Сотворение мира по славянскому календарю. Древнерусская (византийская) система летосчисления

Современное летоисчисление мировым сообществом ведется по Григорианскому календарю, ведущему учет лет от Рождества Христова. До этого у каждой значительной территориально-этнической группы существовал свой учет дат, имеется и славянский календарь от сотворения мира, бывший в ходу на Руси в допетровские времена.

Рождество Христово представлялось главным событием, определившим ход мировой истории, именно от него начался отсчет времени новой эры. То, что мы называем сейчас «старым стилем» летоисчисления — это всего лишь старый вариант того же христианского календаря, или Юлианского, на территории России бывшего в ходу вплоть до 1918 года. Мы ежегодно вспоминаем о дате по «старому стилю», когда встречаем «старый» Новый год. Даты церковных праздников в Православии также определяются по Юлианскому календарю.

А еще мы следим за сменой лет по Японскому, Китайскому, Тайскому календарях. Это наследие нашей общей человеческой культуры и это нужно помнить. Но почему же так быстро было забыто летоисчисление и календарь славян?

Как велось летоисчисление у древних славян

Древнейшей традицией летоисчисления славянских народов считается Даарийский Круголет Числобога, бывшей в ходу на Руси еще не так давно. Переход на новый календарь был осуществлен великим российским реформатором Петром I, который указом ввел начало нового исчисления начиная с 1 января 1700 года, повелев ввести светское празднование Нового года. Старый календарь был вытеснен из обращения насильственным путем, сейчас он в ходу только у Староверов, исповедующих традиции Инглиизма, считающейся самой древней славяно-арийской верой.

Переход на «европейский» календарь был выгоден с точки зрения интеграции в европейское сообщество. Но Петр I был решительным реформатором, для ускорения процесса он использовал жесткие меры, решительно отсекая все, что сейчас принято называть «пережитками прошлого». Вместе с пережитками ушло в практически забытье и пять с половиной тысяч лет нашей истории.

В тот год на Руси шло Лето 7208 от Сотворения Мира в Звездном Храме. ‘’Но нужно четко понимать, что славянский календарь от сотворения мира ведется не от мифического или предполагаемого сотворения мира Богом или Творцом. Речь идет о вполне реальном событии, имевшем место в году 5508 до Р.Х. В тот год, год «Звездного Храма» по Круголету Числоборга, был подписан мирный договор («Сотворен Мир») после победы Державы Великой Расы (территория современной России) над империей Великого Дракона (Китаем). ‘’

Нам с тех давних и славных времен достался в наследие символ — всадник на белом коне, копьем поражающий дракона, один из наиболее почитаемых символов на Руси. В христианской традиции этот символ связывают с именем святого Георгия Победоносца.

От какого события ведется летоисчисление?

Изменение способа летоисчисления всегда начинается от значительного эпохального события. Таким было подписание мирного договора между двумя великими державами. А как велось летоисчисление до этого? От других ранних значительных событий, с указанием этого события. Так, когда совсем недавно началось третье тысячелетие Новой эры, то по другим привязкам можно определить это как даты, например:

  • 2004 год от Р.Х.;
  • 7512 лето от Сотворения Мира в Звездном Храме;
  • 13012 лето от Великого Похолодания;
  • 111810 лето от Великого Переселения из Дарии;
  • 142994 лето от периода Трех Лун;
  • 604378 лет от Времени Трех Солнц.

С привязкой к современной хронологии и официальному историческому периоду, эти даты выглядят поистине фантастически. Но нужно помнить, что древнее культурное наследие Земли имеет письменные и материальные памятники, включая Славяно-Арийские Веды, которые упоминают еще более длительные исторические периоды времени.

Понимать их буквально или пытаться пересчитывать на сегодняшнее летоисчисление с учетом (возможного) изменения периода обращения Земли или наклона ее оси, это вопрос археологических и палео-астрономических исследований.

Какова роль Кирилла и Мефодия

Вести календарь, вполне очевидно, можно только в письменном виде. Иначе невозможна передача такого объемного массива информации. Письменность на Руси, конечно, существовала и в допетровские времена, причем Петр, вскоре после реформы календаря, предпринял и реформу письменности. Но нас интересует письменность до периода Кирилла и Мефодия. Роль греческих монахов в данном случае, весьма вероятно, несколько переоценена. Их задачей было упрощение и универсализация распространения библейских текстов, с этим они вполне справились, переработав древнеславянский алфавит, удалив уникальные дифтонги и добавив древнегреческие символы.

Что касается календаря, то в славянском летоисчисления для написания цифр использовались буквы. ‘’Сейчас у большинства славянских народов в написании и произношении символов есть свои собственные нюансы, но «день рождения славянской письменности», связанный с ежегодными днями «Кирилла и Мефодия», правильнее было бы называть иначе. Ведь славянская письменность существовала и до того, а их заслуга, как реформаторов, скорее, в попытке объединения разобщенных к тому времени славянских народов. ‘’

Древнеславянское исчисление в современности

История, как известно, не приемлет сослагательного наклонения. Нельзя рассуждать о том, чтобы было, и как бы повернулся круг, если бы Петр не обрубил решительно все вековые славянские традиции и уничтожив древний календарь славян. Бытует мнение, что исчисление событий, произошедших до 1700 года, требуется вести по той системе исчисления, в которой они происходили.

Или с указанием дополнительной даты, как, например, до сих пор используется при датировании событий до 1918 года (реформа по переходу на Григорианский календарь). По крайней мере, это могло быть обозначено в учебниках истории или специализированной литературе. Несколько знаменательных дат для примера:

  • Ледовое побоище на Чудском озеро произошло в 1242 году, а на Руси в это время шло лето 6759;
  • Крещение Киева относят к 988 году Р.Х., в то время как шло лето 6496.

Это вовсе не значит, что следует все даты пересчитывать в эпоху от Сотворения Мира в Звёздном Храме, но нужно помнить свое культурное наследие и им гордиться.

Заметка: если вам нужен качественный преобразователь 220 на 100 вольт для подключения специальной аппаратуры, тогда купить его вы сможете на сайте www.toroidy.ru по выгодной цене.

Христианский новый год 2018 (7527 от сотворения мира)

«Начало инди́кту, си́речь новому лету ».14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю - 7527 год от сотворения мира. Этот день по церковной традиции называется началом инди́кта или новолетием . Пожалуй, новолетие является самым незаметным . Готовые праздновать гражданский Новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мирскими, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год . А ведь даже традиция начинать учебный год 1 сентября также происходит от древних церковных обычаев!

На в 325 году были установлены основные правила церковного календаря - расчет Пасхалии (даты и подвижных праздников) и начало года 1 сентября. Святые отцы постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы : в сентябре 323 года император Константин одержал победу над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на Востоке империи.

Что такое инди́кт?

Инди́ктом (от indico - объявляю, назначаю ) в Римской империи назывался порядковый номер года. Первоначально так обозначался финансовый год, период сбора налогов. Считается, что счет 15-летними циклами появился в Римской империи; с такой периодичностью пересматривались налоговые списки.

Церковный календарь и богослужебный круг

14 сентября (1 сентября по старому стилю), в день новолетия , начинается годовой круг церковных праздников . Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и . Три круга богослужения - суточный, недельный и годовой - составляют суть церковного календаря . Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.

Кроме Господских и Богородичных праздников, каждый день года совершается молитвенная память кого-либо из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Их жизнь является для нас примером служения Богу и выполнения Его заповедей.

Поскольку церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю , или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября по новому стилю). Поэтому первый большой праздник церковного года - (8/21 сентября), а последний - (15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.

Традиции празднования новолетия на Руси

После Крещения в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление - от сотворения мира. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия - началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба - «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника все шли в храм, где совершалась Божественная Литургия. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Вот как описывает его Джованни Компани , итальянский путешественник XVI века:

На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета !» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рожества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. С тех пор 1 сентября отмечается только церковный праздник, который сохранил старинное название «начало инди́кта ». Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось с церковного нового года - с 1 сентября. Гражданский Новый год отмечается теперь 1 января, а учебный год, как и в старину, начинается в сентябре.

Еще полезное чтение:

Библиотека Русской веры

Народные традиции и суеверия

Служба «новому лету» соединяется с молитвенной памятью святых, приходящихся на этот день: Симеона Столпника и 40 мучениц , пострадавших вместе со своим учителем, диаконом Аммоном , в г. Андрианополе при императоре Ликинии .

С почитанием 14 сентября (1 сентября по старому стилю) памяти преподобного отца Симеона Столпника на Руси были связаны бытовые традиции. На языке народа этот день носит название «Семена-летопроводца » или просто «Семина дня ». Название «летопроводца » присвоено дню преподобного отца Симеона потому, что около этого времени наступает конец лета, о чем можно заключить и по народным земледельческим поговоркам: «Семин день - севалка с плеч », или «Семин день - семена долой » (т. е. конец посеву), «В Семин день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони » (намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем). Время с Семина дня по 8-ое сентября называлось «бабьим летом » - это начало женских и девичьих сельских работ, так как с этого дня женщины начинают «засиживать » вечера. «Семин день» являлся срочным днем для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинались и прекращались все условия и договоры, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми.

Как отмечают новолетие старообрядцы

Как видим, в разные времена началом нового года считалось то 1 марта, то 1 сентября, а теперь 1 января. Но церковный календарь не меняется, и православные люди каждый год отмечают новолетие 1 сентября. Происходит это незаметно для стороннего наблюдателя - ни петард, ни фейерверков, ни пышных застолий. Но верующий человек, с детства привыкший любое дело начинать с молитвой, понимает: в первую очередь надо не столы накрывать, а испросить Божие благословение, чтобы наступающий год стал «летом благоприятным ». Вот как говорится об этом в тропаре празднику новолетия :

В сеz2 тва1ри содётелю, и14же времена2 и3 лёта свое1ю o31бластiю положи1выи, бл\гослови2 вэне1цъ лёту бл\гости твоеz2 гдcи, сохранz1z в8ми1рэ градъ и3 лю1ди твоеz2, мл\твами бцdы, по вели1цэй твое1й ми1лости.

Русский текст:

Всея твари Содетелю, иже времена и лета Своей областию положивыи, благослови венец лету благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град и люди Твоя, молитвами Богородицы, по велицей Твоей милости.

Перевод:

Господи, сотворивший весь мир, определивший течение времени, благослови завершение года благого Твоего, сохраняя сей город и людей в мире, по молитвам Богородицы и Твоей великой милости.

Евангелие, читаемое за службой, рассказывает о начале проповеди Исуса Христа. Господь вошел в синагогу г. Назарета и прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2):

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное .

Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк. 4: 16–21).


По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 18 сентября. К сожалению, в настоящее время праздник церковного новолетия проходит незамеченным даже для большинства старообрядцев и далеко не в каждом приходе совершается в этот день служба. Не секрет, что многие старообрядцы торжественно встречают гражданский новый год, установленный Петром I - в дни строгого поста перед Рожеством! Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, восстановится многовековая традиция отмечать новолетие 14 сентября и в каждом храме совершать службу, чтобы все могли услышать, какими словами Церковь молится в этот день:

подаждь земли Твоей благоплодие… венец лету благослови, сохраняя в мире православных множества.

Пожелаем и мы всем читателям нашего сайта встретить новолетие в храме.

Император Петр I многое позаимствовал из Европы: бород, курение табака, регулярную , но самым глобальным его нововведением стало изменение системы летоисчисления. Ту дату, которую мы сейчас считаем началом нового года , начали считать с первого января 1700 года. До революции 17 года после упоминания даты обязательно говорили «от рождества Христова» и в этом есть коренное отличие нового летоисчисления от того, что было ранее, когда года считались «от сотворения мира».

Самое интересное в том, что европейское , позаимствованное Петром I, и в самой Европе было принято не сразу, а в конце XVI века по указу Римского Папы Григория.

Введенная большевиками дата по «новому стилю», которой мы пользуемся сейчас, как раз и есть летоисчисление по Григорианскому календарю.

Лишь с 1582 года Европа отмечает Новый Год подобным образом.
Одним из пунктов обвинения, предъявленных Копернику инквизицией, было его несогласие с введением исчисления даты от Рождества Христова.

Как года считали раньше

То, как велось летоисчисление в России до января 1700 года, привычно называют «старославянским ». Но это в корне неверное мнение. Церковь не могла исчислять дату по языческому , поэтому исчисляла года по тому же принципу, что и в Византийской империи, из которой на Русь и пришло Православие. Страна, являющаяся нашей духовной прародительницей, считала года от сотворения мира. По византийскому календарю Христос 5508 лет после сотворения Адама.

В летоисчисление не раз вмешивалась политика. Например, Антиохийская церковь считала, что Христос родился на 8 лет раньше, а византийская дата принята лишь для удобства исчисления даты наступления Пасхи.

С датой наступления Нового Года на Руси тоже были разночтения: считала, что он наступает 1 сентября, а по гражданскому календарю год начинался с 25 марта, дня сотворения Богом первой женщины – Евы.

25 марта празднуется Благовещенье – дата, когда Богородица узнала о том, что родит Христа.
Петр, со свойственной ему прямолинейностью, решил этот вопрос просто, приведя все к единому знаменателю – первому января.

Ну и какой сейчас год?

В календаре евреев, как и в григорианском, также насчитывается 12 месяце, но есть и различие. Последний месяц в високосном году удваивается, и по этой причине год будет длиться на 30 дней дольше.

По исламскому календарю сегодня 2636 год. По календарю, который используют тайцы (буддийский) - 2557 г., а у евреев - 5769 г.

Юлианский календарь

Следующий календарь – это юлианский, он начинает вести отсчет времени от 45 года до н.э.. Он был принят Юлием Цезарем. Новый год по этому начинался с марта и длился так же, как и сегодняшний григорианский. Только в високосном году насчитывалось 30 дней . Название же месяцев взяло начало от имен древнеримских языческих божеств. После того как к власти пришел Октавиан Август, были некоторые изменения - год уже начинался с января. Сам же юлианский календарь использовался больше чем 1600 лет, после чего его заменили на другой.

Мусульманский (исламский) календарь

Календарь мусульман, или «магометанский календарь», начало отсчета времени ведет с 622 года н.э. - от Хиджри - переселения пророка Мухаммеда. Этот календарь был создан арабами и считался лунным, вследствие чего он получил известность в восточных странах, населенных арабами.

Что касается основы календаря, то он базируется на расчете изменений лунных фаз. В тех странах, где основная религия - ислам, используют только лунный календарь, который не зависит от . К слову, отношение к исчислению продиктовано и религиозной традицией, ведь не случайно даже разговляться принято ночью.

Календарь китайцев

Основные зачатки и появление первых основ календаря в Китае относятся к III тысячелетию до н.э. Китайский календарь имеет два вида: солнечно-лунный и солнечный.

После революции 1911 года Китай перешел на григорианский календарь.
Оба вида цикличны, они не имеют месяцев, только номера дней и циклов.

Сегодня современный Китай продолжает использовать лунный календарь для уточнения дат таких празднеств, как «Праздник весны», или (другое название) китайского Нового года, который, как известно, не имеет фиксированной даты и ежегодно смещается почти на сутки. По исчисляется также день для «Праздника середины осени» и других традиционных торжеств. Помимо этого, китайцы пользуются и григорианским календарем, который считается у них стандартным.

Оказавшись на необитаемом острове, Робинзон Крузо практически сразу взялся вести календарь. Без этого невозможно представить жизнь сегодня. Ведь люди ориентируются по нему в днях недели, месяцах, годах. На разных отрезках истории человечество создавало себе различные системы исчисления времени.

Как древние люди ориентировались во времени

Древние люди, не умея писать, отмечали дни зарубками на палке или при помощи узелков на шнурках. Уже тогда ими было замечено, что между одной зимой и другой (так же как между одним и другим летом) получается одинаковое количество зарубок или узлов. Поэтому завязывая сначала узелки в одном направлении и развязывая их обратно, предки знали примерно день начала нового года.

Из собственных наблюдений они также поняли, что каждая четверть месяца состоит из семи дней. Каждый из них был назван в честь пяти планет, к которым присоединили также Солнце и Луну. До сих пор во многих языках можно различить эти названия: понедельник в испанском языке звучит как lunes (Луна), а вторник как martes (Марс) и т.д.

Лунный календарь был удобен кочевым народам. Но как только они стали оседлыми, появилась необходимость в определении сроков посева хлеба и жатвы. Так зародилась новая единица измерения времени - солнечный год.

Календари древних цивилизаций

Все древние цивилизации имели собственные календари. Так древние вавилоняне использовали календарь, в котором встречались месяцы длиной в 30 и в 29 дней.

Жители Месопотамии вели календарь, в котором солнечный год был разделен на два сезона. «Летом» (вторая половина мая и начало июня) проходила жатва ячменя. «Зима» примерно совпадала с сегодняшним осенне-зимнем периодом.

Шумеры думали, что год состоит из 12 периодов. Каждый период длился около двух часов. Периоды в свою очередь делились на 30 частей длиной примерно в 4 минуты.

Наиболее близок к современному исчислению дней календарь Майя. В нем год состоял из 365 дней и назывался «хааб». Имелся также год из 360 дней. Он носил название «тун». Календарь «хааб» применялся для повседневных целей. В нем было 18 месяцев по 20 дней. В конце такого года добавляли еще 5 дней, которые называли роковыми. Так за 60 лет могло набежать около 15 суток.

Европейские календари

Юлианский календарь был введен в Риме Юлием Цезарем в 45 году до н.э. Долгое время по нему жили Европа и Россия. Но его точность была сомнительной. Например, 1699 год в России оказался самым коротким. Он продолжался с сентября по декабрь - всего четыре месяца. Каждый четвертый год содержал не 365, а 366 дней. Его называют високосным. Юлианский календарь отставал от солнечного за 128 лет ровно на сутки.

К середине прошлого века большинство стран перешло на григорианский календарь. В 1582 году его ввел папа Григорий XIII. Он убрал оттуда 10 дней (с 4 по 14 октября). В России этот календарь был введен после Октябрьской революции.

Древние римляне называли первый день месяца «календы». Отсюда произошло слово «календарь» как способ деления года на временные интервалы с удобной периодичностью.

Инструкция

Календарь позволяет фиксировать даты и измерять интервалы времени. Это необходимо для регистрации событий в хронологическом порядке. Издавна календари использовали для назначения церковных праздников – в том числе не имеющих точной даты, как в случае с Пасхой. В светской жизни заработная плата, процентные выплаты и другие обязательства также привязаны к временным интервалам.

Основные типы календарей: солнечный, лунный и лунно-солнечный. Длительность суток определяется вращением Земли вокруг своей оси. Лунный месяц привязан к обращению Луны вокруг Земли. Солнечный год задан вращением Земли вокруг Солнца.

Древние египтяне, майя и большинство современных стран придерживаются солнечного календаря. Он привязан к продолжительности солнечного года, в котором 365,2422 суток. Гражданский календарь подкорректирован под целое число 365, а недостающую дробную часть учитывают, добавляя к високосному году один день.

В лунно-солнечном календаре реализована попытка с помощью подгонок согласовать продолжительность солнечного года с лунными месяцами. Таков официально принятый в Израиле еврейский календарь.

В разные исторические периоды предпринимались попытки усовершенствовать отсчет времени. Проблема в том, что и солнечный год, и лунный месяц содержат дробные части, которые можно по-разному учитывать. Это делают с помощью поправок с определенной периодичностью.

Греческий календарь. Год состоял из 354 суток. Каждые 8 лет к нему добавляли 90 суток, разделенные на три месяца.

Римский календарь состоял из 10 месяцев, затем добавили еще два. Примерно в 451 г. до н.э. начало года перенесли на 1 января и последовательность месяцев привели к нынешнему виду.

Юлианский календарь. Сначала даты не совпадали с природными сезонами. После реформы Юлия Цезаря появился високосный год. Юлианский календарь называют «старым стилем».

Августианский календарь. Когда Цезарь умер, високосный месяц добавляли не раз в четыре года, а раз в три. Эту ошибку исправил император Август. Также он изменил продолжительность некоторых месяцев. В результате появилась привычная ныне система.

Китайский календарь. За несколько тысячелетий до н.э. император Яо приказал создать календарь, удобный для сельскохозяйственных работ. До 1930 года крестьяне пользовались древним календарем, затем его запретили.

Григорианский календарь. Папа Григорий XIII дополнил юлианский календарь, и 21 марта стало днем весеннего равноденствия. С 1582 года появился так называемый новый стиль. Исправление дат внесло путаницу, потому что Григорий XIII велел внести поправки в прошлые даты. Сейчас григорианский календарь используется в России, США и других странах. Григорианский календарь согласуется с явлениями природы, но и в нем есть недостатки. Ведутся разговоры об усовершенствовании и реформе календаря.

Вечный календарь Эдвардса разбит на кварталы. Каждая неделя начинается с понедельника, что удобно для бизнеса. Пятница не попадает на 13-е число. В США даже вносили в Палату представителей законопроект о переходе на этот календарь.

Видео по теме

Источники:

  • Энциклопедия Кольера

Часы, дни, месяцы, годы – придуманный человеком отсчет, мера существования всего во вселенной. Исстари люди делили время на удобные отрезки, чтобы организовать свою деятельность. Календарь – ритм, которому подчиняется жизнь всего человечества.

Умение считать дни и месяцы – пожалуй, одно из первых необходимых знаний, которые получает каждый ребенок. Любой взрослый человек понимает концепцию календаря, строит планы, назначая важные события на определенные дни года. Но далеко не все знают этимологию слова «календарь» и истоки этого, такого незаметного, но чрезвычайно полезного и нужного явления в нашей цивилизации.

Летоисчисление в истории разных народов

Самый древний календарь, как считают ученые, появился еще в 5000-м году до нашей эры, в культуре кочевых скотоводов древнего Египта. Они старались распланировать свою жизнь, сообразуясь с разливами Нила, который в одно и то же время года выходил из берегов, а на небе в это же время появлялся Сириус.

Это и было точкой отсчета для египтян, отталкиваясь от которой, они довольно точно рассчитали периоды дождей и засухи, тщательно отмечая сезоны на своеобразном «календарном круге», что позволило им «осесть» и обзавестись неким подобием сельского хозяйства.

Но и до египтян многие древние народы старались переселяться, охотиться и заводить детей в определенные сезоны, подчиняя свою жизнь смене дня и ночи, холода и тепла, движению Солнца или Луны. Шумеры Месопотамии, например, ориентировались на лунный календарь, в котором каждый месяц состоял из 29-ти с половиной дней, а Древняя Русь использовала в летоисчислении не только лунный, но и солнечный цикл движения, учитывая и смену четырех сезонов.

И это было не совсем просто – каждые 19 лет приходилось включать в год целых семь месяцев дополнительно! При этом у русичей уже была седьмица – неделя из 7 дней. После Крещения Руси в 988 году священники пытались ввести византийский календарь с отсчетом от «сотворения Адама», но упорные русичи так и не отказались до конца от привычного отсчета времени, и церкви пришлось вносить немалые изменения в свой календарь. Например, новый год Византия отмечала 1 сентября, а на Руси он еще долгое время праздновался 1 марта.

И только когда на престол взошел Иван III, Великий, с 1492-го началом года стало считаться первое сентября. А в 1700-м году, согласно указу Петра I, в России был введен юлианский календарь, более точный, чем византийский. Тогда же впервые календари начали выпускать в виде журналов, которые назвали месяцесловами, наполненных разнообразными историческими сведениями, юридическими советами, новостями и кулинарными рецептами.

Календарь Юлия Цезаря на Руси успешно просуществовал вплоть до пролетарской революции начала 20-го века, после которой в молодой Российской Республике было введено современное, грегорианское летоисчисление.

Один из самых известных на Земле древних календарей – китайский календарь династии Шан, датированный 16-м веком до нашей эры. Причем в нем тоже учитывалось движение как Солнца, так и Луны. Первый использовали исключительно для сельского хозяйства, а второй – для остальных нужд. Современный Китай, конечно, использует общепринятый григорианский календарь, но не забывает свою историю – все традиционные важные дни, религиозные и народные праздники, события древней истории отмечают, сообразуясь с лунным календарем, отсчитывающим лета и века как в старину.

Кстати, любителям китайской символики и астрологии стоит знать, что Китайский новый год еще называется праздником Весны и традиционно отмечается во второе новолуние, считая от зимнего солнцестояния, то есть между 21 января и 21 февраля.

Стоит упомянуть еще один календарь, послуживший поводом для возникновения настоящего переполоха в 2012 году. Это летоисчисление Майя, в котором они сосчитали возраст мира и сроки изменения цивилизации, разбив каждый год на последовательность циклов, удобных для их религиозных обрядов.

Календарь Майя, точнее, очередной его цикл, заканчивается именно в 2012-м (причем это лишь по одной из гипотез о соответствии дат в летоисчислении Майя с современной концепцией календаря), и популисты, излагающие сведения о верованиях индейцев и их календаре, добились лишь создания паники и появления слухов о неминуемом конце света в том самом, злополучном 2012 году. А ведь существуют схожие религиозные календари и у ацтеков и у инков. Помимо этого, недельные, месячные и годовые циклы существуют едва ли не в каждой древней культуре, от скандинавской и до австралийской.

Календари различных религий и стран

Каждая религия, каждый народ обзаводились собственной системой летоисчисления. Григорианский (которым, с незначительными правками, человек пользуется сегодня) считает, что путь развития человечества насчитывает уже более 7500 лет от сотворения мира, а в исламском – человечеству только 1400 с небольшим лет. В буддистском календаре цивилизация живет всего лишь в очередной эре, Нирване, уже более 2500 лет.

Основатель религии Бахаи, живший в начале 19 века, учредил собственный календарь, пожалуй, самый краткий на сегодняшний день. И в нем насчитывается всего лишь около 180 лет. Кстати, календарь Бахаи обладает довольно изящной поэтичностью, оригинальными названиями месяцев. Подробнее о происхождении и развитии этой религии можно почитать в соответствующей теме википедии.

А вот в Эфиопии принят Коптский календарь, и второе тысячелетие для этой страны наступило только в 2007 году. Эфиопия – одно из четырех государств, которые не перешли на общепринятый Григорианский календарь.

Римский календарь и возникновение термина

Определение «Календарь» возникло во времена Римской империи, и дословно переводится, как «долговая книжка». Корень этого термина – понятие «календы». Это каждый первый день месяца, когда имперские наместники собирали проценты по долгам.

Поначалу у римлян год состоял из 304 дней и десятка месяцев, причем 61 день не входили ни в один месяц. Эта система была введена еще Ромулом. Помпилий во времена своего правления добавил еще два месяца, «фебруариус» и «януариус», а последующие правители часто изменяли календарь, порой для экономических, а иногда и для военных нужд.

Этот хаос закончил Юлий Цезарь. Узнав о египетской системе расчета месяцев и сезонов, он дал задание астрономам точно вычислить продолжительность года. Именно тогда и посчитали, что год продолжается 365,25 дней, и каждый четвертый решили делать високосным – на день длиннее, чтобы компенсировать часы, остающиеся после строгого деления на 365 дней. Такой календарь был наиболее точным, и его назвали «юлианским».

Введение современного календаря

Поправки в довольно простой, правильный, но не совсем точный юлианский календарь, ввел член ордена Иезуитов, математик и астроном Христофор Клавдий. Итальянец Уго Бонкомпаньи, известный в истории, как Григорий XIII, ставший Римским Папой в 1572 году, прославился многочисленными реформами, в том числе и календарной, поручив Клавдию разработать более точную систему летоисчисления.

За прошедшие годы в юлианском календаре накопились погрешности – и Пасху по нему нужно было отмечать 21 марта, а не традиционно в весеннее равноденствие, 10 марта. А по канонам религии это недопустимо. Клавдий уточнил расчеты, ликвидировал расхождения юлианского календаря с фактическим движением Солнца, и на свет появилась новая версия календаря, сегодня принятого во всем мире. Она получила название «Григорианский календарь».

В 1582 году Григорианский календарь приняли Франция, Польша, Португалия, Испания, к 1584-му – Австрия, Швейцария, испанские колонии на американском континенте и многие другие. Но общий переход на новое летоисчисление занял несколько веков. Например, Великобритания приняла новый календарь лишь в 1752 году, а Россия и Китай – только в начале 20 века.

До сих пор введение Григорианского календаря не произошло в Иране, Афганистане, Эфиопии и Непале, а Бангладеш, Израиль и Индия живут сразу по двум календарным системам – для них не составляет труда параллельно использовать общепринятое в мире и традиционное летоисчисление.

Есть в хронологии такое понятие как эра . Дело в том, что каков бы ни был календарный год, он должен иметь порядковый номер, то есть отсчитываться от какой-либо начальной даты - основы летосчисления.

Собственно, сам термин эра, как считается, это аббревиатура следующей фразы: «ab exordio regni Augusti», т. е. «от начала царствования Августа» (aera - эра).

В связи с этим заметим, что эра может быть реальной - это когда счет лет идет от какого-либо реального события, например, от начала царствования, или фиктивной - это когда счет лет идет от какого-либо мифического события, например, от сотворения мира.
До тех пор пока счет последователен, это не играет никакой роли.

Одну такую эру мы знаем - христианскую эру, или систему летосчисления от Рождества Христова .
Она была создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н. э. Тогда использовалась так называемая эра Диоклетиана, т. е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана.
Дионисий каким-то образом рассчитал, что год рождения Христа имел место за 284 года до начала эры Диоклетиана, или, другими словами, приравнял начальный год царствования Диоклетиана к 284 г. христианской эры. Эра Дионисия была принята во всей христианской Европе.

Совсем не так обстояло дело в России. Поскольку христианство пришло к нам из Византии, оттуда же пришла к нам и византийская система летосчисления от сотворения мира . Эта система использовалась в России вплоть до 1700 года, пока указом Петра I Россия не была переведена на христианскую эру.

Согласно византийской системе летосчисления, от сотворения мира до рождества христова прошло 5508 лет. Год в ней, так же как и в христианской системе, был построен на базе юлианского календаря.

Казалось бы, если разница только в точке отсчета, то перевод между эрами тривиален, но на самом деле в древней Руси до конца XVII века новый год начинался не с января, как в христианской эре, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). То есть, до указа Петра I существовало параллельно аж два календарных стиля: мартовский, согласно которому новый год приходился на 1 марта, и сентябрьский, с новым годом, наступающим 1 сентября.

Разные стили немного меняют способ расчета, так как в мартовском стиле новый год отстает на два месяца от нового года христианской эры, а в сентябрьском стиле, наоборот, опережает новый год христианской эры на четыре месяца. Поясним это на примере.

Предположим, указан март 7100 года по «мартовскому стилю». Это соответствует (7100-5508=1592) марту 1592 года от Рождества Христова.
Если же указан февраль 7100 года по «мартовскому стилю», то есть практически конец года, то он будет соответствовать февралю 1593 года от Рождества Христова.

Теперь рассмотрим сентябрь 7100 года по «сентябрьскому стилю». Это соответствует сентябрю 1591 года от Рождества Христова, а вот февраль 7100 года по «сентябрьскому стилю» соответствует февралю 1592 года.

При этом при датировке событий в летописях, естественно, не указывалось, какой «стиль» используется. Впрочем, существует масса логических приемов, помогающих исследователям установить используемый в летописи стиль. Также известно, что с конца XV века сентябрьский стиль практически вытесняет мартовский (действительно, зачем равняться на Рим). К тому же у мартовского стиля было еще две модификации - ультра-мартовский и цирка-мартовский стили, но в такие дебри мы уже лезть не будем.

Собственно, калькулятор ниже переводит даты из нашей эры в древнерусскую (византийскую), и служит больше для развлечения. Задача обратного перевода, нужная для правильной датировки летописей, как было показано выше, более сложна и требует анализа контекста для определения используемого в летописи стиля.

Заключительное слово о месяцах - поскольку в основе лежал древнеримский (юлианский) календарь, то в наиболее ранних источниках названия месяцев встречаются в форме, наиболее близкой к латинскому прообразу, еще не приобретшие русифицированную форму, например, иуний, иулий, аугуст и так далее.

У древних славян в разные времена были и разные системы летоисчисления. Новый отсчет времени каждый раз начинали вести от какого-нибудь сверхзначимого события (например, от Великой Стужи, Переселения из Даарии и т.д.). Причем, считали именно летами, что сохранилось в таких словах как летопись, летописец, долголетие, столетний, тысячелетний и так далее.

Миф о том, что славяне – это относительно молодая нация, не выдерживает критики. Сегодня все большее количество данных (в том числе, научных, основанных на археологических находках, лингвистическом анализе, современных методах исследования генома) говорит в пользу того, что Предки современных славян были одними из древнейших обитателей нашей планеты.

В настоящее время общепринятой считается система летоисчисления от Рождества Христова (хотя в ряде стран сохранены и собственные системы летоисчисления). На Руси она была принята в 1700 году от Р.Х. Петром I.


По старому ведическому календарю в это время шло 7208 Лето от Сотворения Мира в Звездном Храме. В этой формулировке древние славяне-арии под «сотворением мира» понимали заключение мирного договора между воюющими сторонами (а не создание Мира-Вселенной). Они знали, что история человечества насчитывает не один десяток тысячелетий, а в различных источниках можно найти указания на периоды в сотни тысяч и даже в миллионы лет, что, опять-таки, подтверждается целым рядом археологических находок. Под «звездным храмом» понимается не какое-то культовое строение на небесах, а название года по Круголету Числобога.

Так что же такое произошло более семи с половиной тысячелетий назад, из-за чего было введено новое летоисчисление?

В то далекое время шла продолжительная кровопролитная война между славяно-арийскими народами и древними аримами (предками современных китайцев), между Великим Драконом (под предводительством Аримана), и Великой Расой (предводитель – Асур). Свою победу над Аримией древние славяне-арии отразили в образе всадника (витязя), поражающего копьем низвергнутого дракона.


Подобное изображение часто встречается на фресках и барельефах дохристианского периода, оно издавна распространено и почитаемо на Руси. Сейчас оно известно под именем Георгия Победоносца, поражающего змия. Победа над Великим Драконом была столь тяжелой и значимой, что время подписания мирного договора стало началом нового летоисчисления. Таким образом, день осеннего равноденствия, а точнее, первый день первого месяца Лета 5500 от Великой Стужи (Великого Похолодания, Ледникового периода) стал считаться первым днем Сотворения Мира в Звездном Храме (СМЗХ). С этим событием связывают создание Великой Китайской стены, а также написание Авесты (впоследствии искаженной Заратустрой).

Если перевести современный 2018 год на предыдущую систему летоисчисления, то сейчас идет 7527 год от Сотворения Мира в Звездном Храме. Для подсчета нужно к современной дате прибавить, соответственно, число 5508 или 5509, в зависимости от того, до или после осеннего равноденствия находится эта дата. Значит, после наступления осеннего равноденствия 2018 года нужно к искомой дате прибавлять число 5509. То есть, 2018+5509 = 7527 лето от СМЗХ.

Loading...Loading...