Окружение раскольникова. Как влияет окружающая среда на героев романа Ф

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Своеобразие Ф. М. Достоевского заключается в том, что он, будучи представителем натуральной школы, отвергал лозунг «среда заела». В отличие от социал-демократов, убеждённых в том, что человека формирует окружающая среда, на него влияют те условия, в которых он живёт, что, наконец, даже преступление является своего рода порождением внешних обстоятельств, неблагополучия мира, Достоевский возлагал ответственность прежде всего на личность, полагая, что многое зависит от духовных качеств человека, от особенностей его характера и задатков натуры. Однако для героя романа «Преступление и наказание», Раскольникова, окружающая среда, то есть обстоятельства его собственной жизни и состояние мира, в котором он живёт, во многом послужили основой формирования антигуманной теории героя, ставшей впоследствии главной причиной его преступления.

Раскольников, бывший студент юридического факультета, «оставил университет за неимением, чем себя содержать», и был вынужден зарабатывать на жизнь, давая грошовые уроки. Когда же «уроки и прочие средства прекратились», Раскольникову пришлось заложить самые ценные, что у него были, и самые дорогие для него вещи - старые отцовские часы и золотое колечко, подаренное сестрой на память. «Задавленный бедностью», он не имел собственного жилища, а нанимал от жильцов каморку, «походившую более на шкаф или сундук», крошечную клетушку, находясь в которой «становилось жутко, а взор и мысли невольно просили простору». Более того, он «был должен кругом хозяйке» и постоянно скрывался от неё. Не имея почти никаких средств на существование, он, бывало, ничего не ел по нескольку дней, а «одет был до того худо, что иной <...> посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу». Находясь в таком положении, герой, конечно, не мог позаботиться о своих близких, матери и сестре Дуне, не защищённых от жестокости и несправедливости окружающего мира. Раскольников понимает, что Дуня ради него «готова себя продать», «свободу, спокойствие, даже совесть на толкучий рынок снести», выйти замуж за Лужина, только и желавшего «взять девушку без приданого», которая «уже испытывала бедственное положение и <...> будет считать мужа за своего благодетеля», готова быть подвергнута унижениям, и без того испытав их в доме Свидригайловых; Раскольников не хочет Дуни-ной жертвы и, вместе с тем, бессилен этому воспрепятствовать, ибо ему «нечего предложить сестре взамен».

Однако Раскольников, испытывающий тяготы бедности, чья жизнь, равно как и жизнь его родных, несчастна, живёт в мире ещё более страшных трагедий, исковерканных судеб, в мире, где «что ни человек- то мученик». Так в высшей степени трагична судьба семьи Мармела-довых. Катерина Ивановна, женщина благородного происхождения, оставшаяся с тремя детьми в крайней бедности, согласилась пойти за Мармеладова, ибо «некуда было идти», но вновь оказалась в «нищете безнадёжной». Живя в «великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице», они снимали угол у госпожи Липпевех-зель, находясь в «содоме безобразнейшем». Мармеладов, не сумев прокормить семью, пропивал даже чулки жены и, вместе с тем, безумно жалея детей, бывало «мертво-пьяный» приносил им пряничного петушка, «кругом себя винил», осознавал, что на его совести загубленная жизнь дочери от первого брака, Сони, кроткой и «безответной», вынужденной «пойти по жёлтому билету», против себя, чтобы спасти семью от голодной смерти...

Но судьба Мармеладовых - не единичный, не из ряда вон выходящий, а типичный в Петербурге случай. Город, в котором живёт Раскольников, полон несправедливости, жестокости, пошлости. Величественное «Петра творенье», Петербург, предстаёт перед нами как город контрастов, где непреодолимая бездна разделяет «людей в каретах», тех, кто живёт в «изукрашенных зеленью дачах», где нет ни вони, ни духоты, ни распивочных, и людей, таких же, как Раскольников, как Мармеладовы, задавленных бедностью, снимавших за гроши жалкие коморки, сломленных жестокой судьбой и ищущих забвенья, а порой «скорби и слёз на дне полуштофа» или восстающих в безобразном бунте против этой жизни, как Раскольников.

Этот город-двойник имеет «державный, строгий вид», но за внешним великолепием его скрывается ужасная внутренняя сторона, город питейных заведений, беднейших кварталов близ Сенной с грязными и вонючими дворами, город жёлтого цвета (бледно-жёлтый цвет лица Раскольникова, жёлтые обои в каморке Раскольникова и квартире старухи, жёлтый цвет лица Мармеладова, жёлтое платье утопленницы), что характеризует Петербург, как город «полусумасшедших», город, где все покупается и продаётся (жёлтый - цвет золота), наконец, как город зла...

В этом мире тысячи маленьких людей гибнут в нищете, ежегодно определённое число жертв попадает «в процент». Мир этот тотально извращённый, где «всюду драма»: Раскольников на бульваре встречает совсем ещё юную, но уже опустившуюся в разврат, пьяную девушку, он становится свидетелем попытки самоубийства женщины, очевидно, доведённой до отчаяния, которая бросается в Неву с моста. Таким образом, город этот становится и убийцей, и свидетелем ужасных преступлений, и соучастником, что «редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге».

Давящий на сознание, Петербург, где даже воздух - «вонючий, пыльный, загаженный городом», будто подталкивает человека преступить закон совести.

Атмосфера безнравственности и подлости приводит Раскольникова, умного, способного к состраданию, по натуре гуманного и доброго человека, к тому, что в уме его рождается ужасная, античеловеческая теория, разрешающая «кровь по совести», допускающая, что «право имеющие», «необыкновенные» люди могут позволить себе пренебречь нравственными законами, теория, столь же безобразная и уродливая, как и мир, против которого восстал герой, в результате завладевшая Раскольниковым совершенно.


Аргумент преступление и наказание человек общество Ему кажется, что все его подозревают, пытаются вывести его на “чистую воду”. Раскольников стремится быть добрее, откровеннее с людьми, но последние его не понимают, тем самым отталкивая его. Внутри Раскольникова бушует борьба между разумом и сердцем, порождающая своеобразную душевную болезнь. Рассказывая о терзаниях Родиона Раскольникова, Достоевский излагает читателям свою концепцию “почвенничества”, развивает “христианскую” идею, согласно которой каждый человек должен жить по велению своей души. Только двадцать процентов в человеке разума, остальное - душа, считает писатель. Ни в коем случае нельзя вступать в конфликт с самим собой, переступать черту нравственности. Достоевский считает, что нужно жить по вечным христианским законам, веря в Бога, соблюдая заповеди.

Человек и общество в произведении преступление и наказание (см)?

Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»? Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»? Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. «Человек и общество». А.П. Чехов «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Ионыч», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Вишневый сад»Ж. Верн «Таинственный остров»С. Коллинз «Голодный игры»У.

Теккерей «Ярмарка тщеславия»Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди»М. Горький «На дне», «Бывшие люди»А. Камю «Постороний»Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»Д. Дефо «Робинзон Крузо»У.


Внимание

Грум «Форрест Гамп»А.Н. Толстой «Петр Первый»Э. Хемингуэй «Иметь и не иметь»В. В. Набоков «Приглашение на казнь»Е.И. Замятин «Мы»А. Платонов «Котлован»Б. Пастернак «Доктор Живаго»Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»Р.


Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники»О.

Аргумент преступление и наказание человек общество

Инфо


Таким образом, на примере Сони Мармеладовой и Раскольникова можно понять, насколько разное влияние может оказать идея на личность. Она может поднять человека с самого низа, а может заставить опуститься на дно, погрязнуть в самых тяжких грехах.

Как общество влияет на человека аргументы преступление и наказание

В произведениях Ф. М. Достоевского, одного из величайших писателей и мыслителей прошлого века, отражено множество идей и теорий различного рода, зачастую не совпадающих с авторскими. Эти идеи взаимодействуют друг с другом, вступают в столкновения, влияют на человеческое сознание. В отличие от Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский не описывал становление человеческого духа, его метания, сомнения, писателя интересовали отношения уже сформировавшихся личностей и выражаемых ими идей.
По-моему, именно поэтому герои Достоевского почти ничего не вспоминают, а их жизненные установки не испытывают сильных изменений по ходу действия произведений. Являясь глубочайшим психологом, писатель очень убедительно рисует переживания героя, размышления через внутренние монологи; и даже пытается проникнуть в область подсознания, чего так явственно до него никто в русской литературе не делал. В произведениях Ф. М.

Влияние идеи на человека по роману федора достоевского преступление и наказание

Идея его проста: убить никому не нужную старуху-процентщицу, украсть накопленные ею деньги и употребить их на благо обездоленных. «Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика», - говорит автор теории. Итак, цели у Раскольникова вполне достойные, но, как известно, благими намерениями устлана дорога в ад; к тому нее встает вопрос: оправдывает ли цель средства? Решаясь на убийство, Раскольников причисляет себя к «право имеющим», то есть к особой группе сильных мира сего, которым все дозволено. Преступление для него - испытание, и если он его не выдержит, то останется «тварью дрожащей», как и большинство людей на планете.
Поддавшись влиянию этой идеи, Раскольников совершает убийство, которое тут же влечет за собой еще одно.

Тема человека и общества в преступлении и наказании

Как влияет на человека общество, мораль окружения и чужие поступки. В своем творчестве Толстой затрагивает и раскрывает важнейшие жизненные проблемы - проблемы нравственности. Любовь и дружба, честь и благородство. Его герои мечтают и сомневаются, думают и решают важные для себя проблемы.

Одни из них - люди глубоко нравственные, другим понятие о благородстве чуждо. Современному читателю герои Толстого могут быть близки и понятны. Решение автором нравственных проблем можно использовать и в настоящее время.

Творчество Достоевского Федора Михайловича сосредоточено вокруг вопросов философии духа, это темы антропологии, философии, истории, этики, религии. В своих произведениях Достоевский показывает трагические судьбы «маленьких людей».

Как общество влияет на человека? (итоговое сочинение)

Раскольников, как Мармеладовы, задавленных бедностью, снимавших за гроши жалкие коморки, сломленных жестокой судьбой и ищущих забвенья, а порой «скорби и слёз на дне полуштофа» или восстающих в безобразном бунте против этой жизни, как Раскольников. Этот город-двойник имеет «державный, строгий вид», но за внешним великолепием его скрывается ужасная внутренняя сторона, город питейных заведений, беднейших кварталов близ Сенной с грязными и вонючими дворами, город жёлтого цвета (бледно-жёлтый цвет лица Раскольникова, жёлтые обои в каморке Раскольникова и квартире старухи, жёлтый цвет лица Мармеладова, жёлтое платье утопленницы), что характеризует Петербург, как город «полусумасшедших», город, где все покупается и продаётся (жёлтый - цвет золота), наконец, как город зла… В этом мире тысячи маленьких людей гибнут в нищете, ежегодно определённое число жертв попадает «в процент».

Достоевского «Преступление и наказание» Тема “униженных и оскорбленных” в творчестве Ф. М. Достоевского восходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей “натуральной школы” 1840-х годов.

Достоевский внес достойный вклад в понимание характера этих героев, впервые показав, что…смотреть целиком

  • СЕМЬЯ МАРМЕЛАДОВЫХ И ЕЕ РОЛЬ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание — — одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона…смотреть целиком
  • Идейно-композиционная роль образа Сони Вот передо мной лежит книга Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них - проблема нравственности.

Общество влияет на человека преступление и наказание

Идея его проста: убить никому не нужную старуху-процентщицу, украсть накопленные ею деньги и употребить их на благо обездоленных. «Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика», - говорит автор теории. Итак, цели у Раскольникова вполне достойные, но, как известно, благими намерениями устлана дорога в ад; к тому нее встает вопрос: оправдывает ли цель средства? Решаясь на убийство, Раскольников причисляет себя к «право имеющим», то есть к особой группе сильных мира сего, которым все дозволено. Преступление для него - испытание, и если он его не выдержит, то останется «тварью дрожащей», как и большинство людей на планете. Поддавшись влиянию этой идеи, Раскольников совершает убийство, которое тут же влечет за собой еще одно.

Можно долго говорить, насколько этот поступок безнравствен, в какой степени он противоречит моральным, этическим, религиозным устоям, не говоря уже о правовых нормах. Ясно одно - убийство это ужасно, чудовищно, и идея его не лучше, ибо она оправдывает насилие. В романе есть персонаж, позиция которого явно противопоставлена раскольниковской.

Это Соня Мармеладова, выразительница христианской морали. На насилие и злобу она отвечает добром и считает всех людей достойными сострадания социальному статусу Соня еще ниже Раскольникова. Она - проститутка. Только христианские идеи помогают ей выжить, более того, жить духом, несмотря на постоянное унижение.

Таким образом, на примере Сони Мармеладовой и Раскольникова можно понять, насколько разное влияние может оказать идея на личность. Она может поднять человека с самого низа, а может заставить опуститься на дно, погрязнуть в самых тяжких грехах.

Как общество влияет на человека сочинение преступление и наказание

Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия. В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию «двух разрядов людей», которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание «идеи крови по совести», когда любого человека можно убить ради высших целей и принципов. Проблемы общества в романе достоевского «преступление Единственное, что может сделать мальчик, это с криком пробиться сквозь толпу к лошади и, обхватив ее мертвую, окровавленную морду, целовать ее. Сон Раскольникова многозначен.
Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»? Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства? Один в поле не воин? Что важнее: личные интересы или интересы общества? К чему ведет равнодушие общества к человеку? Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»? Как Вы понимаете выражение «маленький человек»? Почему человек стремится быть оригинальным? Нужны ли обществу лидеры? Согласны ли Вы со словами К. Тема человека и общества в преступлении и наказании Глубокий психологизм и философская направленность произведения делают его необыкновенно актуальным в наше “смутное” время, указывая путь к возрождению духовных традиций общества. Беру! 58993 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня - “существо приниженное”, и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. “Приниженной” Сонечка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня. Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо. Но более всего в Соне прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении.

Как общество влияет на человека? (итоговое сочинение)

Идея его проста: убить никому не нужную старуху-процентщицу, украсть накопленные ею деньги и употребить их на благо обездоленных.«Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика», - говорит автор теории. Итак, цели у Раскольникова вполне достойные, но, как известно, благими намерениями устлана дорога в ад; к тому нее встает вопрос: оправдывает ли цель средства? Решаясь на убийство, Раскольников причисляет себя к «право имеющим», то есть к особой группе сильных мира сего, которым все дозволено.


Преступление для него - испытание, и если он его не выдержит, то останется «тварью дрожащей», как и большинство людей на планете. Поддавшись влиянию этой идеи, Раскольников совершает убийство, которое тут же влечет за собой еще одно.

Человек и общество в произведении преступление и наказание (см)?

Город, в котором живёт Раскольников, полон несправедливости, жестокости, пошлости. Величественное «Петра творенье», Петербург, предстаёт перед нами как город контрастов, где непреодолимая бездна разделяет «людей в каретах», тех, кто живёт в «изукрашенных зеленью дачах», где нет ни вони, ни духоты, ни распивочных, и людей, таких же, как Раскольников, как Мармеладовы, задавленных бедностью, снимавших за гроши жалкие коморки, сломленных жестокой судьбой и ищущих забвенья, а порой «скорби и слёз на дне полуштофа» или восстающих в безобразном бунте против этой жизни, как Раскольников.

Нравственные проблемы в романе «преступление и наказание»

Инфо

Если идея овладевает личностью - это одно, другое дело, если она овладевает массами. Последний сон Раскольникова показывает возможные последствия массового увлечения ложной, опасной идеей.


По-моему, в нашем веке сны несчастного убийцы начали сбываться.
  1. Смысл названия романа «Преступление и наказание» Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек - это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя.
“ Преступление и наказание” - это роман Достоевского,…смотреть целиком
  • Я себя убил, а не старушонку. Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание» Ф.
    М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости.
  • Влияние идеи на человека по роману федора достоевского преступление и наказание

    Сонечка - это как “луч света” в мире тьмы и разочарований, надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. Долгий, страдальческий путь прошла Сонечка Мар-меладова: от унижений до уважения.

    Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним. Она должна пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения, радости и вместе с ним должна добиться счастья.
    В этом и заключается смысл любви. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раскольникова мало-помалу привыкала к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смягчалось.

    Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство - чувство любви. Наконец они оба обрели счастье. Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступлении, к появлению нравственности.

    Ф. М.
    Этот город-двойник имеет «державный, строгий вид», но за внешним великолепием его скрывается ужасная внутренняя сторона, город питейных заведений, беднейших кварталов близ Сенной с грязными и вонючими дворами, город жёлтого цвета (бледно-жёлтый цвет лица Раскольникова, жёлтые обои в каморке Раскольникова и квартире старухи, жёлтый цвет лица Мармеладова, жёлтое платье утопленницы), что характеризует Петербург, как город «полусумасшедших», город, где все покупается и продаётся (жёлтый - цвет золота), наконец, как город зла… В этом мире тысячи маленьких людей гибнут в нищете, ежегодно определённое число жертв попадает «в процент».
    В произведениях Ф. М. Достоевского, одного из величайших писателей и мыслителей прошлого века, отражено множество идей и теорий различного рода, зачастую не совпадающих с авторскими. Эти идеи взаимодействуют друг с другом, вступают в столкновения, влияют на человеческое сознание.

    Внимание


    Являясь глубочайшим психологом, писатель очень убедительно рисует переживания героя, размышления через внутренние монологи; и даже пытается проникнуть в область подсознания, чего так явственно до него никто в русской литературе не делал. В произведениях Ф. М.

    Как социум влияет на решения человека сочинение преступление и наказание

    Совершив преступление, он становится отчужденным от мира, от общества, одиноким в самобичевании и страданиях. Его сломило как человека это преступление. Основная идея произведения Другие образы в романе «Преступление и наказание» позволяют автору глубже раскрыть проблематику произведения.

    Достоевский основную идею вкладывает в речь следователя Порфирия, который призывает Раскольникова: «Станьте солнцем — и вас увидят». Другими словами, лишь через человечное, высокое, доброе можно возвыситься в мире. Соня чувствует то же самое. К сожалению, этой девушке пришлось на собственном печальном опыте в этом убедиться.

    В произведениях Ф. М. Достоевского, одного из величайших писателей и мыслителей прошлого века, отражено множество идей и теорий различного рода, зачастую не совпадающих с авторскими. Эти идеи взаимодействуют друг с другом, вступают в столкновения, влияют на человеческое сознание.

    В отличие от Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский не описывал становление человеческого духа, его метания, сомнения, писателя интересовали отношения уже сформировавшихся личностей и выражаемых ими идей. По-моему, именно поэтому герои Достоевского почти ничего не вспоминают, а их жизненные установки не испытывают сильных изменений по ходу действия произведений.

    Являясь глубочайшим психологом, писатель очень убедительно рисует переживания героя, размышления через внутренние монологи; и даже пытается проникнуть в область подсознания, чего так явственно до него никто в русской литературе не делал. В произведениях Ф. М.
    Раскрывая историю совершенного Раскольниковым преступления и последующего за ним наказания, Достоевский касается некоторых общих особенностей духовной и общественной жизни, моральных и нравственных проблем, которые стоят перед человечеством. Роль снов в произведении Не только трагичностью поражают события романа, но и предельной правдивостью. Благодаря этому волнение и сопереживание в сердцах читателей вызывают терзания героя, его противоречия и нравственные колебания. Говоря о них, Достоевский прибегает к использованию различных литературных приемов, способствующих более глубокому проникновению во внутренний мир героя, позволяющих увидеть главное из того, что заложено в нем. Мотив снов Родиона Раскольникова играет здесь особенную роль. Вспомним, например, страшный сон, который этот герой видел накануне убийства.

    Так в высшей степени трагична судьба семьи Мармела-довых. Катерина Ивановна, женщина благородного происхождения, оставшаяся с тремя детьми в крайней бедности, согласилась пойти за Мармеладова, ибо «некуда было идти», но вновь оказалась в «нищете безнадёжной».

    Живя в «великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице», они снимали угол у госпожи Липпевех-зель, находясь в «содоме безобразнейшем». Мармеладов, не сумев прокормить семью, пропивал даже чулки жены и, вместе с тем, безумно жалея детей, бывало «мертво-пьяный» приносил им пряничного петушка, «кругом себя винил», осознавал, что на его совести загубленная жизнь дочери от первого брака, Сони, кроткой и «безответной», вынужденной «пойти по жёлтому билету», против себя, чтобы спасти семью от голодной смерти… Но судьба Мармеладовых - не единичный, не из ряда вон выходящий, а типичный в Петербурге случай.

    Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Это было время реформ, когда на смену старым «хозяевам жизни» стали приходить новые - буржуазные дельцы-предприниматели типа Лужина и Свидригайлова, когда на смену старой морали пришла новая - «возлюби прежде всех самого себя». Ф. М. Достоевский, как писатель, тонко чувствующий все изменения в обществе, отразил эти перемены в своем романе «Преступление и наказание».

    Главный герой этого произведения - Родион Раскольников - бедный студент Петербургского

    Университета, который был вынужден бросить учебу из-за того, что у него не хватало денег, из-за нервного и физического истощения. С Раскольниковым мы встречаемся на первых же страницах романа. Мы видим, в каких ужасных условиях живет главный герой: он беден, у него нет приличной одежды, его комната похожа больше на шкаф, чем на жилище человека, у него нет даже денег на то, чтобы заплатить хозяйке за жилье, и он вынужден от нее скрываться. Вокруг себя Родион Раскольников видит бедность, человеческое страдание, смерть. Он задает себе вопрос, почему одни люди, типа Лужина и Свидригайлова, живут в роскоши, а другие, которые гораздо лучше, нравственнее первых, типа Сонечки и Катерины Ивановны, должны умирать от голода и нищеты.

    Раскольников понимает, что мир устроен несправедливо. Он хочет изменить существующий порядок вещей, но он понимает, что изменить мир может только человек необыкновенный - «властелин». Родион Раскольников создает свою теорию, согласно которой все люди делятся на две категории: первая - «властелины», этих людей очень мало в мире, это те, кто осуществляет прогресс общества, такие, как Наполеон или Ньютон. Их главной задачей является управление остальной массой, «людьми обыкновенными», как их называет Раскольников. Главной задачей «людей обыкновенных», как считает Раскольников, является размножение и подчинение «властелинам». Ради Какой-либо великой идеи «властелины» могут жертвовать любыми средствами, в том числе и человеческой жизнью. Они могут бросать на погибель миллионы людей, как это сделал Наполеон, и при этом оставаться великими. Раскольников был сторонником того, что великая цель оправдывает любые средства. Он считал себя «властелином», но он хотел употребить свои возможности и свою власть не ради собственной славы, а ради того, чтобы помочь бедным людям. Сонечка Мармеладова спрашивает у Раскольникова, что же сделать для того, чтобы помочь «униженным и оскорбленным», на что Раскольников отвечает: «Что делать? Сломать, что надо, и страдание взять на себя! Свобода и власть, а главное - власть! Над всеми тварями дрожащими, над всем муравейником». Раскольников спрашивает себя: «Тварь я дрожащая или право имею?»

    Для того чтобы проверить, к какой категории людей он принадлежит, Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Он знает, что у нее много денег. Она очень богата, но все ее деньги пропадают зря, а после смерти она их завещала в монастырь. Раскольников понимает, что на эти деньги можно спасти не один десяток жизней. Но на самом деле истинной причиной убийства было желание Раскольникова проверить себя и свою теорию, узнать, к какой категории людей он относится, а помощь «униженным и оскорбленным» является для него лишь моральным оправданием. Убив старуху-процентщицу, Раскольников как бы отрезал себя от всего мира, от всех других людей. Он даже не может обнять мать и сестру, так как чувствует, что у него «руки в крови». Достоевский шаг за шагом следует за героем, ничего не упускает, показывает каждую мелочь, каждую деталь. Достоевский приходит к выводу, что совершивший столь зверское убийство на основании своей не менее зверской теории человек должен иметь раздвоенный характер, и действительно, Родион Раскольников, с одной стороны, наделен лучшими человеческими качествами, с другой - в нем сосредоточено много отрицательного. Своей бесчеловечной теорией Раскольников поставил себя выше других людей, но этим он оторвал себя от всего общества. Раскольников присвоил себе право «казнить и миловать» - право, которым, как считает Достоевский, обладает только Бог. Раскольников находится не только вне общества, но и вне веры. Он отрицает Бога, а иначе бы он не совершил этого убийства.

    После преступления начинается «наказание» Раскольникова. Очень символично в романе то, что только одна часть посвящена преступлению, а остальные пять - наказанию, причем Достоевский считал, что нравственное наказание гораздо сильнее, чем физическое. Раскольников страдает в большей мере оттого, что он понимает, что в итоге он остался «тварью дрожащей», и лишь через Сонечку Мармеладову Раскольников смог осознать всю бесчеловечность своей теории, очиститься духовно и нравственно и начать трудный и постепенный путь возвращения к людям.

    Своеобразие Ф. М. Достоевского заключается в том, что он, будучи приверженцем «натуральной школы», отвергал лозунг «среда заела». В отличие от социал-демократов, убежденных в том, что человека формирует окружающая среда, на него влияют те условия, в которых он живет, что, наконец, даже преступление является своего рода порождением внешних обстоятельств, неблагополучия мира, Достоевский возлагал ответственность прежде всего на личность, полагал, что многое зависит от духовных качеств человека, от особенности его характера и задатков натуры... Однако для героя романа «Преступление и наказание», Раскольникова, окружающая среда, то есть обстоятельства его собственной жизни и состояние мира, в котором он живет, во многом послужила основой формирования антигуманной теории, ставшей впоследствии главной причиной его преступления.

    Раскольников, бывший студент юридического факультета, «оставил университет за неимением, чем себя содержать» и был вынужден зарабатывать на жизнь, давая грошовые уроки. Когда же «уроки и прочие средства прекратились», Раскольникову пришлось заложить самые ценные, что у него были, и самые дорогие для него вещи - старые отцовские часы и золотое колечко, подаренное сестрой на память. «Задавленный бедностью», он не имел собственного жилища, а нанимал от жильцов каморку, «походившую более на шкаф или сундук», крошечную клетушку, находясь в которой «становилось жутко, а взор и мысли невольно просили простору». Более того, он «был должен кругом хозяйке» и постоянно скрывался от нее. Не имея почти никаких средств на существование, он, бывало, ничего не ел по нескольку дней, а «одет был до того худо, что иной посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Находясь в таком положении, герой, конечно, не мог позаботиться о своих близких, матери и сестре Дуне, не защищенных от жестокости и несправедливости окружающего мира. Раскольников понимает, что Дуня ради него «готова себя продать», «свободу, спокойствие, даже совесть на толкучий рынок снести», выйти замуж за Лужина, только и желавшего «взять девушку без приданого», которая «уже испытывала бедственное положение и будет считать мужд за своего благодетеля», готова быть подвергнута унижениям, и без того испытав их в доме Свидригайловых. Раскольников не хочет Дуниной жертвы и вместе с тем бессилен этому воспрепятствовать, ибо ему «нечего предложить сестре взамен».

    Однако Раскольников, испытывающий тяготы бедности, чья судьба, равно как и судьба его родных, несчастна, живет в мире еще более страшных трагедий, исковерканных судеб, в мире, где «что ни человек - то мученик». Так в высшей степени трагична судьба семьи Мармеладовых. Ивановна, женщина благородного происхождения, оставшаяся с тремя детьми в крайней бедности, согласилась пойти за Мармеладова, ибо «некуда было идти», но вновь оказалась в «нищете безнадежной». Живя в «великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице», они снимали угол у госпожи Липпевехзель, находясь в «содоме безобразнейшем». Мармеладов, не сумев прокормить семью, пропил даже чулки жены и вместе с тем безумно жалел детей, бывало, «мертво-пьяный» приносил им пряничного петушка, «кругом себя винил», осознавал, что на его совести загубленная жизнь дочери от первого брака, Сони, кроткой и «безответной, вынужденной пойти по желтому билету», продать себя, чтобы спасти семью от голодной смерти...

    Но судьба Мармеладовых - не единичный, не из ряда вон выходящий, а типичный в Петербурге случай. Город, в котором живет Раскольников, полон несправедливости, жестокости, пошлости. Величественное «Петра творенье», Петербург, предстает нам как город контрастов, где непреодолимая бездна разделяет «людей в каретах», то есть тех, кто живет в «изукрашенных зеленью дачах», где нет ни вони, ни духоты, ни распивочных, и людей, таких же, как Раскольников, как Мармеладовы, задавленных бедностью, снимающих за гроши жалкие каморки, сломленных жестокой судьбой и ищущих забвенья, а порой «скорби и слез на дне полулитора» или восстающих в безобразном бунте против этой жизни, как Раскольников. Этот город-двойник имеет «державный, строгий вид», но за внешним великолепием его скрывается ужасная внутренняя сторона, город питейных заведений, беднейших кварталов близ Сенной с грязными, вонючими дворами, город желтого цвета (бледно-желтый цвет лица Раскольникова, желтые обои в каморке Раскольникова и квартире старухи, желтый цвет лица Мармеладова, желтое платье утопленницы), что характеризует Петербург как город «полусумасшедших», город, где все покупается и продается (желтый - цвет золота), наконец, как город зла... В этом мире тысячи маленьких людей гибнут в нищете, ежегодно определенное число жертв попадает «в процент». Мир этот тотально извращенный, где «всюду драма»: Раскольников на бульваре встречает совсем еще юную, но уже пустившуюся в разврат пьяную девушку, он становится свидетелем попытки самоубийства женщины, очевидно, доведенной до отчаяния, которая бросается в Неву с моста. Таким образом, город этот становится и убийцей, и свидетелем ужасных преступлений, и соучастником, ибо «редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге Давящий на сознание, Петербург, где даже воздух - «вонючий, пыльный, зараженный городом», будто подталкивает человека преступить законы совести. Атмосфера безнравственности и подлости приводит Раскольникова, умного, способного. к состраданию, по натуре гуманного и доброго человека, к тому, что в уме его рождается ужасная, античеловеческая теория, разрешающая «кровь по совести», допускающая, что «право имеющие», «необыкновенные» люди могут позволить себе пренебречь нравственными законами, теория, столь же безобразная и уродливая, как и мир, против которого восстал герой, в результате завладевшая Раскольниковым совершенно...

    Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » КАК ВЛИЯЕТ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА НА ГЕРОЯ РОМАНА? . И в закладках появилось готовое сочинение.
    Loading...Loading...