Описание модели. Особенности реализации персонифицированной модели повышения квалификации управленческих кадров Персонифицированная модель курсов повышения квалификации

Ганеева М.Р.

директор МОУ «Кировская гимназия

имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова»

г.Кировск, Ленинградская область

Персонифицированная система квалификации

возможности и результаты

Переход на новую – персонифицированную систему повышения квалификации 1 – это общая стратегия государственной политики в области образования. Ведь от уровня профессиональных компетенций руководителей и педагогов зависит результативность деятельности образовательного учреждения и качество получаемого учащимися образования. Поэтому вопрос повышения квалификации работников школы является таким актуальным.

В настоящее время система повышения квалификации (ПК) состоит из двух составляющих . Первая – это общепедагогическая . Без этого, по сути, не может быть персонификации. Персонифицированная – это значит адресная , ориентированная на конкретного учителя, его потребности и дефициты профессиональных компетентностей.

Второй момент . Она персонифицирована с точки зрения того технического задания , которое предполагает школа, т.е. в зависимости от программы развития школы, от особенностей тех проектов, которые в школе реализуются, и в которые включен учитель. Это вторая, очень важная часть. Это, действительно, персонификация и на уровне деятельности в школе каждого конкретного учителя, тех функций, которые он несет и как учитель-предметник, и как член педагогического коллектива.

Итак, персонификация – это реализация права раз в пять лет повысить свою квалификацию в той области, в которой осознаются дефициты. С другой стороны, это и ответственность перед работодателем за реализацию тех задач, которые руководитель образовательного учреждения ставит перед учителем. И ответственность за предоставление школе по результатам того продукта, который школа ждет от учителя.

При переходе на новый формат ПК апробируется и новый финансово-экономический механизм : определяется базовая услуга ПК и просчитывается ее стоимость. Например, базовая услуга ПК при переходе на ФГОС включает в себя – 72 часа в начальной школе и 144 часа – в старшей. Деньги выделяются в рамках средств субсидии на модернизацию. Они доводятся до школы, и дальнейшая персонификация этих денег происходит на основе имеющегося в каждой школе графика повышения квалификации.

Так, например, нашей школе выделено из средств по модернизации на повышение квалификации учителей начальной школы 50 тыс. рублей. А сейчас мы ставим задачу обучить учителей основной общеобразовательной школы, для того, чтобы перейти на ФГОС основного общего образования. И в этом смысле, конечно, требуются дополнительные деньги. Мы убеждены в том, что не может идти модернизация, если кадры не подготовлены. Не может учитель перейти на новый стандарт образования без повышения квалификации – иначе это будет имитация перехода на новый стандарт.

В связи с модернизацией системы ПК появилась и необходимость создания модели внутришкольного повышения квалификации по подготовке педагогического коллектива к апробации материалов ФГОС на основе системно-деятельностного подхода. И наша принципиальная позиция по данному вопросу – это открытость системы ПК. Заключается она в том, что мы приглашаем коллег из других школ, сотрудничаем с учреждениями образования Санкт-Петербурга, Ленинградской области.

Второй момент. Политика нашего управления образованием. Она заключается в том, чтобы постоянно обеспечивать образовательную миграцию , чтобы педагоги могли посмотреть, как и что осуществляется в других школах.

Так, например, подтверждая статус региональной экспериментальной площадки по теме «Вариативное управление опережающим внедрением ФГОС, как фактор повышения качества образования» в 2011 – 2012 году были проведены мероприятия:

1. 6 выступлений на конференциях и семинарах, координационных советах муниципального уровня;

2. Сетевой обучающий семинар муниципального уровня «Образовательное пространство урока в соответствии с ФГОС НОО».

3. Проведены внутрикорпоративные обучающие семинары.

4. Даны пять открытых уроков коллегам из района.

5. В рамках внутришкольного повышения квалификации дан 21 открытый урок.

6. В сборнике по материалам международной научно – практической конференции «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности» Бибик Н.Ю. и Пономарева В.В. поделились своим опытом на тему «Способы формирования самооценки читательских умений у младших школьников».

7. Балабан Е.В. транслировала свой опыт «Роль внеурочной деятельности в формировании УУД» на межрегиональном координационном совете по введению ФГОС в системе образования Ленинградской области.

8. Бибик Н. Ю. выступала в ЛОИРО на тему «Презентация урока по Основам Светской Этики и его анализ».

9. Опубликованы на сайте гимназии методическое пособие «8 шагов для проектирования современного урока» и проморолик «На пути к профессионализму», в которых обобщен опыт работы педагогов гимназии по работе РИП в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации.

Представленный для экспертизы инновационный продукт прогимназии был рекомендован для использования в школах области.

Участники муниципальной опытно-экспериментальной площадки, организованной на базе старшей гимназии (рук. Якубовская Г.Ф.), Смирнова Н.В. и Солопова Г.В. в рамках районного семинара провели мастер – классы.

В результате обновления внутришкольной модели повышения квалификации наблюдается социальный эффект: такая деятельность позволяет качественно использовать имеющийся кадровый и материально технический ресурс, служит важным фактором для повышения мотивации педагогического коллектива в целом.

К основным результатам апробации новой системы ПК можно отнести следующее:

    организовано методическое сопровождение по вопросам проектирования уроков, соответствующих требованиям ФГОС;

    формируется внутришкольная система управления качеством образования на основе совершенствования механизмов управления качеством;

    организовано как внутришкольное, так и сетевое повышение квалификации административно-преподавательского состава на основе компетентностного подхода;

    повышение квалификации работников образования проводится на основе модерации.

ПК в межкурсовой период проводят педагоги (модераторы), которые хорошо овладели знанием сущности процессов, происходящих в школе, имеют хорошую теоретическую подготовку и опыт приложения теоретических знаний в практическую деятельность, способные обучать своих коллег. Согласитесь, что это хороший способ для организации «горизонтальной» карьеры учителя.

Как уже было сказано, мы участвовали в сетевом повышении квалификации административно-преподавательского состава. Нами были проведены 2 модераторских семинара муниципального уровня, задачами которых было, в том числе, повышение управленческой компетенции руководителей и педагогов образовательных учреждений. Каждый участник семинара в начальной школе смог получить сертификат, подтверждающий повышение квалификации по проблеме введения ФГОС НОО. Думаю, что выдача подобных сертификатов изменит и отношение работников образования к муниципальным семинарам.

Коллеги как-то посетовали, что у нас нет методического центра (какие есть в СПб). Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Каждое образовательное учреждение района чем-то интересно. Будь то учреждение дошкольного образования, школьного или дополнительного образования. Каждое на чем-то специализируется. Доказательством этого являются сетевые семинары, которые систематически проводятся в районе. Семинары проводят не теоретики, а практики – воспитатели, учителя, педагоги дополнительного образования, люди, которые обучают своих коллег – т.е. выступают в роли методистов-модераторов. И на наш взгляд, в этом и заключается уникальность системы повышения квалификации района, которая выстроена на основе авторских, модерационных сетевых семинаров. Дело за закреплением юридического права использовать семинары для организации обучения педагогов.

Да, повышение квалификации педагогов, безусловно, должно быть региональным. И в то же время децентрализованным – максимально приближенным к школе. Такое разделение способствует реализации потребностей образовательного учреждения в развитии и повышении квалификации педагогов, в обеспечении большему количеству педагогов участия в мероприятиях по повышению квалификации как можно ближе к месту их работы и проживания. Кроме, того сложившаяся система ПК сокращает дополнительные расходы, способствует более экономному использованию ресурсов, а создание сети опорных образовательных пунктов на местах, их специализация позволяет, как мы видим, достигать оптимальных результатов.

1Персонифицированная модель повышения квалификации обеспечивает возможность выбора обучающимися работниками образования индивидуальных образовательных программ, финансирование которых осуществляется из средств бюджета субъекта РФ (Проект Положения о проведении эксперимента по персонифицированному финансированию системы повышения квалификации см. /files/materials/8443/11.04.27-povysh.kval.pdf).: ведение картотеки населения, ... распределению; трудоустройства, повышения квалификации , творческого и профессионального роста...

  • Мероприятий по реализации Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов"

    Документ

    ... "Система персонифицированного учета"); государственная информационная система " ... создание информационной системы . Результатом реализации мероприятий... квалификации рабочих, служащих, в том числе адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями ...

  • Структура образовательной программы 21 Раздел Планируемые результаты освоения образовательной программы общего образования 22

    Пояснительная записка

    ... результатов выполнения образовательной программы. Система оценивания результатов ... результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Предоставление и использование персонифицированной информации возможно ... квалификации педагогических...

  • Публичный доклад о результатах деятельности Управления образования Тайшетского района в 2012-2013 учебном году

    Документ

    Об основных результатах функционирования и развития системы образования Тайшетского... квалификации по работе с обучающимися с ограниченными возможностями ... в муниципальный персонифицированный банк данных и в школьные персонифицированные банки данных...

  • Необходимость разработки и реализации персонифицированных программ повышения квалификации работников образования продиктована новыми требованиями к профессиональной деятельности педагогов в условиях приоритетов инновационного развития экономики и социальной сферы России, внедрения ФГОС на всех уровнях образования, профессиональных стандартов.

    Переход на персонифицированную систему повышения квалификации - это общая стратегия государственной политики в этом направлении, которая отчетливо сформулирована в статье 76 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной... с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование» . В Государственной программе «Развитие образования» одним из важных показателей установлена «Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей» .

    Кроме большого количества нормативных документов, методических рекомендаций, ориентированных на персонифицированное повышение квалификации, в сфере дополнительного профессионального образования проводятся исследования по вопросам проектирования персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.

    Анализ вышеназванных нормативных документов, теоретических исследований и практики работы отдельных регионов позволяют формулировать достаточно функциональное определение такого понятия, как «модель персонифицированного повышения квалификации».

    В нашем понимании модель персонифицированного повышения квалификации призвана обеспечить условия для реализации педагогом и руководителем системы образования возможностей адресного и непрерывного профессионального образования. Она позволяет самостоятельно конструировать индивидуальный образовательный маршрут с учетом профессиональных потребностей педагога, выявленных дефицитов профессиональной компетентности, согласованных с потребностями образовательного учреждения, в котором он работает, и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки, формы и темпы ее освоения.

    Факультет дополнительного образования ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» проводит целенаправленную работу по проектированию модели персонифицированного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций региона.

    На сегодняшний день эта модель может быть представлена в виде пяти этапов.

    Первый этап персонификации начинается с разработки программ повышения квалификации. Разработка персонифицированных программ предваряется изучением спроса, потребностей и дефицитов профессиональных компетенций педагогов, руководителей образовательных организаций, нормативных требований к их профессиональной деятельности. На этом основании в университете формируется план-проспект курсовых мероприятий, перечень программ повышения квалификации с краткой аннотацией, с указанием объема программы и направляется потребителям для изучения и выбора.

    Второй этап заключается в работе с потребителями образовательных услуг. В течение определенного времени осуществляется сбор заявок на повышение квалификации от муниципальных образований, образовательных организаций, педагогических работников. На основании заявок, исходя из выбранных программ, осуществляется формирование групп слушателей.

    На третьем этапе кафедры факультета дополнительного образования организуют обсуждение, презентацию и защиту программ повышения квалификации с участием потребителей, заказчиков. Традиционно на защите программ присутствуют представители различных категорий слушателей: руководители образовательных организаций и рядовые педагогические работники, а также руководители подразделений факультета, органов управления образованием.

    На четвертом этапе на основании высказанных предложений осуществляется работа по корректировке программ, формируется содержание курсов по выбору.

    Кроме предложений факультета дополнительного образования, педагогические работники, образовательные организации имеют возможность заявить проблемы, вопросы, по которым им необходимо повышение квалификации. На основании их заявок формируются корпоративные и индивидуальные учебные планы, программы.

    Складывающийся на факультете дополнительного образования подход к разработке программ повышения квалификации с уверенностью можно назвать персонифицированным. Так, например, на 2016 г. педагогическим работникам образовательных организаций региона было предложено 157 программ повышения квалификации объемом 108 часов, из них выбраны 82 программы, на которые заявились 4502 человека; 113 программ объемом 72 часа, выбраны 22 программы - 544 человека. В университете создается достаточно избыточная образовательная среда для формирования слушателями своих индивидуальных образовательных маршрутов.

    Пятый этап - это этап реализации программ с точки зрения их направленности на запросы потребителей. Кафедры факультета дополнительного образования осуществляют тьюторское сопровождение слушателей, решают проблемы, возникающие в ходе освоения программ: направление материалов по электронным адресам, организация контрольных процедур с использованием дистанционных образовательных технологий, сопровождение повышения квалификации тех слушателей, которые работают по индивидуальным графикам.

    Реализация программ повышения квалификации слушателей осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий, что позволяет им в удобном для себя режиме осваивать часть программы.

    Для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей слушателям предлагаются курсы по выбору по интересующим их темам, выездные практические занятия в образовательные организации с целью ознакомиться с инновационным опытом коллег, стажировки, участие в обсуждении проблем, предоставляется возможность демонстрировать свой опыт.

    Описанная модель повышения квалификации позволяет говорить о том, что в Ульяновском государственном педагогическом университете происходит постепенная трансформация традиционного подхода к повышению квалификации в персонифицированный подход, который обретает свои контуры и перспективы развития.

    Вместе с тем для полноценной реализации модели персонифицированного повышения квалификации факультет дополнительного образования сегодня продолжает решать актуальные и перспективные задачи, такие как:

    • разработка диагностического инструментария для изучения, выявления индивидуальных профессиональных затруднений слушателей (входная диагностика);
    • формирование системы индивидуальных учебно-профессиональных задач в рамках курсов повышения квалификации на основе технических заданий от ОО или выявленных дефицитов профессиональной компетентности слушателя, его собственных запросов;
    • выстраивание индивидуального образовательного маршрута слушателя в части определения, выбора содержательных модулей;
    • насыщение образовательной среды актуальными модульными программами (объем - кратный шести);
    • развитие зачетно-накопительной системы повышения квалификации;
    • поиск механизмов сопровождения слушателя по индивидуальной образовательной траектории, разработка маршрутных карт;
    • поиск механизмов финансирования персонифицированного повышения квалификации;
    • дифференциация содержания программ в зависимости от уровня подготовленности слушателей, в том числе внутри группы;
    • совершенствование системы оценки результатов, в том числе разработка системы мониторинга отсроченных результатов повышения квалификации;
    • оперативное организационное и техническое сопровождение программ повышения квалификации с учетом потребностей педагогов;
    • развитие профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава факультета дополнительного образования в использовании дистанционных образовательных технологий, электронного обучения при реализации программ повышения квалификации.

    Проблем - больших и малых - в проектировании и реализации модели персонифицированного повышения квалификации вполне достаточно. Но не вызывает сомнения то, что для формирования нового типа педагогических работников, готовых к работе в изменяющихся условиях, способных удерживать методологическую рамку Федеральных государственных образовательных стандартов и проектировать новые образовательные практики, необходимы новые технологии их профессионального развития в системе повышения квалификации. Значительный потенциал в решении этой задачи несут в себе модели персонифицированного повышения квалификации, проектируемые с учетом направленности на потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей конкретного педагога и учитывающие особенности тех проектов, в которые включен педагог как участник определенного педагогического коллектива, осуществляющего инновационную деятельность .

    Политика модернизации российского образования предусматривает системные изменения в обновлении организационных форм, содержания и методик обучения, в стандартизации образования и формировании рынка его услуг, развитии научного потенциала и стимулировании творческой активности работников образования.

    Непрерывное образование представляется как целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности педагога и всестороннее обогащение ее духовного мира. В условиях системных изменений особо значимым становится изменение содержания деятельности методических служб.

    Методическая служба сегодня призвана обеспечить оперативное и массовое внедрение системообразующих инноваций, стать ресурсным центром по сопровождению образовательных реформ, обладающим качественными ресурсами развития образования: кадровыми, методическими, информационными, программными, техническими, материальными.

    Традиционная методическая служба на современном этапе развития системы образования не всегда способна удовлетворить все возрастающие потребности методистов и педагогов по повышению профессиональной квалификации.

    Основные проблемы, с которыми сталкиваются муниципальные методические службы:

    — недостаточность обновленной нормативно-правовой базы ее деятельности,

    — нарастающий объем несвойственных методической службе организационных и управленческих функций в ущерб реализации методической функции,

    — состояние кадрового потенциала методической службы.

    На наш взгляд, в условиях современного методического инновационного движения назрела необходимость в разработке персонифицированной модели повышения квалификации методистов для обеспечения более высокого уровня качества работы службы.

    Вариант реализации такой модели отрабатывался автором в ходе деятельности экспериментальной площадки кафедры развития образования ФГАОУ АПКиППРО на базе ОГАОУ ДПО «Иркутский ИПКРО». Рассмотрим основные элементы и результаты этой работы в статье, но сначала остановимся на том, что мы понимаем под качеством работы методистов методической муниципальной службы (далее — ММС).

    Оценка качества деятельности методиста

    Качество деятельности методистов муниципальной методической службы мы видим в единстве следующих трех аспектов:

    — уровень достижения целей методического сопровождения развития муниципальной системы образования;

    — уровень соответствия установленным квалификационным нормативам осуществления этого вида профессиональной деятельности;

    — уровень соответствия ожиданиям заказчика в лице муниципального органа управления образованием и потребителя в лице педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.

    Важными, на наш взгляд, условиями определения качества деятельности методиста являются:

    — результативность деятельности образовательных учреждений муниципальной системы образования (воспитательные, развивающие, учебные);

    — повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений в профессиональной и личностной сферах;

    — соблюдение современных профессиональных требований к системе непрерывного профессионального образования;

    — освоение педагогическими и руководящими работниками федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

    Исходя из вышесказанного для оценки качества деятельности методиста в условиях той или иной муниципальной методической службы, на наш взгляд, необходимо следующее:

    1) установить, что собой реально представляет деятельность методиста: его функциональные обязанности, в чем заключается своеобразие его деятельности, ее специфика, какими условиями задается своеобразие (деятельности); как и при каких условиях оно изменяется и т.д.;

    2) определить, в какой степени эта индивидуальная и уникальная деятельность методиста соответствует установленным квалификационным нормативам осуществления этого вида профессиональной деятельности;

    3) выявить, насколько деятельность конкретного методиста отвечает ожиданиям и потребностям руководителей, коллег, педагогов, а также его собственным потребностям и возможностям.

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    Традиционная методическая работа предполагала повышение качества посредством наращивания количества знаний. Новые подходы к организации методической деятельности определяются исходя из новой цели — подготовка специалистов ММС как субъектов:

    — профессиональной деятельности,

    — социальной жизни,

    — личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

    Ключевой характеристикой становится способность реализовывать новые цели системы образования на высоком научно-информационно-коммуникационном уровне. В связи с этим повышение профессионального уровня специалистов методических служб уже не рассматривается только как процесс приобретения знаний.

    Введение ФГОС ОО определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и творчества методистов.

    Рассматривая условия создания развивающей профессиональной среды в муниципальном образовательном пространстве в соответствии с введением ФГОС как новой образовательной задачи, на первом этапе экспериментальной деятельности мы разработали структурно-функциональную модель повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб (рис. 1).

    Рисунок 1. Структурно-функциональная модель повышения квалификации специалистов муниципальных методических служб

    Для представления модели нами выбрана радиально-круговая форма. Повышение квалификации методиста можно рассматривать как приобретение

    четырех составляющих его компетентности: профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой.

    На схеме они представлены как «линии-разделители», которые берут начало в структуре самой ММС (внутренний план повышения квалификации методистов внутри самой методической службы) и соединяют входящие друг в друга уровни повышения квалификации: муниципальный (М), региональный (Р), и федеральный (Ф).

    Направление слоев-уровней от центра к периферии также принципиально, поскольку:

    — показывает этапность повышения квалификации;

    — дает возможность строить логику формирования основных составляющих компетентности специалиста методической службы.

    «Линии компетентности» выступают в роли определенных квалификационных «стяжек», так как позволяют упорядочить процесс повышения квалификации.

    Кроме того, каждый структурный уровень модели имеет в своем составе следующие блоки:

    — знаниево-методологический блок,

    — блок целеполагания;

    — логико-процессуальный блок,

    — инструментально-диагностический блок,

    — контрольно-оценочный блок.

    Данные блоки помогают определить персонифицированный маршрут повышения квалификации методиста.

    Относительная простота структурно-функциональной модели делает ее удобной для прикладного использования. По большому счету вопрос персонализации повышения квалификации — это вопрос о том, от чего идти: от озвучиваемых потребностей слушателя или от анализа дефицитов его компетенций в соответствии с некоей заранее разработанной моделью.

    Мы как раз предлагаем второй путь, позволяющий обеспечить оптимальный и достаточный, на наш взгляд, уровень адресной поддержки специалистов муниципальных методических служб в процессе повышения их квалификации.

    Формы работы и идеи, используемые в модели

    В качестве основной формы командного повышения квалификации методических и педагогических работников нами выбрана такая форма как стажировочная площадка.

    Она обеспечивает соединение знания теории и методологии ФГОС ООО с практикой отработки возможных вариантов его реализации. Такие площадки необходимы как центры, разрабатывающие, концентрирующие и распространяющие опыт не только проектирования содержания образования, но и подходов к моделированию образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

    И в данном процессе роль первой скрипки была отдана муниципальной методической службе той территории, на базе которой планировалось проведение стажировочной площадки.

    Перечислим здесь некоторые идеи и формы работы, использовавшиеся нами в ходе организации стажировочных площадок.

    1. Дневник стажера

    Для погружения методистов и руководителей образовательных учреждений в рефлексивную деятельность нами был разработан и использовался «дневник стажера», который является основным документом участника стажировочной площадки на время обучения.

    Дневник является показателем включенности стажера в проводимые мероприятия, его осмысления в погружение проблем ФГОС.

    Аналитические заметки по ходу действия очень важны для последующего переноса управленческой мысли участника стажировки на свое образовательное учреждение.

    2. Дистанционный клуб методистов

    Нами апробировано проведение такой формы, как «дистанционный клуб методистов», в работе которого рассматривались наиболее важные и профессионально интересные теоретико-методологические вопросы или проблемы повышения профессиональной и информационной компетентности методистов.

    3. Межрегиональные методические семинары

    На третьем этапе экспериментальной деятельности нами было принято решение об организации и проведении межрегиональных методических семинаров специалистов муниципальных методических служб регионов Сибирского федерального округа и России.

    Первый межрегиональный методический семинар по теме «Организация работы муниципальных методических служб на основе сетевого взаимодействия в условиях введения и реализации ФГОС» состоялся в декабре 2013 г. на базе Информационно-методического центра г. Томска с участием руководителей и специалистов ММС Иркутской и Кемеровской областей.

    Второй межрегиональный методический семинар по теме «Отдельные вопросы методического сопровождения введения и реализации ФГОС на муниципальном уровне» прошел в апреле 2014 г. на базе МБОУ ДПО «Научно-методический центр» г. Кемерово с участием руководителей и специалистов ММС Иркутской, Томской, Кемеровской, Челябинской областей.

    В каждом регионе-участнике определяются методические дни, в ходе которых проводятся методические лектории, игры, консультационные методические площадки по вопросам организации методической работы в современных условиях.

    Обратная связь как способ анализа результативности модели

    Проводимые нами исследования и полученная обратная связь от участников работы показывают:

    1. В течение трех лет ведения экспериментальной деятельности методисты отмечают, что повысили свою квалификацию в вопросах:

    — организации научно-методического сопровождения введения ФГОС, применения дидактических принципов развивающего обучения и проектирования модели образовательного процесса, ориентированной на достижение новых образовательных результатов (60%),

    — организации урока в технологии деятельностного метода (80%),

    — организации и ведения контрольно-оценочной деятельности (54%).

    2. Работа в рамках повышения квалификации позволила специалистам муниципальных методических служб осознать риски введения ФГОС.

    Это риски, связанные в первую очередь со сложившимися в ОУ реальными условиями организации образовательного процесса; отсутствием преемственности между ступенями обучения; сложностью перехода на новую систему оценки планируемых результатов; а также психологической и методической неготовностью части педагогов к переходу на ФГОС.

    3. Стажировочные площадки имеют своего рода последующий эффект, связанный с тем, что их участники осмысляют и проектируют свои дальнейшие шаги по итогам участия в работе площадки.

    Следующий шаг в профессиональном развитии в рамках введения ФГОС методисты связывают с:

    — апробацией предложенных способов, форм организации образовательного процесса (47%),

    — пересмотром своих профессиональных позиций и продолжением самообразования (55%);

    — организацией продуктивного взаимодействия с коллегами, в том числе по разработке и апробации интегрированных образовательных модулей (32%).

    Необходимость дальнейшего самообразования на основе индивидуальной «дорожной карты» профессионального развития видит 63% участников, апробации на практике полученных теоретических знаний и практических рекомендаций — 78%.

    4. Методическое сопровождение, организуемое на муниципальном уровне, позволяет специалистам ММС вести профессиональный разговор с административными работниками школ в связи с получением конкретных рекомендаций.

    Как отмечают коллеги, важно было осмысление относительно:

    — технологии введения ФГОС для 60,6% респондентов;

    — планирования, составления рабочих программ по предмету для 56,5% респондентов;

    — организации и проектирования урока в соответствии с системно-деятельностным подходом для 67,3% респондентов;

    — алгоритма и возможных вариантов разработки ООП ООО для 42% респондентов;

    — формирования и развития универсальных учебных действий для 41,7% респондентов.

    Заключение

    Для нас наиболее важно, что реализуемая модель становится возможностью для профессионального роста специалистов ММС.

    Для большей части методических работников повышение квалификации связано с определением:

    — нового информационного методического поля, необходимого для дальнейшего профессионального роста;

    — условий, необходимых для проектирования современной обучающей методической среды и достижения школами новых образовательных результатов;

    — личностных смыслов методической деятельности и пересмотром методистом собственной профессиональной позиции.

    А это в свою очередь позитивно влияет на рост уровня качества деятельности методической службы.

    1
    В. И. МАТИС
    ПРОФЕССОР, ДОКТОР
    ПЕД. НАУК,
    СНС АГИК

    06.10.2017

    План

    2
    1. Профессиональное развитие педагогов в
    процессе модернизации образования
    Персонифицированная модель
    повышения квалификации
    3. Модели повышения квалификации учителей
    2.
    в системе образования Алтайского края
    06.10.2017

    3
    Программные документы, раскрывающие
    содержание образовательной политики
    Правительства РФ, определяют в качестве
    центральной задачи современного этапа
    модернизации школы – обеспечение
    непрерывности процессов обновления. По
    сути, стержнем модернизации образования прямо
    объявляются инновационные
    преобразования практически всех его
    составляющих.
    06.10.2017

    Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

    4
    В настоящее время разработаны модельные
    представления о двух наиболее значимых
    изменениях в современном российском образовании:
    первое – модернизация структуры и
    содержания общего образования
    и
    второе – развитие новых педагогических
    компетенций.
    06.10.2017

    Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

    5
    И именно в контексте этих двух изменений
    традиционные темы, связанные с «повышением
    квалификации работников образования», с
    совершенствованием некоторых средств уже
    сложившейся педагогической работы, должны быть
    кардинально переосмыслены в рамках новой
    проблемной области: условия и механизмы
    профессионального развития педагогов в
    процессе модернизации образования.
    Несомненно, что это стратегический ход в
    реформировании процессов профессионализации
    учителей, педагогов, методистов, управленцев.
    06.10.2017

    Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

    6
    Современная средняя школа России и ее регионов
    перестает определяться только однотипными,
    одинаковыми по всей территории нормативноорганизационными предписаниями (хотя по сути,
    мы до сих пор повсюду имеем классическую
    советскую общеобразовательную школу с
    зачаточными формами профилирования,
    нормативно и профессионально, кстати, слабо
    обеспеченными).
    Такая задача поставлена, но серьезных
    проработок проблемы профилирования
    старшей школы пока чрезвычайно мало.
    06.10.2017

    Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

    7
    Подлинный профессионализм учителя для
    «нашей новой школы» перестает определяться
    только совокупностью планов и
    методик учебно-воспитательной работы,
    которыми он владеет в пределах своей
    узкоспециальной компетенции.
    06.10.2017

    Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

    8
    Главная цель профессионального развития
    педагога и его деятельности связана с
    кардинальным переосмыслением самого
    содержания образования, его структуры и
    формы организации.
    Достижению поставленной цели и может, на наш
    взгляд, способствовать персонифицированная
    модель повышения квалификации.
    06.10.2017

    9
    В Алтайском крае реализуется
    персонифицированная модель повышения
    квалификации учителей, в основе которой лежит:
    - выявление индивидуальных профессиональных
    затруднений,
    - формирование системы учебно-профессиональных
    задач в рамках курсов повышения квалификации,
    - выстраивание индивидуального образовательного
    маршрута, завершающегося
    - подготовкой итогового проекта, имеющего
    практическую значимость для повышения качества
    образования.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    10
    Предлагаемая программа включает стажёрскую
    практику по освоению инновационного опыта
    апробации и введения федерального
    государственного образовательного стандарта
    общего образования в пилотных школах региона.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    11
    Персонифицированный процесс повышения
    квалификации создает условия для проявления
    субъектной позиции обучающегося педагога в
    соответствии со своими
    собственными потребностями,
    целями,
    интересами,
    возможностями
    посредством выбора модулей (из публикуемого на
    сайте АКИПКРО аннотированного перечня учебных
    модулей),
    способов самостоятельного решения учебных задач.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    12
    Успешная организация деятельности по
    проектированию комплекса таких индивидуальных
    траекторий связана с последовательным
    прохождением каждым педагогом всей
    совокупности особых профессиональных позиций:
    теоретико-методологической,
    проектной,
    конструкторско-методической,
    профессионально-деятельностной,
    диагностической.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    13
    Ответственное принятие данных позиций в режиме
    специального обучения, конкретных разработок и
    их реализации в образовательном процессе как раз
    и призвано обеспечить становление новых
    педагогических компетенций, что на языке
    профессионального образования можно
    обозначить как
    освоение каждым педагогом культуры
    исследовательской, конструкторской,
    проектной и управленческой деятельности.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    14
    Следует заметить, что осознанное и практическое
    принятие обозначенных позиций находится в
    соответствии со следующими этапами
    проектирования в образовании:
    мотивационным,
    концептуальным,
    модельным,
    реализационным,
    рефлексивно-экспертным.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    15
    1. Мотивационный этап связан с совместным
    обсуждением условий и предполагаемых результатов
    сотрудничества субъектов образования, с
    соотнесением их с собственным жизненным опытом,
    своими ценностями и личностными смыслами в
    профессиональной деятельности каждого.
    2. Концептуальный этап – это раскрытие смысла и
    содержания предстоящей работы; коллективный
    субъект должен освоить позиции теоретика,
    методолога, философа образования, задающих
    основания проектирования образовательной
    программы или индивидуального проекта.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    16
    3. На этапе моделирования осуществляется
    разработка комплекса нормативных подпрограмм –
    управленческих, педагогических, сервисных и других
    как соорганизованных деятельностей разных
    субъектов образования.
    4.-5. Этап реализации индивидуального проекта
    тесно связан с рефлексивно-экспертным этапом,
    который в качестве самостоятельного можно
    выделить лишь логически, так как конкретные шаги
    по его осуществлению сопровождаются текущей
    рефлексивной диагностикой и экспертизой
    результатов и последствий, позволяющих
    вносить необходимые коррективы в индивидуальный
    проект в целом, и в его отдельные разделы.
    06.10.2017

    Профессиональное развитие педагогов в процессе модернизации образования

    17
    Следующая – вторая, концептуальная
    позиция, связанная с первой, – это условия,
    при которых возможно подобное
    переосмысление. Главное, но не единственное из
    этих условий – новые, ожидаемые
    профессиональные компетенции
    современного педагога; их состав и
    средства культивирования.
    Но это уже другая проблема и другая тема, которая
    также требует специального рассмотрения…
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    18
    Третья – и в этом смысле завершающая
    концептуальная позиция – это сама структура
    и технология реализации образовательной
    программы профессионального развития
    педагога – его сознания, деятельности и
    профессионального сообщества.
    Очевидно, что ее построение во многом определяется
    теми требуемыми компетенциями, которые
    необходимы для проектирования образовательной
    программы (или отдельной подпрограммы) в
    собственном образовательном институте.
    06.10.2017

    Персонифицированная модель повышения квалификации

    19
    Описание вариативных моделей повышения
    квалификации учителей в системе образования
    Алтайского края:
    06.10.2017

    20
    1. Заочно-очная модель
    персонифицированного

    выравнивание стартовых возможностей обучающихся
    на первом – заочном – этапе обучения за счёт
    выполнения пакета дифференцированных заданий в
    зависимости от выявленных в ходе самодиагностики

    информационной основе деятельности педагога.
    Содержание и формы прохождения заочного этапа
    обучающийся выбирает самостоятельно.
    В ходе заочного этапа обучающийся получает сетевую
    консультативную поддержку.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    21
    На втором – очном этапе обучение
    организуется в групповой форме, которая
    обеспечивает возможности
    совместного педагогического проектирования новых
    способов и средств профессиональной деятельности
    и завершается
    защитой индивидуального итогового проекта.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    22
    2. Очно-заочная модель персонифицированного
    повышения квалификации предполагает
    на первом – очном этапе обучения выявление
    профессиональных затруднений и дефицитов в
    информационной основе деятельности педагога в
    ходе диагностики,
    совместное педагогическое проектирование новых
    способов и средств профессиональной деятельности.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    23
    Второй – заочный этап обучения ориентирован
    на
    самостоятельную подготовку индивидуального
    итогового проекта и внедрение освоенных способов
    педагогической деятельности в практику работы
    учителя.
    Завершается заочный этап самоанализом
    результатов повышения квалификации и
    изменений в профессиональной деятельности.
    В ходе заочного этапа обучающийся получает
    сетевую консультативную поддержку.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    24
    3. Сетевая модель персонифицированного
    повышения квалификации основана на
    организации регулярного взаимодействия
    преподавателей и обучающихся в режиме удалённого
    доступа на основе использования информационнокоммуникационных технологий и средств ИКТ для
    освоения программы.
    Особенностью обучения в формате сетевой модели
    является его одновременная направленность на
    достижение целей развития профессиональнопедагогической компетентности учителя начальных
    классов и развития его ИКТ-компетентности.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    25
    Темп, сроки, содержание и формы повышения
    квалификации обучающийся согласовывает с
    преподавателями.
    Преподаватель осуществляет текущий контроль
    выполнения заданий и оценку итогового проекта в
    установленные сроки.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    26
    4. Дистанционная модель
    персонифицированного повышения квалификации
    обеспечивает максимальную степень
    самостоятельности обучающегося на основе
    предоставления возможности
    - выбора содержания,
    - сроков и
    - темпов повышения квалификации из публикуемого
    на сайте АКИПКРО аннотированного перечня
    учебных модулей.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    27
    Дистанционная модель обеспечена
    информационно-методическими материалами
    АКИПКРО и сети его ресурсных центров.
    Обучение строится как на основе использования
    информационно-коммуникационных технологий
    и средств ИКТ, так и с помощью учебных кейсов.
    Преподаватель осуществляет оценку итогового
    проекта (по мере предъявления обучающимся).
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    28
    5. Каскадная модель персонифицированного
    повышения квалификации предполагает
    обучение в непосредственной близости от места
    работы обучающихся (на базе муниципального
    образования или образовательного округа) в составе
    школьных команд (педагогического коллектива) с
    максимальным учётом особенностей условий
    осуществления их профессиональной деятельности.
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    29
    Модель эффективна в случаях подготовки к
    реализации масштабных проектов, требующих
    коллективного участия (уровень образовательного
    учреждения, муниципальный, межмуниципальный,
    окружной и др.).
    В организации обучения принимают участие
    педагоги-тьюторы, сертифицированные в АКИПКРО,
    а в процессе обучения реализуется принцип «все
    учатся у всех».
    06.10.2017

    Модели повышения квалификации учителей в системе образования

    30
    Обязательным компонентом каскадной модели
    является освоение инновационного опыта
    учреждения и (или) педагогов-лидеров краевой
    системы образования.
    Тьюторы осуществляют текущий контроль
    выполнения заданий, преподаватели АКИПКРО –
    оценку итогового проекта.
    06.10.2017

    Выводы

    31
    Таковы в общих чертах концептуальные основы
    постановки и путей решения проблемы
    содержания и профессионального развития
    педагога в современном инновационном
    образовании в рамках модернизации на основе
    персонифицированной модели повышения
    квалификации.
    06.10.2017

    Выводы

    32
    Подводя предварительный итог, подчеркнем:
    именно профессиональное развитие и
    персонифицированная модель в системе
    развивающего образования способны сегодня стать
    подлинной альтернативой идеологии
    естественного созревания и социального
    формования отдельного педагога по лекалам и
    схемам современного, наличного и чрезвычайно
    спутанного общественного сознания.
    06.10.2017

    «Школу можно совершенствовать, только совершенствуя квалификацию учителя» Я.А. Коменский

    «Персонифицированная модель повышения квалификации и индивидуальный план профессионального развития учителя »

    Москва 2013


    АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

    • Повышение квалификации-

    это механизм развития профессиональной

    деятельности педагога, его педагогических компетентностей.



    Но самое главное – данная модель является импульсом для движения педагога, для его постоянного методического развития и самосовершенствования.

    Персонифицированная модель ПК соответствует динамическим изменениям, происходящим в обществе и в системе образования в целом, и ориентирована на социальные преобразования, достижения нового качества образования для повышения престижа школы, ее конкурентоспособности, а также для выполнения основных требований модернизации Российского образования до 2020 года.

    • «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».

    В.В.Путин


    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

    Главная цель :

    Формировать субъективную позицию педагогов в построении собственной образовательной траектории.

    Задачи :

    • Сделать повышение квалификации доступным и качественным;
    • Создать условия непрерывного повышения квалификации.

    ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТА Персонифицированная модель повышения квалификации.

    Профессиональная деятельность учителя

    Диагностика профессиональной деятельности

    Этап самообразования

    Курсы повышения квалификации

    (базовый уровень)

    Курсы повышения квалификации

    (проблемные и целевые)

    Промежуточные формы повышения квалификации

    Внутришкольное ПК

    Участие в пед. конкурсах

    Сетевое взаимодействие

    Выполнение индивидуальных творческих заданий

    РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА :

    Этапы реализации проекта

    Пакеты работ

    Реализация (запуск, апробация,

    Отдельные работы (задачи)

    введение)

    1Модуль – направлен на освоение программ базового уровня (для конкретного педагога)

    Требования к выполнению работ (результаты)

    1 этап- изучение потребностей педагогов в повышении квалификации в ОУ(ответственный администратор)

    Введена единая система диагностики, контроля и анализа состояния образования.

    Сроки выполнения

    2Модуль – малые формы повышения квалификации проблемного или целевого характера

    2 этап- построения возможных индивидуальных образовательных траекторий для каждого учителя (администратор + педагог)

    Созданы условия для организации повышения квалификации на основе сетевого взаимодействия.

    3 этап- выбор поставщика образовательной услуги, используя сформированную базу программ ПК (администратор)

    На время действия стандарта

    3Модуль – представлен самообразовательной деятельностью учителя

    4 этап – заключение договоров с поставщиками образовательных услуг

    Проводятся окружные методические объединения 3 раза в год.

    5 этап – организация образовательного процесса для педагогов.

    Организованы временные исследовательские коллективы учителей БСОШ и школ-спутников.

    4Модуль-Научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

    Организованы места для накопления достижений в портфолио.

    Конкурс «Учитель года»,2 конференции, различные конкурсы.

    Изучается и транслируется опыт учителей.


    План-график реализации комплексного проекта

    Единичные проекты

    Сроки

    Изучение потребностей педагогов в повышении квалификации в ОУ.

    Начало

    Построение

    возможных индивидуальных образовательных траекторий для каждого учителя.

    Руководители проектов

    Выбор поставщика образовательной услуги, используя сформированную базу программ ПК.

    Окончание

    Экспертная группа

    Ожидаемые

    Заключение договоров с поставщиками образовательных услуг

    Перечень требований и положений к содержанию и уровню развития профессиональной компетентности.

    результаты

    Экспертная группа

    Организация образовательного процесса для педагогов

    Методический совет

    «Комплексная диагностическая методика «Профессиональные потребности и затруднения».

    Методический совет

    Договор с поставщиком

    Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма.

    Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации

    Реализация накопительной системы повышения квалификации

    Loading...Loading...