В порядке общей очереди. В порядке общей очереди Пан описание картины

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Пан - Дата создания: 1899г.

В картине "Пан" (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж — безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца...

Врубель Михаил Александрович , русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880-84) у П. П. Чистякова.
Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию.
Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, Врубель в своём творчестве обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире.
Врубель обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности, таинственности, характерные и для поэзии раннего русского символизма.
http://bibliotekar.ru/rusVrubel/index.htm
Михаил Александрович Врубель оставил яркий след в истории русской и мировой живописи. Творческий путь его был сложным, во многом противоречивым. Родился 5 марта 1856 года, умер 1 апреля 1910 года. Имел патологическую наследственность. С гимназических лет отмечалась склонность к витиеватому философствованию, в студенческие годы - аскетический образ жизни. В 1880 году Врубель оканчивает юридический факультет Петербургского университета, затем поступает в Академию художеств. По имеющимся данным, в 1892 году заразился сифилисом, тогда отмечалось кратковременное психотическое состояние. С 1902 года развивается и нарастает, почти без ремиссий, душевное заболевание. Последние годы ослеп, до самой смерти находился в психиатрической больнице им. Балинского. Трагические ноты вносила в жизнь художника и его одержимость искусством наряду с непризнанием его творчества многими современниками.
Психиатры по-разному подходят к оценке болезни Врубеля. В.М. Бехтерев, В.П. Сербский считали, что художник страдал прогрессивным параличом как последствием перенесенного сифилиса. Некоторые расценивают его состояние как шизофрению, а И.3. Копшицер в рукописной работе "Психическое заболевание художника М.А. Врубеля" высказывал точку зрения о том, что у него наблюдались признаки шизофренического процесса, осложненного сифилитической инфекцией и спинной сухоткой.

В последние годы Врубель создал серию рисунков, в которых отразились его болезненные переживания. Художник открыл новый вид живописи, красочная гамма которой представляет как бы сочетание большого количества разноцветных камней. Врубель обладал удивительным психологическим свойством - эйдетизмом. Это своеобразная разновидность зрительной образной памяти, когда человек не вспоминает, не представляет себе в уме предмет или образ, а видит его, как на фотографии или на экране. Эйдетик рисует как бы с натуры. В 1884 году Врубель реставрировал в Киеве старинные росписи Кирилловской церкви XII века. Им была создана многофигурная композиция "Сошествие св. духа на апостолов". Вызывало удивление, как быстро, без моделей художник выполнил эту работу; кроме того, оказалось, что каждый из апостолов имел явное сходство с киевскими знакомыми Врубеля.

При чтении "Св. Сатира" Анатоля Франса у художника возник образ Пана. Ему надо было немедленно реализовать на полотне образ Пана, пока он был ярок и свеж. Врубель уничтожил почти готовый портрет Н.И. Забелы, своей жены, и на этом холсте за сутки создал образ, который искал. Литературное восприятие было настолько ярким, что художник рисовал как бы с натуры.
http://www.evamagazine.com.ua/rubric/names/?id=98
рассказав немного о самом художнике, хотелось бы обратить ваше внимание на самого - Пана.
И кто же такой этот Пан?

Пан (P a n) · божество стад, лесов и полей. Пан наделен ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в происхождении Пана, так и в его облике.

Пан - сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа, "дубовидного") и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса; Apollod. epit. VII 38). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца Пан (то есть "понравившийся всем", греч. p a n, "всё", Hymn. Hom. XIX). В действительности имя Пан происходит от индоевропейского корня pus-, раnus-, "делать плодородным", что соответствует истинным функциям этого божества и сближает его с Дионисом. Вместе с сатирами и силенами Пан в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса.

Как истинный спутник Диониса, Пан миксантропичен: он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью (Hymn. Hom. XI 37). Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник (Ovid. Met. I 689-712), из которого Пан сделал свирель. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели (таким он обычно изображается в идиллиях Феокрита). Пан даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса - судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши (XI 153-179).

Пан как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, так называемый панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Пан - помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами (Ps.-Eratosth. 27). Сохранилась легенда о явлении Пана грекам перед марафонской битвой (Herodot. VI 105) и при Саламине (Aeschyl. Pers. 447-455).

Пан особенно почитался в Аркадии, где была священная гора Пан (Paus. VIII 36, 8). Известны также знаменитые святилища Пан в пещере на склоне афинского акрополя (Herodot. VI 105) и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами (Menandri Dyscolos 2, 12, 401).

Пан входит в число олимпийских богов, он упоминается вместе с Зевсом и Аполлоном (Aeschyl. Agam. 56). В античной философии Пан представлялся как божество, все объединяющее (Hymn. Orph. XI). В предании, изложенном Плутархом, о смерти Великого Пана он показан как символ уходящего античного мира (De def. or. 27).

Раннее христианство причисляло Пан к бесовскому миру, именуя его "бесом полуденным", соблазняющим и пугающим людей. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).
Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя.
Пан считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, он был богом предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником (греч. ένόδιος, πομπαΐος), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах был посвящен ему грот на акрополь в память поражения персов, на которых будто Пан навел (панический) ужас во время сражения.

ФЛЕЙТА ПАНА

Давным-давно в Древней-древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Любил он вино, музыку, и, конечно, женщин. И тут идет он по своему лесу - вдруг нимфа. По имени Сиринга. Пан к ней... А красавица-нимфа невзлюбила козлоногого-то и бежать. Бежит-бежит, а Пан ее уже настигает. Взмолилась Сиринга своему отцу - речному богу, спаси меня, мол, батюшка, от посягательств козлища, даром что он тоже бог. Ну отец ее и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть. Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга (миф Древней Греции в свободном изложении)
http://nayada.weblogger.ru/2006/07/09/pan-pan-i-siringa/
С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, по-классике называют флейтами Пана - от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции ее по сю пору называют Сиринга. У каждого народа для этого инструмента названия свои. У русских - кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин - ларчеми (соинари), в Литве - скудучай, в Молдавии и Румынии - най или мускал, у латино-американских индейцев - сампоньо, английские флейты Пана - panpipes или pan-flute. Некоторые называют флейту Пана свирелью.

Бывают флейты Пана диатонические и хроматические, и даже пентатонические. И все они по-своему хороши. На хроматических больше нот, на диатонических легко играть, а пентатонические - как ни играй, получится красивая мелодия. Правда, либо китайская, либо индейская:).

Флейты Пана у разных народов и устроены по-разному. Чаще всего отдельные трубочки флейты скрепляют между собой прочно. А у сампоньо они просто связаны в джва ряда, и любую трубку, вышедшую из строя, легко заменить. Трубочки русских кугиклов вообще не соединяют между собой и используют всего от 2 до 5 трубочек, просто набирая в руки, а недостающие ноты восполняют голосом.

Первоначально Пан изображался в зверином обличье, только свирель держал в руке; его главные атрибуты: свирель или двойная флейта, сосновый венок и иногда т.н. заячий посох (багор для охоты на зайцев). До сер. 5 в. до н.э. в греческой вазописи встречаются изображения бородатых Панов с козьими мордами. С сер. 5 в. до н.э. Пана изображают то в облике козлоногого молодого сатира, то в облике силена или обезьяноподобного уродца. В живописи нового времени сюжеты: «Пан и Сиринга» — у Рафаэля, Ф. Приматиччо, Аннибале Карраччи, П.П. Рубенса, Я. Йорданса, Н. Пуссена и др.; «Пан обучает молодого Дафниса игре на флейте» — у Джулио Романо, Аннибале Карраччи и др.; «триумф Пана» — у Н. Пуссена; «суд Мидаса» — у Я. Йорданса и др. Образ Пана часто встречается у П. Пикассо. В русской живописи Пан — у М. А. Врубеля.
http://greekroman.ru/gallery/pan01.htm
Пан
Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день,
Укрывшися лесов в таинственную сень
Или под ветвями пустынныя рябины,
Смотреть на синие, туманные равнины.
Тогда приходит Пан с толпою пастухов;
И пляшут вкруг меня на бархате лугов.
Но чаще бог овец ко мне в уединенье
Является, ведя святое вдохновенье:
Главу рогатую ласкает легкий хмель,
В одной руке его стакан, в другой свирель!
Он учит петь меня; и я в тиши дубравы
Играю и пою, не зная жажды славы.

Есть много известных картин, которые не раскрываются зрителю с первого взгляда. Сразу сложно оценить глубину полотна и проникнуть в замысел живописца. Именно такая картина Врубеля «Пан». Она известна общественности, так как висит в Третьяковской галерее, где хоть раз в жизни да был почти каждый россиянин. Многие люди обходят картину Врубеля стороной, считая ее странной. Другие же, наоборот, взгляда не могут оторвать от серо-голубых глаз старца. Что есть такого уникального в картине, которая не оставляет никого равнодушным?

Краткая биография художника

Михаил родился в семье офицера. Из-за профессии отца семье Врубеля приходилось часто переезжать. Впечатлительному мальчику нравилась смена обстановки, ведь он мог посмотреть новые места, познакомиться с интересными людьми. Но настоящих друзей у Михаила не было. Мальчик не был замкнут, но, как говорят сегодня, был «на своей волне».

Высшее образование М. Врубель получил в Петербургском университете, а после окончания поступил в Академию художеств. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Занимается Михаил у П. П. Чистякова, который оказал большое влияние на становление русского живописца. После окончания академии Михаилу повезло. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Ехать нужно в Киев, и Врубель с удовольствием принимает приглашение. В 1889 году работа над фресками успешно окончена, и Михаил едет в Москву. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля - «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др.

Творчество художника было многогранно. Помимо живописи, Михаил занимался скульптурой. Его творения «Снегурочка», «Египтянка», «Лель» и многие другие находятся как в государственных музеях, так и частных коллекциях. В последние годы жизни художник ослеп. Это было тягостным бременем, которого творческая личность просто не перенесла. Врубель сошел с ума и жил в иллюзорном мире своих галлюцинаций. За ним ухаживала его жена. Скончался великий художник в 1910 году.

История создания картины «Пан»

Как и все лучшее в этом мире, самые значимые работы художники создают спонтанно. Вдохновившись какой-нибудь идеей, творческая личность может рисовать дни и ночи напролет, без еды и усталости. Именно такие картины и являются самыми ценными. Ведь они обнажают душу творца, который смог описать волнительную для себя идею в красках. Именно так и родилась картина Врубеля «Пан».

Художник с семьей приехал на отдых к известной в то время меценатке М. Тенишевой. Имение ее находилось в Орловской губернии. Здесь, вдали от крупных городов, художник планировал написать несколько портретов своей жены, и даже начал работу над первым из них. Но после прочтения книги французского автора А. Франсуа «Святой сатир» художник изменил свой эскиз. Вместо своей жены, он стал рисовать старого пана. Несмотря на внушительные размеры холста, 1240 x 1063 мм, работа шла быстро, и была закончена буквально за 4 дня.

Описание картины

У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет - флейта. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Вообще пан - это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный.

Идейным центром картина Врубеля «Пан» выступает голова старца. У мужчины средь белой копны волос явно видны рога. Мифическое существо, которое в интерпретации художника очень напоминает лешего, просто не может ими не обладать. Ведь рога - это признак нечистой силы, приблизительно такой же явный, как копыта и хвост.

Замысел художника

Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Как мы видим, старец не совсем обычный. Он изображен с рогами и с ногами, которые мало того что густо покрыты шерстью, да ведь еще и заканчиваются копытами. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Врубелевский пан - это леший, который является духом леса. Он не прочь поиграть с заблудившимися путниками, но выйти из своих владений он всегда поможет.

След в истории

Картина Врубеля «Пан», фото которой вы можете посмотреть выше, является одним из выдающихся произведений художника. Благодаря таким холстам, написанным в стиле символизма, хочется верить в чудо. Ведь сказка всегда должна присутствовать в жизни человека. Врубель считал своей задачей показать связь реального мира и мистического. Он хотел, чтобы люди перестали думать, что наша страна населена исключительно злыми духами.

Творчество художника оставило большой след в истории. До сих пор находятся подражатели его таланта. Ведь художник жив до тех пор, пока его творчество оказывает на кого-то влияние. Будем надеяться, что и дальше картины Михаила Врубеля будут вдохновением для творческих людей.

Михаил Врубель был одним из самых талантливых и самобытных русских художников. Каждая его картина отличается эмоциональной глубиной и уникальным видением героев. Никто и представить себе не мог демона и сатира настолько прекрасными и сложными, как их видел Врубель. Его Фауст спокоен и умиротворен, Маргарита величава и прекрасна, а Мефистофель почти заботлив. Врубель не просто интерпретировал существующее, он создавал новые миры, в которых ничто не подчиняется предрассудкам и сложившемуся мнению.

Картина Врубеля «Пан» совершенно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира.

Наследие художника

Михаил Врубель - русский художник-живописец, обладавший уникальным даром не только изображения реальности, а создания новых миров на холсте. Врубель прожил удивительно богатую, но в то же время беспокойную жизнь.

Его карьера видела немало взлетов и падений - критики попеременно называли его картины «ужасной мазней» и «гениальной симфонией цветов и форм», Академия Художеств неоднократно лишала его своего покровительства, только чтобы позже снова взять его под свое крыло. Весь свой сложный творческий путь Врубель прошел один - он никогда не был частью профессиональных товариществ, больших совместных проектов и определенных движений и

Сегодня творчество Михаила Врубеля является неотъемлемой частью русского искусства и представляет собой яркую, самобытную страницу в его истории. Многие искусствоведы прослеживают в картинах Врубеля влияние Высокого византийской живописи, модернистских и импрессионистских веяний. Однако, как и при жизни художника, творчество Врубеля не только не имеет себе подобных, но и не может быть четко определено существующей в современном искусстве терминологией.

История Картины

Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами. Эти полотна изображают персонажей на фоне ночного пейзажа: например, такие картины, как «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Сирень», «Лебедь» и другие.

Многие из сюжетов своих полотен Врубель находил в театральных и балетных постановках, в путешествиях и рассказах о них, но самым богатым кладезем вдохновения для художника была литература. Картина Врубеля «Пан» создавалась под влиянием рассказа нобелевского лауреата Анатоля Франса «Святой Сатир». Рассказ настолько впечатлил Врубеля, что он написал картину за несколько дней - поверх неоконченного портрета своей супруги.

Картина Врубеля «Пан»: анализ

Полотна Врубеля не похожи ни на какие другие. Все в них - мотивы, тональная палитра, персонажи и даже отдельные мазки - уникальны и неповторимы. Предпочитая тусклые и непримечательные пейзажи, темные тона и глубокие сюжеты, Врубель сумел создать самых ярких персонажей русской живописи, среди которых Демон, Царевна-Лебедь и Пан. Картина Врубеля «Пан» по праву считается вершиной его «сказочной сюиты».

Кроме уникальности, самобытность художника заключается в том, что Врубель - исконно русский художник, влюбленный в свой фольклор, родные пейзажи и богатую культуру. Даже заимствованные у других культур сюжеты выходили из-под кисти мастера немного «обрусевшими».

Ни в одной картине эта тенденция не прослеживается так ярко, как в полотне «Пан». Михаила Врубель «Пан» говорит лишь о «русском духе» - как в картине, так и в ее главном герое. На картине изображен полубог из древнегреческих мифов, однако совершенно ничего греческого в сюжете и композиции нет.

Михаил Врубель, «Пан»: описание картины

На фоне русского ночного пейзажа сидит, призадумавшись, персонаж, невероятно похожий на лешего; его принадлежность к эгейским мифам выдает лишь копыто. Именно оно говорит нам о том, что старик присел не на пенек, а на свои козлиные ноги, а посему не наш он леший. На этом отличия заканчиваются.

Даже козлиные копыта и название картины «Пан» не мешает зрителю видеть в сидящем сатире персонажа родного фольклора. Врубель заменил в своем Пане беззаботность на безмятежность, буйство на спокойствие, постоянную музыку на короткий момент тишины. Нет на картине и яркого разнообразия яств и вин, не носятся вокруг сатира прекрасные нимфы и дриады.

Пан спокоен и немного грустен, его яркие сияют в ночи светом несказанных историй, нехоженых троп и прошедших дней. Нарядных смеющихся дриад ему заменяют тонкие белые березки, не менее прекрасные в своей тишине.

В целом и герой картины, и пейзаж, и цветовая палитра наполнены таинственными символами пленительного мира художника. Символизм Врубеля подчеркивается его интересом к двойственной природе сказочных существ. Во многих своих произведениях Врубель объединяет мистическое и человеческое, создавая единый неразделимый образ. Именно поэтому его «Пан», несмотря на безмятежность, спокойствие и добрый взгляд, все же олицетворяет силу и неизведанную мощь закулисного, волшебного мира.

Врубель был одним из самых просвещенных людей своего времени, говорил на восьми языках, и, кроме Академии художеств, учился в Петербургском университете на двух факультетах. Опираясь на знание мифов, легенд, былин, он создавал свой собственный поэтический мир, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир с земною тоской и человеческими страданиями.
Таков его «Пан». Отец Пана, Гермес, первоначально был богом скотоводства, покровителем пастухов. Он первым стал требовать от людей огненных жертв, научив высекать огонь на алтаре. Кроме того, Гермес сопровождал души умерших в ад. Но Гермес ко всему, был еще плутом: у Аполлона он выкрал стадо коров, и когда Аполлон изобрел сладкозвучную лиру, выменял лиру на это стадо.

Матерью Пана была нимфа Дриопа –– дева из многочисленного семейства божеств. Святилища нимф находились в гротах, лесах, пещерах… И хотя их места обитания были вдали от верховных богов –– от Олимпа, нимфы часто его посещали.
Нимфы вели беспечальную жизнь: пели, играли, умели предсказывать будущее, залечивать раны и вдохновлять поэтов. Умирали нимфы вместе с деревом, ручьем, полем, озером, цветком, с которым они родились и жили единой жизнью.

Когда у красавицы Дриопы родился сын –– с козлиными ногами и рожками на голове, волосатый, с хвостом, кривым носом и козлиной бородой, она пришла в ужас, она бросила ребенка! Но Гермес подхватил сына и унес на Олимп. Мальчик был очень смешон, к тому же он оказался веселым, за что олимпийские боги назвали его Паном –– понравившийся всем.

Пан стал, как и его отец, покровителем пастухов, однако не столько следил за подопечными, сколько развлекался с нимфами. Иногда ему хотелось побыть одному, и тех, кто нарушал его покой, он наказывал, нагоняя внезапный и сильный страх.

Случилось, что Пан влюбился в нимфу Сирингу. Он буквально преследовал красавицу своей любовью, и Сиринга кинулась в реку, став тростником! В скорби Пан вырезал из тростника свирель, и так нежно играл на ней, что музыка, казалось, лилась с самого неба.

Бобылем Пан не остался, женился. Но это лишь род продлить, а любовь навсегда канула в реку вместе с Сирингой.

На картине Врубеля Пан изображен в тот момент, когда уже поиграл на своей дудке и задумался о житье-бытье. Михаил Александрович изобразил его по-своему: мифический Пан больше походит на русского лешего с круглой физиономией и васильковыми, глазами; хитрец и лукавец. Древний, как природа, причудливый... И лес вокруг таинственный, предвечерний, когда рождаются образы и видения самые разные –– то светлые, грустно-нежные, то пугающие, настораживающие.

Русская общественность «Пана» не поняла. Картину окружили пошлыми смешками. Михаил Александрович держался стоически:
–– Ваше отрицание меня дает мне веру в себя.
Знаменитый «Пан» был куплен всего за 200 рублей –– цена ужина в столичном ресторане. А немногим позже предприимчивый владелец продал его Третьякову за 5000 рублей.

Рецензии

Картина Врубеля "Пан" была написана в 1899 году, когда художник был женат на певице Надежде Забеле-Врубель, так что вряд ли он здесь передал трагедию неразделённой любви...)))

В глазах Пана - ирония и даже насмешливость, это очень авторское... И в то же время очень много доброты, причём Вселенской доброты... Перед созданием этой картины (на этом же холсте!!!) Врубель рисовал портрет жены, поэтому и её взгляд, но больше пророческий, также запечатлён в этом образе...

А почему бы и нет? Почему бы ему не освободиться таким образом от любви к Праховой? Ведь это была любовь-потрясение, он грудь себе резал, чтобы физической болью заглушить душевную боль. Поэты, художники, музыканты, как правило, именно через творчество освобождаются от душевного гнета. Когда оно выражено - словами, мелодией, кистью, оно утихает.

Нина, воспоминание о порезанной груди - единичное и очень субъективное... Чтобы мне, как исследователю, поверить в этот бред, надо доказательства посущественнее, чем воспоминание одного человека... Михаил любил очень многих, не считая ночных бабочек грешницами..))) Да, любовь к Праховой принесла ему немало страданий, но эти страдания он передал в трагических образах, а не в этом, как вы правильно заметили, добродушном взгляде... И все личные страдания Творцов - ничто по сравнению с творческими страданиями...

Loading...Loading...