Ритуальное убийство Алексия II.Принял мученический венец. «К сожалению, очень немногие сейчас идут в монастырь Кто поступает в монастырь

В Эстонии - это особое место паломничества не только православных из России и Прибалтики, но и из многих других стран. Сюда едут из самых разных уголков мира, невзирая на визовый режим и пограничные формальности. Едут в одиночку и группами, надолго и на один - два дня. Кто-то приезжает на экскурсию, чтобы познакомиться с жизнью монастыря, кто-то едет для труда и молитвы, а иные направляют свои стопы в эти края для того, чтобы понести нелёгкий, но благословенный иноческий подвиг .

Сам монастырь расположен в небольшом селении Куремяэ, что означает «Журавлиная гора», на северо-востоке Эстонии, примерно в 30 километрах от границы с Россией. Два раза в неделю (по понедельникам и пятницам) из Таллина до Куремяэ ходит прямой автобус (дорога обычно занимает около трёх часов). В остальные дни добраться сюда тоже несложно: на междугородном автобусе можно доехать до города Йыхви, а из Йыхви на пригородном автобусе до Куремяэ (в будни 7 - 8 рейсов в день, в выходные автобусы ходят реже).

Поездка от Йыхви до Куремяэ заняла у меня около часа. Вышел я на последней остановке, около продуктового магазина. К монастырским воротам вверх вела широкая дорога, с симпатичными берёзками, окаймляющими её с обеих сторон. Подойдя к воротам, я перекрестился и с благоговением вошёл внутрь. «Какое счастье, что наконец-то удалось приехать в Пюхтицу», - порадовался я, ступив на землю обители.

Дороги к игуменскому дому я не знал, никаких указателей у входа не было, и дежурных я тоже найти не смог. Следуя указаниям встретившейся мне монахини, я вышел к трём одинаковым домикам, расположенным напротив входа в самый большой храм - Успенский собор. После дополнительных расспросов удалось узнать, что дом игумении - это тот, что посредине.

Оказалось, я попал в монастырь через хозяйственные ворота. Святые врата расположены вблизи Успенского собора, и там, конечно, есть дежурный, готовый помочь приезжему богомольцу.

Монастырь приятно поразил меня своей аккуратностью и чистотой. Также аккуратно и чисто было в паломнической гостинице, где меня разместили на два дня. Трапеза для паломников была необыкновенно вкусной и питательной; особенно мне понравился яблочный конфитюр и монастырские творог и сметана. Конечно, за всей этой красотой, благолепием и аккуратностью кроется кропотливый ежедневный труд сестёр и тех паломников, которые приезжают в обитель разделить с насельницами часть их забот.

Пюхтицкий Успенский женский монастырь был основан в 1891 году . По преданию, у горы в селении Куремяэ в XVI веке было явление Божией Матери. Вблизи того места, где явилась Божия Матерь, в ветвях дуба была обретена икона Успения Пресвятой Богородицы. С того времени местные жители стали называть гору Пюхтицкой , в переводе с эстонского - Святой . Большую роль в становлении обители сыграл святой праведный Иоанн Кронштадский , покровитель и духовный наставник первых сестер. С 1891 года Пюхтицкий монастырь не закрывался ни на один день ; значительное попечение о нём ещё со времени управления Таллинской епархией проявлял Патриарх Алексий II . С июня 1990 года монастырь является ставропигиальным, то есть находится в прямом подчинении Святейшему Патриарху.

МАТУШКА ФИЛАРЕТА О СЕБЕ И О МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ

С момента основания монастыря в нём сменилось семь настоятельниц. С 1968 до февраля 2011 года обителью управляла игумения Варвара (Трофимова) . Восьмой настоятельницей в ноябре 2011 года стала игумения Филарета (в миру - Ксения Викторовна Калачёва). Родом она из Самары, в монастырь поступила в 1992 году.

Матушка Филарета рассказывает :

Я родилась в православной семье, биография у меня самая обычная: школа, затем биологическое отделение химико-биологического факультета Куйбышевского государственного университета. Я очень люблю город, где родилась, Волгу, среднюю полосу России. Это моя родина, и к ней всегда относишься трепетно - ведь невозможно забыть то место, где прошло твоё детство, тех людей, с которыми ты вырос. Родители каждое лето старались вывезти нас, детей, на Чёрное море. Я занималась серьёзно плаванием, и эти поездки к морю не только приносили радость, но и положительно сказывались на здоровье. И вот как-то я вернулась после очередной такой поездки домой, вся загорелая. Может, на третьем курсе тогда училась или на четвёртом, точно не помню. После воскресной Литургии решила подойти побыстрее ко кресту, чтобы приложиться и бежать по своим делам. А в это время наш самарский владыка Иоанн (Снычёв) говорил проповедь.

- Будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский?

Да, он с 1969 до июля 1990 года управлял Куйбышевской епархией. Мама была его духовной дочерью, очень его любила и обращалась к нему за советом. Так вот, в то воскресенье владыка говорил о том, что люди бессмысленно проводят дни, беспечно тратят своё время. Говорил, что они лежат на пляже, подобно свиньям, сгорая под солнцем. Я почувствовала, что это сказано для меня. Ко кресту решила не подходить, тихонечко отошла и со стыдом покинула храм. Дома посоветовалась с мамой: может быть, нам съездить в монастырь, потрудиться, помолиться? И монастырю поможем, и для своей души польза будет. Мама ответила: «Давай у владыки спросим, куда он посоветует, туда и съездим». Владыку как раз перевели в Петербург, и он нас благословил поехать в Пюхтицу. Так произошло моё знакомство с Пюхтицким монастырём.

Летом 1991 года, после сдачи экзаменов я поехала с мамой в Эстонию, - продолжает матушка игумения. - Мама потом вернулась в Самару на работу, а я на всё лето осталась, не хотелось уезжать. Стала проситься в монастырь. Мама, конечно, всё поняла, но попросила, чтобы я окончила университет, получила диплом. У меня же было другое настроение: ну кому в обители пригодится моя профессия - эмбриолог и генетик? Что я буду делать с этим дипломом? Однако владыка Иоанн тоже сказал, что учёбу нужно завершить. Я спросила у игумении Варвары, но и её ответ был таким же: «Заканчивать учебу!» Мне тогда показалось, что двери монастыря для меня закрыты.

- Вероятно, для вас это стало большим огорчением?

Да, для меня настал год горького ожидания и испытания. Мне ведь очень понравилось в монастыре, хотя я сразу заметила, какой колоссальный труд несут сёстры . Трудились все. Я помогала в гостинице, с утра до ночи и с ночи до утра. Свободного времени совсем не было. Порой даже на службу не успевали: надо за гостями убрать, помыть, протереть пыль... Некоторые говорят, что всё это суета. Конечно, во всех делах человеческих от суеты никуда не денешься, но, несмотря на постоянную занятость, сёстры никогда не забывали о молитве . И труд был созидающий, во славу Божию и на благо святой обители. Как говорила матушка Варвара, труд можно приравнять к молитве, если он выполняется с чувством благодарности Богу и воспринимается как служение Господу.

- Что, наверное, непросто, особенно если труд изматывающий и тяжёлый…

Я вспоминаю, как мы ездили на покос. Сёстры постарше ехали, чтобы косить, а мы выезжали попозже - сушить сено. Начинаешь ворошить это сено (а места здесь влажные, жара тяжело переносится), с непривычки утомляешься не столько от работы, сколько из-за жары. К тому же в поле летали огромные оводы и наводили ужас. И вот среди этой жары и пугающих насекомых звучит голос: «Сёстры, идите чай пить!». Это сестра-самоварница растопила самовар и зовёт. Все приходят уставшие, садятся пить чай, друг над другом подшучивают, но по-доброму, без всякой злости, без сарказма. Сразу легко и хорошо становилось, и даже усталость проходила. Это меня покорило, а потому уже хотелось с ними трудиться, хотелось остаться с ними навсегда. Меня покорила эта сестринская любовь , хотя, конечно, могли ненадолго и повздорить, все же люди. Но это было так непохоже на то, что происходит в миру , всё было по-другому, с иным отношением друг к другу. Я не видела раньше такой жизни … Но увы, пришлось вернуться в Самару, на учёбу. После Пюхтицы всё вдруг стало дома для меня чужим, даже моя комната. Мама, конечно, расстроилась, понимая, что я уйду.

Матерям тяжелее всего, - говорит игумения Филарета. - Они первые возлагают на себя этот крест: ведь непросто благословить своё дитя на монашеский путь, отдать Господу и не жалеть об этом. Хотя, думаю, материнское сердце всегда будет скорбеть. Каждому родителю хочется, чтобы ребёнок был с ним, поддерживал в старости, утешал, укреплял. Родители идут на подвиг, отпуская своё чадо в монастырь и лишая себя утешения, но Господь воздаст им за это сторицей .

В Самаре Ксения Калачёва успешно закончила последний курс университета и получила диплом, как и велели ей владыка Иоанн и игумения Варвара. Распрощавшись с родными краями, она купила билет на поезд и уехала в Эстонию, в столь полюбившуюся Пюхтицу, мечты о которой переполняли её весь прошедший год. Здесь Ксения снова окунулась в монастырскую жизнь, но уже не в качестве паломницы, а как полноправная насельница обители, несущая вместе со всеми сёстрами подвиг труда и молитвы, избранный ею на всю оставшуюся жизнь. Вначале она помогала в монастырской гостинице, трудилась на скотном дворе, потом снова были труды в гостинице и, наконец - послушание в игуменской. В рясофор Ксения была пострижена в ноябре 1993 года, а в мантию - в марте 2002 года. В ноябре 2011 года монахиня Филарета стала игуменией Пюхтицкого монастыря .

КТО ПОСТУПАЕТ В МОНАСТЫРЬ

Сейчас игумения Филарета несёт нелёгкий труд по управлению обителью, в которой живёт около 120 сестёр (из них примерно 90 - монахини и инокини, а остальные - послушницы). До распада СССР монастырь, в основном, пополнялся сёстрами из России. А в наши дни, при закрытой восточной границе и визовом режиме со странами СНГ, это, вероятно, стало затруднительным. Я спросил об этом у матушки настоятельницы.

Конечно, стало труднее в связи с закрытием границ. Людям приходится оформлять загранпаспорта, получать визы, но, как и прежде, желающие имеют возможность приехать в монастырь, а также поступить в обитель . Принятые в число сестёр со временем получают вид на жительство в Эстонии. Так что и в наши дни монастырь пополняется, в основном, сёстрами из России и стран СНГ.

В самой России в последние годы открылось много монастырей, так что имеется большая конкуренция, - с улыбкой замечает матушка Филарета. - А прежде наш Пюхтицкий монастырь был единственной женской обителью на территории СССР , куда можно было поступить молодой девушке, не считая единичных маленьких монастырей, сохранившихся на территории Украины, Латвии, Литвы и Молдавии. Но в наше время есть и другие проблемы. К сожалению, очень немногие сейчас идут в монастырь . И в России такое положение, и в других местах. Не знаю даже, с чем это конкретно связано, но предполагаю, что причин много... Наше время очень непростое. Распалась огромная страна, низложены привычные идеалы - всё это, конечно, отразилось на новом поколении. Не представляю, какими стали бы мы, если бы росли в таких же условиях. А сколько неправды, цинизма обрушивается на молодёжь через средства массовой информации! Стираются такие понятия, как верность, постоянство, преданность... Люди становятся всё более непостоянными . Если такие и приходят в монастырь, то не остаются, а переходят из одного места в другое . И это тоже проблема. Правда, у нас такой текучки меньше, - в связи с визовым режимом. Среди причин, почему в наши дни немногие идут в монастыри, можно еще упомянуть и тот факт, что сегодня мало молодежи проживает в сельской местности, и по окончании школы многие из них стараются перебраться в город. А ведь всегда в монастырях было больше всего насельников именно из крестьянского сословия, которые умели и любили работать на земле.

Слушая матушку Филарету и во многом разделяя её мнение, я всё же говорю и о положительных сторонах падения коммунистического режима. Ведь именно благодаря развалу тоталитарной советской системы Церковь наконец-то обрела свободу. Не стало препятствий для открытия новых приходов, совершения богослужений в тюрьмах и больницах, миссионерства и церковной проповеди.

Да, свобода Церкви существует, - соглашается со мной матушка. - Но вы посмотрите, сколько всплыло сект, сколько людей вообще ушло на сторону. Не знаю, как это объяснить, но, несмотря на период церковного возрождения, не так уж и много молодежи стало ходить в храм, и малая доля из них выбирает иноческую жизнь.

Я вспоминаю, как раньше игумения Варвара выбирала насельниц. Перед ней стояли тридцать молодых девушек, а она говорила: «Нет, девочка, у тебя не монашеский путь, нет, тебе в монастырь нельзя...» В результате из тридцати выбирала троих или четверых. Много тогда было желающих жить в монастыре. А что сейчас? К примеру, в 2011 году к нам обратилось всего четыре девушки, трое из России, а одна из Прибалтики. Двоим пришлось отказать - одна была тяжело больная, не смогла бы нести монастырские послушания, а вторая с маленькими детьми (разведённая). Я ей объяснила, что нужно вначале детей воспитать и поставить на ноги, и что в обители не спрячешься от своих обязанностей и скорбей. Конечно, многие люди, приезжающие в монастырь, видят внешнее благолепие, окунаются в благодать, но порой не совсем понимают, какой титанический труд за этим стоит.

«Действительно, труд немалый, - подумал я. - Ведь это не только ежедневные богослужения, уборка, приготовление еды и заботы по приёму паломников». У монастыря имеется крупное подсобное хозяйство : 75 гектаров земли, на которых выращивают зерновые культуры, различные овощи и фрукты (включая яблоки, из которых затем делают столь понравившийся мне конфитюр). Есть скотный двор, где обитают коровы, козы и куры. В мае, в день памяти св. Георгия Победоносца, перед тем, как выпустить скот на пастбище, на скотном дворе служат водосвятный молебен (по монастырской традиции к рогам коров в этот день привязывают цветные бантики). Также в монастыре есть пошивочная, художественная и переплётная мастерские. Словом, всё в обители направлено на то, чтобы жить за счёт труда своих рук , без излишней помощи извне .

Слава Богу, всё в монастыре действует хорошо и отлажено, - подчёркивает матушка. - Хотя не скрою, всё-таки нужен приток новых насельниц, нужны молодые силы. Тем более, мы же единственный ставропигиальный монастырь Московского Патриархата в Евросоюзе.

В Пюхтице почти всегда немало паломников и экскурсантов. Едут сюда и эстонцы, никак не связанные с Православием. Интересно, что же движет коренными жителями Эстонии, направляющими свои стопы в стены обители: сугубо культурологический интерес, желание познакомиться с одной из достопримечательностей своей страны, или всё-таки стремление узнать о той вере, которую исповедуют насельницы обители?

Я думаю, эстонцы любят монастырь как памятник архитектуры, как одно из красивейших мест своей страны, гордятся им, любят сюда приезжать и привозить гостей; они любят монастырь, - подчёркивает матушка Филарета. - Уважают тот образ жизни, которого мы придерживаемся. Не раз мне говорили, что всё это очень высоко и прекрасно, и можно всем этим восхищаться. И звучало это очень искренно.

МОНАСТЫРСКИЕ СЛУЖБЫ

Жизнь в Пюхтице, как и в любом другом монастыре, немыслима без ежедневных богослужений . Главный храм, в котором совершаются службы - это Успенский собор. Именно в нём находятся икона Успения Пресвятой Богородицы, чудесно обретенная более 400 лет назад, а также чудотворный образ святителя Николая, Пюхтицкая икона Божией Матери и другие святыни монастыря.

Иногда службы совершаются и в других храмах - в церкви преп. Сергия Радонежского, что на вершине Пюхтицкой горы, Трапезном храме во имя святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в домовой церкви в честь святителя Алексия и великомученицы Варвары, а также в кладбищенской Церкви во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого. Богослужения совершаются по традиции на церковнославянском, но в некоторых случаях, при соборных богослужениях, отдельные ектении и возгласы могут произноситься по-эстонски. Сейчас в монастыре служат три штатных священника: протоиерей Димитрий Ходов, игумен Самуил (Караск), иерей Вячеслав Карягин.

Протоиерей Димитрий является старшим священником нашего монастыря, он служит у нас более тридцати лет, - рассказывает игумения Филарета. - Второй наш священник, отец Самуил - эстонец, принявший Православие. Есть ещё отец Вячеслав, клирик Эстонской епархии, но он имеет светскую работу (трудится инженером-автодорожником), поэтому имеет возможность служить в монастыре только в субботу и воскресенье.

Что ж, через духовников и Таинство исповеди Господь исцеляет души насельниц монастыря, а также души тех, кто едет в обитель за духовным окормлением. И хотя местечко Куремяэ для граждан СНГ находится за завесой визового режима, люди находят возможность приезжать на «Журавлиную гору» (как правило, работники консульских служб доброжелательно относятся к паломникам). Кроме того, у Эстонии нет границ со странами Евросоюза (входящими в Шенген), а ведь в ЕС живёт несколько миллионов православных русских, а также православные других национальностей. И для всех открыты двери Пюхтицкой обители , где под Покровом Богородицы и по ходатайству св. праведного Иоанна Кронштадского совершается великая молитва за весь мир и, конечно, за эстонскую землю, на которой, волею Божией, выпало оказаться этому удивительному и прекрасному монастырю.

Беседовал Сергей Мудров

Игумения Антония (Корнеева)

7 июня 1990 года колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха. Им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер). А вскоре, 30 июня того же года, новый Предстоятель Русской Православной Церкви назначил настоятельницей Николо-Вяжищского женского монастыря на Новгородчине с возведением в сан игумении монахиню Антонию (Корнееву). На торжество по этому случаю приехали настоятельница Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии игумения Варвара (Трофимова, +2011) и сестры, чье духовное становление также проходило в Пюхтицкой обители. Это монахиня Георгия (Щукина), на тот момент занимавшаяся восстановлением Иоанновского монастыря на Карповке в Ленинграде, а спустя небольшое время направленная на игуменское послушание в Иерусалимский Горненский монастырь. Это инокиня Татиана (Волошина) и монахиня Филарета (Смирнова), тоже будущие игумении. Первая – после принятия монашеского пострига в честь преподобного Серафима Саровского – будет поставлена во главе Санкт-Петербургского Иоанновского ставропигиального женского монастыря. Вторая – во главе Подворья Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря в Москве. Около 20 игумений взрастила Пюхтица для наших монастырей... Мы беседуем с одной из них – в преддверии Дня тезоименитства матушки Антонии.

«Доченька, да отдам, отдам я тебя замуж за Жениха Небесного!»

Матушка, честно говоря, не представляю себе, что в наши дни могут найтись люди, которые бы ничего не слышали о монастырях, их возрождении на Русской земле и их притягательности для мирян. Сегодня большинство православных обителей стали молитвенными форпостами, куда верующие или жаждущие уверовать едут за духовным подкреплением. А в те годы, на которые пришлась Ваша юность, было ведь совсем по-другому: монастырей было мало, о монашестве советские люди почти ничего не знали. Как Вы в ту пору, когда государство стремилось разрушить институт монашества, сделали свой выбор в пользу иночества?

Я могу свидетельствовать о том, что даже во время господствовавшего в стране атеизма Господь являл Свою милость нашему народу, отдельным людям, отдельным семьям. Милость Божия ощущалась мной с ранних лет. Во-первых, родители были верующими. Папа – шофер, мамочке довелось потрудиться и на стройке, и на машиностроительном заводе, а последние 20 лет она работала нянечкой в клинике знаменитого кардиологического центра имени Мясникова в Москве, где ее очень любили. То есть это были простые люди с крепкой верой. А во-вторых... Разве это не величайшее счастье для верующей семьи, что недалеко от их места жительства (город Климовск) находился действующий храм? Единственный собор Подмосковья, который не был закрыт в советские годы, – собор во имя Троицы Живоначальной в Подольске. Сколько лет мы – чаще всего с папой, поскольку мама могла в воскресный день находиться на дежурстве – ездили туда на раннюю Литургию! Повзрослев, я стала петь на клиросе. Затем в моей жизни появилась Пюхтица, куда я впервые попала в 17 лет. Однажды знакомые девушки-сестры, тоже верующие, спросили, не хочу ли я поехать в монастырь в Эстонию (что-то нужно было отвезти). Я охотно согласилась, после чего стала бывать там каждый год – брала отпуск на время Успенского поста, трудилась на послушаниях. Накануне праздника Успения Божией Матери участвовала в подготовке праздничного стола. Пюхтицу я полюбила всей душой и в то же время в голове крутилась мысль: нет, в монастырь не пойду, трудно жить в монастыре.


И что помогло принять другое решение?

Думаю, воля Божия, открывшаяся мне через настоятельницу Пюхтицкой обители игумению Варвару и старца-архимандрита Наума из Троице-Сергиевой лавры. Когда я по просьбе одной сотрудницы «Журнала Московской Патриархии» в очередной свой отпуск повезла в монастырь какие-то экземпляры этого издания и православные календари, матушка Варвара пригласила меня к себе. Спросила, не хочу ли я поступить в монастырь. Сказала: «В монастыре хорошо. Что послушнице надо? Утреннее правило знать и вечернее. Остальное – послушание». Правда, добавила Матушка, в монастыре тяжеловато – нужно много трудиться. Но зато как хорошо здесь душу спасать! Затем поинтересовалась, возможно, я замуж хочу. Сложно мне было что-то ей ответить. В 20 лет ты плывешь по течению жизни, радуясь, что всё у тебя складывается хорошо. После окончания училища я работала на Московской швейной фабрике «Космос» швеей-мотористкой, была поставлена контролером цеха, училась на первом курсе техникума. И тут – Промысл Божий! – в дело вмешались пюхтицкие сухарики, которые очень любил отец Наум. Много молодежи приезжало к батюшке с вопросами и за советами. Я тоже у него бывала и, вернувшись из Пюхтицы, отправилась к нему с сухариками. Он сразу спросил: «А Матушка тебя не приглашала в монастырь?» – «Приглашала». – «И ты что, отказалась? Пиши письмо, что ты хочешь в монастырь!» Невозможно это объяснить словами, но после батюшкиных слов у меня появилось чувство, что я услышала волю Божию. Всё как бы вмиг прояснилось, стало на свои места. Я тут же написала матушке Варваре письмо, и вскоре пришел ее ответ, написанный на открытке, которая до сих пор у меня хранится среди важных бумаг... Родители обрадовались, поддержали меня. Предстояло уволиться с фабрики, что в те времена было очень и очень непросто.

Да, ярлык «летунов» тогда часто навешивали на людей, оставлявших прежнее место работы с целью перейти на другое, более им приглянувшееся. Но сообщение, что молодая перспективная работница уходит в монастырь, тоже, наверное, вызвало бы немалый переполох на передовом производстве, каковым, помнится, была швейная фабрика «Космос» – крупный производитель одежды в СССР?

Мне пришлось сказать, что я выхожу замуж и уезжаю в Эстонию. Начальница моя сильно расстроилась (видимо, действительно возлагала на меня большие надежды). Однако замужество, как ни крути, причина уважительная, не отпустить было нельзя. Я отработала положенные две недели и отправилась в Пюхтицу. Но по приезду туда состоялся разговор, драматизм которого, точнее – начало того разговора – заставило меня рыдать так, как я не плакала никогда в жизни. Матушка Варвара сказала, что только вчера митрополит Алексий, управлявший тогда Таллиннской епархией (будущий Патриарх Алексий II) запросил список «иерусалимского набора» – группы сестер, которых Пюхтицкому монастырю предстояло подготовить для несения послушания на Святой Земле. Появись я на денек-другой раньше, попала бы в этот список. А теперь, к сожалению, придется домой вернуться. Помню ту картину: захлебываясь в слезах, я говорю Матушке, что вернуться домой никак не могу. На работе-то всем сказала, что замуж выхожу... Она пристально смотрит на меня, отчаянно рыдающую, и вдруг произносит слова, которые никогда не забуду: «Доченька, да отдам, отдам я тебя замуж за Жениха Небесного!» По ее благословению съездила я домой, взяла справку в храме, будто работаю там уборщицей. (Монашествующие тех призывов знают, какие трудности возникали с пропиской в той местности, где находился монастырь). Вскоре пришли в обитель и другие молодые послушницы. Кто какие справки где брал и как Матушка оформляла новеньких, не могу сказать. Набралось нас десять человек. И вот приезжает митрополит Алексий, матушка-настоятельница зовет нас на встречу с ним и уже в кабинете говорит, что мы должны поблагодарить Высокопреосвященнейшего владыку: власти разрешили ему прописать 10 насельниц в самом монастыре, то есть у нас десятерых будет монастырская прописка. В те годы это было неслыханно! Прежде сестер прописывали за оградой обители: кто якобы трудился санитаркой в больнице, кто – уборщицей, кто – на шахте. Глядя на улыбающегося Владыку (улыбка у него всегда была добрая, сияющая), мы испытали такой душевный подъем!

Награда за смирение

Какое из послушаний в монастыре показалось Вам самым трудным?

Я любила все свои послушания, включая и послушание на скотном дворе, где мне, хотя и шустрой, но тоненькой, худенькой бывало несладко. Попробуй-ка, к примеру, навоз убрать! Эта работа требовала немалых физических сил. Как раз там, на скотном дворе, мы на всю жизнь подружились с Татьяной Волошиной, будущей настоятельницей монастыря на Карповке – игуменией Серафимой, перед кончиной принявшей схиму с этим же именем. Таня запомнилась всем своим поразительным трудолюбием и столь же поразительной любовью к чистоте. Мы с ней на пару, пока другие сестры пасли скотину, намывали помещение скотного двора, чтобы там был порядок. И дом, где мы жили, старались надраить до блеска. Потом я приболела, попала в больницу, после чего меня перевели на кухню для рабочих, которую в обиходе называли серой кухней, поскольку ее стены были выкрашены в серый цвет. Кормить приходилось по 100-120 человек – три раза в день. Готовили мы пищу с любовью, рабочим наши приготовления нравились, они нас от всей души благодарили. И так с весны до осени – дни напролет на кухне, пока рабочие не уедут. Понятно, что при таком напряженном графике попасть на службу в храм было нереально. Оглядываясь назад, скажу со всей искренностью: ропота из-за этого у меня не возникало. Не было жгучего недовольства: мол, я поступила в монастырь, чтобы молиться и что же получается? Враг рода человеческого столько недобрых слов мог нашептать, такое помрачение сознания вызвать! Но ропота не было. Позже, получив от Господа в утешение бесценную награду, я поняла: это Он, Вседержитель, вложил в мою юную душу мысль, что прежде нужно сильно потрудиться для Матери Божией и потом твои труды окупятся сторицей.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Ропот на посланную скорбь, ропот на Бога, пославшего скорбь, уничтожает божественную цель скорби: лишает спасения, подвергает вечной муке». Действительно, это милость Божия, что Вы избежали того страшного греха, в который впадают многие. Матушка, разрешите спросить: что это была за награда?

Когда владыка Алексий был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, он взял с собой несколько пюхтицких сестер на разные послушания. Я, постриженная в инокини с сохранением мирского имени – Любовь, стала экономкой архиерейского дома митрополичьей резиденции в Великом Новгороде. Резиденция находилась в тихом месте, а рядом – церковь святого апостола Филиппа, долгое время являвшаяся единственным действующим храмом в древнем городе на Волхове. В церкви служило четыре или пять священников, но певчих было мало. И псаломщица просила меня помочь. Четыре года я туда ходила – пела и читала. И причащалась. Церковный Устав изучала на практике. По вечерам в Филипповской церкви читались акафисты, каждую среду – акафист моему любимому святому Николаю Чудотворцу. Это было настолько мое! До боли родное! То, что я с детства любила. «Господи, – думала я со слезами благодарности, – Ты мне всё дал!» А на праздник Успения Божией Матери митрополит Алексий всегда брал нас с собой в Пюхтицкий монастырь. И вот однажды он говорит за праздничной трапезой матушке Варваре: «Любанька как попала!» С воодушевлением сказал про мое послушание в Великом Новгороде... К слову, имелся у меня небольшой огородик. Бабушка, которая трудилась в резиденции как наемный работник, родом была из новгородской деревни Холынья, славившейся со времен Государя Ивана III особым методом засолки огурцов. Она-то и научила меня всем тонкостям того метода, так что когда я стала настоятельницей Николо-Вяжищского монастыря, а митрополит Алексий – Патриархом, он своим знакомым, отправлявшимся в Новгород, говорил: «Вы к матушке Антонии зайдите. Она вас такими огурчиками угостит!»


Сегодня наш монастырь, владеющий немалыми угодьями площадью в 40 гектаров земли (пашни, пастбища) полностью кормится плодами своих трудов. Есть у нас просторные теплицы, где, помимо овощей, еще и виноград выращиваем. Как раз к празднику Преображения Господня поспевает. На скотном дворе насчитывается около 100 кур и пять коров. Сами делаем сыр, творог, масло, сметану. Продавать не продаем, но эти натуральные, экологически чистые продукты часто становятся монастырской формой благодарности жертвователям, благотворителям. Постоянных крупных благотворителей у обители нет, но, к счастью, находятся отдельные люди, руководители предприятий, которые как-то стараются ей помочь. Мы и молитвенно их поминаем, и, благо, есть чем угостить. А реставрационно-восстановительные работы монастырского храмового комплекса с уникальными изразцами, введенными в декор крылец, также использующихся как вставки на галереях, в обрамлении окон и двери, в нишах стен, проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестничных всходов, барабанов глав – эти ответственные работы проводятся по федеральной целевой программе, в которую мы попали благодаря попечению Патриарха Алексия II. Он же в свое время дал нам средства на каменную ограду вокруг монастыря. Мы и башенки по ее углам смогли сделать...

Матушка, внутренне Вы были готовы к тому, чтобы возглавить обитель?

Нет, конечно. Мне было тридцать с небольшим. К тому же я хорошо помнила, как нелегко порой приходилось мудрой и духовно опытной матушке Варваре с некоторыми сестрами. А из меня какая настоятельница? Поехала я в Лавру к отцу Науму. Он спросил: «Как же ты сможешь управлять рабочими?» В самом деле: как? Видя мой испуг, батюшка благословил ехать к блаженной Любушке в Сусанино Ленинградской области, у которой сам бывал и верил в ее богоизбранность. Блаженная Любушка (на подвиг юродства Христа ради ее благословил иеросхимонах Серафим Вырицкий), выслушала меня и твердо произнесла: «Матерь Божия поможет! Патриарх благословляет, отказываться нельзя». В 1995 году монастырь стал ставропигиальным. В 1998 году Патриарх Алексий с Первосвятительским визитом посетил нашу обитель, призвав жить согласно словам апостола Павла: «Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 1, 14).


В этом году нам было послано обильное духовное утешение. На праздник Тихвинского образа Пресвятой Богородицы Божественную литургию в верхнем храме Никольского собора монастыря совершил Святейший Патриарх Кирилл. Служба была незабываемой – прошла на одном дыхании. Все молившиеся в храме почувствовали изливавшуюся на них благодать Святого Духа. Его Святейшество подарил нашей обители икону преподобного Тихона Лухского и блаженного Симона Юрьевецкого, память которых праздновалась в этот день. Наши прихожане, гости получили в тот день огромную духовную радость, а что касается нас, насельниц обители, то мы этой радостью переполнены и делимся по сей день.

Молиться святым и подражать им...

Известно, что Николо-Вяжищский монастырь, основанный в XIV веке среди лесов и болот на месте явления чудотворного образа святителя Николая Мирликийского, в течение столетий являлся мужским. Но в конце XX века ему было определено стать женской обителью. Вы с сестрами чувствуете молитвенную помощь ее небесных покровителей?

Чувствуем ее постоянно. И постоянно взываем в своих молитвах к защитнику и благодетелю Николаю Чудотворцу и святителю Евфимию, архиепископу Новгородскому. Святые мощи Новгородского чудотворца почивают под спудом в нижнем приделе Никольского собора, им же построенного и благоукрашенного. Богослужения здесь совершаются в зимний период. Каждую неделю служится молебен у мощей святителя Евфимия небесным покровителям монастыря. А с мая по октябрь службы проходят в верхнем приделе монастырского собора. Святитель Евфимий стал для нас таким же родным, как Николай Чудотворец. В его житии особо обращают на себя внимание два момента: великое смирение при несении многих скорбей и – неутомимость, большое усердие в деле обновления ветхих церквей и возведения новых Домов Божиих на Новгородской земле. В 15-летнем возрасте вымоленный сын благочестивых родителей – священника одной из новгородских церквей, долго не имевшего с супругой детей, – отрок Иоанн решил отречься от мира и сделаться иноком. Иноческий постриг он принял в Николо-Вяжищском монастыре. И потом, возглавив Новгородскую кафедру, Владыка имел обыкновение проводить в любимом Вяжищском монастыре – тихой обители – всю первую седмицу Великого поста, уединяясь здесь от житейской молвы. В 1458 году святитель отошел ко Господу. Отпевали любимого архипастыря в соборе святой Софии Премудрости Божией. Затем, согласно его завещанию, тело отнесли для погребения в Вяжищский монастырь. Вскоре после кончины стали истекать чудеса от его гроба и начала праздноваться память святителя Евфимия.

Матушка Антония, в этом месяце, 16 августа, Церковь будет отмечать память преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, в честь которого Вас нарекли в монашестве. Некоторые факты из жития святого, которого часто называют «русским итальянцем», приплывшим на берег реки Волхов на камне, когда этот камень во время страшной бури откололся от скалы на его родине в Италии, люди неверующие сочтут чем-то из области фантастики. Верующее сердце с полным доверием отнесется к тем знамениям, которыми прославил Господь одного из Своих угодников. Как Вы восприняли свое монашеское имя? Как собираетесь отпраздновать день тезоименитства?

До пострига я об этом удивительном святом даже не знала. Стала знакомиться с житием преподобного и увидела, каких вершин святости подвижник достиг по Промыслу Божию, чтобы прославить имя Господне на Русской земле. Мы должны не только молиться святому покровителю, в честь которого получили свое имя при вступлении на монашескую стезю, но и подражать ему. А в день своего тезоименитства 16 августа, я, даст Бог, причащусь Святых Христовых Тайн. Важнее всего для меня в этот день – принести Господу благодарение за то, что Он дает мне силы и возможность жить молитвенной и трудовой жизнью в этом благословенном месте.


Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива монастыря


Борисоглебская церковь в старинном урочище Коложань в нынешней административной черте Гродно — национальное достояние и предмет заслуженной гордости Беларуси. Один из двух (наряду с церковью Спаса Преображения Евфросиньева монастыря в Полоцке) дошедших до нас домонгольских православных храмов на территории страны, он официально включен в так называемый предварительный список ЮНЕСКО — перечень архитектурных памятников, предлагаемых к присвоению статуса объекта культурного наследия всемирного значения. «Журнал Московской Патриархии» знакомит читателей с главными результатами рассчитанных на несколько лет ремонтно-восстановительных работ — первых за долгие десятилетия. PDF-версия

Выбор сильных
21 июля 2009 года Президент России Дмит-рий Анатольевич Медведев поддержал инициативу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и других лидеров традиционных религий России о воссоздании института военного духовенства. Это решение открыло новую страницу во взаимодействии Русской Православной Церкви и Армии. За 10 лет были созданы новые органы управления, определен правовой статус священнослужителя, работающего в Вооруженных силах на штатной основе, организована система профессиональной переподготовки, издан ряд системных документов, регламентирующих деятельность священника в войсках, регулярно проводятся сборы. Об особенностях пастырского служения в воинских коллективах, значении духовного фактора в войнах и военных конфликтах, христианской воинской этике и других вопросах мы беседуем с председателем Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископом Клинским Стефаном (Приваловым). PDF-версия.

Епископ Солнечногорский Алексий: Духовничество - это прежде всего послушание
Данилов монастырь стал первым монастырем на Руси. Пройдя сквозь годы лихолетий в XX веке и восстав из небытия, он вновь распахнул двери своих храмов для тех, кто приходит сюда в поиске Бога, молитвенной и духовной поддержки. О тех, благодаря кому удалось сохранить духовную преемственность между поколениями даниловских иноков, о том, что такое духовничество — талант или призвание, для чего современному монаху нужен гаджет и как исповедь помогает духовному росту, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Солнечногорский Алексий.ПДФ-верстия

О служении и церковной традиции в Западной Беларуси
Свыше двух десятков лет Гродненскую епархию Белорусской Православной Церкви возглавляет архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий. В беседе с корреспондентом «Журнала Московской Патриархии» владыка поделился воспоминаниями о непростом времени возрождения церковной жизни, об опыте служения на белорусском языке, о том, как возник Международный фестиваль православного пения «Коложский благовест», ставший известным далеко за пределами Белоруси, а также рассказал, зачем в его епархии создан экологический отдел. PDF-версия

Пюхтицкий монастырь

На протяжении многовекового периода существования монашеских общин продолжаются размышления о том, что такое послушание. Как будто бы всё ясно, однако в каждом отдельном случае возникают вопросы и недоумение. «Послушливую душу любит Господь», — указывает преподобный Силуан Афонский. О том, что такое послушание и всегда ли его правильно понимают монашествующие в современном мире, размышляет настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игумения Филарета (Калачева).

Отcечение воли

«Послушание выше поста и молитвы», — гласит духовная мудрость. Эти слова прозвучали из уст старой монахини, помогать которой нас, молодых тогда еще богомольцев, поставила благочинная монастыря мать Фотина. Слышали мы их впервые, и одна из нас не без насмешки спросила: «Что-то я такого в Евангелии не читала. Где об этом написано?» Монахиня ничего не ответила, а вечером принесла Библию, открыла ее и сказала вопрошавшей: «Читай...» Мы прочли и словно прозрели: И отвечал народу Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов (1 Цар. 15, 22).

Отчего иноческая жизнь строится на краеугольном камне святого послушания? Для православного человека, особенно же и в первую очередь для того, кто дал монашеские обеты, послушание — это прежде всего исполнение воли Божией. Послушание гласу Господа не что иное, как богопознание, без которого невозможно приготовить себя к тому, что ожидает каждого за гранью земного бытия. Скажем также вслед святым отцам: послушание — выражение благочестия. Преподобный Антоний Великий пишет: «Быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божию, а это и значит знать Бога». Святые отцы говорят, что воля — это единственное, что действительно принадлежит нам, а всё остальное — дары от Господа Бога. Поэтому отречение от своей воли ценнее многих других добрых дел.
И все-таки: не всем и не всегда бывает до конца понятно важнейшее значение послушания.
Вдумаемся. Вслушаемся. Вникнем.
Послушание.
Непослушание.

Не правда ли, какие привычные, с детства знакомые слова! И, произнося их, мы подчас не задумываемся над многообразием заложенного в них содержания. А ведь если говорить о послушании, то это четыре взаимосвязанных понятия: 1) соответствующая добродетель; 2) дисциплинарно-воспитательный принцип; 3) обязанность или должность; 4) один из методов духовного окормления.
Для людей, накрепко связавших свою жизнь с Церковью, главное здесь — добродетель послушания с ее особенным, только в церковной и тем паче монастырской жизни открывающимся смыслом. Здесь и отсечение своей воли, и безграничное доверие наставнику, скрепляющий и оживотворяющий тончайшие человеческие отношения дух любви. Без нее церковная дисциплина теряет свое спасительное значение, вырождаясь в мирское по духу явление (исполнительность или повиновение). Бывает, что и духовное окормление оказывается неполезным, а то и вредным, если в нем исчезает послушание как добродетель и возникает жесткий наставник, «младостарец», заслоняющий собой весь небосклон веры, в том числе и образ Христа.

Недоверие Богу

Но все-таки что же такое непослушание?
Божественное Откровение говорит о первом акте непослушания. Денница восстал на Бога и увлек за собой часть ангелов, через гордыню отпавших от единства Божественной любви.
Затем грехопадение прародителей. Вспомним, с чего начинается их преслушание? С внутреннего, поначалу непроизвольного, недовольства заповедью, которое проскользнуло в ответе жены на лукавый вопрос змия (ср.: Быт. 3, 2-3). Не ради любви к Богу, не ради преданности Ему соблюдает она заповедь, а только из страха… После этого ответа нашей праматери диавол начинает прямо клеветать на Бога.
Подумаем: кому (Богу или мужу) она оказывает непослушание, вкушая от запретного плода, если заповедь была дана Адаму до ее создания, а от него она уже получила ее в качестве священного предания? Это непослушание Богу через мужа. Так и непослушание в церковных вопросах вышестоящему по иерархии лицу — это непослушание Богу через непослушание тому, кого Он поставил управлять.

Наша праматерь не убеждена в своей правоте, но не уверена ни в Боге, давшем заповедь, ни в муже, передавшем ее. Да и слова змия хотя и не были ею отвергнуты, но и приняты на веру тоже не были как противоречащие тому, что она знала до сих пор. Однако ее сомнение уже само по себе несет в себе некую червоточину, если не сам грех, то, безусловно, зерно греха, ибо содержит недоверие Богу. Не находя для себя опоры, она ищет ее в себе самой и начинает рассматривать древо познания добра и зла как бы «свободным от предрассудков взглядом».

Именно так: непослушание человека начинается с недоверия Богу. Однако одно лишь недоверие не может быть положено в основу жизни. И оно сменяется доверием себе как Богу; сомнение перерастает в безверие. Для такого рода безверия характерно не отрицание бытия Божия, но убеждение, что, даже если Бог и есть, жить следует не по вере, не по заповедям Божиим, а по иному стандарту: по обычаям, своим законам и нравам.

Наши прародители не отрицают бытия Божия, но словно игнорируют его. Жена не обращается к Богу за советом, когда слышит богохульную клевету змия и когда не обнаруживает внешних признаков опасности в древе познания добра и зла. Она не спрашивает ни о чем и своего мужа, сообщившего ей Божию заповедь. Она не отвергает мужа, не заявляет о непризнании его главенствующей роли; Ева просто пренебрегает богоустановленной супружеской иерархией. И он, Богом поставленный главенствовать над женой, иными словами — нести за нее ответственность, вместо того чтобы вразумить и спасти ее, призвать в помощь Бога или хотя бы спросить Его, как следует поступить, он тоже как бы не слышит своего Отца Небесного, не слышит Его заповеди.

Ропот вместо стыда

Первые явные последствия грехопадения, наступают лишь тогда, когда весь человеческий род в лице обоих наших прародителей отпадает от Бога (ср.: Быт. 3, 7). Пока жена сама вкусила плод, ничего еще не произошло катастрофичного, а когда ее в грехе поддержал муж, тогда весь человек пал.
Бог делает один шаг за другим навстречу человеку, предоставляя ему возможности свободного покаяния, но тот лукаво упорствует (ср.: Быт. 3, 8-13).

Адам и Ева мало того что не каются в непослушании, они в нем еще и укореняются! Они уже не просто ослушники по немощи и не всего лишь жертвы соблазна и обмана; теперь они не только пассивно уступают диавольскому соблазну, но усиленно противятся спасающему их Богу, противятся изнутри своего теперь уже падшего существа, потому что познанное ими зло изъязвило и замусорило неистребимый в них образ Божий. Они предпочли закоснеть в своем непослушании, а пусть ложный, но всё же стыд сменился ропотом: Жена, которую Ты мне дал… (Быт. 3, 12). Если святитель Василий Великий говорит об Адаме: «Скоро оказался Адам вне рая, вне блаженной жизни, сделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству», то что тогда сказать о Еве? Лишь потом Адам будет страдать и рыдать, но не столько оттого, отмечает преподобный Силуан Афонский, что так пожалел о рае, сколько потому, «что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу»1.

Так зародилось и укоренилось в роде человеческом непослушание, богоборческая сущность которого остается на протяжении тысячелетий неизменной, меняются лишь внешние формы его проявления, средства прикрытия и способы оправдания.
Непослушание Каина от родительского отличается по форме и по степени зла. Бог предостерегает Каина о лежащем у дверей грехе (Быт. 4, 6-7), но Каин, вместо того чтобы властвовать над грехом, идет у него на поводу и совершает первое убийство. Корень — всё то же непослушание, потому что любую, самую мощную страсть можно обуздать с Божией помощью — достаточно лишь преклонить свое сердце под иго послушания… Однако Каин делает другой выбор.

Братоубийство тут не только месть из зависти, но еще и богоборческое действие. Авель мешает Каину обустраивать землю изгнания; мешает самим своим существованием, он молчаливо обличает Каина в его богоборчестве. Авель послушливым устремлением своего сердца к Богу напоминает старшему брату об утраченном рае, о том, что единственный смысл их изгнания оттуда — восстановление богоподобного человеческого достоинства через покаяние в ожидании Того, Кто сотрет главу змия (Быт. 3, 15). Он неудобен своему старшему брату, мешает ему в созидании цивилизации, достижения которой должны возместить утраченное блаженство.
Каин — символ мира, который во зле лежит (1 Ин. 5, 19) и во все времена гонит того, кто не от мира сего. Если он и обращается к Богу, то лишь ради мирских же благ, и признает только такую «полезную» религиозность. Богоугодность служения Авеля обличает богопротивность сердечного устроения Каина. В мире Каина нет места Авелю.

Горбатого даже могила
не исправит

На примерах истории Ветхого Завета можно сделать вывод, что духовный крах ожидает всякого, кто пытается построить жизнь на непослушании, или еще ужасней, когда непослушание для людей становится (стало) нормой жизни. С болью в сердце приведу один пример из истории Пюхтицкого монастыря. Игумения Иоанна (Коровникова) назначила некой сестре А. нести послушание уставщицы в Гефсиманском скиту, где проживали престарелые монахини. Та отказалась, сославшись на плохое здоровье. Затем нашлась еще одна причина: в Гефсимании Божественную литургию служили только один раз в неделю, что никак не могло удовлетворить ее духовные потребности. Матушка игумения попросила владыку Иоанна (Булина) поговорить и вразумить сестру А., но и разговор с епископом не пробудил монахиню от безумия непослушания. Вскоре она ушла из обители, долгое время скиталась по миру, но, зная доброе сердечное устроение игумении Иоанны, попросила у нее прощения и вернулась в монастырь. А через некоторое время опять отказ от послушания.

Говорят, горбатого могила исправит, но, увы, не в этом случае. Перед смертью мать А. скрутила судорога, вывернувшая ее тело в неестественную скрюченную позу. Даже смерть не выпрямила мышцы спины, ни рук, ни ног. Хоронить ее пришлось в специально сколоченном ящике, ни в какой гроб уложить ее было невозможно. Только ли непослушание стало причиной столь мучительной кончины? Никто не может однозначно ответить на этот вопрос. Но что-то побуждает нас думать, что грех непослушания, нераскаянный грех, вполне мог привести несчастную мать А. к подобным страданиям.

Служение за святое послушание

В «Символе веры» мы исповедуем Церковь единой, святой, соборной и апостольской. Послушание защищает наше единство в Боге, устанавливает для церковной иерархии строго канонические рамки. Оно приобщает к святости Божией, способствуя освящению и очищению души и тела человека. Послушание обеспечивает соборность (целостность центростремительного единения во Христе2) нашего соработничества с Богом (ср.: 1 Кор. 3, 9); являет собой и хранит иерархический принцип устроения Церкви как Богочеловеческого организма, «от Бога установленного общества человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами»3.

Во избежание устроения церковной жизни в мирском духе Господь предельно ясно задал нам ориентир церковно-иерархического принципа отношений, сказав: Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 25-28). Господь пришел, чтобы послужить, значит, основной признак власти в Церкви — служение за святое послушание. И самый близкий и лучший пример для нас, пюхтицких сестер, — судьба и служение схиигумении Варвары (Трофимовой), управлявшей нашим монастырем сорок три года. Она не хотела покидать Вильнюсский Мариемагдалинский монастырь, свою наставницу, игумению монастыря старицу Нину (Баташеву), к которой была привязана всей душой. Но Святейший Патриарх Алексий II сказал ей: «Будете игуменией за святое послушание», и она отправилась в Пюхтицу. Православный народ нашего Отечества нарек ее Игуменией всея Руси. Это ли не высшая оценка ее трудов? Это ли не признание исполненного ею до конца долга святого послушания?

«Послушание свыше»

Не напрасно, не ради красного словца в церковной среде исполняемые обязанности (от простейших разовых поручений до патриаршего служения) принято называть послушаниями. Высокий смысл послушания в том, что любой труд в Церкви, любое служение направлено к Богу во исполнение Его воли. И важнейшее деятельное послушание — это начальствование любого уровня.
Послушание — процесс встречный. «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, — обращаемся мы к Богу. — Услыши мя, Господи… Вонми гласу моления моего». Мы хотим, чтобы Господь нас слышал и слушал. При этом мы понимаем, что одно из условий быть услышанными Богом — послушание Ему путем исполнения Его заповедей и вверение себя в Его волю, в том числе и через послушание иерархически вышестоящим лицам. Это верно. Однако нельзя упускать из внимания еще такую деталь: Бог, слыша и исполняя наши молитвы, оказывает нам своего рода «послушание свыше».

Господь слушает нас и слышит: готовы ли мы проявить послушание своим ближним, нижестоящим по иерархической лестнице? Как нам порой не хватает способности услышать того, кто взывает «снизу»! Как важно иной раз просто услышать и понять человека.
Чтобы добродетель послушания давала богоугодные плоды, тот, кому по положению оказывается послушание, должен ради Христа опережать своего послушника любовью и смирением, человеколюбиво, но без тени человекоугодия прислушиваясь к нему и, таким образом, давая место действовать Богу.

«Если ты настоятель братии, — пишет Авва Дорофей, — пекись о них с сокрушенным сердцем и снисходительным милосердием, наставляя и обучая их добродетелям делом и словом, а более делом, потому что примеры действительнее слов»4.

Крайности неофита

Для нашего времени характерно сочетание несочетаемого. Не только новообращенные православные христиане, но и новоначальные, взыскующие монастырской жизни, порой совмещают в себе явления несовместимые и, казалось бы, невозможные: они, с одной стороны, проявляют болезненную жажду полного подчинения, ошибочно принимая ее за ревность о послушании, а с другой — безудержное своенравие, чуждое элементарной дисциплины, лукаво истолковываемое как взыскание свободы во Христе.
Крайности человеку всегда трудно преодолевать, особенно если речь идет о крайностях неофита, неизбежных и естественных на определенном этапе. Но когда в новоначальных сочетаются противоположные крайности: желание полного отказа от собственной воли и отсутствие элементарных навыков дисциплины и самоконтроля; когда, казалось бы, жаждут достичь смирения и готовы поливать сухое дерево, а между тем проявляют нескромность, дерзость, несдержанность, сварливость, склочность, тогда возникают серьезные проблемы.

В этой ситуации, как никогда прежде, важно осмыслить понятие послушания как добродетели, обращенной к Богу и осуществляемой ради Него. Отсюда уже становится понятной богоборческая природа непослушания как стремления падшей души «сделаться каким-то отдельным, самостоятельным, первенствующим существом, для которого должно существовать всё прочее». И если послушание со смирением «суть искоренители всех страстей и насадители всяких благ»5, то непослушание с гордыней — с точностью до наоборот.

Как уже говорилось ранее, у слова «послушание» есть несколько значений: это и добродетель, и дисциплинарно-воспитательный принцип, и круг обязанностей, и специфическая форма духовного окормления. Беда современного монашества от путаницы в связи с этой омонимичностью. В особенности это стало актуально четверть века назад, когда мало-помалу начали издаваться книги святых подвижников. Дело, несомненно, благое, и можно только благодарить Бога, что и Священное Писание, и святоотеческое наследие стали общедоступными. Но проблема в том, что возрождение религиозного книгоиздательства с самого начала пошло стихийно, как и многое другое в конце 1980-х годов. Не было (да и не могло быть) организовано какой-либо скоординированной системы, которая обеспечивала бы логичную последовательность просветительской деятельности в области православного книгоиздательства. В результате у многих неофитов образовалась в головах довольно-таки небезопасная каша. Стала не только возможной, но и типичной ситуация, когда c первого взгляда может показаться, что человек, просящийся в монастырь, уже достиг духовных высот и его/ее «просвещенное» состояние осталось лишь формально признать и утвердить постригом в великую схиму, которому, словно по какому-то бюрократическому недоразумению, должны предшествовать предварительные этапы жизни в послушании.

Вспоминается одна молодая и «начитанная» девушка, приехавшая в Пюхтицкую обитель в поиске «постнического жития», которая цитировала на память внушительные фрагменты из преподобного Симеона Нового Богослова. Когда я задала ей вопрос, а знает ли она наизусть какие-нибудь стихотворения А.С. Пушкина, та опешила, словно я осквернила ее слух и оскорбила в самых благочестивых чувствах.

Здесь уместно вспомнить, что святитель Игнатий (Брянчанинов) в книге «Приношение современному монашеству» предостерегает от бессистемного чтения духовной литературы, советуя для начала ограничиться внимательным изучением Нового Завета (текст и святоотеческие толкования). Для этого необходимо еще и жить по заповедям: тогда возникают проблемные ситуации морального выбора, побуждающие увидеть новые аспекты христианской нравственности и глубже усвоить этические понятия, содержащиеся в изучаемом тексте. И только тогда, «положив себе за правило жизни учение и исполнение евангельских заповедей, без увлечения направлениями, доставляемыми разными сочинениями святых отцов, можно начать чтение их для ближайшего и точнейшего ознакомления с монашеским многотрудным, многоболезненным, но и не нерадостным подвигом». Для формирования добродетелей важна постепенность, нарушение которой чревато разрушением духовной жизни. Преподобный Иоанн Лествичник предостерегает от стремления к несвойственным на определенном этапе добродетелям как о дьявольском искушении, которое учит новоначальных преждевременно устремляться к высшим добродетелям, чтобы они «не получили их и в свое время»6.

Ниша в системе

Особенный вред происходит от смешения понятий послушания как формы духовного окормления и послушания как дисциплинарного акта — это понятия близкие и взаимопересекающиеся, но не тождественные. Другая опасность в отождествлении понятий послушания как добродетели и как формы духовного окормления.
Между тем нередко бывает, что новообращенный, вдохновившись чтением аскетической литературы и возревновав о святости, устремляется на поиски духовного окормления по образцу того, что он себе намечтал на основе прочитанного о древнем монашестве. Его фантазии требуют воплощения и приводят его в монастырь, где он надеется отыскать себе опытного руководителя. Но именно эти же фантазии мешают ему как в выборе наставника, так и в окормлении у него, потому что новоиспеченный ревнитель стремится втиснуть его в прокрустово ложе аввы, которого он себе придумал.

И тогда либо он разочаровывается, не находя искомой святости и прозорливости, либо очаровывается, найдя на свою голову наставника, охотно откликающегося на готовность новоначального всецело ему довериться.
Возможен и другой вариант развития событий, когда, разочаровавшись в себе, в наставнике, в современном монашестве и т.д., человек не отпадает от веры, не уходит из монастыря (если принят постриг), но ищет удобную нишу в системе, чтобы, находясь внутри нее, жить по своей воле. Он начинает «подтягивать» под эти свои планы всё, что может найти в

Священном Писании и святоотеческом предании. Когда надо использовать своего ближнего, он прибегает к святотеческим наставлениям об отсечении воли и отказе о какой-либо заботе о себе; когда надо оправдаться перед своей совестью за уклонение от нежелательной нагрузки, неудобных обязанностей или неприятного поручения или же когда не хочется принимать обличения или совет от игумена, тогда вспоминает и о том, что говорится у отцов о разуме и свободе как основных чертах образа Божия в человеке, и о том, что нынче духоносных старцев нет и по послушанию жить невозможно. По сути, это латентное непослушание Богу. Это молчаливый, но осознанный отказ от следования идеалу, от служения добродетели, от ревности идти по тесному крестному пути заповедей Христовых, о которых Сам Господь говорит: И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38).

Сквозь «тернии и волчцы»

Нет послушания как дисциплины без послушания как добродетели. Но нет иной возможности стяжания этой добродетели, иначе как путем ее самоотверженного дисциплинарно-воспитательного осуществления. Послушание — это проявление любви. Эту истину мы познаем задолго до вступления в монастырь: еще в своем же младенчестве по личному опыту. Как еще ребенок может выразить свою любовь к родителям? Разумеется, чувства выражаются и в ответной к ним нежности, но выражение деятельной любви ребенка к своим родителям — это послушание (как и со стороны родителей, целенаправленное воспитание в ребенке послушания — проявление именно родительской любви, заботящейся о формировании в нем добродетельной души). Добродетель любви формируется в труде над землей своей души, которая поначалу приносит своему делателю сплошь терния и волчцы (Быт. 3, 18).

Принцип формирования добродетели прост. Если ее нет, надо ее осуществлять, как если бы она была. «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, — наставляет нас преподобный Амвросий Оптинский, — то делай дела любви, хотя сначала и без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь»7. Это касается как высшей добродетели — любви, так и любой другой, и в первую очередь ее первейшего проявления — послушания как дисциплинарно-воспитательного принципа, без которого нет монашеской жизни.

Справка

Игумения Филарета (Калачева), настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря (Эстония), родилась 20 марта 1968 г. в Куйбышеве. Крещена в младенчестве в Покровском соборе г. Самары. В 1992 г. окончила биологический факультет Самарского государственного университета по специальности «эмбриолог и генетик». В том же году принята в число сестер Пюхтицкого Успенского женского монастыря. Проходила послушания в гостинице, на клиросе, была фотографом обители, много лет несла послушание старшей келейницы при игуменском доме, выполняла поручения настоятельницы по строительным и ремонтным работам монастыря, принимала участие в публикациях книг по истории Пюхтицкой обители. 7 ноября 1993 г. пострижена в рясофор, 21 марта 2002 г. — в мантию с наречением имени в честь святителя Филарета, митрополита Московского. Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. назначена игуменией Пюхтицкой обители. В сан игумении возведена Святейшим Патриархом Кириллом 19 ноября 2011 г.

Примечания:
1 Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан. Жизнь и поучения. М.: Воскресение; Минск: Университетское, 1991. С. 401.
2 «Представьте себе круг, средина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом» // Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения. М.: Правило Веры, 1995. С. 105.
3 Филарет Московский, свт. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М.: ИС РПЦ, 2006. С. 61.
4 Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения. М.: Правило Веры, 1995. С. 213-214.
5 Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. М.: Изд-во Донского монастыря, 1993. С. 166.
6 Иоанн Лествичник, прп. Лествица. М.: Правило Веры, 1999. Степень 4: О блаженном и приснопамятном послушании. С. 125.
7 Амвросий Оптинский, прп. Душеполезные поучения. Изд-во Введенской Оптиной пустыни, 2009. С. 152-153.

Свою версию о происхождении около 300 млн руб. (приблизительно $4,7 млн) личных сбережений патриарха Русской православной церкви (РПЦ) Алексия II (Алексей Ридигер), зависших на счетах лишившегося лицензии российского "Внешпромбанка".

Алексий умер в 2008 году, а теперь на деньги покойного претендует игуменья Филарета (Александра Смирнова). Протодиакон отметил, что 37-летний митрополит Алексий познакомился с 30-летней монахиней Филаретой в 1966 году, и она была его экономкой до самой смерти патриарха. В 1976 году Алексий в завещании оставил все свое имущество Филарете.

"Полагаю, имущество тогда было не таким уж и большим: квартира и дача в Москве, плюс аналогичное имущество в Эстонии. Но оно стало быстро расти в годы, когда личное патриаршество Алексия совпало с годами рыночной жизни России. Денег и власти было много. Недвижимость стала совсем иная и иного класса", - написал Кураев.

Он предположил, что Алексий мог забыть о завещании 1976 года, а Филарета не напоминала ему "о его смертности".

Протодиакон предположил, что патриарху неудобно было самому ездить в банки и пополнять свои счета, поэтому он мог выписать доверенность на Филарету, которая благодаря этому узнала о наличии и состоянии некоторых его активов.

"Это еще не значит, что Алексий и в самом деле видел в ней наследницу этих счетов. И я убежден, что знала она не обо всех счетах и не ко всем имела доступ (особенно - к заграничным). Мы знаем, что спустя восемь лет по смерти завещателя на счетах Филареты лишь в одном "Внешпромбанке" оказалось свыше 300 миллионов рублей. Но сколько денег было на этих счетах восемь лет назад и сколько из них Филарета потратила или перевела - мы не знаем", - подчеркнул он.

По мнению Кураева, игуменья поделилась частью активов умершего патриарха с новым главой РПЦ Кириллом.

"Знаю, что у патриарха Кирилла был жесткий разговор с ней сразу после избрания. Если она осталась в Москве - значит, частью унаследованных ею и известных лишь ей патриарших заначек она все же поделилась. А вот внешпромторговские счета, скорее всего, скрыла. Переводить куда-то такие суммы - значило бы засветиться. Да и куда? И зачем? Вот они и лежали (причем проценты в 2008-м были высокие). Филарета просто оформила вступление в наследство, но деньги не забрала", - рассказал он.

"Если бы Филарета получила страховую выплату - она автоматически была бы в реестре кредиторов. Если же она за это судится - значит, ради жалкого миллиончика она по инстанциям не пошла", - подытожил он.

Loading...Loading...