По степени институционализации власть бывает. Институционализация политической жизни

В процессе институционализации любые социальные отношения обретают форму с установленными сводами правил, законами и санкциями. Такая форма называется «социальный институт», а все правила и нормы могут быть оформлены как письменно, так и в устном виде.

Процесс институционализации

Институционализация подразумевает изменение формы отношений в каком-либо сообществе или коллективе таким образом, что спонтанное поведение членов этих формаций становится организованным.

На создание и развитие таких социальных институтов уходит долгое время, иногда на это требуются столетия. В результате стихийное социальное явление трансформируется в полноценное организованное учреждение, в котором все процессы упорядочены и существует четко структурированная иерархия власти.

Сам процесс институционализации проходит в несколько этапов:

  • Сначала в обществе возникают определенные потребности удовлетворение которых возможно только при организации совместных действий;
  • Следующий шаг - определение целей, которых необходимо добиться;
  • На третьем этапе поведение большинства членов системы все еще стихийное, но постепенно запускается процесс создания норм и правил, а также связанных с ними процедур;
  • Дальше начинается непосредственно институционализация, то есть официальное принятие и практическое применение сформированных процедур, правил, законов и норм.

На завершающем этапе определяются , а между всеми членами вновь образованного социального института окончательно распределяются и устанавливаются их роли.

Признаки институционализации

В процессе создания социального института среди его членов формируется не только свод определенных правил и норм, но и своя идеология , появляются определенные традиции и ритуалы, в большинстве случаев вводится определенная символика.

Но основу социального института составляют, прежде всего, его руководители, которые выполняют важные организационно-деловые функции, комплекс учреждений, а также орудия и инструменты деятельности, при помощи которых члены институализированной группы могут выполнять свои функции и обязанности.

Главными признаками институализации, при этом являются:

  • Изменение качества деятельности членов группы: в составе института такая деятельность приобретает непросто осмысленный и упорядоченный характер, но и становится профессиональной;
  • Распределение ролей в обществе и появление иерархии;
  • Возникновение моральных и правовых норм регулирования;
  • Появление специальных объектов, зданий и учреждений, необходимых для деятельности членов института;
  • Наличие идеологии, которая характеризуется как система идей, не противоречащих и поддерживающих моральные и правовые устои конкретного института.

Функции социальных институтов

Вне зависимости от того, к какой сфере или области относится институт, он всегда имеет не только свои специфические признаки и особенности, но и определенные образцы поведения, характерные для институционализации в целом. Любой институт может отражать самые разные социальные отношения – от политики и экономики до семьи и религии. Однако каждый институт всегда выполняет пять основных функций :

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;
  • Коммуникативная;
  • Интегративная;
  • Регулятивная;
  • Транслирующая.

Для закрепления и воспроизводства общественных отношений в каждом институте есть свои инструменты: это правила и нормы, регулирующие поведение всех участников. Эта функция играет важную роль, так как обеспечивает устойчивость всей системы.

Коммуникативная функция необходима для обеспечения регулирования взаимоотношений между самими членами социального института, и для этого всегда вырабатываются определенные шаблоны и образцы поведения и общения. Эта же функция способствует получению внешней информации, так как социальный институт – это незакрытая структура, и ее члены заинтересованы в знаниях о том, что происходит в других подобных системах.

Интегративная функция способствует сохранению целостности самого института и укреплению связи между членами всего коллектива. В рамках этой функции происходит и совмещение усилий (), и использование личных ресурсов членов института для достижения какой-то общей цели.

В рамках регулятивной функции института происходит выработка определенных шаблонов и образцов поведения членов системы, в результате чего происходит регулирование взаимоотношений.

Последняя функция – транслирующая . За счет этой функции происходит передача социального опыта внутри самого института, а также происходит приобщение членов системы к общим ценностям, ролям и нормам. Данная функция может показаться второстепенной, однако она незаменима при смене поколений и изменении социальных границ института.

Все эти функции социальных институтов направляют членов действовать в соответствии с определенными устоявшимися стандартами поведения, а люди, которые имеют отношение к определенному институту, стремятся выполнять те или иные социальные роли, которые им отведены. Например, военнослужащий, который носит форму и использует оружие, делает это в первую очередь не потому, что это его личное предпочтение, а потому, что так предписывают нормы и шаблоны социального института, к которому военнослужащий относится.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль .

Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют (см.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 85).

Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки" программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.

Управление проявляется в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок

руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д.

Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти может быть построена «по различным признакам:

  • по степени институционализации правительственная, городская, школьная и т. п.;
  • по субъекту власти - классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.;
  • по количественному признаку... - единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц);
  • по социальному типу правления - монархическая, республиканская; по режиму правления - демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.;
  • по социальному типу - социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п....» (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 44)!

Важным видом политической власти является государственная власть . Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием «политическая власть» . В связи с этим употребление этих понятий как тождественных является неверным.

Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации и т. д. Однако, это не выражает ее сущность. «Государственная власть-это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации» (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально политические пауки. - 1991. - № 11. - С. 28).

При характеристике государственной власти нельзя допускать две крайности. С одной стороны, ошибочно рассматривать эту власть ТОЛЬКО как власть, которая занята ЛИШЬ тем, что притесняет народ, а с другой стороны, характеризовать ее только как власть, которая всецело поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть постоянно реализует и то и другое. Причем притесняя народ, государственная власть реализует не только свои интересы, по и интересы народа, который заинтересован в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе народа, она обеспечивает реализацию не столько его интересов, сколько своих, ибо только удовлетворяя потребности большинства населения, в определенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие.

В реальной действительности могут существовать различные системы государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным - федеративной и унитарной. Сущность этих систем власти определяется характером существующего разделения государственной власти между ее субъектами разного уровня. Если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделены определенными властными функциями, то действует федеральная система власти. Если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система-государственной власти.

Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

В некоторых странах к названным трем властям добавляют еще четвертую - избирательную власть, которую представляют избирательные суды, решающие вопросы о правильности избрания депутатов. В конституциях отдельных стран речь идет о пяти и даже шести властях. Пятую власть представляет Генеральный контролер с подчиненным ему аппаратом: шестую - учредительная власть по принятию конституции.

Целесообразность разделения властей обусловливается, во-первых, необходимостью четкого определения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвей власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право. . государство и общество, приказание и подчинение; в-пятых, необходимостью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функции (см.: Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. - 199.4. - № 7-8. - С. 40).

Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенстве права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами правя, конституцией, правами человека.

Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, по и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть."В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей (см.: Там же. - С. 43-44, 45).

Начало теоретического обоснования проблемы разделения властей связано с именем французского философа и историка Ш. Л. Монтескье, который, как уже отмечалось при рассмотрении этапов развития политической мысли, предложил разделить власть на законодательную (избираемый народом представительный орган), исполнительную власть (власть монарха) и судебную власть (независимые суды).

В последующем идеи Монтескье получили развитие в трудах других мыслителей и законодательное закрепление в конституциях многих стран. В конституции США, например, которая принята в 1787 году, говорится, что полномочия законодательной власти в стране принадлежат конгрессу, исполнительная власть осуществляется президентом, судебная - Верховным судом и темп низшими судами, которые утверждаются конгрессом. Принцип разделения властей, согласно конституций, лежит в основе государственной власти И в ряде других стран. Он, однако, до конца не реализован пи в одной стране. Вместе с тем во многих странах в основе государственной власти лежит принцип единственности.

В пашей стране в течение многих.лет считалось, что идея разделения властей не может быть реализована па практике в связи с тем, что власть едина и неделима. В последние годы положение изменилось. Теперь все говорят о необходимости разделения властей. Однако, проблема разделения еще не решена на практике в связи с тем что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей зачастую подменяется противопоставлением этих властей.

Решение проблемы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей - в нахождении оптимального соотношения между ними как направлениями единой государственной власти, четком определении их функций и полномочий.

Относительно самостоятельным видом политической власти является партийная власть. Как вид политической власти эта власть признается далеко не всеми исследователями. В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе продолжает господствовать точка зрения, согласно которой партия может быть звеном в системе политической власти, но не субъектом власти. В качестве субъекта власти партию не признают и многие зарубежные исследователи. Реальная действительность давно опровергла эту точку зрения. Известно, например, что в течение многих десятилетий в нашей стране субъектом политической власти являлась КПСС. Реальными субъектами политической власти партии уже многие годы являются и в индустриально развитых странах Запада.

Политическая власть выполняет разнообразные функции. Она реализует общие организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни общества, регулирование политических отношений, структурирование политической организации общества, формирование общественного сознания и т. д.

В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе функции политической власти часто характеризуются со знаком «плюс». Так например, Б. И. Краснов пишет: «Власть должна: 1) обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем; 2) утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву; 3) выполнять хозяйственно-созидательные функции» (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально-политические науки. - 1991. - № 11. - С. 31).

То, что «власть должна» обеспечивать «права граждан», «их конституционные свободы», «выполнять созидательные функции» и т. д. - пожелание безусловно, хорошее. Плохо только то, что оно нередко не реализуется на практике. В действительности власть не только обеспечивает права, конституционные свободы граждан, но и попирает их; она не только созидает, но и разрушает и т. д. Поэтому, думается, более объективные характеристики функций политической власти дают некоторые зарубежные исследователи.

По мнению зарубежных политологов, власть «проявляет себя" через следующие основные признаки и функции:

Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы.

Политическая власть и ее типы.

Понятие политики и властных отношений.

1. Термин “политика” принадлежит к числу наиболее широко и часто употребляемых. Мы говорим о внутренней и внешней политике, об экономической, социальной, культурной, демографической, экологической и иных политиках, политической жизни и борьбе, политической власти и политической системе, политических конфликтах и кризисах, о политической культуре, политическом плюрализме. Тем самым мы выделяем особую, специфическую, своеобразную область, сферу общественной жизни, существующую, функционирующую и развивающуюся наряду с экономикой, социальной жизнью и духовной культурой. Политика выступает в этом плане как специфический вид социальной реальности, социального взаимодействия, особый вид социальной деятельности и социального регулирования.

Широта, сложность многогранность и многоуровневость такого феномена, как политика, создают немалые сложности в её чётком определении. Не случайно не только в обыденном сознании, но и в научных изданиях наблюдается большая пестрота таких определений. Но и при этом всё же можно выделить то главное, сущностное, что характерно для политики. Это – публичная власть, отношения властвования как отношения господства (правления) и подчинения (исполнения). М.Вебер, особенно много сделавший для утверждения политической социологии, определял власть как возможность “для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению”.

Политика – это одна из основных сфер общественной жизни, связанная с отношениями по поводу установления, организации, функционирования и изменения политической власти; деятельность социальных субъектов по осуществлению политической (государственной и общественной) власти.

Нет политики без власти и властных отношений, т.е. без способности, права и возможности одного социального субъекта решающим образом влиять на действия другого, опираясь на свою волю и авторитет, моральные и правовые нормы, обычаи и традиции, угрозу принуждения и наказания и т.д. Вместе с тем было бы неверным полностью отождествлять власть и политику, ибо не всякая власть выступает как политическая. Так, власть главы семьи над её членами, взятая сама по себе, - это не публичная, а личная, индивидуальная власть, а потому и не политика. Поэтому, например, в родоплемённом, догосударственном общественном устройстве, державшемся на личной власти главы рода, отсутствовала политическая власть. Публичная власть, прежде всего власть государства, и политика возникают и существуют тогда, когда общество в результате своего расширения и усложнения оказывается неспособным оставаться в рамках былой саморегуляции, самоуправления. В нём обнаруживается и сохраняется объективная потребность в обеспечении извне контроля за поведением его членов и их взаимоотношениями, а тем самым и в выделении для этого особого слоя людей, осуществляющих такой контроль и социально- политическое регулирование.



Основные причины возникновения политики:

1) поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении;

2) возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделённых от народа, органов власти.

Таким образом, важнейшей предпосылкой политики является появление государственной и политической власти. Первобытные общества были неполитическими. Не может рассматриваться как политическая и власть руководителя, лидера и в ряде других малых самодеятельных групп и объединений.

2. Политика – это всегда вопрос о власти. В общем смысле власть – это способность контролировать поведение других независимо от их согласия, а также эффективно участвовать в процессе принятия решений. Власть может быть легальной, нелегальной, справедливой, несправедливой. Она может основываться на богатстве, статусе, престиже, численном преобладании, или организованной эффективности.

Основными компонентами власти являются не субъект и объект, а средства и процесс. Субъект и объект – это непосредственные носители, агенты власти. Субъект – её активное, направляющее начало. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Первичный уровень составляют индивиды и социальные группы, вторичный – политические организации. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение, которое предписывает поведение объекта власти. В нём указываются также поощрения и наказание за выполнение или невыполнение команды. Поэтому организованность субъекта имеет для политической власти огромное значение.

Власть всегда подразумевает подчинение объекта субъекту. Отношения объекта и субъекта власти могут принимать форму, как ожесточённого сопротивления, так и добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяется, прежде всего, политической культурой населения.

Власть может иметь под собой несколько оснований, от которых зависит её сила, т.е. степень способность субъекта влиять на объект. Сила власти, основанная на привычке, воспринимается безболезненно и достаточно надёжна до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Наиболее стабильна власть, базирующаяся на интересе. Личная заинтересованность способствует развитию у людей позитивной мотивации подчинения. Подчинение по убеждению связано с воздействием на достаточно глубокие слои сознания. Готовность подчиняться власти ради высоких целей – важный источник власти. Власть на авторитете опирается на общую заинтересованность объекта и субъекта

власти и убеждённость подчинённых в особых способностях субъекта.

Власть, базирующаяся на интересах, убеждённости и авторитете, перерастает в идентификацию подчинённого с руководителем.

Субъект и объект – два крайних и изменчивых полюса власти: в одном отношении человек выступает начальником, в другом – подчинённым. Взаимодействие субъекта и объекта власти опосредуется целым комплексом средств или ресурсов. Это взаимодействие осуществляется в рамках специального институционального механизма, который выступает в роли стабилизатора процесса власти.

Политическая власть характеризуется следующими чертами:

1) легальностью использования силы в пределах государства (только за ним признаётся право применения всех видов санкций, включая физическое принуждение, лишение собственности, свободы и даже жизни). Политическая власть отличается от банды разбойников тем, что её насилие легитимно – признано и принято большинством членов общества;

2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти; способностью руководить общественными процессами;

3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью (власть распространяется на всё общество в целом);

4) моноцентричностью (наличием единого центра принятия решений, многообразием ресурсов). Политическая власть использует как принуждение, так и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.

Типологии власти разнообразны. В зависимости от мотивов подчинения различают: - традиционную власть – в её основе лежит всеобщая убеждённость в нерушимости, святости установленных традиций. Власть правителя опирается на неписаные законы, она – священна. Например, вожди и монархи обладали традиционной властью. Подчинение их власти оправдывалось формулой «так было от века». Такая власть обычно

основывается на праве наследования. И часто наследуемая власть правителя практически неограниченна; - харизматическую власть – основывается на признании авторитета, на господствующую веру в величие, святость, героизм, превосходство одного лица над всеми. Такая власть часто проявляется в образе отца нации, вождя, бесспорного лидера, которому подчиняются с готовностью, добровольно. Харизматический лидер признаётся всеми как человек, которого судьба, законы общественного развития, Бог наделили необычным даром и подвигли на руководство обществом. Но харизматическая власть недолговечна, она либо рушится, либо трансформируется; - рациональную власть. В её основе лежит убеждение в законности установленного порядка, признание большинством обоснованности права государственных органов на осуществление власти. Права и обязанности руководителей, как правило, закрепляются в конституциях и законах, опирающихся на общее согласие с их содержанием. Руководящий принцип рационального типа политической власти – «господство закона, а не людей». Такой тип характерен для многих индустриальных обществ и реализуется в демократическом обществе.

В соответствии с ресурсами, на которых власть основывается,

выделяют:

Экономическую власть – представляет собой контроль над экономическими ресурсами, собственностью, материальными ценностями, предполагает способность распределения материальных благ;

Социальную власть – основана на распределении позиций (статусов, должностей, льгот и привилегий) по социальной лестнице;

Культурно-информационную власть – осуществляется с помощью научных знаний, информации и средств их распределения;

Принудительную власть – контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

При классификации по функциям выделяют законодательную, исполнительную и судебную власть; по характеру применения выделяют власть демократическую, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическую и др.

3. Устойчивость политической власти достигается в процессе ее институционализации. Эта институционализация начинается с выделения статусно-ролевых групп, которые должны управлять обществом. Одновременно формируется нормативно-правовая система, которая отвечает за регулирование степени ответственности этой группы, а также система ответственности населения перед государством – гражданская ответственность. Для поддержания нормативного порядка создается надежный механизм санкций, обеспечивающий выполнение индивидами предписаний норм и правил. Со временем сложившийся политический институциональный порядок входит в привычку.

Институционализация политической власти – естественный процесс. Она основана на результате действий людей, преследующих сиюминутные интересы, но вынужденных в своих поступках исходить из ожиданий других людей, ориентироваться на них. Институционализация – это отбор правил взаимодействия из множества других.

Итогом институционализации является устойчивый механизм, который обеспечивает постоянное воспроизводство политических властных отношений. В ходе институционализации политическая власть приобретает четкие очертания. Властные отношения становятся понятными, позволяющими каждому человеку определить в них свое место.

Власть - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия.

— способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и норм и специального института — .

Власть — это необходимое условие устойчивого развития общество во всех его сферах.

Выделяют власть: политическую, экономическую, духовную семейную и др. Экономическая власть основана на праве и способности собственника каких-либо ресурсов влиять на производство товаров и услуг, духовная — на способности обладателей знаний, идеологии, информации влиять на изменение сознания людей.

Политическая власть — это могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом социальному институту.

Политическую власть можно подразделить на власть государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и т. п. Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.

Структурные элементы власти

Рассматривая власть как способность и возможность одних моделировать поведение других , следует выяснить, откуда берется эта способность? Почему в ходе социального взаимодействия люди разделяются на тех, кто властвует и тех, кто подвластен? Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, на чем зиждется власть, т.е. каковы ее основания (источники). Их бесчисленное множество. И, тем не менее, среди них есть те, которые относят к разряду универсальных, присутствующих в той или иной пропорции (или виде) в любом властном отношении.

В этой связи надо обратиться к принятым в политической науке классификациям оснований (источников) власти, и уяснить какой тип власти порождают такие из них, как сила или угроза применения силы, богатство, знание, закон, харизма, престиж, авторитет и др.

Особо следует остановиться на аргументации (доказательствах) положения о том, что властные отношения — это не только отношения зависимости, но и взаимозависимости. Что, за исключением форм прямого насилия, абсолютной власти в природе нет. Всякая власть относительная. И строится не только на зависимости подвластных от властвующих, но и властвующих от подвластных. Хотя объемы этой зависимости у них разные.

Самого пристального внимания требует также выяснение существа различий в подходах к трактовке власти и властных отношений среди политологов, представляющих разные политологические школы (функционалистов, систематиков, бихевиористов). А также того, что стоит за определениями власти как характеристике индивида, как ресурсе, как конструкции (межперсональной, причинной, философской) и пр.

Основные признаки политической (государственной) власти

Политическая власть — это некий властный комплекс, включающий как государственную власть, которая играет в нем роль «первой скрипки», так и власть всех других институциональных субъектов политики в лице политических партий, массовых общественно-политических организаций и движений, независимых СМИ и т.д.

Необходимо также учесть, что государственная власть как наиболее обобществленная форма и ядро политической власти отличается от всех других властей (в том числе политических) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер. В этой связи надо быть готовым раскрыть содержание таких понятий-признаков этой власти, как всеобщность, публичность, верховенство, моноцентризм, многообразие ресурсов, монополия на легитимное (т.е. предусмотренное и оговоренное законом) использование силы и др.

С государственной (или в более широком смысле с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «политическое господство», «легальность» и «легитимность». Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

Институционализации власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, — с одной стороны, и исполнительной деятельности, — с другой.

Что касается понятий «легальность» и «легитимность», тохотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами. Первое понятие (легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений. С четко выраженными ступенями приказа и исполнения.

Легитимность политической власти

- политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Власть и властные отношения

Многие люди, включая некоторых политологов, считают, что борьба за обретение власти, ее распределение, удержание и использование составляют сущность политики . Такой точки зрения придерживался, например, немецкий социолог М. Вебер. Так или иначе, учение о власти стало одним из важнейших в политологии.

Власть вообще — это способность одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам.

Власть — не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение , т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого.

Основаниями власти в самом общем виде выступают неудовлетворенные потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на определенных условиях.

Власть — необходимый атрибут любой организации, любой человеческой группы. Без власти нет организации и нет порядка. Во всякой совместной деятельности людей есть те, кто командует, и те, кто им подчиняется; те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. Власть характеризуется деятельностью тех, кто управляет .

Источники власти:

  • авторитет - власть как сила привычки, традиций, интернизированных культурных ценностей;
  • сила — «голая власть», в арсенале которой ничего, кроме насилия и подавления, нет;
  • богатство - стимулирующая, вознаграждающая власть, которая включает и негативные санкции за некомфортное поведение;
  • знание — власть компетентности, профессионализма, так называемая «экспертная власть»;
  • харизма — вождистская власть, построенная на обожествлении лидера, наделении его сверхъестественными способностями;
  • престиж - отождествляющая (идентифицирующая) власть и пр.

Необходимость власти

Общественный характер жизни людей превращает власть в общественное явление. Власть выражается в способности объединившихся людей обеспечивать достижение своих согласованных целей, утверждать общепринятые ценности и взаимодействовать. В неразвитых сообществах власть бывает растворена, она принадлежит всем вместе и никому в отдельности. Но уже здесь общественная власть приобретает характер права сообщества влиять на поведение отдельных лиц. Однако неизбежное в любом обществе различие интересов нарушает политическое общение, сотрудничество, согласованность. Это ведет к разложению такой формы власти из-за ее низкой эффективности, в итоге — к потере способности достигать согласованных целей. В таком случае реальная перспектива — распад данного сообщества.

Чтобы этого не случилось, общественная власть передается выбранным или назначенным людям — правителям. Правители получают от сообщества полномочия (полное могущество, общественную власть) на управление общественными отношениями, т. е. на изменение активности субъектов в соответствии с правом. Необходимость в управлении объясняется тем, что люди в отношениях между собой очень часто руководствуются не разумом, а страстями, что и приводит к потере цели сообщества. Поэтому правитель должен обладать силой, которая бы держала людей в рамках организованной общности, исключала бы крайние проявления эгоизма и агрессии в общественных отношениях, обеспечивая всеобщее выживание.

В политической науке можно выделить две трактовки понятия «государство».

В широком смысле государство – это политическое образование, соответствующее трем основным признакам:

1) наличие единой территории с определенными границами;

2) население, проживающее на данной территории;

3) суверенная власть.

Такое толкование понятия государства носит преимущественно юридический характер.

В узком смысле государство трактуется как совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории. Классическое определение государства в узком смысле сформулировал М. Вебер: «Современное государство, – писал он, – есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства». Позицию Вебера можно охарактеризовать как политологический подход. Он выводит понятие государства из отношений господства людей над людьми, которое опирается на легитимное насилие. При этом само господство организовано и осуществляется в соответствии с существующими нормами и процедурами («по типу учреждения»), т. е. носит институционализированный характер. Предложенное Вебером определение получило широкую поддержку в современной науке. Французский социолог П. Бурдье рассматривает государство как «Икс (подлежащий определению), обладающий монополией на легитимное использование физического и символического насилия на определенной территории и в отношении соответствующего населения». В этом определении Бурдье расширяет толкование применяемого государством насилия: оно у него носит не только физический, но и символический характер.

Исторические исследования подтверждают тот факт, что создание централизованных государств в Европе и других регионах связано с монополизацией одной из группировок права на применение насилия, увеличением собираемости налогов и усилением военной мощи. Некоторые исследователи считают процесс установления территориальной монополии силы, т. е. формирование государства, законом истории, а появление современных государств относят к ХV столетию. Монополия силы включает в себя защиту территории от внешних врагов и устранение конфликтов с использованием насилия в пределах определенной территории.

В политической науке особое внимание уделяется проблеме происхождения государства. В зависимости от ее решения определяется природа государства и способы его легитимации. Эта проблема находилась в поле зрения античных и средневековых мыслителей, философов и юристов Нового времени. В современной политической науке к этой проблеме обратились представители неоинституционализма.

Представители неоинституционализма трактуют происхождение государства с позиций социального конструктивизма. Д. Норт рассматривает правителя как собственника, который торгует защитой и правосудием. В обмен на эти блага правитель обретает верховную власть, которая ограничивается со стороны подданных как возможными издержками выхода из подчинения правителю и его смены, так и уровнем политической конкуренции. Несколько иную картину рисует Дж. Бьюкенен. С точки зрения его теории гражданин (принципал) конструирует государство (агента), передавая ему функции, в том числе и гаранта исполнения контрактов. В результате он вынужден подчиняться решениям государства, становясь, таким образом, агентом.

Приверженцы неоинституционализма рассматривают две полярные модели государства: контрактную и эксплуататорскую. С точки зрения контрактной модели , государство использует делегированное ему гражданами право на применение насилия в их интересах. Целью подобного государства является такое перераспределение прав собственности, которое максимизирует доход общества. Для этого собственность передается в руки тех экономических субъектов, которые могут ею пользоваться наиболее эффективно. Контрактное государство действует в рамках конституционного поля и рыночной экономики. В противовес ему эксплуататорское государство использует монополию на насилие в собственных интересах, т. е. для максимизации собственной прибыли. Интересы правителя ставятся выше интересов общества, а государственный аппарат стремится поставить под свой контроль все сферы общества. Перераспределение собственности и поборы государства приобретают систематический характер.

Loading...Loading...