно и то же
Вещать – предсказывать, говорить
Как эпиграф подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.
3.Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.
Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий.
«Биография И.А.Крылова».
Отметьте дату рождения И.А.Крылова
2. Определите место рождения И.А.Крылова
А) Москва
Б) Санкт-Петербург
3.Воспитанием мальчика занималась:
А) бабушка
4.Восьмилетний Крылов работал:
А) грузчиком
Б) мыл посуду
В) переписчиком бумаг
5. Крылов в большей степени становится известен как:
А) баснописец
Б) журналист
В) издатель
6. Иваном Андреевичем Крыловым было создано:
А) Более двухсот басен
Б) Более трёхсот басен
В) Более ста
2)Повторение сведений о басне и её особенностях (материал учебника стр.55-56)
Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?
Приём «Незаконченные предложения».
- Продолжите предложения:
Басня – это краткий рассказ …
Мораль – начальные или заключительные строки …
Басня состоит из …
В баснях мы часто встречаем …
Олицетворение – это…
Аллегория – это …
Что нового вы узнали о басне?
Итог: В баснях интересный короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Многие басни смешны, с помощью смеха легко донести мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.
4. Знакомство с басней И.А.Крылова «Волк на псарне».
1).Слово учителя:
В основу сюжета басни «Волк на псарне» положены события войны 1812 года. Когда Наполеон вошёл в Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец.
2). Выразительное чтение басни учителем.
О чём эта басня?
Кто главный герой басни?
3). Чтение басни учащимися.
Прочтите басню и выделите незнакомые слова.
4). Обобщающая беседа.
Куда хотел залезть волк?
& Словарная работа
Овчарня – хлев для овец.
А куда попал? Почему?
Как отнеслись к появлению волка на псарне?
Дополните предложение:
Весь псарный двор поднялся: псы … и …; псари …; бегут:…, ….
& Словарная работа
Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры
Как ведёт себя Волк? Опишите его, используя иллюстрацию на стр.59
Почему Волк начинает хитрить?
Найдите в басне и прочтите причину его хитрости?
& Словарная работа
Сват – родственник (родитель одного из супругов)
Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника
Как вы понимаете выражение: «Ты сер, а я, приятель, сед…»? (говорит о возрасте Ловчего, о его опыте борьбы с захватчиками).
5). Чтение в лицах диалога между Волком и Ловчим.
6). Характеристика Волка и Ловчего.
Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.
Коварный – Волк
Опытный – Ловчий
Мудрый - Ловчий
Вероломный - Волк
Хитрый – Волк
Предусмотрительный - Ловчий
Трусливый - Волк
7).Работа со словами морали.
Какова тема басни?
Где отражена тема?
Идея басни?
Где находится ее смысл? (С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой).
Что такое мораль?
Как понимаете слова морали? (Волк – это хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он всё равно остаётся хищником, которого надо уничтожать).
5. Домашнее задание:
1.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» с. 59 – 60.
2.Сделать иллюстрацию к басне.
6. Подведение итогов урока.
Что мы начали изучать на уроке?
Какова мораль басни?
Как эпиграф подходит к уроку?
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
7.Рефлексия:
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться.
4. Да, трудно всё-таки учиться.
Как басня, зародился 4000 лет назад. Остроумное иносказательное повествование непременно содержит главную мысль - мораль. В русскую литературу этот жанр привнес и оживил Иван Андреевич Крылов. Если первые баснописцы - древнегреческий автор Эзоп, германский писатель и драматург XIX века Лессинг - предпочитали прозаическую форму, то у Крылова все басни написаны исключительно в стихотворной. «Волк на псарне» - басня высокого патриотического содержания, написанная в годы Великой года, в пору нашествия наполеоновских войск и их бесславного бегства с поля битвы.
Характерно, что в школе изучение этого произведения не всегда сопровождается ссылкой на параллель с историческим сюжетом, в котором есть два главных персонажа: Ловчий - полководец Михаил Иванович Кутузов, Волк - Наполеон. Между тем именно в таком контексте стоит воспринимать «мораль сей басни». Анализ басни «Волк на псарне» часто делается поверхностно, произведение преподносится как сказка о незадачливом волке, который, «думая попасть в овчарню, попал на псарню». Поднялся невообразимый шум, псы рвутся в бой, а Волк в страхе сидит, «прижавшись в угол задом», начинает говорить льстивые речи о добрососедстве. Но Ловчего не проведешь: он натуру волков хорошо знает, а на мировую пойдет, «лишь снявши шкуру с них долой».
Использованные И. А. Крыловым, ярко воспроизводят атмосферу военных баталий, душевное состояние попавшего в западню Волка, а также злость обитателей псарни, куда заявился непрошеный гость. Можно ли более живо описать противостояние защитников Родины и агрессора, который при первой же опасности пошел на попятную и даже попытался помириться - чем не волк на псарне? Басня - это миниатюрное произведение, по значимости способное сравниться с остросюжетным романом или с исторической повестью.
О чем на самом деле «Волк на псарне»? Басня описывает реальный исторический факт времен Отечественной Поняв, что русских ему не одолеть, император решил пойти на мировую с Кутузовым. Однако эти переговоры не состоялись, да и любые попытки заключить мир были бы обречены на провал. Войска неприятеля были разбиты наголову и позорно бежали, замерзая в снегах России и теряя тысячи и тысячи людей. Об этом красочно и метафорично написано в сатирической картинке «Волк на псарне». Басня была написана именно в памятном 1812 году.
Баснописец передал свое творение в армию Кутузову. История рассказывает, что Михаил Иванович, объезжая свои полки, непременно зачитывал солдатам наизусть «Волк на псарне». Басня содержит такие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед». При этих словах Кутузов всякий раз снимал треуголку и показывал свою седую голову. Восторгу и воодушевлению солдат не было предела.
Значение этой басни настолько прозрачно и очевидно, что автор даже не сопроводил ее своим традиционным пояснением - «Мораль сей басни такова». Того, кто защищает свой дом и свою землю, победить или провести какими-то уловками невозможно - вот и вся мораль басни "Волк на псарне". Она вне времени. Потому остается актуальной и по сей день.