Современные усадьбы. Образ жизни

Рыбалко Д. М. (Тула), научный сотрудник Дома-музея В. В. Вересаева / 2011

«Мне представляется: наша жизнь - это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно… Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны».

В. В. Вересаев

Следуя мысли писателя, мы попробуем реконструировать умозрительный историко-литературный образ старинной дворянской городской усадьбы второй половины XIX века, усадьбы Смидовичей в Туле на ул. Верхне-Дворянской (ныне ул. Гоголевская, 82, Дом-музей В. В. Вересаева). Ведь столь трепетное отношение к жизни писатель, врач, пушкинист, переводчик В. В. Вересаев, выросший на одной почве с родительским садом, впитал именно здесь: «До семнадцати лет непрерывно, а потом много лет летом я жил в Туле и Тульской губернии и, конечно, насквозь пропитался именно тульской природой. Везде, где я изображал провинциальный город («Без дороги», «На повороте», «К жизни») материалом мне служила Тула».

Раскрыть историко-литературный образ усадьбы нам помогут, как накопленные материалы из Государственного архива Тульской области, так и литературные источники: произведения и воспоминания самого писателя, которые обладают не меньшей достоверностью благодаря реалистической манере написания, очень характерной для В. В. Вересаева.

Так, мы располагаем рядом документов по истории усадьбы Смидовичей в Туле: а) купчая крепость жены лекаря Е. П. Смидович на дом 231/223, двор и огородное место по ул. Верхне-Дворянской от 28 апреля 1867 г. ; б) прошение В. И. Смидовича о продаже части усадебного места, находящегося под садом, жене своей г-же Смидович для округления ее усадебного места на Верхне-Дворянской ул. от 3 июня 1874 г. ; в) прошение вдовы надворного советника Е. П. Смидович на постройку деревянной лестницы во 2 этаже ее дома от 19 февраля 1898 г. К этим документам приложен чертеж усадьбы со всеми постройками – это одноэтажный деревянный дом, где жила семья Смидовичей; двухэтажный деревянный дом, который сдавался внаем; сараи и навес. Указаны границы усадьбы и фамилии соседей из чего видно, что усадьба Смидовичей имеет вид правильного прямоугольника со сторонами 41 и 26 саж., общей площадью 4785 кв. м. Кроме того, описание усадьбы, а точнее метеорологической площадки на ней, можно найти в книге В. И. Смидовича «Метеорологические наблюдения по г. Туле за 1877 г.», а так же, изучая фотоматериал и план дома, составленный Вересаевым.

Эти безусловно важные исторические факты, легшие в основу создания музея, сами по себе никогда бы не смогли передать прежнего великолепия усадебной жизни в отличии от живого писательского слова: «… У папы на Верхне-Дворянской улице был свой дом, в нем я и родился. Это был небольшой дом в четыре комнаты, с огромным садом... Сад вначале был, как и все соседние, почти сплошь фруктовый, но папа постепенно засаживал его неплодовыми деревьями, и уже на моей памяти только там и тут стояли яблони, груши и вишни. Все росли и ширились крепкие клены и ясени, все больше ввысь возносились березы большой аллеи, все гуще делались заросли сирени и желтой акации вдоль заборов. Каждый кустик в саду, каждое деревце были нам близко знакомы... И были превосходнейшие места для игр: под папиным балконом, например, темное, низкое помещение, где нужно было ходить нагнувшись… Много в этом подземелье было совершено злодейств, много укрывалось разбойничьих шаек, много мучений пережито пленниками...»

Этот отрывок из воспоминаний В. В Вересаева ясно показывает, сколь духовно важен для нас литературный источник, который рисует свою достоверную действительность, раскрывает внутренний мир усадьбы, и состояние души ее обитателей, чего не в силах передать одни только исторические материалы обычному читателю, не специалисту. Для нас таким источником являются «Воспоминания» В. В. Вересаева и ряд его произведений, где виден не только образ родных писателю усадеб, но и прослеживаются реалии усадебной России. В повести «Без дороги», благодаря которой Вересаев стал известен в России, события разворачиваются то в окрестностях старинной дворянской усадьбы в сельце Касаткине (прототип - имение в с. Зыбине, где писатель гостил каждое лето), то в Слесарске (Тула), хотя речь идет об упадке народнического движения. В книге мы увидим липовые аллеи зыбинского сада, большой барский дом с колоннами по фасаду, реку Вашану, живописные окрестности. Но образ усадьбы в произведениях Вересаева часто собирательный, сложившийся из ароматов тульского сада и тенистых ясеневых сводов вдоль городских окраин, широт загородной Владычни и Зыбина.

Кроме того литературный источник часто может либо подтвердить, либо опровергнуть архивное свидетельство. Помимо этого он содержит массу фактического материала. Так, например, располагая одним лишь планом усадьбы Смидовичей, мы никогда бы не смогли составить полное о ней представление. Но теперь, сопоставляя документы и воспоминания писателя, мы узнаем, что сад был паркового типа, преимущественно кленовый, любовно спланированный и засаженный отцом писателя Викентием Игнатьевичем Смидовичем, формы правильного четырехугольника, достаточно большой для городской усадьбы. В нем помимо кленов росли ясени, липа, ель и множество кустарников: бузина, шиповник, розы, жасмин-чубушник. При обследовании сада в 1993 г. было выявлено 13 деревьев посадки В. И. Смидовича в возрасте 100-130 лет, а в почве нашли следы гравилата, бальзамина, незабудок. Украшением сада был кустик белого рододендрона, который на зиму убирали в оранжерею. Об этом мы узнаем опять же из воспоминаний: «Когда я был еще совсем маленьким, отец сильно увлекался садоводством… Были парники, была маленькая оранжерея. Смутно помню теплый, парной ее воздух, узорчатые листья пальм, стену и потолок из пыльных стекол, горки рыхлой, очень черной земли на столах, ряды горшочков с рассаженными черенками. И еще помню звучное, прочно отпечатавшееся в памяти слово „рододендрон“» .

В передней части сада был большой цветник, где росли самые редкие цветы, за которыми любовно ухаживал Викентий Игнатьевич. Насколько сильно отец дорожил своим садом можно судить по исключительному случаю, когда будущего писателя единственный раз за все время выпороли: «Папа позвал меня, подвел к цветку, показал его и сказал: - Видишь, вот цветок? Не смей не только трогать его, а и близко не подходи. Если он сломается, мне будет очень неприятно. Понял? - Понял» . Дело в том, что Викентий, бывший большим выдумщиком и фантазером, понял папу именно так, что ему поручено пересадить цветок. Конечно, он был очень польщен оказанным ему доверием и совершил пересадку со всею тщательностью, за что был несправедливо наказан.

Березовая аллея, проложенная от дома к беседке в конце сада, была главной композиционно-планировочной осью усадьбы. В дальнем углу рос кустик канупера, на кривой дорожке, шедшей от двора к березовой аллее – клен татарский, на круглой возвышенности – конский каштан. Вдоль забора росли желтая акация, белая и синяя сирень. Из плодовых деревьев на участке росли старые русские сорта яблонь: грушовка, коричное, боровинка, антоновка, китайка, плоды, которых по воспоминаниям писателя были так соблазнительны для детей, особенно накануне яблочного спаса.

Необычным для дворянской семьи занятием была работа в саду, в которой принимали участие не только прислуга, но и все домочадцы: «К Троице нужно было убрать сад: граблями сгрести с травы прошлогодние листья и сучья, подмести дорожки, посыпать их песком». Но далее перед нами раскрывается интересная история, о том, как мама предложила детям отпустить старика-поденщика, отдать ему деньги, а работу доделать самим, на что дети с радостью согласились: «Мы три дня с одушевлением работали и убрали-таки сад к празднику». Кроме того матерью была заведена разумная традиция: «Кому из нас очень нужны бывали деньги, тот мог получить у мамы работу в саду или на дворе... Мама поручила мне за пятачок очистить от травы и сучков площадку под большой липой». А борьба с майскими жуками: «Весна. Березы только что развернули узорные, весело-зеленые листочки. Майские жуки с деловитым жужжанием носятся вокруг берез, а мы внизу суетимся, - потные, задыхающиеся, с вылезающими на лоб глазами… Никогда впоследствии ничто не наполняло меня такою гордостью за совершенное мною полезное дело, как эта борьба с майскими жуками» .

Важно отметить, что внешнее убранство усадьбы и устройство жизни в ней всегда являлось отражением внутреннего мира ее обитателей. Семья Смидовичей была очень значима для Тулы, ведь отец писателя, польский дворянин, считался одним из лучших врачей, был известен своей общественной и научной деятельностью, направленной на улучшение санитарного состояния города, любовью тульской рабочей бедноты, которую он лечил бесплатно и в первой открытой им поликлинике, и у себя дома. Он способствовал проведению первого в Туле водопровода, открытию самого крупного тульского парка им. И. П. Белоусова на месте бывшей городской свалки и многое другое. Владел интересной коллекцией минералов и библиотекой по самым разным отраслям знания. А свою химическую лабораторию, располагавшуюся в цокольном этаже дома, с радостью передал созданной им Городской Санитарной комиссии. Вел систематическое метеонаблюдение, с помощью которого оставил подробное описание особенностей тульского климата, поэтому на усадьбе находилась метеорологическая площадка. Описание этой площадки, а также результаты работы на ней мы можем прочитать в книге «Метеорологические наблюдения по г. Туле за 1877 г».

В семье было традицией устраивать семейные чтения по вечерам, день немецкого языка раз в неделю, детские танцевальные вечера на святки, приглашать интересных людей. Усадьба Смидовичей и ныне является местом собрания тульской интеллигенции. Не случайно именно здесь, в доме со столь богатыми семейными традициями, мать писателя Е. П. Юницкая, прирожденный педагог, открыла первый в России детский сад, «совершеннейшая диковинка в Туле» - пишет В. В. Вересаев. Об этом есть свидетельство в «Тульских губернских ведомостях» от 25 октября 1872г.: «С разрешения попечителя Московского учебного округа я открываю 1 ноября этого года на Большой Дворянской улице, в собственном доме, детский сад для детей от 3 лет до 7» И подпись: «Елизавета Павловна».

Отец заботился не только о нравственном и интеллектуальном развитии своих детей, но и, как врач, о физическом здоровье: «В конце нашего сада была большая площадка, а на ней — “гимнастика”: два высоких столба с поперечною балкою; в середине шесты для лазания, узловатая веревка, трапеция» . Эти сооружения служили детям еще и декорациями для игр, где, как пишет В. В. Вересаев «были разнообразные приключения индейского характера»: «Однажды, после многих приключений в разных концах сада, мы с сестрой Арабеллой попали в плен к индейцам (я был Артур, Юля - Арабелла). Индейцы связали нас... Дело происходило в большой беседке, в конце сада: это был настоящий дощатый домик, выкрашенный в зеленую краску, с железною крышею, с тремя окнами и дверью... Мы осторожно вылезли в окошко и с быстротой змеи, устремляющейся на добычу, пустились бежать в девственный лес.

Бежали всю ночь и день. К вечеру сделали привал на ступеньках папиного балкона.

Я припал ухом к земле, ... раздвинул ветки жасмина - и остановился, как вкопанный: вдогонку за нами, мчалось тридцать тысяч краснокожих всадников... Мы бегом обогнули выступ дома, черную бочку с дождевой водой, вдоль стены конюшни побежали к большой липе... Залегши в непроходимых бамбуковых зарослях, около грядки с луком, я на выбор бил из своих штуцеров...»

Воспоминания юности полны не столько подробными, сколько поэтическими описаниями усадьбы, где видно какою тонкой палитрой природных оттенков она наделила душу будущего писателя: «Стоял май, наш большой сад был, как яркое зеленое море, и на нем светлела белая и лиловая пена цветущей сирени. Аромат ее заполнял комнаты. Солнце, блеск, радость. И была не просто радость, а непрерывное ощущение ее».

Вспоминая усадьбы в эмиграции, один из бывших авторов питерского журнала «Аполлон» А. Трубников писал: «В дворянских усадьбах сгустилась вся суть русской культуры; то были интеллектуальные теплицы, в которых распускались самые красивые цветы. Из них вышли Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Лесков, наши великие писатели, наши лучшие музыканты и поэты… эволюция нашего общества после Петра проявилась вовсе не в архитектуре Царского Села или, сокровищах, собранных Екатериной в Эрмитаже, а в рождении очень своеобразного и ни на что не похожего мира русских усадеб» . Все вышесказанное справедливо относится и к нашей усадьбе.

Великие писатели (А. С. Пушкин в Захарове, Н. В. Гоголь в селе Васильевка Полтавской области, М. Ю. Лермонтов в Тарханах, Л. Н. Толстой в Ясной Поляне) созревали как личности в условиях усадебного мироздания и впоследствии всю жизнь мыслили ее категориями.

Тульская усадьба Смидовичей - это исток всего: личности и оттенков творчества писателя, начало жизненного и творческого пути, прототип художественных образов, источник книги и мировоззрения под названием «живая жизнь», уходящего корнями в детство, в родительский сад. В отличие от И. А. Бунина с его минорным восприятием усадебного мира (Хутор Бутырки, в котором прошло ранее детство писателя находился в стороне от больших дорог в глубочайшей полевой тишине) Вересаев восторженно, по античному радостно смотрит на жизнь. Упоение автора жизнью, живой жизнью, природой, музыкой – это не вымышленные чувства и образы в его произведениях, а подлинные. Мы легко в этом убедимся, если прочтем одну дневниковую запись, сделанную 13 июля 1892 г. в Туле в период написания повести «Без дороги»: «Вчера приехал из Зыбина. Чудесное время. Уже одна деревенская природа может сделать меня счастливым. Я упивался запахом созревшей ржи, росистыми звездными ночами, воздухом, рекой.. По вечерам музыка Нади Ставровской, Бетховен. Сидишь на террасе и слушаешь в раскрытые окна, и смотришь в сад… в голове слагаются неясные, но поразительно красивые образы».

Радостной тайной живого пропитано все творчество писателя, тульские просторы наделили его душу своими красками, он мыслит категориями земной красоты. И, может быть, именно благодаря природному чувству гармонии В. В. Вересаев вошел в русскую литературу, как писатель-общественник, словно камертон, реагирующий на фальшь окружающей действительности: «И как мог я раньше быть так слеп, чтобы не видеть этой проникающей все жизни? А в детстве я ее чувствовал. Я тогда подходил ночью к окну и смотрел в сад. В смутном сумраке таинственно дремали кусты сирени, на бледном фоне неба шевелились странно живые ветки, и все жило своею особенною, загадочною жизнью. Отбившийся, забредший в сторону, я теперь возвращался к ней, к этой недоступной уму, но покорявшей душу светлой тайне жизни» .

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО совместно с Государственным историческим музеем представляют выставку «Образ русской усадьбы в фотографии», демонстрирующую коллекцию усадебной фотографии 1860-х - 1920-х годов из собрания Исторического музея. Выставка позволяет проследить эволюцию усадебной темы в фотоискусстве и выявить основные направления усадебных сюжетов в отечественной фотографии.

Усадьба как основа дворянской жизни, экономики и культуры Российской империи была ярким выражением национального гения и местом соприкосновения элитарной и народной культур. Равноценные с исторической точки зрения, хотя и не равные по художественным качествам, фотографические образы русской усадьбы создают разнообразную картину ушедшей усадебной культуры, поэтического мира родовых гнезд и частной жизни больших дворянских и купеческих семей. Усадьба предстает на выставке в нескольких ракурсах: от парадных видов крупных имений и любительских фотографий из семейных альбомов до художественных изображений старинных парков и покинутых поместий.

Открывают экспозицию заказные виды усадеб, выполненные мастерами крупнейших фотографических ателье. Фотографии, часто значительные по размеру и специально оформленные, демонстрируют выигрышные виды архитектурного комплекса и ландшафта, а также портреты хозяев в любимых имениях. Сюжет усадебных видов, особенности печати, а иногда и композиция определялись не только представлениями самого фотографа, но и пожеланиями заказчика. Подобным образом запечатлены многие прославленные усадьбы (Остафьево, Архангельское, Ильинское), которые служили владельцам центральными резиденциями. На выставке экспонируются уникальные примеры ранней усадебной фотографии 1860-х годов - снимки имения Никольское-Обольяниново, выполненные М. Н. Шерером, и Никольское-Прозоровское М. Б. Тулинова.

Второй раздел посвящен любительской фотографии. Авторы этих снимков - сами владельцы и гости усадеб. Фотографии отличает непосредственность сюжетов и живость композиции. На рубеже веков фотографирование превратилось в доступный вид художественной деятельности. Летний досуг в русском обществе традиционно был связан с имением, поэтому изображения повседневной отрадной жизни в усадьбе стали широко распространенными в любительской фотографии. Появление любительских снимков не связанно с эстетической или исторической ценностью поместья, их рождает гармоничная атмосфера усадебной жизни, общие семейные занятия. Сюжеты снимков разнообразны: жанровые сценки (пикники на траве, катание на лодке, пешие прогулки), портреты слуг и гостей, личные комнаты верхнего этажа, милые сердцу укромные уголки парка и окрестностей.

Фотографии следующего раздела отражают возникший в начале XX века интерес к изучению и сохранению русской усадьбы с ее художественными и историческими артефактами.

Усадьбу начинают воспринимать как уникальное синтетическое явление искусства и место родовой памяти. Фотографы стремятся зафиксировать особенности архитектурного ансамбля и интерьерного комплекса поместий. К съемке архитектуры и видовому жанру с целью фотодокументирования памятников обращается ряд мастеров: П. П. Павлов, Н. Н. Ушаков, А. А. Иванов-Терентьев.

В начале XX века литературно и художественно оформился миф русской усадьбы, сложилось представление о ней как о символе уходящей дворянской культуры. Авторский взгляд фотохудожников привлекали детали и пейзажи, передававшие особенное пассеистическое настроение усадебной жизни - поэзию умирания, уходящего величия. Основные объекты изображения - усадебная природа и парк - стали одухотворенными, эмоционально окрашенным. Представление об усадьбе воплотилось в знаковых образах художественной светописи: юной барышне и парковой аллее. В некоторых работах художественно преображенному образу имения, словно покрытому легкой дымкой воспоминания, соответствуют приемы пикториальной фотографии. Работы этого раздела происходят из фонда Русского фотографического общества - жемчужины фотоколлекции Исторического музея. Фотографии Н. С. Кроткова, В. Н. Часовникова, В. Н. Шохина демонстрировались на фотографических конкурсах и были отобраны Обществом для создания музея. Усадебная тема нашла отражение и в работах прославленных мастеров А. С. Мазурина и Н. А. Петрова.

Последним значимым периодом развития усадебной темы в художественной светописи стали 1920-е годы. Огромный интерес к изучению усадебного наследия и поэзия разоренных гнезд привлекли ведущих советских фотохудожников. В это время, став исключительно явлением прошлого, усадьба приобрела возможность новых трактовок. На выставке представлены фотоэтюды выдающегося отечественного мастера А. Д. Гринберга, стремившегося к созданию нового образа усадьбы. Работы фотографа воплощают уже не прекрасное «уходящее» Серебряного века, а «былое», безвозвратно утраченное, погибшее прошлое. Большинство этих усадебных фотографий демонстрировались на знаменитой выставке 1928 года «Советская фотография за 10 лет». В дальнейшем исчезновение усадебной культуры как живой и мощной традиции привело к отсутствию ее образа в советской фотографии.

Якушева Елизавета

Эпоха урбанизации проходит - людям надоело жить среди пыли, асфальта и выхлопных газов. Люди желают вырваться на волю, хотят настоящего, чистого и естественного. А благодаря высокому уровню прогресса, жизнь на лоне природы и современный уровень комфорта - теперь понятия вполне совместимые. Перебираясь за город, мы вспоминаем, как жили наши предки, и применяем их опыт в новой жизни.

История русской усадьбы насчитывает почти шесть веков. Еще в период древней Руси в любом селе находился выделявшийся среди прочих дом "владельца" - прообраз поместной усадьбы. Слово "усадьба" произошло от русского глагола "усаживаться", и, как явление, усадьба прижилась на русской земле оттого, что, по мнению исследователей, неизменно оставалась для владельца уголком мира, освоенным и обустроенным для себя.

Родовая усадьба - это не просто загородный дом и прилегающая к нему земля, но и духовная территория, на которой собраны и запечатлены самые различные события жизни вашей семьи. Будничные заботы, весёлые праздники, семейные торжества, время работы и отдыха - всё это сохранилось и прошло сквозь века, напоминая вам об истории рода. Усадьба, в исконном смысле этого слова, - малая родина человека, где жило несколько поколений его предков. В наше время это понятие практически утеряно. Мы живём в городских квартирах, являясь горожанами во втором или третьем поколении, выезжаем за город на приусадебный участок, который чаще всего сложно назвать родовой усадьбой. Если европейцы с гордостью могут поведать вам об истории своего рода, провести по залам фамильной усадьбы, где проводились торжественные приёмы, то мы больше можем рассказать о родословной домашнего питомца, чем о своей собственной. Так уж сложилось в нашей стране. Но всё чаще и чаще современные люди приходят к пониманию того, что значит для них история своего рода. Строительство "семейного гнезда" - первый шаг на пути к восстановлению прежней роли родовой усадьбы, сохранению и уважению истории своих предков.

На сегодняшний день "родовым гнездом" можно назвать достаточно большой земельный участок с различными хозяйственными постройками, хозяйским домом, местом для отдыха. Конечно, жизнь в современном "родовом гнезде" отличается оттого, что было доступно нашим предкам. Современные загородные посёлки строятся с хорошо продуманной инфраструктурой, их обитателям доступны все блага цивилизации, но неизменным остаётся одно - жизнь в гармонии с природой и с самим собой. Бескрайние просторы, зелёные или заснеженные поля, естественные водоёмы, конные прогулки и катания на лодках не перестают быть востребованными.

Стоит произнести словосочетание "русская усадьба" - и перед глазами встает сложившийся образ: кованая решетка ограды, каменная обвалившаяся арка въезда, заросшие аллеи, опустевшие парковые павильоны и беседки, барский дом, в котором, кажется, еще слышны шаги и перешептывания прежних обитателей.

Русская усадьба сокровище отечественной культуры. Сегодня, в XXI веке, можно говорить о том, что русская усадьба возрождается: многие семьи выбирают для загородного дома или городской квартиры интерьер в традициях, сформировавшихся еще во времена царской России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №89. Г.Волгограда

Городской конкурс учебно-

исследовательских работ

Старшеклассников «Я и Земля»

им.В.И.Вернадского

секция истории Отечества

История русской усадьбы и образ жизни её обитателей.

Выполнила:

ученица 9«А» класса

Якушева Елизавета

Учитель истории:

Гнатковская Людмила Викторовна

Волгоград,2014

1.Введение……………………………………………………………..3-6

2. История русской усадьбы и образ жизни её обитателей………..7-21

3.Заключение………………………………………………………...22-24

4.Список литературы……………………………………………......25-26

1.Введение

Эпоха урбанизации проходит - людям надоело жить среди пыли, асфальта и выхлопных газов. Люди желают вырваться на волю, хотят настоящего, чистого и естественного. А благодаря высокому уровню прогресса, жизнь на лоне природы и современный уровень комфорта - теперь понятия вполне совместимые. Перебираясь за город, мы вспоминаем, как жили наши предки, и применяем их опыт в новой жизни.

История русской усадьбы насчитывает почти шесть веков. Еще в период древней Руси в любом селе находился выделявшийся среди прочих дом "владельца" - прообраз поместной усадьбы. Слово "усадьба" произошло от русского глагола "усаживаться", и, как явление, усадьба прижилась на русской земле оттого, что, по мнению исследователей, неизменно оставалась для владельца уголком мира, освоенным и обустроенным для себя.

Другими словами, усадьба стала местом, где человек решил осесть, зажить домом, пустить корни. Родовая усадьба - это не просто загородный дом и прилегающая к нему земля, но и духовная территория, на которой собраны и запечатлены самые различные события жизни вашей семьи. Будничные заботы, весёлые праздники, семейные торжества, время работы и отдыха - всё это сохранилось и прошло сквозь века, напоминая вам об истории рода. Усадьба, в исконном смысле этого слова, - малая родина человека, где жило несколько поколений его предков. В наше время это понятие практически утеряно. Мы живём в городских квартирах, являясь горожанами во втором или третьем поколении, выезжаем за город на приусадебный участок, который чаще всего сложно назвать родовой усадьбой. Если европейцы с гордостью могут поведать вам об истории своего рода, провести по залам фамильной усадьбы, где проводились торжественные приёмы, то мы больше можем рассказать о родословной домашнего питомца, чем о своей собственной. Так уж сложилось в нашей стране. Но всё чаще и чаще современные люди приходят к пониманию того, что значит для них история своего рода. Строительство "семейного гнезда" - первый шаг на пути к восстановлению прежней роли родовой усадьбы, сохранению и уважению истории своих предков.

На сегодняшний день "родовым гнездом" можно назвать достаточно большой земельный участок с различными хозяйственными постройками, хозяйским домом, местом для отдыха. Конечно, жизнь в современном "родовом гнезде" отличается оттого, что было доступно нашим предкам. Современные загородные посёлки строятся с хорошо продуманной инфраструктурой, их обитателям доступны все блага цивилизации, но неизменным остаётся одно - жизнь в гармонии с природой и с самим собой. Бескрайние просторы, зелёные или заснеженные поля, естественные водоёмы, конные прогулки и катания на лодках не перестают быть востребованными.

Стоит произнести словосочетание "русская усадьба" - и перед глазами встает сложившийся образ: кованая решетка ограды, каменная обвалившаяся арка въезда, заросшие аллеи, опустевшие парковые павильоны и беседки, барский дом, в котором, кажется, еще слышны шаги и перешептывания прежних обитателей.

Русская усадьба сокровище отечественной культуры. Сегодня, в XXI веке, можно говорить о том, что русская усадьба возрождается: многие семьи выбирают для загородного дома или городской квартиры интерьер в традициях, сформировавшихся еще во времена царской России.

Актуальность темы исследования. Выбор темы обусловлен значением усадьбы в культуре России. На протяжении многих веков усадьба являлась главным компонентом отечественной социокультурной реальности. Своеобразные исторически сложившиеся предпосылки возникновения и развития русской усадьбы сделали ее ярко выраженным национальным явлением. Исследование усадьбы с культурологических позиций сейчас является наиболее актуальным, поскольку вызвано нарастающими процессами становления национального самосознания в связи с меняющимся представлением о месте и роли России в общечеловеческом культурном развитии.

Новые принципы присутствия нашей страны в мировом сообществе требуют уважения не только к чужим национальным культурам, но и, в первую очередь, к своей собственной. Усиливающийся в настоящее время рост русского национального самосознания обуславливает потребность восстановления историко-культурной памяти. Традиции отечественной культуры непрерываемые, так как являются плодом совместных усилий многих поколений. Современность немыслима без "векового здания культуры", без осознания предшествующего нравственного, духовного, интеллектуального опыта, без уважения к фонду непреходящих ценностей, накопленных нашим народом.

Русская усадьба является феноменом, в немалой степени определившим особенности отечественной культуры, ее исторической жизни и духовного содержания. Усадьба осмысливается как некий знак России, символ отечественной культуры. Неизменно ее присутствие в изобразительном искусстве, литературе, музыке.

Объектом исследования является русская усадьба и её обитатели.

Цель работы является исследование русской усадьбы, рассмотрение её роли и места в национальной культуре, увидеть образ жизни обитателей русской усадьбы.

Задачи:

Выделить исторические этапы жизни усадьбы;

Изучить образ жизни обитателей усадьбы

Основную рабочую гипотезу исследования можно сформулировать следующим образом: рассмотрение русской усадьбы как социокультурного явления в его историческом развитии позволит уточнить понимание национальных особенностей русской культуры вообще, обогатить современное представление о своеобразии ее традиций и их роли в становлении национального самосознания сегодня.

Научная новизна представленного исследования заключается в том, что русская усадьбы рассматривается в методологии комплексного культурологического анализа. Такой подход дает возможность раскрыть особенности данного феномена как уникального историко-культурного комплекса, одного из наиболее значительных явлений отечественной культуры. В исследовании также предложены принципы классификации и основания для типологии русской усадьбы в политико-экономической, социально-психологической, духовной, художественно-эстетической жизни России.

Теоретическая значимость исследования состоит в новизне и достоверности полученных результатов, которые представляют значительный вклад в исследования по этой проблеме.

Практическая значимость работы состоит в актуальности разработки уроков истории посвященным культуре России, где проблемы русской усадьбы должны занять значительное место. Материал исследования может быть использован также в спецкурсах и факультативных занятиях со школьниками.

2.История русской усадьбы и образ жизни её обитателей

Усадьба в русской архитектуре - отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII - началу XX веков.

Первое упоминание усадища в документах относится к 1536г. В отдельной книге июня 1536 зафиксирован раздел вотчины князей Оболенских между родственниками в Бежецком уезде. Из текста выясняется, что при селе Дгино было усадище.

Выделяют следующие основные категории, имеющие ряд особенностей, влияющих на внешний облик русских усадеб:

  • боярские усадьбы XVII века;
  • помещичьи усадьбы XVIII-XIX веков;
  • городские усадьбы XVIII-XIX веков;
  • крестьянские усадьбы.

В состав классической барской усадьбы обычно входили барский дом, несколько флигелей, конюшня, оранжерея, постройки для прислуги и др. Парк, примыкающий к усадьбе, чаще всего носил ландшафтный характер, часто устраивались пруды, прокладывались аллеи, строились беседки, гроты и т. п. В крупных усадьбах нередко строилась церковь.

Городские дворянские усадьбы, характерные для Москвы, в меньшей степени для Санкт-Петербурга, губернских городов, как правило, включали господский дом, «службы» (конюшню, сараи, помещения для прислуги), небольшой садик.

Многие русские усадьбы были построены по оригинальным проектам известных архитекторов, в то же время немалая часть строилась по «типовым» проектам. В усадьбах, принадлежавших известным собирателям и коллекционерам, нередко сосредотачивались значительные культурные ценности, собрания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Ряд усадеб, принадлежавших известным меценатам, получил известность как важные центры культурной жизни (например, Абрамцево, Талашкино). Другие усадьбы прославились за счет знаменитых владельцев (Тарханы, Болдино).

После Октябрьской революции 1917 года практически все русские дворянские усадьбы были оставлены владельцами, большая часть из них подверглась разграблению и дальнейшему запустению. В ряде выдающихся усадеб в годы советской власти были созданы музеи (Архангельское, Кусково, Останкино - в Подмосковье и Москве), в том числе мемориальные («Ясная Поляна» в Тульской области, «Карабиха» под Ярославлем и др.).

По сведениям национального фонда «Возрождение русской усадьбы», в России на 2007 года насчитывалось около 7 тысяч усадеб, являющихся памятниками истории и архитектуры, причём около двух третей из них находятся в разрушенном состоянии.

Усадьба родилась из присущего человеку устремлениями обустроить мир вокруг себя, приблизить его к умозрительному идеалу. Для дворянина усадьба всегда являла "приют спокойствия, трудов и вдохновенья", в котором можно было укрыться от житейских невзгод. Усадьба погружала в мир простых человеческих радостей, в круговорот домашних дел и развлечений, связанных со строительством, садоводством, театром, охотой и приемом гостей. На лоне природы, в тишине и покое многие ценности обретали свое истинное значение. Под сенью муз писались стихи, сочинялись романсы, создавались картины. Сегодняшний день соседствовал в усадьбе с минувшим, память о котором жила в портретах фамильных галерей, в монументах парка и "отеческих гробах" усыпальниц.

Дворянская усадьба XVIII в. формировалась и эволюционировала в русле современных ей передовых идейно-эстетических и художественных направлений отечественной и европейской культуры, аккумулировала в себе духовную, художественную и материальную культуру современного общества.

Помещичьи усадьбы на протяжении XVIII в. служили местом для жизни их обитателей, здесь они рождались, воспитывались, для большинства из них здесь проходила вся жизнь, жизнь не одного поколения. Богатые помещики покидали свои «родовые гнезда» лишь на зиму или на время службы и учебы. Для крупных землевладельцев-аристократов усадьбы являлись официальными парадными резиденциями, административно-хозяйственным центром со своим бюрократическим аппаратом, огромным «штатом» дворовых людей во главе с приказчиком, с канцелярией, через которую рассылались «указы» и инструкции. Имения занимали большие территории за счет приписанных к ним угодий, лесов, полей, крестьянских деревень. В своей усадьбе владелец выступал в роли монарха, а подданными были его крепостные. Их богато оформленные усадебные дома напоминали дворцы. Приезд помещика встречался колокольным звоном, хлебом-солью.

Одним из самых значительных последствий петровских преобразований стала перемена в нравах и обычаях. Но семена европейской культуры на российской почве, которые так неукротимо насаживал царь-реформатор, дали причудливые и не всегда удачные всходы. Отвыкая от своего традиционного образа жизни, чужое усваивали поверхностно, потребительски. Из достижений западной культуры заимствовали в первую очередь то, что делало приятным и комфортным быт

Дворянская усадьба XVIII в. формировалась и эволюционировала в русле современных ей передовых идейно-эстетических и художественных направлений отечественной и европейской культуры, аккумулировала в себе духовную, художественную и материальную культуру современного общества. Ближайшими прототипами для крупной аристократической усадьбы, были царские загородные резиденции под Петербургом. А те, в свою очередь, послужили образцами для подражания провинциальным усадьбам. Культура дворянской усадьбы создала прекрасные образцы архитектурных и садово-парковых ансамблей, изобразительного искусства, музыки и театра.

При оформлении усадебного ансамбля последней трети XVIII в. особое место отводилось окружающему пейзажу, подчеркивались достоинства и выразительность естественного ландшафта, рельефа местности, зеленых массивов, водоемов. Последним придавалась конфигурация природных озер. Недостатки территории восполнялись искусственными приемами, добиваясь правдоподобия подлинности природы, незатронутой человеком.

С 1760-х гг., после отмены обязательной дворянской службы начинается расцвет сельской усадьбы. Изменения в облике усадьбы становились заметными не сразу. Привычный, традиционный уклад нарушался далеко не всеми владельцами. Доля усадебных селений по уездам к 1780-м гг. понизилась. Возросла и доля имений без усадебных домов. Возможно, это было связано с перемещением части дворян в города, в новые уездные учреждения. Как и прежде, усадебные дома были главным образом деревянными. Как и в первой половине столетия основная масса дворян в уездах владела одной усадьбой. Показательно, что резко снизилась численность усадебных имений без крестьянских дворов. У состоятельных помещиков усадебное хозяйство в таких отраслях, как животноводство, птицеводство, садоводство, рыбоводство, по-прежнему занимало прочные позиции. Характерной чертой многих усадеб становились оранжереи. Судя по развитому усадебному хозяйству, не снижалась и численность дворовых людей, а среди них возрастало количество овладевших редкими ремесленными специальностями (столяры, резчики, слесари и др.), которые были необходимы для благоустройства господских домов.

Еще в 40-е годы XVIII столетия, время правления императрицы Анны Иоанновны, княжеский дом в Архангельском состоял всего из трех комнат, собственно - отдельных срубов, соединенных сенями. Интерьеры этого жилища также были незатейливы: в красном углу иконы с неугасимой лампадкой, вдоль стен лавки, изразцовая печь, дубовый стол, четыре кожаных стула, еловая кровать «в пестрядинных и выбойчатых наволоках». На огороженном невысоким решетчатым забором дворе уместились баня, хозяйственные постройки - ледники, амбар, поварня. Главной достопримечательностью усадьбы была каменная церковь Архангела Михаила.

Величественные дворцы вельмож обыкновенно строились на возвышенных местах, на живописных берегах рек или озер, господствуя над округой и помогая своим хозяевам входить в образ державного властелина. Эта забава была чрезвычайно распространена среди знати. Иметь собственный двор, собственных фрейлин, камергеров и статс-дам, гофмаршалов и шталмейстеров казалось престижным, тешило самолюбие, опьяняло ощущением неограниченной власти.

По торжественным дням устраивались балы. В имении вельможи князя Голицына, например, по описанию очевидца это происходило так: «В ярко-освещенный зал собирались приглашенные, и когда все гости были в сборе, собственный княжеский оркестр играл торжественный марш, и под звуки его князь выходил в зал, опираясь на плечо своего гофмейстера. Бал открывался полонезом, причем хозяин шел с своею статс-дамою, которая предварительно целовала его руку…»

Помещики богатые и знатные, или желавшие, чтобы так думали о них другие, старались возвести обширный каменный дом, окружив его множеством также каменных пристроек, флигелей, колоннад, оранжерей и теплиц. Дом окружали сад с прудами и парк, регулярный или пейзажный, в зависимости от вкусов владельца. Среди деревьев белели статуи в античном стиле, а нередко и памятники. Создавался усадебный мир очень тщательно и подробно. В хорошей усадьбе ничего не должно быть ничего не продуманного. Все значимо, все является аллегорией, все "читается" посвященными в усадебное таинство. Желтый цвет усадебного дома являл богатство хозяина. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей - это удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных постройках - наоборот, цвет жизни, деятельности. И все это тонуло в зелени садов и парков - символе надежды. Болота, кладбища, овраги, холмы - все чуть - чуть подправлялось, корректировалось и называлось Незванками. Становясь значимым в усадебной символике. Естественно, что этот идеальный мир обязательно, хотя часто чисто символически, отгораживался от окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами - оврагами и прудами.

Каждое дерево, каждое растение что - нибудь значат в общей гармонии. Белые стволы березы, напоминая белые стволы колонн, служат устойчивым образом родины. Липы в подъездных аллеях во время весеннего цветения намекали своим благоуханием райский эфир. Акацию сажали как символ бессмертия души. Для дуба, воспринимавшегося как сила, вечность, добродетель, устраивали специальные поляны. Плющ, как знак бессмертия, обвивал деревья в парке. А камыши у воды символизировали уединение. Даже трава виделась смертной плотью, увядающей и воскресающей. Характерно, что осина, как "проклятое дерево" практически не встречается в дворянских усадьбах.

Величина усадебного дома и роскошь, окружавшая его, зависели от состояния помещика, а оно могло формироваться разными способами. Одним из источников средств для существования «благородного» человека была служба, а вернее - злоупотребления на ней, попросту говоря - воровство. Грешили этим почти все, только в разном масштабе, от уездного стряпчего до генерал-губернатора и министра.

Чем благоустроеннее был дом, или чем больше его владелец желал иметь славу хорошего хозяина, тем строже регламентировалась внутренняя жизнь того мирка, что включал в себя население господской усадьбы. Подробные инструкции определяли обязанности каждого слуги и перечень наказаний за невыполнение или выполнение их ненадлежащим образом. В одной из таких инструкций, составленных московским барином Луниным, читаем, что дневальный официант «без напамятования должен чаще сам и посылать мальчиков снимать со свеч чисто и опрятно; на нем взыщется ежели свеча не прямо в шандале поставлена, или оная шатается…» После ужина дневальный официант и лакей должны были свечи гасить и относить в буфет, где тщательно разбирали все огарки, из которых потом самые маленькие отдавались для переливки в новые свечи, а крупные огарки велено было употреблять в задних покоях.

Жизнь в усадьба четко делилась на парадную и повседневную. Интеллектуальным и хозяйственным центром вседневной жизни усадьбы был мужской кабинет. Однако, обставляли его почти всегда очень скромно. " Кабинет, поставленный рядом с буфетом (буфетной комнатой), уступал ему по величине и, несмотря на свою укромность, казался еще слишком просторным для ученых занятий хозяина и хранилища его книг ", - писал Ф. Ф. Вигель. На протяжении всего XVIII столетия, когда интеллектуальная и нравственная работа стали долгом всякого дворянина, кабинет хозяина принадлежал чуть ли не к самым непарадным комнатам усадьбы. Здесь все было предназначено для уединенной работы. Соответственно кабинет и меблировался. Модным считался " голанскый " или " английскый " кабинет. Практически всю его обстановку составляла аскетичная дубовая мебель, с очень неброской обивкой, да скромные настольные часы. Письменные столы не жаловались. Предпочтение оказывалось секретерам, конторкам, бюро.

Барский кабинет, в отличие от покоев хозяйки, почти не украшался и весьма скромно декорировался. Непременными считались лишь изысканный графин и рюмка для " утрешнего употребления " вишневки или анисовки (считалось, что это способствует профилактике " грудной жабы " и " удара " - самых модных болезней XVIII - начала XIX веков) да курительная трубка. Курение на рубеже веков стало целым символическим ритуалом. В гостиной и в зале никогда никто не курил даже и без гостей в своей семье, чтобы, сохрани Бог, как - нибудь не осталось этого запаху и чтобы мебель не провоняла. Курение стало распространяться заметным образом после 1812 года.

Именно здесь, в кабинете хозяина усадьбы, отчитывались управляющие, писались письма и распоряжения, подсчитывался оброк, принимались попросту соседи, обсуждались проекты усадебных архитекторов.

Поскольку мужской кабинет предназначен для работы, основную роль в его интерьере играли книги. Часть книг была необходима для успешного ведения хозяйства. В тихих усадебных кабинетах формировалась мода на чтение. Если мужской кабинет был приватным центром усадьбы, то его парадным лицом служила гостиная или зала. Такое разделение на домашнее и гостевое, повседневное и праздничное было свойственно всей дворянской эпохе. Одним из следствий такого деления всей жизни дворянской стала дифференциация усадебных интерьеров на " парадные апартаменты " и " комнаты для фамилии ". В богатых усадьбах гостиная и зала служили разным целям, в большинстве же домов они прекрасно совмещались.

Современники, безусловно, воспринимали залу или гостиную как парадный, и оттого официально - холодный апартамент. Зала, большая, пустая и холодная, в два - три окна на улицу и четыре во двор, с рядами стульев по стенкам, с лампами на высоких ножках и канделябрами по углам, с большим роялем у стены; танцы, парадные обеды и место игры в карты были ее назначением. Затем гостиная, тоже в три окна, с неизменным диваном и круглым столом в глубине и большим зеркалом над диваном. По бокам дивана - кресла, козетки столики, а между окон столики с узкими зеркалами во всю стену. Потолок залы непременно украшался пышным плафоном, а пол паркетными вставками с особым рисунком. Торжественность парадной зале придавало резное золоченое дерево стен и мебели. Холодные - белые, голубые, зеленоватые тона всей гостиной лишь слегка поддерживались золотом и охрой. Центром залы почти всегда оказывался большой парадный портрет ныне царствующей особы в непременной золоченой раме. Его располагали нарочито симметрично по главной оси гостиной и отдавали те же почести, что и самим государям. В начале XIX века гостиные " теплеют ". Теперь они уже окрашены в розоватые или охристые теплые тона. Пышную золоченую мебель сменяет более строгая красного дерева. Из дамских кабинетов переходят сюда рукоделия. А в холодных прежде каминах каждый вечер зажигается огонь, отгороженный от залы расшитыми каминными экранами.

Да и предназначение гостиных меняется. Теперь здесь проходят праздники семейные, тихие. Часто домочадцы собираются за семейным чтением. Вся семья по вечерам садилась в кружок, кто - нибудь читал другие слушали: особенно дамы и девицы.

В самом конце XVIII столетия появляется в усадебном доме женский кабинет. Этого потребовал сентиментальный век, с его образами нежной жены и деловитой хозяйки. Теперь, получив образование, женщина сама формировала духовный облик не только своих детей, но и дворовых людей, вверенных ее попечению. День дворянки, особенно в сельской усадьбе, был заполнен заботами до отказа. Утро ее начиналось в уединенном кабинете, куда шли за приказом с отчетом, за деньгами, с дневным меню.

Однако, с течением дня функции женского кабинета меняются. Деловым всегда остается утро. А днем, и особенно, вечером кабинет хозяйки превращается в своеобразный салон. Само понятие салона, где исполнители и аудитория меняют друг друга, где ведутся разговоры обо всем и ни о чем, куда приглашают знаменитостей, сформировалось в конце XVIII века.

В своем усадебном кабинете хозяйка принимала самых близких родственников, друзей, соседей. Здесь она читала, рисовала, занималась рукоделием. Здесь же вела обширную переписку. Потому женский кабинет всегда отличался особым уютом и теплотой. Стены окрашивались в светлые тона, оклеивались обоями. Цветочный декор, такая же цветочная роспись покрывали потолок. Пол складывался уже не из яркого наборного паркета, а застилался цветным ковром. К теплу общения в женском кабинете добавлялось каминное тепло. Печи, камины здесь обильно украшали фаянсовыми плитками с рельефами на темы античной мифологии.

Но главную роль в женском кабинете несомненно играла художественная мебель. Простенки между окнами занимали большие зеркала, опирающиеся на изящные столики. В них отражались портреты акварели, вышивки. Сама мебель теперь выполнялась из карельской березы. Небольшие круглые столики и столики - бобики, кресла и бюро позволяли хозяйке кабинета самой выстраивать необходимый уют. При этом единое пространство кабинета старались разбить на несколько уютных уголков, каждый из которых имел свое предназначение.

Особо почетное место среди парадных покоев усадьбы занимала столовая. Вместе с тем, столовая и необходимое повседневное помещение. Именно здесь семья чувствовала себя единством. После того, как столовая становится в один ряд с самыми парадными помещениями дворянской усадьбы, ее начинают особым образом украшать. Стены этой светлой залы обычно не украшались шпалерами или модными шелковыми тканями - они впитывают запахи. Зато широко использовались росписи и масляные живописные полотна. Кроме натюрмортов, естественных в столовой, здесь часто располагали картины на исторические темы или фамильные портреты, что еще больше подчеркивало парадность помещения. В усадьбах, где сменилось несколько поколений, столовые часто становились местом хранения семейных реликвий. Иногда ту же размещали целые коллекции.

А вот мебели в столовых старались ставить как можно меньше - только ту, что необходима. Стулья были, как правило, очень простые, так как основным требованием к ним было удобство - обеды подчас длились весьма долго. Столы же постоянно вообще могли не стоять. Их часто делали раздвижными и выносили лишь во время обеда в зависимости от количества гостей. Однако в середине XIX столетия огромный стол уже занимает почти все пространство столовой.

Обязательны в столовых XVIII века буфеты - горки, на которых выставляли различные предметы из фарфора, стекла. Той же цели служили маленькие консольные столики, прикрепленные к стене. С накоплением семейных коллекций такие буфеты и столики сменились большими застекленными шкафами, в которых располагались коллекционные вещи.

Особое место в русских столовых XVIII - XIX века принадлежало фарфору. Без него не мыслилась ни одна усадьба. Он выполнял не столько бытовую, сколько представительную функцию - говорил о богатстве и вкусе хозяина. Потому хороший фарфор специально добывали и коллекционировали. Специально изготовленные на заказ фарфоровые сервизы были редкостью даже в очень богатых домах и потому весь набор посуды собирался буквально из отдельных предметов. И лишь к концу XVIII века фарфоровые сервизы прочно занимают место на обеденных столах русской знати.

Металлической посудой в усадьбах практически не пользовались, она была золотой или серебряной. При этом, если золотая посуда говорила гостям о богатстве хозяина, то фарфор - об утонченных вкусах. В домах же победнее такую же представительскую роль играла оловянная посуда и майолика.

В XVIII веке в усадьбах появляется несколько спальных комнат. Парадными спальными - гостиными никогда не пользовались. Это были чисто представительские комнаты. Днем отдыхали во "вседневных опочивальнях". Ночью спали в личных спальнях, которые располагались в личных покоях хозяина, хозяйки и их детей.

Здесь, в спальне начинался и завершался день владельцев усадьбы. По православной традиции отход ко сну всегда предварялся вечерней молитвой. В спальне же находились особо почитаемые в семье иконы. Чаще всего это были иконы с образом Божьей Матери. Благочестивость хозяев выражалась в обильном украшении икон. Для них заказывали дорогие серебряные и золотые оклады, отделанные чеканкой, гравировкой, камнями. Особо дорогие иконы предпочитали лично украсить шитым бисером или речным жемчугом окладом. Часто среди крепостных усадебных мастеров были свои иконописцы. А местную церковь и всех ее служителей помещик, как правило, содержал за свой счет.

Естественным украшением усадебных спален служили многочисленные драпировки из дорогих тканей. Из таких же тканей делались пышные завесы на окна, надкроватные балдахины, украшавшиеся букетами из перьев ("перенными букетами"). Мягкую мебель для сидения здесь старались обивать такой же тканью, создавая, таким образом, гарнитур.

И все же быт и жилища большинства дворян оставались вынужденно скромными и непритязательными. В отличие от вельможной усадьбы, выраставшей на возвышенном берегу и господствовавшей над округой, дом небогатого помещика ютился в лощине, чтобы защититься от ветров и стужи. Стены были ветхие, оконные рамы в щелях, окна - в трещинах. Такой убогий вид многие усадьбы сохраняли на протяжении почти полутора веков, не меняясь за все время от второй четверти XVIII и до середины XIX века. Причиной была, конечно, бедность, которую хозяева не могли преодолеть даже нещадной эксплуатацией труда крепостных.

Примером усадьбы того времени может служить усадьба известного мемуариста Андрея Болотова в 50-е годы XVIII столетия. Одноэтажный домик без фундамента почти по самые крохотные окна врос в землю. Из трех комнат наибольшая - зала, была неотапливаема и потому почти необитаема. Из мебели в ней стояли скамьи по стенам, да стол, покрытый ковром. Другие комнаты были жилыми. Огромные печи так жарко натапливались зимой, что при недостатке свежего воздуха (форточек не было и окон не открывали) с обитателями случались обмороки. От обморока отходили, и топили опять, следуя правилу, что «жар костей не ломит». Правый угол заставлен иконами, из мебели - стулья и кровать. Вторая комната совсем небольшого размера, выполняла одновременно роль и детской, и лакейской, и девичьей, смотря по надобности и обстоятельствам.

Прошло почти сто лет, и вот какой предстает в описании современников обыкновенная дворянская усадьба середины XIX века: помещичий дом разделен простыми перегородками на несколько маленьких комнат, и в таких четырех-пяти «клетушках» обитает, как правило, многочисленная семья, включающая в себя не только несколько человек детей, но также всевозможных приживалок и непременно дальних бедных родственников, среди которых встречались незамужние сестры хозяина или престарелые тетушки, а кроме того - гувернантки, нянюшки, горничные и кормилицы.

В усадьбе «средней руки» бывало сто, двести и более крестьянских дворов, в которых жили от нескольких сот до 1–2 тысяч крепостных крестьян. Дом владельца находился на небольшом отдалении от села, иногда рядом с церковью. Был он просторным, но чаще всего деревянным, двухэтажным и непременно с «залой» - для приема гостей и танцев. Двор, как и в старину, занимали хозяйственные постройки: кухня, людские избы, амбары, каретный сарай, конюшня. В некоторых имениях строили новый дом, не снося прежнего. Он предназначался для семьи старшего сына или для жены хозяина, почему-либо не желавшей жить под одной крышей со своим супругом.

Новый дом, в отличие от старого, в котором десятилетиями сохранялся дух прежнего времени, охотнее украшали изящной мебелью, зеркалами, картинами. Важное место среди картин в дворянской усадьбе занимали фамильные портреты.

Позади всех, в самых последних и дальних рядах российского дворянства находилась его самая многочисленная часть - мелкопоместные. Господствовавшие в обществе представления им также не позволяли отстать от своих более состоятельных собратьев. К появлению все большего числа мелкопоместных приводило дробление имений между наследниками. С начала XIX века, после того как при Александре I прекратились переводы государственных крестьян в собственность дворянства, измельчание поместий стало особенно заметным.

Со временем измельчание доходило до крайней степени, и тогда помещичьего дома уже нельзя было отличить от крестьянского жилища, а самого помещика - от его крепостного. Впрочем, уже в начале XIX века оказалось немалое количество и беспоместных и «бездушных» дворян, не имевших вовсе ни одного крестьянина или дворового человека и самостоятельно возделывавших свои земельные участки. Особенно много было мелкопоместных владельцев в Рязанской губернии. Там они получили даже специальное прозвание «дворянков». Такие «дворянки» населяли иногда целые деревни, их дома стояли вперемешку с крестьянскими избами, а размеры принадлежавших им земельных наделов были так малы, что не могли прокормить и само «благородное» семейство, часто весьма многочисленное. Здесь уже было не до хлебосольства или разъездов по гостям. Обычное жилище мелкопоместных дворян представляло собой крохотное ветхое строение из двух комнат, разделенных сенями, с пристроенной кухней. Но в доме было две половины - направо от входа «господская», налево - людская, и таким образом, и здесь, среди бедности и убожества, сохранялся сословный дух, разделявший хозяев и рабов.

Каждая из этих половин, в свою очередь, была разделена перегородками. В людской по стенам стояли полати для спанья, прялки, ручные жернова. Из мебели - грубый стол, лавки или несколько стульев, сундуки, ведра и прочее, что необходимо в хозяйстве. Под лавками хранили обыкновенно корзины с яйцами, а по комнате бродили или бегали, собаки, домашние птицы, телята, кошки и прочая живность.

Господская половина была чище, опрятнее, обставлена мебелью хотя и старой, изрядно потрепанной, но «помнившей» лучшие времена. В остальном комната мало отличалось от крестьянского обиталища. Но одной из характерных примет мелкопоместного быта была все та же, присущая и более богатым дворянам, многочисленность всевозможных приживалов и нахлебников, ютившихся вместе с хозяевами в их чрезвычайно скромном доме. В обстоятельствах нужды, сливавшейся с настоящей нищетой, в тесных помещениях и часто впроголодь жили родственники, которым совершенно не к кому было идти за помощью и негде искать куска хлеба, кроме как в этом убогом «родовом гнезде». Здесь можно было встретить и «незамужних племянниц, престарелую сестру хозяина или хозяйки, или дядюшку - отставного корнета, промотавшего свое состояние».

В таком тесном и бедном сожительстве возникали ссоры и бесконечные взаимные попреки. Хозяева придирались к нахлебникам, те, не оставаясь в долгу, припоминали давние благодеяния, оказанные их отцами нынешним кормильцам. Бранились грубо и «самым площадным образом», мирились и вновь ссорились, а часы перемирия разнообразили сплетнями или игрой в карты.

Культура дворянской усадьбы XVIII в. занимает важное место в истории отечественной культуры этого периода, оставаясь для нас и по сей день «волшебной сказкой». В результате изучения усадеб мы становимся богаче: «открылась новая полоса русской культуры, интересная и важная не только совершенством своих материальных созданий, но и своими мыслями, своей поэзией и философией, своими верованиями и вкусами» .

3.Заключение

Как показало исследование, русская усадьба на протяжении многих веков являлась одним из главных компонентов отечественной культуры. Усадьба отражала не только духовные и эстетические идеалы своего времени, но и индивидуальные черты характера владельца, соединяя общее и особенное. При этом усадьбы были одновременно хранительницами патриархальных традиций и местом воплощения самых смелых начинаний.

Каждый из типов русской усадьбы представлял собой систему, динамическую целостность, отражавшую собственное отношение к миру и понимание связи с ним и роли человека в нем. Определение места русской усадьбы в социокультурном контексте с историкотипологических позиций необходимо для понимания генезиса отечественной культуры в целом и региональной в частности.

Можно сделать следующие общие выводы:

1. Усадьба является органичным и целостным феноменом русской культуры, появление которого вызвано сущностными социокультурными потребностями и обусловлено всем предшествующим историко-культурным развитием страны.

Одной из главных черт, обусловивших "долгожительство" усадьбы, является ее укорененность в русской культуре.

2. В основе усадебного строительства лежало утверждение свободы помещика-дворянина, теория "жизнеустроения". Усадьба выступала своеобразным способом выражения творческой и эстетической энергии русского дворянства. В каждой отдельно взятой усадьбе строилась своя идеальная модель реальности. Монологичность являлась одной из важнейших характеристик русской усадьбы, определявшей ее своеобразие и уникальность.

Наличие границ с внешним окружением являлось необходимым условием сохранения искусственно созданного идиллического "усадебного рая". При этом сама усадьба находилась в сложных и противоречивых отношениях со столицами, с уездным городом, с соседними усадьбами, с крестьянским миром. Ориентированная на столичную культуру, усадьба всегда являлась оппозицией государственности, существуя одновременно как явление провинциальной культуры.

Усадьба становилась основным компонентом ландшафта, часто изменяя природное окружение и занимая самое выгодное в эстетическом отношении место.

Национальное своеобразие русских усадебных садов и парков заключалось в их большей открытости, в органичном сочетании камерности и пространственной связи с окружением, Следы усадебного преобразования природы национальный ландшафт хранит до сих пор.

Русская усадьба всегда была и рассматривалась ее обитателями как "родовое гнездо" русского дворянства. Ее атмосферу поддерживали портретные галереи, иллюстрировавшие "семейное родословное древо"; рассказывавшие о заслугах предков; усадебные церкви, обычно служившие фамильными усыпальницами.

Главный принцип усадебного бытия - понимание жизни как творчества - находил разные формы выражения. Деятельный характер владельца усадьбы являлся средством достижения гармонизации и его личности и всей жизни в поместье. В этом плане к полезной деятельности одинаково относились хозяйственные усовершенствования и интеллектуальные занятия, художественный дилетантизм и разнообразные усадебные увеселения.

3. В усадьбе находились в неразравной связи дворянская и крестьянская культуры, а также синтетическая по своей сути культура церковная.

Усадебное искусство объединяло пластические и зрелищные виды; профессиональные, любительские и народные формы. Усадебный театр был наиболее демократичным и по составу исполнителей и по выбору репертуара.

Картинные галереи в усадьбах служили одной из форм сознательного привнесения элементов западноевропейской художественной жизни в русскую культуру. При этом усадьба одновременно являлась и собранием художественных ценностей и центром художественного творчества.

Во второй половине XIX века русская усадьба из субьекта художественной деятельности превращалась в её объект. Выразителем ностальгической тоски по усадебной жизни становились, в первую очередь, литература и живопись.

Усадьба постоянно присутствует в отечественной культурно-художественной памяти, являясь одним из важнейших культурооб-разующих факторов.

Усадьба явлалась органичным и целостным явлением русской культуры, которое отражало живой образ жизни России. Сейчас усадьба занимает важное место в отечественном культурном наследии. Изучение данного социокультурного явления в исторических этапах его развития позволяет глубже проникнуть в духовные основания и своеобразие отечественной культуры, способствуя обретению национального самосознания, достоинства и историко-культурной памяти, а также уточнению и конкретизации представления о реалиях отечественной культуры. Будучи фактом национальной культуры, русская усадьба принадлежит фонду общечеловеческих ценностей.

4.Список литературы

1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII-XIX веков. Л.: Стройиздат, 1977. - 128 с.

2. Бахтина И., Чернявская Е.Шедевры садово-паркового искусст-ва//Строит-во и арх-ра Москвы. 1977. - N10-11.

3. Борисова Е.А. Некоторые особенности предромантических тенденций в русской архитектуре конца XVIII века//Русский классицизм второй половины XVIII начала XIX века. - М.: Изобр. иск-во, 1994. - С.175-183.

4. Бродский Б.И. Свидетели странного века. М.: Дет.лит-ра, 1978. - 157 с.

5. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М.: Наука, 1988. - 412 с.

6. В окрестностях Москвы: Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX веков. М.: Искусство, 1979. - 398 с.

7. Воспоминания В.А.Инсарского. Из быта наших помещиков, 1840-1850-е г.г.//Русская старина. 1874. - Кн. 1-2. -Т.IX. - С.301-322.

8. Голицын М. Петровское//Русские усадьбы. СПб., 1912. -Вып.2. - 138 с.

9. Голомбиевский А. Покинутая усадьба: село Надеждино, бывшее имение князей Куракиных//Старые годы. 1911.- N1.- С. 4-7.

10. Денике Б. Рай-Семеновское//Среди коллекционеров. 1924. -N9-12. - С.31-

11. Долгополова С., Лаевская Э. Душа и Дом: русская усадьба как выражение софийной культуры//Наше наследие. 1994. -N29-30. - С.147-157.

12. Евсина Н.А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII начала XIX века. - М.: Искусство, 1985. - 328 с.

13. Забелин И.Е. Как жили в старину русские цари-государи. -М.: Панорама, 1991. 48 с.

14. Згура В.В. Общество изучения русской усадьбы//Архитектура. 1923. - N3-5. - С.69-71.

15. Иванова Л.В. Общество изучения русской усадьбы//Отечество. Вып. 1. - М.: Профиздат, 1990. - С.36-43.

16.Каждан Т.П. Культурная жизнь усадьбы во второй половине XIX века. Качановка//Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. Идейные принципы. Структурные особенности. М.: Наука, 1982. -С.264-297.

17. Каждан Т.П. Русская усадьба//Русская художественная культура второй половины XIX века. М.: Наука, 1991,- С.354-393.

18. Мир русской усадьбы: Очерки. М.: Наука, 1995. - 294 с.

19. Памятники отечества. Мир русской усадьбы (Альманах N25). -М.: Русская книга, 1992. 167 с.

20. РябцевЮ. С. Мир русской усадьбы XVIII в.//Преподавание истории в школе. 1994. - N4. - С.37-41.

21. Торопов С.А. Подмосковные усадьбы. М.: Изд-во Ак. Арх-ры СССР, 1947. - 39 с.

22. Тот дивный мир XVIII-XIX в. в. М.: Сов. Россия, 1991. - 477 с.

23. Щукина Е.П. "Натуральный сад" русской усадьбы в конце XVIII в.//Русское искусство XVIII в.: Материалы и исследования. М.: Наука, 1973 - С.109-117.

24. http://www.hnh.ru/nature/Russian_manors

25.http://russkaya-usadba.livejournal.com/

Ландшафтный дизайн становится все более популярным не только среди владельцев особняков, но и у садоводов любителей. Сделать свои несколько соток уютными, элегантными, а вместе с тем практичными, бывает довольно трудно. Самой тяжелой задачей порой становится определиться с идей дизайна участка. Вдохновение для ландшафтного дизайна сада можно найти в русских усадьбах XIX века.

Русские усадьбы XIX века как источник вдохновения

XIX век в России ассоциируется с легкой роскошью, перед глазами предстают картины неспешно прогуливающихся господ в тени зеленных аллей парков. Зачастую, такие парки примыкали к территории дворянских усадьб. Начавшееся в конце XVIII века увлечение ландшафтным дизайном, в XIX веке оно переросло в отдельную ветвь искусства. Несмотря на то, что территориально Россия охватывает множество климатических зон, ландшафтным архитекторам того времени удавалось создавать великолепные парки и сады. Любая приусадебная площадь была поделена на зоны: для прогулок, для отдыха, для работы.

В основе русского дизайна изначально был заложен регулярный стиль, то есть все элементы имели четкие границы и правильные формы. Такая стилистика была взята из Европы и сочетала в себе различные архитектурные эпохи: от барокко до эпохи возрождения. И лишь в XIX веке в Россию пришла восточная мода на пейзажный ландшафт. В то время дизайн стал меняться, растения высаживались таким образом, чтобы казаться частью природы, слегка небрежно, но абсолютно гармонично.

Очень популярными среди зажиточных господ были . Обязательным атрибутом дизайна сада являлись выложенные дорожки, которые проходили под сводами деревьев и вели к самому дому. Соединение жилья и участка осуществлялась с помощью постройки террас или беседок. Такие сооружения делались просторными и светлыми, чтобы в них можно было проводить время без суеты.

Несмотря на то, что русский стиль позаимствовал много идеи из других культур, у него есть своя индивидуальная черта. Еще в XIX веке на приусадебных участках отводили полезную площадь. На ней выращивались сезонные овощи. Также появилось такое понятие как «аптечный огород» — небольшой участок, на котором высаживались целебные травы.

Длительное время русский стиль не рассматривался современными дизайнерами как отдельное направление в создании ландшафтов. Когда архитекторы и проектировщики садов обратили на него внимание, они нашли множество интересных идей для сада и начали применять их в практике

Появление такого понятия как дача – один из последних витков в развитии русского ландшафтного дизайна. Чтобы применить русский стиль в саду, не обязательно быть обладателем дачного участка в гектар. Все главные идеи данного направления в дизайне можно гармонично расположить на нескольких сотках дачной территории. К основным зонам русского стиля можно отнести:

  • Главным элементом всегда является дом . Именно от него идет центральная дорога сквозь другие элементы дизайна.
  • Парадная часть сада . Здесь традиционно располагаются клумбы с цветами: в XIX веке популярность имели гиацинты и тюльпаны.
  • Обязательно наличие зоны отдыха. Здесь можно построить небольшую беседку.
  • Традиционной чертой русского стиля является зона огорода . На дачах конца XX века огород стал занимать практически всю площадь участка.
  • Палисадник. На территории этой зоны можно высадить деревья и выложить дорожку.
  • Хозяйственная зона.

Каждый элемент в русском стиле несет в себе дизайнерскую нагрузку, можно выделить несколько основных черт: , бордюры из , малые архитектурные формы, дорожки, выложенные в нестрогой линии.

Для сада можно выбирать как однолетние растения, так и . На территории перед домом обычно высаживаются однолетние цветы в клумбах. Хорошо подойдут нарциссы, тюльпаны, ноготки, астры. Такие цветы, высаженные в хаотичном порядке, зададут тон дому, а также, зрительно расширят площадь.

Интересно! В XIX веке хозяйки усадебных домов в теплое время высаживали растения на участке не в клумбах, а в горшках. А с наступлением холодов цветы заносились обратно в дом.

Из деревьев на дачном участке выигрышно будут смотреться и фруктовые виды (вишня, яблоня, груша), и вечно зеленные (ель, сосна). Не стоит забывать про липу, иву и березу. Из таких деревьев можно высадить великолепный каскад, создавая тенистую аллею. Под деревьями рекомендуется высаживать растения, не требующие много солнца, например, или ландыш.

Рядом с зоной отдыха лучше всего посадить душистые растения. Тимьян, мята, душица придадут воздуху неповторимый аромат свежести и помогут создать атмосферу для отдыха.

Отличной идеей для вашего сада, если позволяет площадь территории, будет . Водоем можно украсить декоративными архитектурными элементами в виде небольших скульптур.

Русское кантри в интерьере и ландшафтном дизайне

Деревенский стиль или русское кантри все больше набирает свою популярность. Много идей для сада и дома можно взять не только из дизайна XIX века, но и из других эпох. Стиль кантри подразумевает легкую небрежность, хаотичность . При этом весь дизайн смотрится абсолютно гармонично. Особое внимание следует уделить дорожкам. Даже если дорожка выложена из плитки, лучше всего оставить небольшие зазоры, чтобы через них пробивалась трава. Такая тропинка будет гармонично сочетаться с настроением природы. Оживить дачный участок можно с помощью различных декоративных элементов, выполненных своими руками. Новые идеи для дачи и сада можно найти на фото:

Обустройство зоны отдыха. Не слишком уютно для личного сада, но можно позаимствовать гармоничное сочетание забора, дорожек, беседки и белых стволов берез.

Это фото немного объясняет, что роднит английский сад и русскую усадьбу 19-го века — некоторая меланхоличность и в то же время достоинство, респектабельность.

«Диковатые» моменты можно обыграть по-разному, но в любом случае густая, богатая, чуть небрежная и таинственная зелень — одни из примет русского стиля.

Интерьер в русском кантри также богат на разные идеи. Начать можно с внешнего вида дома. Не обязательно строить деревянную избу. Чтобы придать деревенский стиль можно использовать облицовочный материал в виде брусьев. Для интерьера в русском стиле хорошо подходят резные ставни на окнах. Внутренний дизайн дома зависит от предпочтений хозяев. Дача может быть обставлена мебелью из массивного дерева. Или же наоборот убранство может быть легким и кружевным. Для русского кантри подойдет декупаж мебели, использование кружев, например, на скатерти. Всегда выигрышно будут смотреться живые цветы и деревянная посуда в качестве декора.

Нужно помнить! Стиль кантри не подразумевает под собой хаотичный склад всего ненужного. Русский кантри – это лишь видимость небрежности.

Как не создать подделку под русский стиль

Во всем разнообразии красивых ландшафтных идей русского стиля легко запутаться. Главное, следует избегать распространенных ошибок при создании своего собственного сада:

  • Русский стиль не терпит нагромождений, его основная черта — это простор. Если дачный участок не позволяет создать все элементы русского стиля, лучше не применять их все. В таких случаях оставляется лишь те, которые больше нравятся хозяевам.
  • Главная ошибка при создании русского стиля на даче – это использование газона. От следует отказаться совсем.
  • Не стоит использовать острые углы и строгие формы.
  • Цветовая гамма русского стиля всегда гармонична. Не стоит использовать сочетание слишком ярких оттенков на одной территории.

Современный стиль «русская усадьба» в ландшафте

При создании ландшафтного дизайна все больше дизайнеров использую стиль русская усадьба или, как его обычно называют «русский стиль». Особенно популярен такой дизайнерских ход на участках, которые располагаются в непосредственной близи к лесу или к речке.

Современный русский стиль содержит в себе все основные идеи для красивого сада, позаимствованные у архитекторов XIX века. Современные дизайнеры тщательно подбирают цветущие растения, которые подойдут для той или иной климатической зоны. Именно цветы в современном стиле являются основным элементом сада. В середине центральной дорожки, ведущей от дома к воротам, дизайнеры предлагают устанавливать или клумбы. Все цветы в них должны сочетаться между собой по размеру и цвету.

Особое внимание также уделяется хвойным деревьям . Если на территории участка нет таковых, то проектировщики предлагают высадить крупномеры. Для законченной картины усадебного участка дизайнеры добавляют современные легкие беседки и скамьи, которые гармонично смотрятся в зоне отдыха, рядом с центральным цветником.

Реконструкция заброшенного сада

Запущенный сад – не повод расстраиваться. Особенно если на нем высажены фруктовые деревья или кустарники различных видов. Из такого сада можно получить практически готовый русский стиль кантри. Выросшие цветы и растения, если их подровнять, можно использовать в качестве бордюров для дорожки.

В случаях, когда на заброшенных участках есть вьющиеся виды растений, из них великолепно получится пергола. Старую хозяйственную утварь можно использовать в качестве декоративных элементов для сада. Разбавить заброшенный участок следует новыми посаженными цветами в той же цветовой гамме, что и дикие растения.

Цветник в стиле кантри

Небольшая деталь способна сделать весь образ. Такой яркий цветник придаст колорит обычному дачному участку и не потребует особых вложений.

Р усская усадьба была основой экономики и культуры Российской империи. Описание усадебного уклада дворянской жизни мы находим в произведениях Пушкина, Достоевского, Толстого. Красивые особняки с садами, парками и прудами запечатлены живописцами не одного поколения, включая Кандинского и Судейкина. В экспозиции РОСФОТО показана еще одна сторона усадебной жизни - фотографии из коллекции Государственного исторического музея , позволяющие окунуться в атмосферу прошлого нашей страны, увидеть профессиональные и любительские снимки давно забытых или покинутых поместий.

Открывается выставка заказными видами усадеб, выполненными мастерами известных в XIX веке фотоателье. Как правило, эти фотографии напоминают сегодняшнюю рекламную съемку, так как призваны показать поместье в его лучшем виде и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения ландшафта. Они носят и несколько презентационный характер, поскольку представляют собой портреты хозяев на фоне собственных имений. Подобным образом запечатлены усадьбы Остафьево, Архангельское, Ильинское и другие.

Крестьяне у усадебного дома в Никольско-Прозоровском. Фотография Михаила Тулинова. Середина 1860-х

Вид главного дома в Иславском. Неизвестный фотограф. 1914

В ожидании лошади. Фотография Николая Кроткова. 1899 год

Напротив, любительские фотографии, представленные на выставке, отличает непосредственность сюжета и живость композиции. Авторы этих снимков, как правило, владельцы поместий или кто-то из их гостей. Эти вынутые из семейных альбомов кадры наилучшим образом передают атмосферу усадебной жизни - пикники на траве, катание на лодке, пешие прогулки, милые сердцу укромные уголки парка и окрестностей.

Интерьер в Покровском. Ателье «Фотография Воскресенского монастыря иеродиакона Диодора». 1878

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в Архангельском. Фотография Даниила Асикритова. Около 1900

Девушка с розами. Фотография Николая Петрова. 1900-е

Снимки начала ХХ века не столько передают атмосферу, сколько пытаются сохранить для истории феномен русской усадьбы . Это не художественная или постановочная съемка, это, скорее, фотодокументирование уходящей истории для будущих поколений. И уже в 1920-е годы фотографы снимают усадьбу как утерянную и безвозвратно канувшую в прошлое культуру.

Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 35. Выставочный зал Парадного корпуса, 2-й этаж.

Благодарим РОСФОТО за предоставленные фотографии.

Loading...Loading...