Десять самых образованных стран в мире с высоким уровнем грамотности. Уровень грамотности населения страны «Малограмотность идет, как правило, из семьи»

Нидерланды - замечательная страна со множеством выдающихся достопримечательностей, высоким уровнем жизни, соблюдением прав человека и медициной. Не удивительно, что она входит в список десяти самых образованных стран мира с уровнем грамотности в 72%. Некоторые самые известные университеты в мире расположены в Нидерландах. Высшее образование доступно для каждого гражданина страны, а с возраста в пять лет образование для детей обязательно. В Нидерландах насчитывается 579 общественных библиотек и приблизительно 1700 колледжей.


Новая Зеландия расположена в юго-западной части Тихого океана. Страна является не только одной из самых богатых экономик мира, но это считается одной из самых грамотных стран в мире. Система образования Новой Зеландии классифицирована в трех разных уровнях, включая базовую школу, старшую школу и высшее образование. На каждом из этих уровней образования школьная система Новой Зеландии опирается прежде всего на функциональные исследования, а не на простое заучивание материалов.Новозеландское правительство уделяет максимум внимания образовательным институтам. Именно поэтому уровень грамотности в Новой Зеландии составляет 93 процента.


Центральноевропейская немецкоязычная страна Австрия - одна из самых сильных экономических систем мира. 98-процентов австрийцев могут читать и писать, что является очень высоким показателем. Не удивительно, что Австрия входит в список самых развитых стран в мире с высоким уровнем жизни, первоклассными учебными заведениями и медицинскими услугами. Первые девять лет бесплатного и обязательного образования оплачиваются за счет правительства, а дальнейшее образование нужно оплачивать самостоятельно. В Австрии есть 23 известных государственных университета и 11 частных университетов, восемь из которых входят в список лучших в мире.


Франция - одна из самых красивых стран в Европе и 43-я по величине страна в мире. Образовательный индекс составляет 99%, что указывает на один из самых высоких уровней образования среди 200 стран во всем мире. Несколько десятилетий назад система образования Франции и вовсе считалась лучшей в мире, упустив лидирующую позицию в последние несколько лет. Образовательная система Франции разделена на три этапа, включающих основной, средний и высший. Среди множества университетов страны, 83 финансируются государственными и общественными фондами.


Североамериканская страна Канада не просто вторая по величине страна в мире, но еще и одна из самых богатых стран в мире по ВВП на душу населения. Это также одна из самых образованных стран в мире. Проживая в одной из самых безопасных стран в мире, канадцы наслаждаются роскошным и более здоровым образом жизни, наряду с высококачественными учебными заведениями и продвинутой медициной. Уровень грамотности в Канаде составляет приблизительно 99%, а трехуровневая канадская система образования во многом схожа с голландской школьной системой. 310000 учителей преподают на базовых и старших уровнях, а приблизительно 40000 учителей задействованы в университетах и колледжах. В стране насчитывается 98 университетов и 637 библиотек.


Скандинавская страна входит в пятерку самых образованных стран в мире. Бесплатное образование на регулярной основе для детей в возрасте от 7 до 16 лет является обязательным. Образовательный индекс Швеции составляет 99%. Правительство очень старается предоставить равное бесплатное образование каждому шведскому ребенку. В стране насчитывается 53 общественных университета и 290 библиотек. Швеция - одна из самых богатых, а также высококвалифицированных стран в мире.


Дания может похвастаться не только самой сильной экономической системой в мире. Это также самая счастливая страна на планете с уровнем грамотности в 99%, что делает ее одной из самых грамотных в мире. Датское правительство тратит огромную сумму от их ВВП на образование, которое является бесплатным для каждого ребенка. Школьная система в Дании предлагает высококачественное образование всем детям без исключения.


Республика Исландия - красивая островная страна, расположенная в Североатлантическом Океане. С уровнем грамотности в 99.9%, Исландия входит в тройку самых грамотных стран мира. Система образования Исландии разделена на четыре уровня, включая дошкольный этап, начальную, старшую школу и высшее образование. Образование с шести до шестнадцати лет обязательно для всех без исключения. Большинство школ финансируется правительством, предоставляющим детям бесплатное образование. Высшее образование имеют 82.23% граждан страны. Исландское правительство тратит значительную часть своего бюджета на образование, обеспечивая высокий индекс грамотности.


Норвежцев можно назвать самыми здоровыми, богатыми, а также образованными людьми в мире. С уровнем грамотности в 100%, Норвегия славится самыми высококвалифицированными специалистами в мире. Значительная часть налоговых поступлений в бюджет расходуется на систему образования страны. Здесь очень любят читать книги, что подтверждается количеством общественных библиотек - в Норвегии их 841. Школьная система в Норвегии разделена на три уровня: базовый, средний и высший. Образование с шести до шестнадцати лет для детей является обязательным.


Финляндия - красивая европейская страна. Она по праву занимает лидирующие места в списках самых богатых, а также самых грамотных стран мира. Финляндия на протяжение многих лет совершенствует свою собственную, уникальную систему образования. Девятилетнее обучение обязательно для детей в возрасте от семи до шестнадцати и является абсолютно бесплатным, включая субсидируемое правительством полноценное питание. Финнов можно назвать лучшими читателями в мире, если судить по количеству библиотек в стране. Уровень грамотности в Финляндии составляет 100%.

Раньше я уже анализировал вопрос «отупения» молодежи, которое старики часто связывают с компьютеризацией и влиянием новых технологий на неокрепшие умы. Вы можете почитать . Сегодня, после прочтения одного поста на «Баше», захотелось порассуждать о том, почему в интернете так много людей пишет с ошибками в орфографии.

Безграмотный – не значит глупый

Я никогда не принадлежал к категории людей, прозванной «граммар-наци», не имел привычки придираться к правописанию оппонентов в спорах (так делают лишь те, кому нечего сказать по сути дискуссии). Но, будучи еще зеленым юнцом, я весьма критично воспринимал тех, кто пишет с обилием ошибок. Путаница с «тся/ться», «не/ни», «е/и», слитное написание вместо раздельного и наоборот, а также другие вопиющие ошибки заставляли усомниться в интеллектуальном уровне человека, тем самым ставя его его под сомнение. Но со временем все изменилось.

Жизненный опыт и общение с самыми разными людьми показали, что уровень грамотности в письме слабо коррелирует с умственными способностями. Конечно, если уровень интеллекта человека позволяет даже Форресту Гампу почувствовать себя мудрецом на его фоне, то он наверняка будет писать с кучей ошибок. В этом случае безграмотность действительно является следствием слабых умственных способностей, но не всегда пишущий с ошибками – дурак.

Лишь немногие личности способны симметрично развивать и поддерживать все возможности своего мозга. Большинство людей специализируется на узком круге задач, в которых демонстрирует высокий уровень навыков, но может иметь минимальную компетенцию в непрофильных сферах. Врач, не умеющий устанавливать ОС и не знающий ничего об устройстве видеокарты, как и инженер, не знакомый со строением уха – обычное дело. Ведь это темы, совершенно не касающиеся их деятельности, а потому разбираться в них эти люди не обязаны.

Никто не будет упрекать повара в незнании устройства коробки передач, главное, чтобы он готовил вкусно. Но умение грамотно писать считается базовым и обязательным навыком для всех, поэтому тот же повар может быть подвергнут критике за обилие ошибок. Такая точка зрения имеет право на жизнь, ведь умение четко передавать свои мысли в текстовом виде бывает очень важно. Однако не стоит держать человека за дурака только потому, что он пишет с ошибками. Если он хочет избавиться от этого недостатка – можно попробовать просто тактично указать на ошибки. Если же человек не хочет или не может заниматься «самоликбезом» – придирки бесполезны.

Публично критикуя безграмотность, вы лишь рискуете выставить себя не в лучшем свете. Ведь умников, поучающих других по поводу и без, не любят даже больше, чем дураков. Демонстрируя, что «вокруг все содомиты окаянные, а я французский дворянин», сложно что-то кому-то донести и убедить в значимости своих аргументов. Включая режим «граммар-наци», вы рискуете сами столкнуться с еще большим негодованием общества в ответ.

Почему люди пишут с ошибками

Если безграмотность не является следствием глупости, то стоит разобраться, почему тогда люди пишут с ошибками. А тут все просто: любой навык требует тренировок, и не имеет значения, физическое это умение или интеллектуальное. Гимнаст проявляет чудеса акробатики на турнике, отточив свои действия до автоматизма, а писатель или секретарь точно так же «на автомате» строчит тексты десятью пальцами, не глядя на клавиатуру. Маловероятно, что человек, впервые взявший в руки мяч, с первой же попытки сможет чеканить его на ноге 10, 50 или 100 раз. То же самое касается и грамотного письма.

Для того, чтобы писать без ошибок, нужно сначала усвоить много текстов, написанных литературным языком. Но, как известно: «чукча не читатель – чукча писатель». Азбуку в начальной школе изучают все, но много книг читают единицы. Даже учебники «от корки до корки» почти никто не штудирует, не говоря уже о чтении классики для саморазвития. Наоборот, злая училка и принуждение заставляют некоторых людей возненавидеть произведения, занимающие больше пары-тройки страниц, порождая отвращение к чтению длинных опусов.

Если не читать много книг – правильное написание слов и словосочетаний не засядет в мозге, закрепившись «на уровне прошивки». А без этого, для написания грамотных сообщений придется вспоминать правила орфографии, тем самым тратя умственные ресурсы не только на содержание, но и форму месседжа. Это сложно, это отвлекает от темы разговора, да и сами правила нужно твердо помнить.

Так как человек – существо, которое всегда ищет способы преодоления или избежания трудностей (без этого мы бы до сих пор сидели на деревьях, виляя хвостиками), большинство попросту не заморачивается с правописанием. Ученый, инженер или врач, который читает других и пишет сам, в процессе работы наверняка освоит грамотное письмо, вне зависимости от степени заинтересованности в этом. А вот специалист, который мало сталкивается с текстами, может допускать кучу ошибок в письме, даже будучи высококлассным профи.

Почему безграмотность так распространена в интернете и что делать

Чтобы ответить на вопрос почему так много людей в интернете пишет с ошибками, нужно опустить в нем последние три слова. Ведь корень данной проблемы в том, что интернет, который еще лет 20 назад был доступен малой аудитории, превратился в массовое и жизненно важное благо цивилизации. Если на рубеже веков основная аудитория сети состояла из IT-специалистов, творческих личностей и высокообразованных «технарей», то сейчас в интернете сидят почти все: от седого профессора и крупного бизнесмена до дворника, ученика ПТУ или школьника-второклассника.

Люди, которые думают, что проблема безграмотности сейчас выражена немного сильнее, чем в годы их молодости, не учитывают произошедших перемен. В советские годы из доступных способов общения были только личные разговоры, телефон и почта. Общаясь с другим человеком устно, невозможно оценить уровень его грамотности, письма могли читать только те, кому они адресованы, а пометки на полях газеты, журнала или книги видел лишь владелец этого печатного издания. Кроме того, те, кто не силен в письменных делах, никаких пометок нигде не делали, а письма близким писали редко.

В наше время все изменилось. Сейчас любой может за день оставить сотню комментариев на разных ресурсах, поддерживать дискуссии в соцсетях и на тематических порталах, тем самым демонстрируя свою безграмотность всем и сохраняя ее доказательства. Из-за этого у стороннего наблюдателя может складываться впечатление, что все плохо, народ глупеет, уровень образованности падает, и вообще, «раньше было лучше». Но это впечатление ошибочное, то, что люди пишут с ошибками – говорит лишь о том, что люди пишут с ошибками, но никак не отражает каких-то временных тенденций.

Безграмотность – это нехорошо, но ничего ужасного в этом нет. Плохо, когда врач не может отличить гастрит от пищевого отравления, плохо, если автомеханик не понимает, чем метрическая резьба отличается от дюймовой, или если сварщик не знает, почему нельзя резать баллон из-под пропана, предварительно не залив его водой для вытеснения остатков газа. Это все – признаки вопиющего непрофессионализма, явно указывающие, что человек находится не на своем месте. А вот письмо с ошибками указывает лишь на то, что человек не умеет грамотно писать.

Безграмотность можно воспринимать по-разному, можно критиковать ее, а можно закрывать глаза. Но если человек не умеет и не хочет учиться – вы ничего не измените. Если речь идет не об ученом, писателе или блогере, который по роду занятий обязан писать без ошибок, не стоит слишком критично воспринимать это. Современному человеку по жизни приходится знать очень много, а потому в наше время умение хорошо писать – это фактически профессия, навык, который позволяет заработать на хлеб насущный.

Идя к врачу, вы платите ему за то, чтобы он помог одолеть болезнь, а не выслушивать лекции по анатомии, физиологии и фармакологии. Вот и в случае с ошибками не стоит слишком остро воспринимать их, если автор не специалист в области письма. Если текст содержит ошибки орфографии, пунктуации или грамматики, но суть его весьма точна – лучше относиться к ошибкам спокойнее. Ну а если от безграмотности страдаете вы – стоит попытаться избавиться от этого недостатка, ведь совершенству нет предела, а возможности человека шире, чем может казаться.

А.Г. Рашин Население России за 100 лет (1813 - 1913)
Статистические очерки

ГЛАВА 11

ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ В XIX И НАЧАЛЕ XX вв

Настоящая глава ставит своей задачей систематизацию и анализ основных статистических данных о грамотности населения в дореволюционной России по материалам за 1880-1914 гг.

Развивающиеся капиталистическая промышленность и сель­ское хозяйство предъявляли требования на грамотного работ­ника. Поэтому в послереформенный период можно отметить неко­торый рост образовательного уровня населения, хотя в общем он продолжал оставаться весьма низким.

Для более конкретного представления о культурной револю­ции, происшедшей в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции, весьма важно сопоставить совре­менное состояние народного образования с уровнем его в цар­ской России. Известна исключительная необеспеченность населе­ния царской России школами. В. И. Ленин в статье «К вопросу о политике министерства народного просвещения» на основании анализа официальных данных за 1908 г. писал: «Итак, детей в школьном возрасте 22%, а учащихся 4,7%, то есть почти, впятеро меньше! Это значит, что около четырех пятых детей и под­ростков в России лишено народного образования!!

Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,- такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. И эта одичалость народных масс, в особенности крестьян, не случайна, а неизбежна при гнете помещиков, захвативших десятки и де­сятки миллионов десятин земли, захвативших и государственную власть » .

В царской России основная масса населения оставалась не­грамотной, а среди лиц со школьной подготовкой резко преобла­дали получившие лишь начальное образование. Учитывая это явление, основное внимание в исследовании мы сосредоточиваем на характеристике начального образования в стране.

Следует отметить, что по рассматриваемому вопросу мы не располагали сплошными сопоставимыми динамическими показа­телями за длительный период.

Соответствующие исчисления были нами произведены по материалам правительственной, земской и городской статистики народного образования. В дальнейшем изложении указаны де­фекты правительственной статистики народного образования. На­ряду с данными текущей статистики важнейшими источниками оказались также материалы специально проведенных переписей и обследований народного образования. В частности, для харак­теристики состояния начального образования в России за пре i-революционный период ценными оказались материалы переписи начальных школ, произведенной в 1911 г. под руководством ста­тистика В. И. Покровского.

ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

В этой главе сгруппированы основные показатели, характери­зующие развитие грамотности населения России с 60-х годов XIX в. до 1913 г. Так как в течение всего рассматриваемого периода наблюдаются весьма значительные различия в грамотности город­ского и сельского населения, то мы считаем целесообразным при­вести раздельно соответствующие показатели.

Обратимся к основным показателям грамотности сельского населения, количество которых в пореформенный период до на­чала 80-х годов было ограничено. Данные о грамотности населе­ния за период 1880-1913 гг. имеются по значительному числу губерний. Для 60 и 70-х годов, помимо весьма подробных данных о грамотности сельского населения Костромской и Московской губерний, заслуживают внимания также и показатели по Воло­годскому уезду, Области Войска Донского, Псковской, Вятской и Харьковской губерниям.

Таблица 236

В 1867 г. в Костромской губернии, в которой уже в течение многих лет были значительно распространены разнообразные от­хожие промыслы, грамотных среди сельского населения было 8,6%, в том числе среди мужчин-16,2% и среди женщин - 2,0%.

Следует отметить, что по отдельным уездам процент грамот­ных среди сельского населения был различен. Так, среди муж­ского населения Чухломского уезда грамотные составили 33,9%, Костромского - 23,1% и Солигаличского-23,1%. В то же время в Макарьевском уезде было всего 9,9% грамотных, в Варнавинском - 9,2% и Ветлужском - 4,8%. Еще более значительны различия в показателях грамотности были в отдельных воло­стях. В частности, в 1867 г. не было грамотных женщин в населе­нии 15 волостей уездов Нерехтского, Юрьевецкого, Макарьевского и Ветлужского. В текстовом обзоре материалов переписи 1867 г. В. Пирогов писал: «Как общий вывод, может быть принято заключение, что грамотность в Костромской губернии наиболее распространена в настоящее время в местностях с промышленным отхожим населением и промышленно-торговыми центрами» .

Обратимся ко второму источнику массовых статистических данных о грамотности сельского населения - материалам по­дворной переписи 1869 г. по Московской губернии .

Таблица 237

Грамотность сельского населения Московской губернии в 1869 г. по полу

В среднем по Московской губернии грамотных среди кресть­янского населения в 1869 г. было 7,5%, т. е. меньше, чем в Кост­ромской губернии. Различия в показателях грамотности по от­дельным уездам были весьма значительны: 11,5% -в Коломен­ском, 10,3% - в Богородском, по 4,1% -в Верейском и Рузском уездах. Среди женского сельского населения Московской губернии грамотных было лишь 1,8%, а в некоторых уездах и того меньше: в Можайском - 0,5%, Рузском - 0,4%, т. е. на 200-250 женщин приходилась лишь одна грамотная.

Несмотря на существенное значение первых массовых стати­стических данных о грамотности сельского населения Костром­ской и Московской губерний, эти показатели не могут быть при­няты как типичные для характеристики грамотности всего сель­ского населения России. Обе эти губернии были промышленными, и показатели грамотности в них в значительной степени превы­шали соответствующие средние данные по всей России. В част­ности, укажем, что по данным за 1867-1868 гг. грамотных среди принятых рекрутов было в среднем по России 9-10%, в Костромской губернии - 20,6%, в Московской - 19,1%.

В Вологодском уезде, по сведениям земской управы, в 1872- 1873 гг. среди мужского населения грамотные составляли 18,2%, среди женского - 0,7%, среди же всего населения.- 9,5% .

По материалам переписи населения Области Войска Донского в 1873 г. составлена следующая таблица о грамотности насе­ления:

Таблица 238

Грамотность населения Области Войска Донского в 1873 г.

Так как численность городского населения в этой области была незначительной, то в общем можно признать, что грамот­ность сельского населения была близка к этим показателям.

На еще более низком уровне находилась грамотность сель­ского населения некоторых-других губерний. В Псковской губер­нии по данным М. Семевского в 1863 г. среди 601,7 тыс. государственных и временно обязанных крестьян оказалось всего 10,5 тыс. грамотных и учащихся, т. е. 1,7%. Значительно ниже этого среднего показателя был процент грамотных среди времен­нообязанных.

М.Семевский писал, что в Псковской губернии «число гра­мотных казенных крестьян особенно должно показаться ничтож­ным, если мы заметим, что едва 1/3 из этого числа могут быть названы людьми вполне грамотными, остальные же знают молитвы, читают печать церковную, не все читают гражданскую, например, воспитанники и воспитанницы частных старообрядческих школ не читают ее, а только немногие способны разо­брать писанное, а еще реже сами написать письмо. О печальном состоянии грамотности в среде казенных крестьян можно судить и из того, что в числе 30 волостных голов и 2-х сельских старост только 13 могут подписать свое имя»

В отношении Вятской губернии мы располагаем интересными сведениями о числе грамотных среди вступивших в брак за 1870-1872гг. На основании так называемых «обыскных книг», в которых расписывались грамотные при вступлении в брак, С.Нурминским были составлены соответствующие ведомости по всем приходам Вятской губернии. По итоговым данным для сель­ского населения Вятской губернии в среднем за 1870-1872 г. грамотных среди в ступивших в брак оказалось 4,59%, в том числе среди мужчин-8,40%, женщин-0,78%. Но и эти показатели, несомненно,были выше средних показателей грамотности для всего населения Вятской губернии, так как относились к молодым возрастным группам!.

Г.Данилевский писал, что к 1января 1864 г. в Харьковской губернии на 1300 тыс. крестьян было 285 народных школ; всего учащихся в этих 285 школах 2790 человек обоего пола, следовательно, в губернии приходится 1 учащийся на 133 человека крестьянского сословия. И далее он приводил следующие свои примерные подсчеты о грамотности крестьянского населения, основанные на посещениях им до ста сел и деревень Харьковской губернии: «Оказывается, что где бы я ни был, на расспросы мои волостных правлениях палатских и бывших помещичьих крестьян, а также в штабах и канцеляриях южных поселений, мне отвечали, что действительно средним числом на сто душ крестьян каждого посещенного мною селения или волости грамотных, взрослых и малолеток, приходится в настоящее время не более 2- х и редко-редко 3 человека. Есть в действительности села и волости, особенно помещичьи и бывшие военные, где на 300 душ и более жителей нет ни одного грамотного» .

О грамотности сельского населения Симбирской губернии в середине 60-х годов М. Суперанский писал: «В общем грамотных среди крестьян было очень мало. Иногда в целом селении не оказывалось ни одного грамотного. Даже у удельных крестьян должности старшин и старост часто заполняли люди неграмотные. Школа не привила любви к книгам, которые при том было трудно достать крестьянам, и потому и лица, прошедшие школу, скоро забывали с трудом и в слабой степени усвоенную грамотность» .

Представляется возможным утверждать, что грамотные среди сельского населения России во второй половине 60-х годов со­ставляли примерно 5-6%; грамотность сельского населения от­дельных губерний за рассматриваемые годы была весьма раз­лична.

В статье «Суеверие и правила логики» , опубликованной в 1859 г., Н. Г. Чернышевский отмечал: «По самым щедрым рас­четам предполагается, что из 65 или 70 миллионов жителей Рус­ской империи, людей, умеющих читать, набирается до 5 миллио­нов. Но эта цифра, по всей, вероятности, слишком велика. Боль­шинство грамотных людей сосредоточено в городах; в селах едва ли наберется половина того, сколько находится в городах. Но и в городах гораздо больше половины жителей еще не знают грамоты. Судя по этому, едва ли мы ошибемся, положив число грамотных людей в России, не превышающим 4 миллионов».

Таким образом, по этим «самым щедрым расчетам» число грамотных составило около 6% общей численности населения России.

Сельское население составляло преобладающую массу насе­ления России (по данным 1897 г.- 86,6%). Поэтому уровень грамотности сельского населения являлся и определяющим для общей грамотности всего населения страны.

Для характеристики изменений в грамотности сельского насе­ления, начиная с 80-х годов, мы располагаем уже массовыми данными по трем периодам, а именно: для первой половины 80-х годов (материалы подворных переписей), для 1897 г. (сплошные материалы первой всеобщей переписи населения) и 1910-1913 гг. (материалы подворных переписей населения ряда губерний).

Относительно уровня грамотности сельского населения России в первой половине 80-х годов можно судить по материалам двух сводных работ Н. Бычкова и Н. А. Благовещенского.

Таблица 240

Грамотность крестьянского населения по уездам Московской губернии в 1883 г.

Уезды

Процент грамотных и учащихся к населению

мужчин

женщин

обоего пола

Коломенский.

Сериуховский.

Бронницкий.

Московский.

Клинский.

Подольский.

Богородский.

Волоколамский.

Звенигородский.

Рузский.

Дмитровский.

Верейский.

Можайский.

Следует отметить, что в 42% крестьянских дворов Москов­ской губернии в 1883 г. не было ни грамотных, ни учащихся; среди сельских старост грамотных оказалось лишь 58,6%.

Приведем некоторые данные об отдельных губерниях, где грамотность сельского населения отставала от средней. В Кур­ской губернии по материалам подворной переписи первой поло­вины 80-х годов на 1000 крестьян обоего пола приходилось 47 грамотных (считая полуграмотных) и 15 учащихся. «Во всей губернии, - писал И. Вернер, - на 1000 семей приходится 222 семьи с грамотными членами и 773 семей, в которых нет ни одного грамотного. Подворная перепись обнаружила 823 общины, в ко­торых нет ни одного грамотного. Число грамотных мужчин го­раздо больше числа грамотных женщин: на 100 грамотных обоего пола приходится 96 мужчин и 4 женщины. Из 1000 учащихся - 970 мальчиков и 30 девочек».

Для характеристики грамотности крестьянского населения в начале 80-х годов представляют значительный интерес также расчеты В. В. Покровского в отношении крестьянского населения Тверской губернии, где были весьма развиты отхожие промыслы и где грамотность населения была более высокой по сравнению с другими губерниями.

«Все же громадное большинство крестьянского населения Тверской губернии до сих пор остается безграмотным, что легко можно видеть из следующего расчета: крестьян в Тверской гу­бернии, кроме детей до семилетнего возраста, 1 200 000; из них учится в школах 35 000, кроме того выучившихся грамоте, в шко­лах и дома, по сведениям 1881 г.- 115 500; следовательно, об­щее число грамотных и учащихся лишь немного превышает 150 000, неграмотных же и неучащихся в школах оказывается около 1 050 000 человек. Если допустить, что кроме 35 000 уча­щихся, о которых имеются сведения, еще столько же учится дома (предположение весьма преувеличенное), то и в таком случае число неучащихся, неучившихся и безграмотных крестьян Твер­ской губернии более миллиона»

Обратимся теперь к основным показателям грамотности сель­ского населения по полу и возрасту за 1897 г.

Таблица 241

Возрастные группы (в годах)

Общая числен­ность (в тыс.)

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

мужчин

женщин

обоего пола

Все население.

В том числе в возрасте:

60 и старше

Эти показатели исчислены по материалам разработки данных первой всеобщей переписи населения и относятся свыше чем к 108,8 млн. сельского населения. Грамотные составляли 17,4% всего сельского населения России. Процент грамотных среди женщин был в 2,6 раза ниже, чем среди мужчин (грамотных муж­чин 25,2%, женщин - 9,8%). Показатели грамотности для от­дельных возрастных групп также в значительной степени раз­личны. Так, среди населения в возрасте 10-19 лет (29,1%) и 20-29 лет (25,9%) грамотных было примерно в два раза больше, чем в возрасте 50-59 лет и 60 лет и старше.

При очень низком среднем проценте грамотных среди женщин в сельских местностях (9,8%) различия этого показателя по от­дельным губерниям были в 1897 г. весьма значительными. Так, среди сельского женского населения Ярославской губернии гра­мотных было 21,6%, Московской-14,4%, Воронежской - 4,4 %, Курской - 4,3 %, Орловской - 3,9 %, Пензенской - 4,3%, Полтавской - 4,1% и Харьковской - 4,0%, а в сельских местностях большинства губерний Средней Азии грамотных на­считывалось менее 1 %.

Для третьего периода (1910--1913 гг.) мы располагаем мате­риалами подворных переписей, а также специального обследова­ния по Олонецкой губернии. Эти данные о грамотности сельского населения относятся к населению с общей численностью около 11 млн. чел.

Таблица 242

Губернии

Число уездов

Период обследо­вания (годы)

Грамотные, полуграмотные и учащиеся (в процентах к численности населения)

мужчин

женщин

обоего пола

Московская.

4 (час­тично)

Тверская.

Олонецкая.

Тульская.

Харьковская.

Полтавская.

Вологодская.

Новгородская.

Калужская.

Самарская.

Симбирская.

Пензенская.

В среднем по указанным губерниям за период 1908-1913 гг. грамотных было 24-25% общей численности сельского населе­ния, причем по отдельным губерниям этот показатель колебался от 14,8% (Пензенская) до 41,7% (Московская).

Расхождение в показателях грамотности среди мужчин и жен­щин к 1908-1913 гг. несколько уменьшилось, но для сельского населения оно продолжало оставаться исключительно большим: в среднем по рассматриваемой группе губерний грамотных насчитывалось среди мужчин 38%, а среди женщин - в четыре раза меньше - 9%. Таким образом, 9/10 женщин в сельских местностях России в 1908-1913 гг. были неграмотны. Особенно резко выделяются в этом отношении Вологодская, Симбирская и Пензенская губернии, где процент грамотных среди женщин в 1910-1912 гг. был примерно в семь раз меньше, чем среди мужчин.

Хотя за 45 лет (с середины 60-х годов XIX в. по 1908- 1913 гг.) грамотность сельского населения повысилась с 5-6 до 24-25%, все же 3/4 населения деревни оставалось неграмотным.

Изменения в грамотности городского населения России за Пореформенную эпоху представляется возможным проследить на ряде материалов по различным годам и периодам.

На основании материалов переписей городского населения, произведенных в отдельных городах за 1863-1879 гг., нами со­ставлена сводная таблица о грамотности населения ряда го­родов.

Таблица 243

Города

Годы переписи

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

Петербург.

Новочеркасск

Харьков.

Новгород.

Города Костром­ской губернии

Екатеринбург.

Николаев.

Ядрино Казанской губернии.

В приведенной таблице представлены города, в которых гра­мотность населения была относительно более высокой.

Колебания процента грамотных среди населения отдельных городов оказались довольно значительными. Сравнительно высо­кие показатели грамотности можно отметить в Петербурге, Мо­скве и Киеве. В среднем же по России на основании приведенных показателей можно считать, что в первой половине 1870-х годов грамотные составляли лишь несколько более трети всего город­ского населения.

Обратимся к сплошным данным о грамотности всего город­ского населения по материалам переписи 1897 г.

Таблица 244

Возрастные группы (в годах)

Общая численность населения в тыс.

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

.мужчин

женщин

обоего пола

Все население.

В том числе в возрасте: менее 10.

60 и старше.

Расхождение показателей грамотности мужчин (54,0%) и женщин (35,6%) в городах менее значительно, чем среди сель­ского населения. Сравнительно более высокий процент грамот­ности как у мужчин, так и у женщин наблюдается в возрастных группах 10-19 и 20-29лет.

Если сопоставить эти данные с данными за период первой половины 70-х годов, то мы увидим, что за 25 лет рост грамотности оказался небольшим. При этом необходимо учесть тот существенный факт, что за рассматриваемые годы в России про­исходил значительный рост городского населения, главным образом, за счет выходцев из сельских местностей, т.е. людей со сравнительно низким уровнем грамотности. Это обстоятельство сказывалось на показателях общего уровня грамотности в городах.

За последующие годы, после проведения переписи 1897г., отсутствуют сплошные данные о грамотности городского населения, а имеются лишь материалы переписей населения отдельных городов. Чтобы попытаться ответить на вопрос, какова же была грамотность населения в 1910-1913 гг. приходится сгруппировать имеющиеся данные в отношении отдельных городов и про­следить, какие произошли изменения по этим городам по сравнению с 1897 г. К сожалению, таких городов оказалось немного. Соответствующее сопоставление произведено в приводимой ниже таблице

Таблица 245

Города

Годы переписей

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

Петербург

Наряду с Петербургом и Москвой, в которых грамотность населения являлась относительно высокой, в таблице представ­лены только Баку, Харьков и Воронеж. Таким образом, эти дан­ные не могут считаться достаточно типичными для характери­стики грамотности всего городского населения в предреволю­ционный период. Но некоторые изменения в грамотности город­ского населения они в общем все же отражают. Грамотность городского населения этих городов с 1897 по 1913 г. увеличилась примерно на 20%.

Дополним приведенные показатели о грамотности городского населения России более подробными данными по отдельным круп­ным городам.

На основании сводных данных, полученных в результате раз­работки материалов ряда переписей населения Москвы, приводим основные показатели изменений грамотности населения Москвы за период 1871--1912 гг.

Таблица 246

Рассмотрим соответствующие показатели по Петербургу.

В статье В. И. Бинштока «Грамотность петроградского населе­ния по переписи 28 августа 1920 г.» приведены данные о гра­мотности населения Петербурга за 1869-1910 гг.

Таблица 247

Из данных таблицы видно, что грамотность женщин в течение всего периода отстает.

На основании материалов переписи 1910 г. нами исчислены следующие показатели грамотности населения:

Таблица 248

Возрастные

группы (в годах)

Процент грамотных

Возрастные

группы (в годах)

Процент грамотных

среди населения в возрасте от 6 лет и старше

муж­чин

жен­щин

обо­его пола

муж­чин

жен­щин

обо­его пола

В среднем.

В том числе в возрасте:

70 и старше

В среднем для всего населения указанных возрастов процент грамотных был равен 75,6, при соответствующих показателях для мужчин - 85,2% и для женщин - 64,3%. Таким образом, даже в 1910 г. около четверти петербургского населения в возрасте старше 6 лет были неграмотны.

Мы располагаем также данными об изменении грамотности среди детского населения Москвы и Петербурга за 1881 - 1910 гг. Приводим соответствующую таблицу, опубликованную П. Быч­ковым.

Таблица 249

Грамотность детского населения Петербурга и Москвы за 1881-1910 гг.

Города и годы переписей

Всего детей в возрасте 8-11 лет (в тыс.)

Из них неграмотных

в тыс.

в процен­тах

Петербург

1881 без пригородов

1897 с пригородами

1900 с пригородами

Как показывает эта таблица, в 1900 г. 22-23% московских и петербургских детей в возрасте 8-11 лет были неграмот­ными.

По весьма существенному вопросу о различиях в грамотности коренного и пришлого населения столиц ограничимся отдельными характерными данными.

Пользуясь материалами переписей населения столиц, произ­веденных в начале XX в., В. Михайловский в статье «Грамотность населения г. Москвы» опубликовал интересные данные о разли­чиях в грамотности коренного и пришлого населения. На основа­нии анализа материалов переписи Москвы 1902 г. он пришел к следующему выводу : «Коренное московское население, родив­шееся в столице и в ней проведшее свою жизнь, отличается весьма высоким уровнем грамотности: в возрасте от 8 лет и старше грамотно более 9/10 коренного мужского населения и более 4/5 женского. Напротив, в пришлом населении грамот­ность развита гораздо слабее; из пришлых мужчин неграмотно более ¼, а среди пришлых женщин наблюдается даже ужасаю­щая безграмотность: 3/5, а в- старших возрастах 3/4 пришлого женского населения не умеют ни читать, ни писать. В общем коэффициент безграмотности пришлого населения. слишком в два с половиной раза выше коэффициента безграмотности корен­ного населения Москвы». Необходимо при этом подчеркнуть, что пришлое население резко преобладало в составе всего населения г. Москвы.

Еще более значительной оказалась разница в количестве не­грамотных среди коренного и пришлого населения в Петербурге по данным переписи 1900 г. .

Таблица 250

Грамотность среди родившихся в Петербурге и пришлого населения в 1900 г.

Процент неграмотных среди пришлого населения Петербурга был примерно в три раза выше, чем среди группы родившихся в Петербурге.

Имеются данные об изменении грамотности населения по г. Харькову.

Таблица 251

Уровень грамотности в Харькове увеличился с 36,9% в 1866 г. до 66,6% в 1912 г., причем показатель грамотности среди жен­ского населения повышался в более интенсивном темпе. Не­смотря на эти различия в темпах, все же в 1912 г. грамотных насчитывалось в Харькове среди мужчин 74,2%, а среди жен­щин-58,6%.

Далее приводим показатели грамотности отдельных групп населения России. При исследовании изменений в состоянии гра­мотности населения существенное значение имеют данные о про­центе грамотных среди принятых на военную службу.

В «Военно-статистическом сборнике» были приведены сведе­ния о грамотности примерно 100 тыс. принятых рекрутов.

Таблица 252

Процент грамотных среди принятых рекрутов по отдельным губерниям в 1867-1868 гг.

В среднем среди принятых рекрутов грамотных в 1867-1869 гг. насчитывалось 9-10% со значительными различиями в проценте грамотных по отдельным губерниям. Очень показательно, что губернии с более развитой промышленностью и значительным отходом на заработки (первая группа в таблице) выделяются сравнительно более высоким процентом грамотных. Во второй же группе губерний процент грамотных колебался в пределах 2,8-4,7.

Мы располагаем сопоставимыми массовыми данными о дина­мике процента грамотных групп среди принятых па военную службу за 40 лет (1874-1913 гг.). Приводим эти данные:

Таблица 253

Годы

Процент грамотных среди

при­нятых на военную службу

Годы

Процент грамотных среди

при­нятых на военную службу

Годы

Процент грамотных среди

при­нятых на военную службу

Следует оговорить, что эти показатели не являлись характер­ными для динамики грамотности всего населения. Существенное значение их состоит в том, что они в общем отразили изменения в динамике грамотности мужчин в возрасте 20-24 лет. Развитие школьной сети за рассматриваемый период не могло, понятно, значительно повлиять на рост грамотности населения старших возрастных групп. Внешкольным путем приобреталась грамот­ность лишь отдельными группами населения. Необходимо также отметить, что процент грамотных среди общей массы призывав­шихся на службу, очевидно, был ниже, чем среди принятых на военную службу. Так, в работе «Народное образование в Курской губернии» были опубликованы данные за 22 года (1874- 1895 гг.) о числе грамотных как среди призывавшихся, так и среди принятых на военную службу по Курской губернии. Грамотные за этот период составляли среди призывавшихся по этой губер­нии 16,8%, а среди принятых - 25,0%. Следовательно, процент грамотных среди принятых был почти в 1,5 раза выше, чем среди призывавшихся. Столь большое расхождение несколько умень­шилось к 1895 г., составив среди призывавшихся 29,2% грамот­ных, а среди принятых - 37,5%. В общем следует считать, что показатели грамотности среди принятых на военную Службу были примерно в два раза выше показателей грамотности, исчисленных для всего населения.

Данные таблицы показывают, что за 40 лет (1874-1913 гг.) процент грамотных среди принятых на военную службу сильно повысился, но и при этом в 1913 г. около одной трети (32,2%) принятых на военную службу были неграмотными.

Рассмотрим данные о проценте грамотных среди принятых на военную службу по губерниям Европейской России на три даты за период 1874-1883 гг. до 1904 г.

Таблица 254

Грамотность принятых на военную службу по 50 губерниям Европейской России за 1874-1883, 1894 и 1904 гг.

Процент гра­мотных

Губернии

Процент гра­мотных

1874 -1883 гг.

1894 г.

1904 г.

1874-1883 гг.

1894 г.

1904 г.

Лифляндская.

Новгородская

Эстляндская.

Костромская.

Курляндская.

Рязанская.

Ярославская.

Тульская.

Петербургская

Калужская.

Московская.

Архангельская

Тверская.

Олонецкая.

Владимирская.

Смоленская

Нижегородская

Гродненская.

Таврическая.

Воронежская.

Вологодская.

Могилевская.

Область Войска Донского.

Минская.

Вятская.

Харьковская.

Орловская.

Пензенская.

Черниговская.

Витебская.

Астраханская.

Киевская.

Симбирская.

Самарская.

Херсонская.

Казанская.

Полтавская.

Оренбургская

Тамбовская.

Ковенская.

Пермская.

Подольская.

Виленская.

Псковская.

Волынская -.

Екатеринославская.

Бессарабская

Саратовская.

Уфимская.

Колебания в показателях за рассматриваемый период оказа­лись весьма значительными. В общем относительно высокие по­казатели наблюдаются в прибалтийских губерниях, а также в группе более промышленных губерний, в частности в Ярославской, Петербургской, Московской, Тверской и Владимирской. Процент грамотных среди принятых на военную службу отставал от сред­него по стране в группе украинских и восточных губерний.

И в 1904-1913 гг. процент неграмотных среди рассматривае­мой группы все еще продолжал оставаться значительным. Часть неграмотных обучалась грамоте во время службы, причем обуче­ние солдат грамоте стало обязательным лишь с начала XX в. Характерно, что одним из основных мотивов введения обяза­тельного обучения грамоте в армии явилось стремление комплек­товать унтер-офицерский состав из среды темных и наиболее забитых элементов деревни. Это стремление достаточно ярко отражено в «Объяснительной записке к проектам положений об обучении нижних чинов». В записке сказано: «По общим отзывам компетентных практиков дела, надежнейшие и наиболее желатель­ные унтер-офицеры - это бывшие землепашцы, сохранившие еще в себе зачатки семенной дисциплины, постепенно исчезающей уже в городах и фабричных районах. Но так как большинство таких новобранцев, происходящих обыкновенно из глухих уездов, неграмотны, то на помощь, для открытия им дальнейшего служебного движения, должны придти войсковые школы, значе­ние которой окажется тогда громадным»

При общем низком уровне народного образования в царской России наиболее отставали по степени развития народного обра­зования нерусские национальности. Царизм упразднял местную школу, чтобы держать массы в темноте.

Исключительно резкое отставание грамотности необходимо отметить для нерусских национальностей Средней Азии. Так, по данным переписи 1897 г. показатели грамотности для 7,7 млн. населения Средней Азии были следующие :

Таблица 255

Показатели грамотности населения Средней Азии в 1897 г.

В заключение приведем дополнительные данные о грамотности всего населения дореволюционной России. Имеются сплошные показатели грамотности всего населения России лишь по данным первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. По этим показателям можно судить об уровне грамот­ности всего населения России к концу XIX в. Основные показа­тели грамотности всего населения России приведены в следующей таблице :

Таблица 256

Грамотность населения России в 1897 г.

Всего грамотных в стране было в 1897 г. 21,1%. Исключи­тельно резко выступает различие в грамотности мужчин и жен­щин, городского и сельского населения. Так, среди мужчин гра­мотных насчитывалось в 2,3 раза больше, чем среди женщин. Показатели грамотности населения Кавказа, Сибири и особенно Средней Азии в значительной степени отставали от соответствую­щих показателей по Европейской России.

В следующей таблице рассматриваемый показатель по губер­ниям колебался в весьма значительных размерах:

Таблица 257

Грамотность населения Европейской России в 1897 г. по губерниям

Губернии

Процент грамотных

Губернии

Процент грамотных

Эстляндская

Владимирская

Лифляндская

Херсонская

Курляндская

Олонецкая

Петербургская.

Витебская

Ковенская

Тверская

Московская

Костромская

Ярославская.

Саратовская

Гродненская

Архангельская.

Виленская

Новгородская

Таврическая.

Область Войска Донского

Самарская.

Волынская

Нижегородская.

Могилевская

Екатеринославская.

Полтавская

Тульская.

Харьковская

Оренбургская.

Уфимская

Рязанская.

Тамбовская

Калужская.

Воронежская

Пермская.

Вологодская.

Черниговская.

Бессарабская

Киевская.

Симбирская

Казанская.

Астраханская.

Подольская

Орловская.

Пензенская

Смоленская.

Псковская

Так, процент грамотных в первых трех губерниях (70-78%) почти в пять раз превышал процент грамотных в четырех послед­них губерниях (14,6-15,5%). Из губерний со сравнительно вы­сокими показателями, помимо трех прибалтийских, отметим также Петербургскую, Московскую, Ярославскую. По данным за 1897 г. в шести губерниях - Бессарабской, Симбирской, Астра­ханской, Подольской, Пензенской и Псковской - процент грамот­ных колебался в пределах 14,6-15,6%.

Основные показатели грамотности всего населения России по полу и возрасту даны в следующей таблице:

Таблица 258

Грамотность населения России в 1897 г. по полу и возрастным группам

Возрастные группы (в годах)

Общая численность населения (в тыс.)

Процент грамотных

мужчин

женщин

обоего пола

мужчин

женщин

обоего пола

Все население.

В том числе в возрасте:

60 и старше.

Если не принимать во внимание первую возрастную группу (менее 10 лет), в которой значительная часть не обучалась еще грамоте, то в остальных группах по мере перехода к более стар­шим мы наблюдаем падение процента грамотности: с 33,5% в возрасте 10-19 лет до 14,8% -в группе 60 лет и старше.

Весьма характерными являются значительные различия про­цента грамотных среди населения различных возрастных групп у мужчин и женщин.

Представляет интерес исчисление грамотности населения России в годы, непосредственно предшествующие Великой Октябрьской социалистической революции . Так как за этот период мы не располагаем материалами о грамотности населения, то соответствующие показатели о грамотности нам пришлось исчислить, в основном используя для этого имеющиеся массовые данные в отношении грамотности сельского и городского населе­ния. Если полученные нами показатели и не абсолютно точны, то все же они дают общее представление о прошедших за 16-17 лет сдвигах.

По данным подворных переписей 12 губерний, произведенных преимущественно в 1910-1913 гг., грамотных среди сельского населения оказалось 24,0%. В этих же губерниях среди сельского населения в 1897 г. было учтено 17,8% грамотных (рост по сравнению с 1897 г. на 3.8,2%). Процент грамотных среди город­ского населения за эти же годы увеличился примерно на 20%. Общий процент роста грамотности определяется в 34,8%. При­нимая во внимание, что грамотность всего населения России в 1897 г. составляла 21,1%, мы исчисляем грамотность населения для 1910-1913 гг. примерно в 28,4%. Но данные подворных пере­писей относились главным образом к 1910-1913 гг., а частью даже к 1908-1909 гг. Поэтому процент грамотности для 1913 г. следует повысить примерно до 30%, а для населения России в возрасте от 8 лет и старше он может быть исчислен в 38-39 %.

Все эти данные свидетельствуют о том, что за 50-летний с лишком период развития капиталистической России успехи в об­ласти роста элементарной грамотности среди населения были весьма незначительны. В 1913 г. свыше 60% всего населения страны в возрасте старше 8 лет были неграмотными, а грамот­ность среди нерусских национальностей находилась на еще более низком уровне. По переписи 1911 г. только 23,8% детей в воз­расте 7-14 лет обучалось в сельских начальных школах. Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции была ликвидирована эта исключительная культурная отсталость страны.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

За ряд лет пореформенного периода первые сводные данные о числе школ и учащихся были опубликованы за 1863 г. , согласно которым численность учащихся в 1863 г. превышала 1 млн. чел. (1 155,8 тыс.), в том числе в народных школах (без частных школ) обучалось 928 тыс. Однако эти данные были резко преувеличены. Даже в официальном отчете Министерства народного просвещения за 1862-1864 гг. было сказано: «…более половины названных училищ принадлежит к категории школ, содержимых при церквах православным духовенством, а известно, что многие из таких школ существуют только по имени и что они вообще ничем не обеспечены в материальном отношении, не имеют ни собственных помещений, ни учебных пособий».

Ниже мы приводим официальные данные о числе низших учебных заведений и учащихся в них по ведомствам и видам училищ за 1863 г.

Таблица 259

Помимо безусловно значительного преувеличения числа школ и учащихся в них, следует также принять во внимание и то обстоятельство, что вновь созданные школы не имели хороших преподавательских кадров и обслуживались преимущественно учителями весьма невысокой квалификации.

Нельзя не отметить также широкое развитие в 60-х годах крестьянских школ грамоты.

Важнейшим источником при исследовании динамики численности начальных школ и учащихся в них в течении пореформенной эпохи являются ежегодные отчеты министра народного просвещения, которые неоднократно подвергались критике в печати.

Так, Г. Фальборг и В. Чарнолусский писали: «Способ составления отчетов министра -исключительно бюрократический: инспектора народных училищ представляют свои годовые отчеты директорам, директора- попечителям, а попечители министерству.

Каждая из этих инстанций ограничивается простой механической сводкой получаемых отчетов, без всякого критического к ним отношения. Ни у попечителей, ни у министерства нет точных данных о классификации»народных» училищ, отчеты о которых они получают» .

В общем сопоставимыми данными о динамике числа начальных школ мы располагаем по отчетам Министерства народного просвещения с 1871 г.

Таблица 260

Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1871-1885 гг.

Число учащихся в этот период увеличилось на 130,7%, а среднегодовой прирост численности учащихся составил 63 тыс. Однако качество обучения в начальных народных школах находилось на очень низком уровне. Даже в официальных отчетах министра народного просвещения признавалось, что «огромное число наших народных училищ должно довольствоваться пока…полуграмотными учителями; полное обеспечение в материальном отношении, кроме школ министерства народного просвещения, имеют только сравнительно немногие училища, содержимые земствами, обществами и частными лицами; в значительном же большинстве земские, общественные и другие школы получают весьма ограниченное содержание, а церковно-приходские школы нередко остаются и без всякого содержания. Поэтому школы этого рода, составляющие большинство, не могут иметь ни хороших учителей, ни необходимых учебных пособий, ни даже сколько-нибудь сносного помещения ».

Народное образование в последующие годы характеризуется следующими данными:

Таблица 261

Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1885-1900 гг.

Годы

Число школ

Число учащихся (в тыс.)

Годы

Число школ

Число учащихся (в тыс.)

Как видно из таблицы, число начальных школ увеличилось на 11 635, а численность учащихся в них возросла на 1035 тыс., или на 66,4%. Средний годовой прирост учащихся составил 67 тыс. человек и почти совпадал с соответствующими показате­лями за предыдущие 1871 - 1885 гг.

Усиленное насаждение царским правительством церковно­приходской школы в 80-90-е годы XIX в. в значительной степени повлияло на то, что за все десятилетие 1885-1895 гг. число уча­щихся в школах Министерства народного просвещения увеличи­лось лишь на 420 тыс., или на 27%. Но во второй половине 90-х годов рост численности учащихся был более значительным.

На основании данных, опубликованных в издании «Стати­стические сведения по начальному образованию в Российской империи» , составлена следующая таблица о сравнительной динамике численности учащихся в начальных городских и сель­ских школах за 1885 и 1898 гг.:

Таблица 262

Характерно, что число учащихся в городских школах за эти годы увеличилось па 43,5%, в сельских школах - на 99,3%. Но несмотря на это отсталость народного образования в дореволю­ционной России оставалась печальным фактом.

Так, по исчислению В. И. Фармаковского, в 1898 г. учащиеся в начальных школах составляли 3,2% численности всего населе­ния страны, причем для мальчиков - 4,8% и для девочек - 1,6%. Численность неучащихся детей в 1898 г. Фармаковский определял в 7486,5 тыс. чел., или в 64,5% общей численности детей школьного возраста (8-11 лет).

Особый интерес представляют данные о развитии народного образования в России за 1900-1914 гг.

Грамотность - ключевой навык и ключевая мера образования населения. В 1820 году всего 12% людей в мире умели читать и писать. Сегодня лишь 17% населения мира остается неграмотным. Уровень грамотности в мире растет.

Несмотря на значительное расширение и на постоянное сокращение , у человечества впереди серьезные задачи. В беднейших странах мира доступ к базовому образованию таков, что широкие слои населения остаются неграмотными. Это ограничивает развитие всего общества. Например, в Нигере уровень грамотности среди молодежи (15-24 года) - 36,5%.

В Западной Экваториальной провинции Южного Судана была развернута национальная кампания «назад к обучению», ориентированная на 400 тысяч детей. 2015 г., Ямбио, Южный Судан. Фото: ООН / JC McIlwaine

Уровень грамотности в мире стабильно растет

Самые ранние формы письменности возникли пять–пять с половиной тысяч лет назад, однако грамотность на протяжении веков оставалась уделом избранных - технологией осуществления власти. Лишь в средние века вместе с развитием книгопечатания уровень грамотности людей западного мира начал меняться. Фактически амбиции всеобщей грамотности эпохи Просвещения смогли приблизиться к реальности в 19–20 веках в раннеиндустриальных странах, отмечает OurWorldInData .

: к 2030 году обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать, писать и считать.

Оценка мировой грамотности 1800–2014 годов

(доля грамотных и неграмотных в мире)

Уровень грамотности постоянно рос до начала двадцатого века. Лишь в середине 20-го века, когда расширение базового образования стало всемирным приоритетом, темпы роста уровня грамотности поднялись.

Уровень грамотности молодежи и людей старшего поколения

Для оценки прогресса в будущем удобно распределять оценки грамотности по возрастным группам. Следующая карта, использующая данные ЮНЕСКО, показывает такие оценки для большинства стран мира. В них видна большая разница в уровнях грамотности разных поколений (увидеть уровень грамотности для разных возрастных групп можно нажав на соответствующую кнопку сверху). Большая разница уровней грамотности отдельных поколений указывает на глобальную тенденцию роста грамотности всего населения.

Что называется грамотностью?

Согласно резолюции ЮНЕСКО 1958 года, неграмотными считаются люди, которые не могут прочитать и написать короткое, простое сообщение о своей повседневной жизни (достижения в области образования отдельных стран см. в , 2016, стр. 230-233 ).

Функциональная неграмотность - это неспособность читать, писать и считать на уровне, необходимом для решения простейших повседневных задач. Доступное среднее образование должно давать эти навыки всем, - однако на практике до четверти взрослых жителей развитых стран не могут понять, что написано на коробке с лекарством, купленным в аптеке. «Теории и практики» решили отреагировать на популярность феномена экспертным мнением и расспросили исследователей из области нейробиологии и социологии о том, как возникает функциональная неграмотность и является ли она следствием всемирного заговора маркетологов или понижением уровня интеллекта вследствие проникновения интернета во все сферы жизни человека.

«Еще сто лет назад, до появления этих технологий, большая часть населения Земли не умела ни читать, ни писать»

Юрий Штыров,

нейробиолог, профессор, зав. лаборатории магнитоэнцефалографии Орхусского университета (Дания); старший научный сотрудник, зав. лаборатории Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ

В основе функциональной неграмотности, по всей видимости, нет единого физиологического расстройства. Она может возникать как из-за проблем зрительного характера, так и из-за когнитивных нарушений. Существуют разные расстройства понимания языка: от базовой неспособности воспринимать сочетания букв до нарушений синтаксического или прагматического анализа. Иногда текст воспринимается неправильно из-за того, что мозг просто не может охватить достаточный для восприятия слова объем зрительной информации. Чаще, однако, говорят о нарушениях сегментации - слаженного анализа текстовой информации - когда невозможен становится перевод зрительного кода в фонологический. В таком случае мы видим текст, но мозг оказывается не в состоянии передать заключенную в нем информацию для дальнейшего анализа, активировать следы памяти прочитанных слов и т. д.

В научной литературе отдельно выделяется дислексия, которая считается клинико-психологической проблемой и встречается довольно часто: в зависимости от используемого диагностического подхода и возрастной группы, с ней сталкивается до 15-20% населения. При этом у 2-4% проблемы могут носить довольно серьезный характер. При дислексии нарушается процесс обработки текста как такового, хотя остальные системы мозга внешне работают более или менее полноценно, интеллект развит, а устная речь нормальна. Дислексия считается расстройством развития, но может проявляться и как сопутствующее отклонение при других расстройствах.

Дислексия однозначно часто (но не всегда) является причиной функциональной неграмотноти, хотя и степень дислексии может быть разной: кто-то никогда не выучится читать, а кто-то (если вовремя начать заниматься по специальной программе) может добиться заметного прогресса. Причины дислексии лежат на нейробиологическом уровне, но конкретные механизмы появления этого расстройства до сих пор неясны. Любопытно, что то, как часто оно встречается, зависит от того, на каком языке говорит, читает и пишет человек. Текстовая информация на разных языках мозгом воспринимается по-разному, и одни орфографические системы проще в обработке, чем другие. Например, в русском написанный текст более или менее соответствует звукам устной речи, а вот французский, английский или датский намного сложнее, что очень затрудняет обучение чтению для детей. В результате, в странах с такими языками число людей с расстройствами восприятия текста оказывается выше. На противоположном полюсе находится, например, финский язык, где практически каждому звуку речи соответствует буква или пара букв.

«Существует так называемый критический возраст для освоения языка: уже в с 6-7 лет пластичность нервной системы начинает снижаться»

В некоторых случаях связанные с чтением проблемы могут объясняться с точки зрения дефицита внимания. А кто-то просто толком не научился читать, потому что не уделял этому достаточно времени. Интернет и телевизор, конечно, во многом можно обвинить. Но если они просто отнимают у ребенка время, и он не успевает учиться читать, писать и считать, надо ли искать медицинское объяснение? Я не берусь это утверждать. Еще сто лет назад, до появления этих технологий, большая часть населения Земли не умела ни читать, ни писать. Сколько было функционально неграмотных людей тогда, и каково было соотношение причин этого состояния? Доподлинно неизвестно. Известно только, что дислексия наблюдалась и до появления современных информационных технологий - ее первое научное описание было сделано в XIX столетии. По крайней мере частично это расстройство определяется генетически.

Перемены, вызванные современными технологиями, - это перемены последних десятков лет. Однако они происходят не сами по себе, а в контексте общего изменения жизни людей. Дело не только в том, что мы больше смотрим телевизор - мы меньше читаем. Без практики любой навык исчезает или не развивается. Думаю, непрямое влияние телевидения и интернета на компетенции чтения существует, но я бы не стал утверждать, что они вредны для способности читать как таковой. Другое дело, что в интернете далеко не всегда есть полноценная обратная связь: здесь пишут с ошибками, используют упрощенный стиль и разговорную лексику. Неправильные упрощенные формы фиксируются и уже не воспринимаются как ошибка.

К сожалению, в нашем случае ограничено не только время в сутках, которое можно уделить развитию грамотности, но и время жизни. Существует так называемый критический возраст для освоения языка: уже в с 6-7 лет пластичность нервной системы начинает снижаться, и это сказывается на способности к развитию когнитивных навыков - в первую очередь, судя по всему, языковых. Как и устный язык, чтение - это очень сложный навык: по сути мы связываем довольно случайную произвольную комбинацию черточек и кружочков со звуками, словами и смыслом, объединяем все это в предложения и пытаемся понять общее значение текста. Несмотря на кажущуюся простоту этого навыка, от мозга чтение требует больших усилий, слаженной работы многих миллионов нейронов и нейронных сетей в самых разных областях. Если мы упускаем момент, когда мозг максимально пластичен, способен создавать новые связи и строить новые репрезентации для информации, то в будущем делать это ему будет сложнее. Вот почему когда ребенок вместо книг занят мультиками или компьютерными играми, вероятно, он упускает возможность, которую впоследствии будет трудно или даже невозможно восполнить.

«Малограмотность идет, как правило, из семьи»

Вера Чудинова,

вице-президент Российской ассоциации чтения, заместитель председателя исследовательского комитета «Социология детства» Российского общества социологов, кандидат педагогических наук

Функциональная неграмотность - неспособность жить в современном обществе - это, прежде всего, неумение хорошо читать, писать и считать. Неграмотность имеет отношение к обществу, поскольку чтобы учиться и адекватно приспосабливаться к жизни в меняющемся мире (освоить новую профессию, например), нужно быть способным читать. Также со временем к чтению, письму и счету добавили цифровую грамотность: умение работать на компьютере и пользоваться информационно-комбинационными сетями. Это и есть базовые умения сейчас. Однако сам термин - «функциональная неграмотность» - постоянно расширяется. Ведь для жизни в современном обществе уже требуется экономическая, правовая и другие виды грамотности.

Ошибки процесса преподавания в плане функциональной неграмотности не играют большой роли: дело в системе обучения в целом. Разумеется, в школах есть учителя, у которых дети учатся лучше или хуже, чем у других, но это вопрос не к ним. В некоторых странах - в Финляндии, к примеру, - специально корректируют навыки и умения чтения, чтобы школьники могли исправить свои недочеты и стали хорошо читать - а значит, начали и учиться. А для взрослых - здоровых - людей во многих странах есть специальные программы обучения для улучшения читательской и компьютерной грамотности. Грамотные люди способны критически мыслить и отбирать более точную и надежную информацию из источников разного вида, неграмотные - нет.

«Грамотные люди в России чаще остаются без работы»

Олег Подольский

руководитель группы «Проектирование обучения и развитие компетенций» Института образования НИУ ВШЭ

В 2013 году были опубликованы результаты первого исследования PIAAC (Programme for the International Assessment for Adult Competencies), посвященного ключевым компетенциям взрослого населения. В нем приняли участие как страны ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), так и страны-партнеры, включая Россию. В международном отчете по результатам этого исследования подробно рассматриваются возможные причины низкого уровня грамотности в разных странах. Самые высокие результаты по грамотности чтения наблюдаются в Японии, Бельгии, Финляндии, Нидерландах. В этих странах, в целом, и достижения взрослых по результатам исследования высокие, и людей с низким уровнем функциональной грамотности немного. Есть гипотеза, что это связано с высоким качеством школьного образования, с одной стороны, и с высоким уровнем социальных гарантий, с другой: многие люди имеют доступ к качественному образованию. В этих странах уровень грамотности человека слабо связан с уровнем образования его родителей. С другой стороны, у представителей общественности, действительно, вызвало определенное удивление то, что в таких экономически развитых странах, как США и Великобритания, людей с низким уровнем функциональной грамотности оказалось порядка трети от всего обследованного взрослого населения. Зачастую, это люди с недостаточным уровнем образования и дети родителей с низким уровнем образования. Поскольку в действительности далеко не все имеют доступ к качественному образованию.

В России выявлен средний (в сравнении со странами ОЭСР) уровень грамотности чтения взрослых, при этом разброс результатов небольшой: людей с крайне низким уровнем грамотности мало, но и с высоким тоже немного. Как писал классик, «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь …», и этого видимо, как раз хватает, чтобы продемонстрировать средние результаты.

Результаты международного исследования напрямую не были направлены на выяснение того, кто умнее: руководители или их подчиненные, - но некоторые занятные факты выявить удалось. По результатам видно, что в России руководители как раз более грамотны, чем рабочие, и более грамотны, чем специалисты с высшим образованием. Ненамного, но тем не менее. Так что мы можем спать спокойно: в начальство у нас попадают люди в определенном смысле «грамотные». В других странах, (например, в Чехии, в Великобритании) наблюдалась тенденция, что некоторые специалисты с высшим образованием все-таки грамотнее руководителей. Как мы знаем, хорошие специалисты вполне могут получать больше своих руководителей.

Тем не менее, грамотные люди в России чаще остаются без работы, чем в среднем по ОЭСР. Но это уже, вероятно, больше вопрос к возможностям рынка труда, который должен привлекать и использовать национальный потенциал, навыки и компетенции взрослого населения в нужном русле.

«Люди с более высоким уровнем грамотности чтения успешнее справляются с решением так называемых задач в технологически насыщенной среде»

Самый высокий уровень владения компетенциями в России сегодня демонстрируют люди 45-49 лет, и если говорить про результаты исследования, то тут возможны самые разные причины. Самая простая - особенности выборки исследования PIAAC. Она репрезентативна в целом по стране, но цели сделать репрезентативной каждую возрастную когорту (например, каждую пятилетку от 16 до 65, чтобы потом сравнивать людей разных возрастов) не ставилось. В то же время, учитывая, что такая картина характерна лишь для нашей страны и еще, например, для Словакии (в других странах самый высокий уровень компетенций наблюдался в среднем у лиц 30-35 лет), есть предположение, что люди, которым на момент исследования было 45-49 лет, получили в советские годы наиболее качественное образование. Но, опять же, эта гипотеза требует серьезной проверки.

Способы снизить уровень функциональной неграмотности, конечно, существуют. Во многих странах есть программы повышения уровня грамотности взрослых: различные программы непрерывного обучения и развития, курсы повышения квалификации. Многие из них построены в неформальном ключе. Целые системы по поддержанию нужного уровня грамотности взрослых, действующие в Канаде, Великобритании и других странах, где этим вопросам уделяют должное внимание, уже доказали свою эффективность.

На вопрос о том, оказывает ли влияние на формирование низких компетенций чтения и математики чрезмерное увлечение компьютером и телевидением, невозможно ответить однозначно. Масштабных исследований грамотности взрослых не проводилось тогда, когда в домах у людей еще не было телевизоров, а компьютеров и подавно. Кроме того, тут важно разобраться, что значит «чрезмерное увлечение компьютером» - если мы говорим об использовании компьютера для решения профессиональных задач, то тут скорее обратная ситуация: без определенного уровня грамотности чтения и математической грамотности сегодня в принципе не обойдешься, и для работы с компьютером они ключевые. Подобная связь была выявлена в исследовании: люди с более высоким уровнем грамотности чтения успешнее справляются с решением так называемых задач в технологически насыщенной среде. Если речь идет о том, как влияют на грамотность чтения избыточный просмотр телевизора, использование интернета и компьютерных игр, то тут сложно делать какие-то всеобъемлющие выводы. Имеет смысл провести отдельное исследование и выяснять, как, например, связано с грамотностью чтения то, сколько времени в сутки взрослый человек играет в онлайн-игры или смотрит комедийные сериалы. Тогда можно будет точнее ответить на этот вопрос.

Loading...Loading...