Законы яса. Великая яса чингис-хана

П. А. Кучер

Великая Яса Чингис-хана

Вступительное слово

Один-два раза в тысячелетие человечество бывает захвачено Великим Проектом принципиального переустройства. Миллионы судеб горят в огне очередного пожара за торжество Справедливого Порядка. Двадцатый век дал последний пример такого катаклизма. Кажется, что наши потомки его не забудут во веки веков. Это ошибка. История никого и ничему не учит. Отличным тому примером служит прошлый рывок за горизонт. Империя Чингис-хана в считанные десятилетия подчинила себе весь громадный континент. Вся огромная Евразия свалилась под копыта вчерашних дикарей и кочевников. Даже через 800 лет(!) мировые элиты содрогаются от ненависти к наследию этого проекта. Продолжают лить на него потоки грязи и лжи. Вероятно, мы никогда не узнаем, чего хотели и к чему НА САМОМ ДЕЛЕ стремились его отцы-основатели. Достоверная информация о Чингис-хане и его соратниках искажена до неузнаваемости. Методы, которыми он поднял на дыбы и погнал вперед "клячу истории" слишком эффективны, чтобы выставлять их на общее обозрение. Только большевикам в ХХ веке удалось произвести сходное возмущение основ геополитики.

Память о "Монгольском Проекте" стирали так старательно, что сегодня утрачен даже полный текст его основного закона "Великой Ясы". Почему? Это короткий документ, который был специально предназначен для заучивания наизусть. Он был доступен для понимания каждому неграмотному пастуху. Он привлекал к монголам "людей длинной воли" всех наций и вероисповеданий, он направлял их "к последнему морю", как символу ВЕЛИКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЛЯ ВСЕХ. Не верьте лгунам! В монгольском войске никому не полагалось никакого жалования, люди Чингис-хана шли в бой и умирали "за идею". Память об этой идее так же омерзительна для любой аристократии, как память о идее, ради которой наши деды по собственным трупам шагали на штурм Перекопа и брали Берлин. Те же самые моральные уроды ныне глумятся над "Красным проектом" и совершенно нет гарантий, что Конституция СССР достанется потомкам в сколько-то доступном для понимания виде.

Статьи "Великой Ясы", представленные ниже, надо читать с обязательным учетом трёх моментов:

1. Все положения первоисточника формулировались так, чтобы каждая фраза произносилась на одном дыхании. Это типичное требование для законодательных актов, заучиваемых наизусть. Признак оригинала.

2. Любая фраза первоисточника не допускает двойного толкования. "Яса" - закон прямого действия.

3. Если известная фраза "Ясы" записана иначе, она должна быть переформулирована кратко и точно. Канонического варианта нет, её исходный текст - это стихи(!) на старомонгольском.

Это к тому, что читать полный курс "источниковедения" тут неуместно, а понимать, что "Ясу" много раз дописывали и правили под текущие нужды, надо обязательно. Чингис-хан, согласно звучанию термина, был человек "с душой широкой, как море". Он никогда не опускался до мелочной регламентации. Полагаю, что положения этого великого памятника человеческой культуры ещё пригодятся. Не нам, так после нас.

Обращаю особое внимание, что выполнение любых положений "Великой Ясы" возлагалось на каждого. Не было возможности "свалить ответственность на государство". Монгольский Проект опирался на сетевую систему "равной ответственности людей" за дела ближних и дальних. Иерархия там была только на поле боя. Никто никого не тащил в суд, не доказывал меру его вины, не нанимал адвокатов. Преступников убивали на месте сами свидетели или обличители, именем Великого Синего Неба. Право на это имел всякий живущий.

Как это выглядело на практике? Для современников - жутко. Столкновение сетевой системы "вооруженного народа", созданной Чингис-ханом, и традиционного иерархического общества оставило в архивах тоскливые вопли, более подобающие советским диссидентам времен застоя - "Они всех убивают!". А почему всех? В каких случаях - всех? Оказывается, бойцы Чингис-хана искренне считали, что люди должны отвечать за свои слова и дела лично, полностью, без всяких выкрутасов. Поэтому, если властитель города, надеясь на крепость стен и борзость дружины, казнил монгольских послов (вопиющее нарушение дипломатических норм), то монголы брали этот город и, независимо от его стратегической ценности, вырезали поголовно. Ну дикари же! Звери, сущие звери... Разве можно им объяснить, что виноват только отдавший приказ? Что все, выполнявшие преступные приказы - невинные овечки, всего-то старавшиеся заработать копеечку семье? Что все, кто смотрел на беспредел князя и молчал, вообще ни в чем не виноваты? Что принцип коллективной ответственности за соучастие в преступлениях для жителей сословного общества как гром небесный? Что подданные не отвечают за дела повелителя? Монголы считали, что как раз наоборот. И вбивали эту науку в тупые головы холуёв. Предметно доказывали, что все люди равны и за дела урода отвечают все, кто не схватил его за руку. Есть опасение, что в новые демократические времена, когда государственная власть стала формально выборная, принципы "Ясы" ударят по любителям валить ответственность на начальство гораздо больнее. Примерно как по немцам времен Третьего Рейха. Сами выбрали себе в правители садистов и людоедов? Тогда и не обижайтесь! Правосудие прямого действия - штука простая и беспощадная. Чистый большевизм.

Восстановленный по правилам современного русского языка текст "Великой Ясы" с комментариями:

1. Трусу, лгуну, прелюбодею, содомиту, вору, предателю без различия возраста и знатности - смерть;

(Главный принцип солидарного общества. Очень похож на главный закон империи Инков "Не будь трусом, не будь лентяем, не будь прелюбодеем, не будь вором, не будь лгуном, работай сам или умри".)

2. Тому, кто помогает одному из двух спорящих между собой, без различия возраста и знатности - смерть;

(Статья уничтожает состязательность судебного процесса и судебную власть вообще, все люди по "Ясе" абсолютно равны между собой и должны решать любые конфликты самостоятельно, без адвокатов. Мир "Ясы" - это живущее по обычному праву общество тотального самосуда.)

3. Тому, кто мочится в открытую воду или на пепел костра - смерть;

(Статьи отражают огромную ценность для степных кочевников любых источников питьевой воды, до обыкновенной лужи включительно. Пепел от костра служил им заменой соли или же лекарством. Вода и огонь, кроме того, считаются в понимании монголов очистительными началами и потому священны.)

6. Кто трижды взял товар и трижды обанкротился, после третьего раза - смерть;

(Статья отражает ограничение кредитоспособности физического лица на необеспеченном доверии.)

И которое постоянно подтверждалось его преемниками.

Ни в монгольском подлиннике, ни в полном переводе Яса до нас не дошла; мы её знаем по сообщениям и выдержкам персидских и арабских историков монголов; их сведения подробно сопоставил Йозеф фон Гаммер-Пургшталь в «Geschichte des goldenen Horde» (Пешт, 1840, стр. 184-192); то же делали последующие европейские историки, как Илья Березин («Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева», в «Тр. Вост. Отд. Имп. Арх. Общ.», ч. VIII, СПб., 1864), Эрдманн («Temutschin» , Лпц., 1862), X. Хоуорт («History of the Mongol» , Лондон, 1876) и другие.

Восстановляемые, таким образом, положения Ясы распадаются на пять отделов:

  • преступления, караемые смертью
  • война, её ведение и военное устройство
  • семья и семейный строй
  • похвальные доблести
  • различные запреты.

Государственный механизм и общественный строй, предписываемый Ясой, заимствован из образцов китайских. Синолог В. Васильев, познакомившись с Ясой по изложению персидского историка Рашидеддина, отказывался видеть в Ясе свод законов; по его мнению, Яса - вовсе не закон, а то же, что изречения каждого китайского богдыхана , ему приписываемые и после его смерти издаваемые. Как на образчик таких изречеий, В. Васильев указывал на статью «Домашние изречения Канси» (в I т. кит. хрестоматии В. Васильева). См. «Записки Вост. Отд. Имп. Русск. Археол. Общ.» (т. IV, 1889, стр. 381).

Распределение добытого в военных кампаниях

Согласно Ясе, материальные ценности, приобретённые в походе, распределялись следующим образом:

  • 3 / 5 доставалось войску
  • 1 / 5 доставалась джихангиру (руководителю похода)
  • 1 / 5 доставалась императору

Литература

  • Крадин Н.Н. , Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана . М.: Восточная литература, 2006. ISBN 5-02-018521-3

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Яса Чингисхана" в других словарях:

    - (яса тюркская форма монгольского джасак, буквально закон) свод постановлений, обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом на курултае (съезде) в 1206. Первоначально, вероятно, представляла собой кодификацию неписаного… … Большая советская энциклопедия

    - (яса тюрк, форма монг. джасак, букв. закон) свод постановлений, обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом на курултае (съезде) в 1206, осн. памятник права монг. средневековья. Первоначально, вероятно, представляла собой… … Советская историческая энциклопедия

    - (монг. Их засаг хууль закон великой власти; Қазақ/Түркі Ұлы Жасақ) название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае и которое постоянно подтверждалось его преемниками. Содержание 1… … Википедия

    - (запрет, отт. наказ, закон, также налог, подать) название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курилтае (см.) и которое постоянно подтверждалось его преемниками. Ни в монг. подлиннике, ни в полном… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Чингисхан (значения). монг. Чингис хаан … Википедия

    Монгольская империя Монголын Эзэнт Гүрэн 1206 1368 … Википедия

    Монгольская империя Монголын Эзэнт Гүрэн 1206 1368 … Википедия

    Монгольская империя Монголын Эзэнт Гүрэн 1206 1368 … Википедия

    Монгольская империя Монголын Эзэнт Гүрэн 1206 1368 … Википедия

Книги

  • Сокровенное сказание монголов Великая Яса , Чингисхан. Отличительной особенностью книги является ее исключительная полнота: в основе издания древнейший монгольский литературный и исторический памятник - «Сокровенное сказание монголов» в…

План.

· История возникновения «Ясы».

· Влияние «Ясы» на право государства Чингисхана:

А. Международное право

Б. Государственное и административное право.

1. Верховная власть (Хан)

3. Крепостной Устав.

4. Тарханные привилегии (иммунитет)

5. Воинский Устав.

6. Охотничий Устав (Устав о лове).

7. Управление и административные распоряжения.

8. Податной Устав.

В. Уголовное право.

Г. Частное право.

Д. Торговое право.

Е. Судебное право.

Ж. Укрепление законов.

· Заключительный анализ.

· Список используемой литературы.

История возникновения «Ясы»

Монголотатары, или, как говорили в христианском мире, «татары», веками воспринимались как «исчадия ада» и враги цивилизации, а их вождь и повелитель Чингизхан для многих поколений и европейцев, и азиатов являлся олицетворением слепой разрушительной силы, Бичом Божьим, вторым Аттилой.

Но вот в конце XX века стали модные разнообразные «конкурсы» на звание «человека минувшего тысячелетия». И вдруг оказалось, что один из популярнейших кандидатов на эту роль – тот самый Бич Божий. «Вашингтон пост» написала, что никто не сделал превращения мира в современную «глобальную деревню» столько, сколько этот неграмотный кочевник. Так чем была Монгольская империя и кем был Чингизхан, создавший ее ровно 800 лет назад?

В XII в. на территории Монголии не было единого государства, основой монгольского общества были родоплеменные отношения. Социальной единицей была семья, несколько семей составляли айманы (роды), несколько родов объединялись в хотон (аул), несколько аулов составляли орду (племя), а из племен образовались народности – улусы. Вели они полуоседлый образ жизни.

В конце XII в. среди монгольских племен возвышается под Есучая, сын которого Темучин начал вести борьбу за объединение. В процессе этой борьбы сложилась военно-феодальная система кочевой империи Темучина. Она была создана на разделении всех монгольских племен на военные округа – «тысячи». Армия составляла более 200 тыс. человек и была предана Темучину.

В 1206г. состоялся курултай, на котором Темучин провозгласил себя правителем и принял титул Денгиз-хан (Чингизхан), что означало «властитель океана». На курултае был принят свод законов «Яса», который определял различные виды правовых отношении монгольском государстве.

Как удачно выразился историк Михаил Геллер: «Кочевое государство собой армию на марше».

«Яса» охватывала все стороны жизни империи. Письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованная монголами по велению Чингизхана у побежденных найманов, позволила записать этот первоначально устный свод правил. Наследники хана верили в магическую силу Ясы и скрывали «священную книгу» от всяких иностранцев, покоренных или до поры свободных. Считалось, что она приносит победу в битве. Полный текст до нас, к сожалению, не дошел, но упоминание многих положений Ясы в трудах древних историков позволяет понять ее суть.


В тех указах, что разсылал он по окружным странам, призывая их к повиновению, он не прибегал к запугиванию и не усиливал угроз, хотя правилом для властителей было грозиться множеством земель и мощностью сил и приготовлений. Наоборот, в виде крайнего предупреждения, он писал единственно, что если (враги) не смирятся и не подчинятся, то "мы-де что можем знать. Древний Бог ведает". В сем случае вспадает на ум размышление о слове тех, что полагаются на Бога: Рече Господь Всевышний: кто на Бога положится, то ему и довлеет, и всенепременно, что они в сердце своем ни возымели и чего ни просили, - все нашли и всего достигли.

Поелику Чингисхан не повиновался никакой вере и не следовал никакому исповеданию, то уклонялся он от изуверства и от предпочтения одной религии другой, и от превозношения одних над другими. Наоборот, ученых и отшельников всех толков он почитал, любил и чтил, считая их посредниками перед Господом Богом, и как на мусульман взирал он с почтением, так христиан и идолопоклонников миловал. Дети и внуки его по нескольку человек, выбрали себе одну из вер по своему влечению: одни наложили Ислам (на выи свои), другие пошли за христианской общиной, некоторые избрали почитание идолов, а еще некоторые соблюли древнее правило дедов и отцов и ни на какую сторону не склонились, но таких мало осталось. Хоть и принимают они (разные) веры, но от изуверства удаляются, и не уклоняются от Чингисхановой ясы, что велит все толки за один считать и различия меж ними не делать.

И еще у них похвальный обычай, что закрыли они двери чинопочитания, похвальбы званиями и (воспретили) крайности самовозвеличения и недоступности, кои в заводе у счастливцев судьбы и в обычае царей. Кто ни воссядет на ханский престол, одно имя ему добавляют Хан или Каан, и только. Более сего не пишут, а сыновей его и братьев зовут тем именем, что наречено им при рождении, будь то в лицо или за глаза, будь то простые или знатные. Когда пишут обращения в письмах, одно то имя пишут, и между султаном и простолюдином разницы не делают. Пишут только суть и цель дела, а излишние звания и выражения отвергают.

Ловитву Чингис Хан строго содержал, говорил, что-де лов зверей подобает военачальникам: тем, кто носит оружие и в боях бьется, надлежит ему обучаться и упражняться (дабы знать), когда охотники доспеют дичь, как вести охоту, как строиться, и как окружать дичь, по числу людей глядя. Когда соберутся на охоту, пусть высылают людей на дозор и осведомляются о роде и числе дичи. Когда не заняты военным делом, пусть непременно ревнуют об охоте и войско к тому приучают. Цель не только сама охота, а больше то, чтобы воины приобвыкали и закалялись, и осваивались со стрелометанием и упражнением. А как двинется хан на великий лов, - срок ему: едва наступит зимняя пора, - то рассылает приказы, чтобы те войска, что находятся в средоточии ставки и по соседству с ордами, готовились к лову, чтобы, как указано будет, столько то людей из десяти садилось на конь, и чтобы сообразно каждому месту, где будет охота, собрали они снасти, оружие и все другое. Тогда определяет (хан) правое и левое крыло и середину, распределяет их между великими эмирами, а (сам) выступает с катунями, наложницами, яствами и питиями. Кольцо для лова охватывается за месяц, либо за два-три месяца, и зверя сгоняют постепенно и полегоньку и берегутся, чтобы он не вышел за кольцо. А ежели каким разом выскочит зверь из круга, то станут обсуждать и расследовать причину до последней мелочи, и бьют на том деле палками тысяцких, сотников и десятников, часто случается, что и до смерти убивают. И ежели к примеру кто не соблюдает строя, что зовется у них перге, и выступят из него, либо отступят от него, наказание ему великое и спуску нет. Таким чином два-три месяца денно и нощно гонят они дичь, как будто стадо баранов и шлют послов к хану и дают ему сведение о звере и о его числе, что-де докуда достиг и откуда спугнут, пока, наконец, не сомкнется кольцо. Тогда на два-три фарсаха понавяжут вервий одно к одному и понабросают (на них) войлок. Войско стоит на местах, плечо к плечу, а дичь внутри круга голосит и волнуется, и разные звери мычанием и воем выражают, что де пришло возвещенное время, когда соберутся купно звери; тигры свыкаются с дикими ослятами, гиены содружаются с лисами, и волки собеседуют с зайцами. Когда стеснится кольцо до крайности, так что не станет мочи двигаться диким зверям, сперва хан с несколькими приближенными въедет в круг и с час времени пускает стрелы и разит дичь, а как прискучит ему, сойдет наземь на высоком месте среди нерге, чтобы полюбоваться и тем, как въедут царевичи, а за ними по порядку воины, начальники и простой люд. Таким родом пройдет несколько дней, пока из дичи не останется ничего, кроме одиночек или парочек, раненных и разбитых. Тогда старики и удрученные годами смиренно подступят к хану, вознесут мольбу и заступятся за продление жизни остатков зверья, чтоб выпустили его через то место, где ближе до воды и травы. Всю дичь, что побита была, собирают, и коль нельзя счесть, исчислить и перечислить разных пород зверья, считают токмо хищных зверей да диких ослов. Друг один сказывал, что во дни царствия Каана (Угедея) таким путем одной зимой охота была, и Каан, для ради любования и развлечения, сидел на холме. Звери всех родов устремились к его трону и под холмом подняли крики и вопли словно просили справедливости. Каан приказал всех зверей выпустить и отъять от них руки насилия. Он же приказал, чтобы посреди страны Хатайской, в месте зимовий, была построена стена из дерева и земли, и на ней двери, чтобы из дальних мест собиралось туда зверей множество и чтобы таким путем на них охотились. Тоже и в пределах Чагатаева Алмалыка да Куяша он устроил такое же место для охоты. (Не) таковы ли суть и обычаи войны, убиения, счета убитых и пощады остающихся; таковы они шаг за шагом, ибо то, что оставляется в живых в (покоренных) странах, состоит из горсти бедняков, немногих числом и немощных.

Что до устройства войска, то от времен Адамовых до сего дня, когда большинство климатов находится под владычеством и в повиновении рода Чингисханова, ни в какой истории не вычитано и ни в какой книге не написано, чтобы когда либо какому царю, бывшему господином вый народов, удалось иметь войско, подобное татарскому, что терпеливо в трудностях и благородно в спокойствии, что в радости и несчастии одинаково покорно полководцу, не из за чаяния жалованья и корма, и не из-за ожидания прибытка и дохода, - и сие есть наилучший порядок для войска. Львы, пока не взалкают, не идут на ловитву и не нападают ни на какого зверя. В пословицах персидских говорится, что "от сытой собаки охоты нет", и сказано есть: неволь гладом пса твоего да пойдет за тобою.

Какое войско в мире может быть как татарское, что (даже) среди (ратного) дела охотится для одоления и презрения диких зверей; в дни покоя и досуга ведет себя как баранье стадо, приносящее молоко, шерсть и многую пользу; а среди трудов и несчастий свободно от разделения и супротивности душ. Войско наподобие крестьян, что несут разные (повинности) поставок, и не выказывают докуки при выполнении того, что приказано, будь это копчур, аваризы, расходы на проезжих, содержание ямов, представление подвод, заготовка корма для животных. Крестьяне во образе войска, что во время ратных дел от мала до велика, от знатного до низкого - все рубят саблями, палят из луков и колят копьями и идут на все, что в ту пору потребуется. Коль возникнет опасение войны от врагов или козней от бунтовщиков, они заготовляют все, что в том случае пригождается: разное оружие и другое снаряжение, вплоть до знамен, иголок, веревок, верховых и вьючных животных, ослов и верблюдов. Таким образом, по десяткам и сотням, каждый выполняет свою повинность, а в день смотра предъявляют они снаряжение, и, если хоть немногого не хватит, то такому человеку сильно достается и его крепко наказывают. И хотя бы они находились среди самого сражения, все, что потребуется на разные расходы, через них же достается. Что до женщин их и людей, оставшихся при грузах или дома, то поставки, что производились, пока сам человек был дома, остаются в силе, до того, что, если случайно повинностью того одного человека будет его личная помочь, а мужчины не окажется, то женщина (того двора) выйдет лично и выполнит дело.

Давно собирался выложить здесь этот великий памятник законотворческой мысли. 700 лет назад по нему жила половина Евразии.

Реконструировано на основе арабских записей Ясы. За выкладку выжимки на русском языке спасибо Назгулу.

Приказано, законы Ясы вырезать на стальных досках и каждому выучить их наизусть:

1. Трусу, лгуну, прелюбодею, содомиту, вору, предателю, без различия возраста и знатности - смерть;
2. Тому, кто помогает одному из двух спорящих между собой, без различия возраста и знатности - смерть;
3. Тому, кто мочится в открытую воду или на пепел костра - смерть;
4. Запрещено черпать открытую воду для питья рукой - можно только посудой для черпания воды;
5. Запрещено стирать одежду в открытой воде, пусть даже, из-за грязи, она не годна для ношения;
6. Кто трижды взял товар и трижды обанкротился, после третьего раза - смерть;
7. Кто дал еду или одежду пленному, без позволения его пленивших - смерть;
8. Кто поймает бежавшего пленного и не передаст его пленившим - смерть;
9. Кто режет скоту горло, а не вяжет ноги и вскрывает ему брюхо, что бы потом сжать рукой сердце - смерть;
10. Запрещено требовать от каждого на общее дело более десятой части, вещами, людьми или скотом;
11. Запрещено требовать налог с лекарей, ученых, погребателей тел и служителей любого культа;
12. Приказано равно уважать все религии и ни одной из них не отдавать предпочтения;
13. Запрещено есть из рук чужого, пока он не попробует сам, пусть хоть князь угощает пленного;
14. Запрещено шагать через огонь, на котором готовят еду и через блюдо, на котором едят;
15. Запрещено есть одному, есть больше других и есть, не предложив еду тем, кто находится рядом;
16. Приказано всякому, едущему мимо едящих, сойти с коня и есть вместе с ними, без их позволения;
17. Запрещено говорить о любом предмете, слове или деле, что оно нечисто - все вещи чисты одинаково;
18. Запрещено различать женский и мужской труд или обязанности женщин и мужчин на войне;
19. Приказано, в начале каждого года, представлять всех взрослых девушек, без различия, на конкурс красоты;
20. Запрещены браки первой и второй степени родства, но мужчина может взять в жены родных сестер;
21. Все рожденные дети законны, без различия, от жены, или от наложницы и наследуют отцу;
22. При разделе наследства старший сын получает больше младших, меньший сын наследует отцу;
23. После смерти отца сын полностью распоряжается судьбой его жен, кроме собственной матери;
24. За присвоение вещей покойного кем-либо, кроме его законных наследников - смерть;
25. Уличенного преступника должен карать каждый, без различия знатности, возраста или чина. Уклонение от наказания приравнивается к соучастию;
26. Запрещены унизительные или телесные наказания - только дурная слава, изгнание или смерть;
27. За попытку уклониться от наказания, под предлогом знатности, возраста или чина - смерть;
28. За провозглашение вождем не избранного людьми, на общем совете - смерть;
29. Запрещено главам племен и народов носить почетные титулы - всех называть только по имени;
30. Запрещено заключать мир с любым врагом, пока этот враг не побежден или не сдался. За убийство посла - ответит смертью все племя убийцы;
31. В рабство может быть обращен только военнопленный и члены его семьи, при этом рабство не наследуется.

Вот такой вот луч демократии и даже коммунизма в темном царстве феодализма. На дворе - XIII век. Сравните с иезуитским законодательством любой развитой бюрократической страны начиная с древнего мира и заканчивая сегодняшним днем.

1) Написано в стихах на старомонгольском для облегчения заучивания наизусть. Не допускает двойных толкований, незнания статей и возможности для манипуляции ими.

2) Устанавливает прямую демократию как единственную систему управления, прямо запрещает наследование власти.

3) Устанавливает полное равенство мужчин и женщин.

4) Устанавливает равноправие всех наций в рамках единой Империи. Об исключительности монголов - ни слова. Империя открыта для всех.

5) Устанавливает полную свободу совести.

6) Уничтожает все возможности для судебного произвола.

7) Устанавливает "правила общежития" в тяжелых природных условиях. Это в то время, когда в Европе все гадят прямо в питьевую воду.

Естественно, нашлось слишком много типов, которые ради своих корыстных интересов сделали все, чтобы поломать созданную Чингисханом систему и жить в свое удовольствие за счет других. Начали - сами дети Чингисхана, и тем не менее - многие статьи неукоснительно соблюдались более ста лет и в том числе вошли в систему национальных обычаев народов от Руси до Китая. Если привести параллели между Монгольской Империей и ранним СССР - то обнаруживается поразительное сходство. Ведь, по сути, весь "красный проект" в его русском исполнении - максимально близок к идеям Чингисхана и является его полным духовным наследником.

По просьбе читателей - комментарии к статьям Ясы:

1. Все понятно - устанавливает тяжкие преступления.

2. Двое спорят - третий не мешай. Это их личное дело. Судить может только общее собрание.

3. Помочиться на пепел или в воду - тягчайшее оскорбление людей, которые этой водой и кострищем пользуются (в тяжелейших условиях полупустыни на краю вечной мерзлоты нравы простые). Плюс рудименты шаманизма и древних культов.

4. Постоянный дефицит питьевой воды вынудил монголов строго заботиться о ее чистоте.

5. Тоже гигиена.

6. Тут все понятно - основной закон торговли, основанной на доверии сторон.

7,8. Война в степи всегда жестока.

9. Это, вообще-то, ритуал инициации воина убийством. Чтобы не страшно было потом людей резать.

10, 11, 12. Все понятно, причем законы очень грамотные. И тоже железно соблюдались.

13, 14. Направлены против отравителей. Травить врагов в степи всегда умели. Например, Есугей, отец Чингисхана, был отравлен.

15, 16. Проба на жадность и взаимовыручку в условиях постоянно голодной степной жизни. Аналогом в раннем СССР были субботники - "проба на жида".

17. Грязной работы много в любые времена. Закон направлен на то, чтобы ее делали все и не брезговали. Плюс борьба с суевериями.

18. Эмансипация, блеать.

19. На конкурсе красоты любая девушка имеет право выйти замуж по своему желанию, вопреки мнению родителей.

20-23. Нормы семейного права. Направлены на защиту от близкородственных браков.

25-31. Фактически конституция.

Законы Чингисхана

«1. Предписывается верить, что существует только один Бог – создатель Небес и Земли, и только Он один дарует жизнь и обрекает на смерть, делает богатым или бедным, так, как Ему заблагорассудится, и имеет абсолютную власть над всем.

2. Духовные лидеры, проповедники, монахи, посвятившие себя служению Богу, муэдзины мечетей, лекари и те, кто обмывают тела умерших, освобождаются от налогов.

3. Запрещается кому бы то ни было и карается смертной казнью провозглашение себя императором, если таковым его предварительно не избрали на общем совете принцы, ханы, военачальники и прочая знать.

4. Запрещается вождям племен и народов, подчиняющихся монголам, носить возвеличивающие титулы.

6. Принцип, согласно которому армия делится на десятки, сотни, тысячи и десятитысячные тумены, должен быть сохранен. Эта установка позволяет в короткое время собрать армию и сформировать подразделения во главе с их командирами.

7. Как только наступает время кампании, каждый воин получает оружие из рук назначенного для этого командира. Воин должен содержать оружие в порядке и перед боем давать для проверки своему командиру.

8. Запрещается и карается смертью мародерство в стане неприятеля прежде, чем на то будет дано разрешение главного командования, но после того, как оно дано, рядовой воин имеет равное право с командиром и ему разрешается взять себе все, что ему удалось захватить, при условии, что он заплатил свою долю сборщику дани для императора.

9. Чтобы поддерживать боевую подготовку армии, каждую зиму надлежит устраивать большую охоту. По этой причине воспрещается кому бы то ни было убивать от марта до октября оленей, козлов, косуль, зайцев, диких ослов и некоторые виды птиц.

10. Запрещается перерезать горло животным, которых используют в пищу. Охотник должен каждого связать, разрезать грудину и вырвать руками сердце.

11. Разрешается пить кровь и есть внутренности животных, хотя раньше это делать запрещалось.

12. (Список привилегий и льгот, предоставляемых вождям и военачальникам новой империи.)

13. Каждый, кто не идет на войну, должен в течение определенного времени работать на империю бесплатно.

14. Уличенный в краже коня, или уздечки, или равноценной вещи наказывается смертной казнью, и его тело разрезается на две части. За более мелкую кражу наказание выносится в зависимости от ценности украденной вещи – семь, семнадцать, двадцать семь и до семисот палочных ударов. Но телесного наказания можно избежать, заплатив девятикратную стоимость украденной вещи.

15. Ни один подданный империи не может иметь монгола в качестве слуги или раба. Каждый, за редким исключением, должен служить в армии.

16. Чтобы не допустить бегства чужеземных рабов, запрещается укрывать их, давать пищу и одежду, что карается смертью.

17. Закон о браке предписывает каждому обзавестись женой и запрещает брак между родственниками первой и второй степени родства. Мужчина может взять в жены двух сестер или иметь несколько наложниц. Женщины должны заботиться об имуществе, делать покупки и торговать так, как им хочется. Мужчины должны заниматься только охотой и войной. Дети, рожденные от рабынь, считаются законными наравне с детьми, рожденными от жен. Отпрыск от первого брака почитается выше других детей и наследует все.

18. Прелюбодеяние карается смертью, и уличенный в нем может быть убит на месте.

19. Если две семьи хотят породниться, но у них еще юные дети, то они, если это мальчик и девочка, могут вступить в брак. В случае их смерти брачный контракт все равно может быть составлен.

21. Шпионы, лжесвидетели, предающиеся грязным порокам люди и колдуны осуждаются на смерть.

22. Военачальники и вожди, не справившиеся со своими обязанностями или не явившиеся на призыв хана, будут казнены, особенно это касается тех, кто находится в отдаленных районах. Если их проступок не очень серьезный, то они должны лично предстать перед ханом».

Эти выдержки из законов Чингисхана позаимствованы у Пети де ля Круа, который поясняет, что не смог отыскать полный список законов – «Ясы Чингисхана». Он собрал эти двадцать два установления из различных источников – у персидских летописцев, Гильома де Рубрука и Карпини. Приведенный перечень явно неполон и попал к нам из зарубежных источников. Объяснение необычного десятого закона, вероятно, может быть найдено исходя из существовавших религиозных предрассудков в отношении способа убийства предназначенного в пищу загнанного зверя. Одиннадцатое правило, похоже, предполагает заготовку запасов еды на голодное время. Двадцатый закон, касающийся воды и грозы, Рубрук объясняет необходимостью не дать монголам броситься в озеро или реку во время грозы, которая вызывает у них ужас.

Пети де ля Круа утверждает, что ясу Чингисхана перенял Тимур Ленг. Бабур, первый из Моголов Индии, говорил: «Мои предки и моя семья всегда с благоговением относились к законам Чингиса. В своем кругу, в своих дворах, на праздниках и во время развлечений, когда садятся и встают, они никогда не поступают вопреки уложениям Чингиса».

Из книги От Кира Великого до Мао Цзэдуна. Юг и Восток в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

При преемниках Чингисхана Вопрос 6.23В школе меня учили, что Русь заслонила собой и спасла Европу. Ничего подобного. Покорив Киев, Батый двинулся дальше. Разгромил поляков и тевтонских рыцарей, венгерского короля Белу Четвертого загнал на островок в Адриатическом море.

автора Акунин Борис

Прародители Чингисхана Легенда о Бортэ чоно, рожденном по благоволению Всевышнего Тэнгри Прародитель Чингисхана, рожденный по благоволению Всевышнего Тэнгри, – Бортэ чоно и его жена Хоо марал – переправились через воды реки Тэнгэс, пошли и сели в окрестностях горы

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

Жизнеописание Чингисхана Сказ о сватовстве Тэмужина и смерти его отца Есухэй-батора От Огэлун ужин родилось у Есухэй-батора четверо сыновей – Тэмужин, Хасар, Хачигун и Тэмугэ. И родилась у них дочь, и нарекли ее Тэмулун. Когда Тэмужину исполнилось девять лет, Жочи

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

Рассказ о прибытии Чингисхана в окрестности города Жунду, о том, как Алтан-хан в знак подчинения [Чингисхану] отправил ему свою дочь, о бегстве Алтан-хана в город Намгин, об осаде и завоевании Жунду войском Чингисхана …Чингисхан прибыл в пределы упомянутого выше города

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

Рассказ о кончине Чингисхана, об убиении предводителя тангудов и всех жителей этого города, о возвращении нойонов в ставку с гробом [Чингисхана], объявлении о смерти Чингисхана, о его оплакивании и погребении Чингисхан, предвидя свою кончину от той болезни, дал наказ

Из книги От Руси к России [Очерки этнической истории] автора Гумилев Лев Николаевич

Из книги Самодержец пустыни [Издание 1993 г.] автора Юзефович Леонид

Тень Чингисхана Когда 18 ноября 1918 года Александр Васильевич Колчак стал Верховным Правителем России, Семёнов отказался его признать и потребовал в течение суток передать власть Деникину, Хорвату или атаману Дутову. Не получив ответа, он разорвал телеграфную связь Омска

Из книги Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники автора Доманин Александр Анатольевич

Приложение 2 Великая Яса и Билик Законы и изречения Чингисхана (сохранившиеся фрагменты) Яса 1. Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет.2. Кто повинен в содомии, тот также наказывается смертью.3. Кто лжет с намерением или волхованием, или

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XLIV Очерк римской юриспруденции.- Законы царей.- Двенадцать таблиц децемвиров.- Законы, утверждавшиеся народом.- Декреты сената.- Эдикты должностных лиц и императоров.- Авторитет юристов.- Кодекс, Пандекты, Новеллы и Институции Юстиниана.- I. Личные

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XIII О том, что никогда не следует рассматривать законы независимо от цели, ради которой они были созданы. Римские законы о краже Когда у римлян вор попадался с поличным, прежде чем успевал спрятать украденное, то кража называлась явною; если же вора обнаруживали лишь

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Наследники Чингисхана Два года после смерти Чингисхана, в положенном трауре, при временном правительстве, прошли для империи спокойно. Это свидетельствовало о том прочном и строгом административном порядке, который установил в своей империи ее великий основатель и

Из книги Бабур-Тигр. Великий завоеватель Востока автора Лэмб Гарольд

Под знаменами Чингисхана Махмуд-хан проявил подобающее своему положению гостеприимство и устроил племяннику самый сердечный прием. Хотя номинальный предводитель монголов и сам баловался стихосложением, однако на поднесенное Бабуром четверостишие он из осторожности

автора Николаев Владимир

ДВА ЧИНГИСХАНА У Сталина и Гитлера была одна и та же главная цель, которую они раз и навсегда поставили перед собой, - завоевание мирового господства. С маниакальной настойчивостью они шли к ней, не считаясь ни с чем. Это и погубило их обоих в конечном счете. Гитлер

Из книги Сталин, Гитлер и мы автора Николаев Владимир

Два чингисхана У Сталина и Гитлера была одна и та же главная цель, которую они раз и навсегда поставили перед собой, - завоевание мирового господства. С маниакальной настойчивостью они шли к ней, не считаясь ни с чем. Это и погубило их обоих в конечном счете. Гитлер

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Потомки Чингисхана Историки обратили внимание на то, что старинные рукописи в Европе хранятся в отрывках. Будто кто-то сознательно вырвал страницы, а с ними – Время. Или залил тексты краской, чтобы они не читались. Античная эпоха оставила намного больше документов, чем

Loading...Loading...