22 мая какой православный. Церковный Православный праздник мая

Реклама

22 мая празднуется день святителя Николая Чудотворца. В народе этот праздник называется Никола Летний.

Православный праздник сегодня 22.05.2018: День Николая Чудотворца 22 мая 2018 года (Никола Летний)

Святому Николаю в православном календаре праздников отдается два дня поминовения - 19 декабря и 22 мая. (Никола Зимний и Никола Летний). Если в декабре верующие поминают день смерти Чудотворца, то майский день поминовения связан с переносом его мощей.

Существует легенда, которая объясняет, почему в церковном календаре святителю Николаю отведено целых два дня поминовения. Шли как-то святой Касьян и Николай Чудотворец, увидели мужика, который пытался вытащить воз из грязи. Касьян прошел мимо - не захотел пачкаться, а Николай помог мужику. Узнал об этом Бог и положил Николе два праздника в году.

Святитель Николай Чудотворец - один из самых почитаемых и любимых святых в православном мире. Молитвы к Николаю Чудотворцу имели особую силу. Ему принято молиться о помощи, заступничестве, замужестве, об удаче в дороге.

Святой Николай еще при жизни был известен своими чудесами и добрыми делами. Несмотря на почтение его людьми, он оставался скромен и кроток и всю свою жизнь прослужил Богу. Во имя его построено большое количество храмов по всему миру. Его иконы источают чудотворное миро, а молитвы, обращенные к нему, имеют результат.

Приметы, традиции и обычаи на Николу Летнего

Николай Чудотворец всегда считался самым приближенным к Богу святым. По примете, молитвы в этот день имеют большую силу.

  • Начиная с Николы Летнего 22 мая начинали выгод лошадей, а также посадку картошки и гречихи. В этот день стригли овец.
  • В этот день молодые девушки, желающие выйти замуж, обращались к святому Николаю Угоднику, так как он считается еще и покровителем влюбленных.

  • Дождь на Николу Летнего - к счастью и богатому урожаю. Про этот день говорили: «Велика милость Божья, коли в Николин день дождь пойдет».
  • Если на Николу заквакают лягушки, то урожай будет хорошим.
  • С Николиного дня начиналось Предлетье (с 22 мая по 10 июня). В это время могли быть дожди и грозы. Хорошим знаком считалась сырая погода в это время - «Дождь в мае хлеба поднимает».

Религиозные праздники 22 мая

22 мая католики празднуют День Святой Троицы, православные — четвертое воскресенье после Пасхи, о расслабленном, и чтут память святителя Николая Мирликийского, а буддисты отмечают Дончод-хурал — день рождения Будды.

Католический праздник сегодня: День Святой Троицы

Это один из 12 (двунадесятых) главных православных праздников после Пасхи, установленный в память сошествия Святого Духа на апостолов, описанного в Деяниях святых апостолов.

На 50-й день после Пасхи, в иудейский праздник Пятидесятницы (Шавуот), установленный в память дарования еврейскому народу Закона на горе Синай, апостолы собрались в Иерусалиме в Сионской горнице, где накануне своего ареста и распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян 2:2-4).

В тот день в городе по случаю праздника собрались иудеи из разных городов и стран, передает сайт сайт. Услышав шум, они столпились перед домом, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречиях, пришли в изумление. Некоторые насмехались над апостолами - "говорили: они напились сладкого вина" (Деян. 2:13). "Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать"(Деян. 2:14-18).

День сошествия Святого Духа и многоязычной проповеди апостолов стал днем рождения христианской церкви - сообщества верных Христу, объединенных таинствами в Единое Тело Христово, днем заключения Нового завета Бога с людьми.

В тот же день, как и обещал Христос, в мире ощутимым образом стал действовать Святой Дух - третья Ипостась Бога. В честь этого праздник и получил свое название.

В православной традиции Троицу называю также Пятидесятницей и празднуют на 50-й день после Пасхи и на 10-й - после Вознесения. Это двойное название - свидетельство ветхозаветных истоков праздника.

В католической и лютеранской церквях празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и Святой Троицы разделено - День Святой Троицы отмечается в воскресенье, следующее за Пятидесятницей (в этом году он совпадает с православным). Праздники Сошествия Святого Духа и Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре высший статус - торжества.

Четвертое воскресенье после Пасхи – о расслабленном
Название этому воскресенью дала евангельская история, которую читают в этот день на литургии. В этом отрывке из Евангелия от Иоанна (Ин. 5:1-15) рассказывается как Иисус, придя в Иерусалим на праздник, проходил мимо купальни у Овчих ворот, вокруг которой лежало множество больных в ожидании чуда: по преданию, в эту купель время от времени спускался ангел, в этот момент вода приходила в волнение, и первый, кто успевал окунуться, исцелялся. Среди больных был человек, 38 лет страдавший параличом, и Иисус исцелил его, велев взять свою подстилку и идти домой, несмотря на то, что была суббота, день, когда ветхозаветный закон запрещает иудеям делать что бы то ни было. И уличенный правоверными собратьями в нарушении заповеди из-за того, что нес с собой свою постель, только что исцеленный Иисусом человек тут же "перевел стрелки" на своего благодетеля, заявив, что это он ему так велел. А когда Иисус, встретив его в храме, сказал: "вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже", этот человек вместо благодарности указал на него иудеям как на виновника своего "прегрешения".

В богослужебных текстах, которые звучат в этот день в православной церкви, душа каждого человека сравнивается с таким расслабленным, а причиной болезни называются грехи, которые может исцелить один лишь Христос. От человека требуется лишь искреннее раскаяние в грехах и исправление, то есть не повторение их в будущем.

"Но обратили ли вы внимание на то, как исцеленный человек отнесся к своему исцелению и к своему Божественному Благодетелю?- писал святитель Лука (Войно-Ясенецкий). - Он тотчас же пошел к первосвященникам и донес, что исцеливший его - Христос, а исцеление было совершено в субботу… Господь, когда исцелял десять прокаженных, знал, что девять из них окажутся неблагодарными, но тем не менее всех исцелил. Он изливал Свою милость безмерную на всех - и достойных, и недостойных. Он отдал жизнь Свою святую и за грешных, неблагодарных. Он страдал на Кресте Голгофском ради нас, недостойных, и ради тех, кто отверг Его, кто предал Его смерти. Это мы должны помнить. Перед нашими глазами всегда должен стоять обагренный кровью Христос, на Кресте Голгофском умерший за нас, неблагодарных".

Православный праздник 22 мая: Перенесение мощей святителя Николая Мирликийского (Никола вешний)


О его земной жизни известно, что родился он на территории современной Турции примерно в 270 году, с юности посвятил себя Богу, стал епископом города Миры Ликийские (ныне город Демре в Анталии, Турция), во время Великого гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом, попал в тюрьму, выйдя из нее при императоре Лицинии, вернулся на свою кафедру, в 325 году был участником первого Вселенского собора в Никее и скончался около 345 года в глубокой старости.

В III веке римская провинция Ликия и по образу жизни, и по культуре была совершенно эллинистической, и образование своим детям почтенные граждане давали соответствующее. А у Николая еще и дядя был епископ - Николай Патарский. Он поставил юного племянника во чтеца, потом рукоположил в сан священника, сделал своим помощником и поручил говорить поучения пастве. А когда отправился в Палестину, передал племяннику и управление епархией.

Похоронив родителей, Николай унаследовал приличное состояние, которое щедро тратил на благотворительность. Житие святителя рассказывает о множестве его добрых дел: как он помогал бедным и обездоленным, как тайно подбрасывал детям монетки и еду в выставленные за дверь башмаки, как помог бедным девушкам выйти замуж, дав денег на приданое.

Его еще при жизни почитали умиротворителем враждующих, защитником невинно осужденных и избавителем от напрасной смерти. А в X веке в Кельнском соборе в день памяти святого Николая ученикам церковно-приходской школы стали раздавать сладости, и постепенно в Германии сложилась традиция вывешивать в домах в этот день башмаки или чулки, чтобы святой Николай положил туда детям подарки.
В XI веке турки опустошали владения Византии в Малой Азии, сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром, но, по легенде, сначала, перепутав, взломали не ту гробницу, а на обратном пути погибли во время сильнейшего шторма.

Но в 1087 году священную реликвию похитили венецианцы. Сперва они предлагали монахам, дежурившим у гробницы святителя, выкуп, потом просто связали их, разбили церковный помост, под которым был саркофаг, завернули мощи святого в плащ и увезли в Бари, где торжественно положили их в церкви святого Стефана. А через год построили храм во имя святителя Николая. Его мощи и сегодня хранятся в этой базилике.

А оставшиеся в могиле мелкие фрагменты подобрали венецианские моряки и привезли на родину. Подлинность мощей была подтверждена двумя научными исследованиями - в Бари и Венеции, - которые доказали, что мощи в обоих городах принадлежат одному скелету.

На Руси, по свидетельству летописи преподобного Нестора, в 882 году была построена первая церковь во имя святителя Николая - в Киеве, на могиле воеводы Аскольда, в крещении Николая, убитого новгородским князем-язычником Олегом.

В XI веке почитание святителя распространилось по Руси быстро и повсеместно. Около 1090 года было установлено церковное празднование в честь перенесения его мощей в Бари (9 мая - 22 мая по новому стилю), прозванное в народе Николой вешним. А день преставления святителя - 6 декабря (19 декабря по новому стилю) - стал Николой зимним.

Образ святителя Николая на протяжении многих веков занимал в религиозном сознании русского народа совершенно исключительное место. Икона Николы Угодника висела в каждом доме рядом с иконами Спасителя и Богородицы. Ему молились "во всех нуждах". Вплоть до начала ХIХ века Николины дни в русских деревнях считались важнейшими после Пасхи - по всей Руси шли престольные праздники: чуть ни в каждой деревне была Никольская церковь, часовня или Никольский предел в храме. Николай Угодник воспринимался в России как национальный святой, покровитель русского народа.

Буддиский праздник 22 мая: Дончод-хурал (Сага Дава) - День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни

Будда Шакьямуни достиг просветления и ушел в паринирвану в день своего рождения - на 15-й лунный день священного месяца Сага Дава, который считается у буддистов "месяцем тысячекратного приумножения", когда во множество раз увеличиваются следствия всех намерений и поступков - как дурных, так и направленных на благо всех существ.

Будда Шакьямуни - четвертый из тысячи будд нашей исторической эпохи (согласно Бхадракалпика-сутре, в нашу мировую эпоху появятся 1000 будд; по-тибетски "будда" - "санггье" - буквально означает "пробужденный" или "просветленный", то есть тот, кто полностью очистил свой ум и раскрыл его качества, особенно - совершенное всеведение), достоинства и природу.

Шакьямуни - реальная историческая личность, Сиддхартха Гаутама (около 560-478/80 гг. до н.э.). Он родился в семье, принадлежавшей к касте кшатриев - знатных владетельных воинов, рос в роскоши, а когда в 29 лет впервые покинул пределы дворца, столкновение с человеческим страданием перевернуло его представления о жизни. Духовные поиски привели Сиддхартху к осознанию того, что природа ума неразрушима и бесконечно богата, а сам ум безграничен и неличностен.

В 35 лет царевич Сиддхартха, достигнув просветления, стал Буддой и 45 лет передавал свой опыт людям, помогая им прийти к очищению и совершенству. Дхарма (санскр. "истина", "природа всего сущего"), или Учение Будды, - это 84 000 поучений и методов, ведущих от страдания к освобождению и просветлению, постижению истинной реальности.

В 80 лет Будда ушел в паринирвану, сказав перед смертью: "Я ухожу счастливым, потому что не скрыл в ладони ничего, что могло бы быть вам полезным. Не верьте ни единому слову только потому, что так говорил Будда - проверяйте все учения на собственном опыте, будьте путеводным светильником сами себе".

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Какой православный праздник сегодня, 22 мая в 2019 году? Православной церковью отмечается День перенесения мощей святителя и чудотворца Николая в город Бари. В народе этот праздник называют «Никола вешний», «Никола с теплом», «Никола милостивый».

Николаю Чудотворцу посвящены и другие праздники: 11 августа празднуют его рождество (этот день называют «Никола осенний»), а 19 декабря – день смерти (праздник «Никола зимний, «Никола морозный, Никола холодный»).

Какой православный праздник приходится на 22 мая?

Расскажем подробнее, что за церковный праздник отмечают 22 мая. Святитель Николай родился в III веке в римской провинции Ликия. Он с детства был очень набожным человеком, а когда подрос, отдал все свое немалое состояние бедным.

Святителя Николая считают покровителем путешественников и мореплавателей, купцов и детей, а также людей, которые были незаслуженно осуждены.

Согласно преданию, во время паломничества в Иерусалим он молитвами успокоил разбушевавшееся море. Благодаря его помощи три девушки из бедной семьи, которым он оставил приданое, смогли выйти замуж. Также он спас от смерти невиновных людей, которые были осуждены жадным градоначальником.

Как стали отмечать праздник 22 мая?

Поначалу День перенесения мощей святого Николая отмечали только жители итальянского города Бари, где после обретения святыни произошло множество чудес. Позднее этот праздник стал отмечаться Русской и Болгарской церквями. На Руси он был установлен в конце ХI века.

Как отмечается церковный праздник 22 мая? В этот день в храмах проходят церковные службы, верующие читают молитвы, обращенные к Николаю Чудотворцу, подают милостыню бедным, совершают другие добрые дела.

В народной традиции Николай стал своеобразным «наследником» языческого бога Велеса, покровителя земледелия и домашних животных. Крестьяне нередко обращаются к святому с просьбами уберечь скот и урожай.

Молитвы к Николаю Чудотворцу способны исцелять больных, помогать людям в дни бед и напастей.

По сложившейся традиции в день праздника нельзя выполнять тяжелую работу, убираться в доме, стирать; нельзя ссориться, ругаться. Также следует уделять больше времени своим родным и друзьям.

Завершая наш рассказ о том, какой православный праздник отмечают 22 мая, нельзя не упомянуть о связанных с ним приметах.

В народе считали, каков день на Николу вешнего, таков и на Николу зимнего. Если утро выдавалось влажным и туманным, то нужно было умыться росой: это сулило людям здоровье, а земле – богатый урожай.

Май богат на церковные празднества. На этот месяц приходится день памяти одного самого почитаемого святого - Николая Чудотворца. До нас дошли скудные сведения о жизни святителя Николая. Известно, что родился он около 250 года в состоятельной христианской семье, жившей в Ликийском городе Патрах. С младенчества Николай совершал различные чудеса. Свидетельствуют, что во время крещения, будучи младенцем, он простоял несколько часов на ногах. А в отрочестве Николай принял решение посвятить себя служению Богу. Во время паломничества в Палестину, Николай Чудотворец сумел укротить страшную морскую бурю, спасти корабль и воскресить одного из погибших матросов, а также вернуть к жизни 3 маленьких мальчиков, убитых во время голода хозяином постоялого двора.

День похорон Николая Мирликийского 19 декабря также является днем его памяти. Этот день в народе называется Зимним Николой.

По возвращении на Родину благодаря своему преданному служению христианской вере Николай получил архиепископский сан и вошел в историю христианства под именем Николая Мирликийского, то есть Николая из Миры Ликийской. Он дожил до преклонного возраста и скончался в Мирах около 350 года.

Перенесение мощей святителя Николая в Бари

В 1087 году сарацины произвели набег на восточные области Римской империи. Опустошили они и Ликию, родину Николая Угодника, и город Миры, где была его епископская кафедра, и где святитель Николай был похоронен.

Город Бари находился на юге Италии, в Апулии, издавна населенной греками. В XI веке власть в Апулии принадлежала норманнам, которые в религиозную жизнь местного населения не вмешивались. Одному из священнослужителей города Бари было видение, в котором ему явился святитель Николай и повелел перезахоронить его в Бари.

Николаю Угоднику следует молиться об удачном замужестве, счастье детей, избавлении от материальной нужды и болезней, а также о совершении чуда.

Немедля жители города снарядили 3 корабля, которые доставили мощи Николая Чудотворца из Миры Ликийской в город Бари. 9 мая 1087 года по старому стилю (или 22 мая по новому) мощи в богато украшенной раке торжественно поместили в церковь Иоанна Предтечи в Бари. А через 3 года в городе возвели храм святителя Николая, куда и перенесли мощи святого.

Майский Николин день считался на Руси добрым и веселым праздником. В народе говорили: «На Николу и друга зови и недруга – все друзья будут». С этим днем связано множество примет. К примеру, дождь на Николу считается великой

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, УГОДНИКА БОЖИЯ И ЧУДОТВОРЦА, помещено нами 19 декабря, когда отмечается день его памяти (Никола зимний). 22 же мая празднуется перемещение мощей святого из Мир Ликийских в Бар.В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая Угодника, глубоко чтимого всем христианским миром. Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Спасти их решили жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря. В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах.

Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе — все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек отправились в храм святителя Николая; монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого. Монах поведал при этом о явлении накануне Николая Угодника одному старцу: в нем святой приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ воодушевил барян: они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание святого. Открыв монахам свои намерения, они предложили им выкуп: 300 золотых монет. Сторожа отказались и хотели оповестить жителей о грозящем несчастье. Но приишельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами, и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым мирром. Пресвитеры совершили литию, и мощи святого были извлечены из саркофага. После этого баряне отправились на корабль. 21 мая они прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана. Это событие и ознаменовалось установлением особого праздника 22 мая, который именуется в народе — Никола Вешний. Смотрите так — же по теме и хороший календарь, где все церковные праздники распределены по месяцам. Удобно смотреть все Мая и других месяцев года.

Пришел бы Никола, а тепло будет. До Николы крепись, хоть разопнись, с Николы живи не тужи. От Николы осталось 12 морозов (утренников), коли не весной, то по Семен день (14 сентября). С Николина дня травы начинают уже хорошо расти, и с этого дня в северных губерниях начинают средний посев яровых хлебов. Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травой. Велика милость Божия, коли в Николин день дождь пойдет. Овес уже должен быть отсеян. Овес Микольский — ни хозяйский, ни конский (то есть посеян поздно, и толку от него не будет). О предстоящем урожае овса судят по поведению лягушек на Николин день: если на Николу заквакают лягушки — овес будет хорош. До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки. Ольха зацвела — сей гречиху. В нижегородском крае с Николы сажают картофель. До вешнего Николы не должно конопель мочить в воде. До вешнего Николы не следует купаться. Одно из главных событий Николина дня — выгон лошадей в поле. Никола вешний — праздник конюхов. В Николин день выгоняют лошадь на починки, на пашницу, на ночной подножный корм. Никола весенний лошадь откормит, осенний — на двор загонит. Никола вешний считается покровителем лошадей: в этот день заказываются молебны с водосвятием, чтобы святой уберег коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье. Городи городьбу (околицу) после Николина дня. С Николина дня «заказываются» луга, что обыкновенно делается посредством древесных прутьев и веток, которые втыкаются в землю на межах, — признак, что пасти скот на этих лугах нельзя.

* Пророка Исаии (VIII в. до Р. Х.). * Мученика Христофора (ок. 250). * Преподобного Шио Мгвимского, Грузинского (VI). *** Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087).
Мучеников Каллиники и Акилины; Епимаха Нового (ок. 250). Святых Прова; Стратоника. Преподобномученика Николая Вунени (700). Мучеников Гордиана (1362); Гавриила младенца, Белостокского (перенесение мощей, 1775). Преподобного Иосифа Оптинского (1911). Священномученика Василия пресвитера (1939). Иконы Божией Матери Перекопской (1709). Зарайской иконы святителя Николая (1225).

Святитель Николай Чудотворец Мир Ликийский

В начале IV столетия, в правление императора Константина Великого, в городе Миры - центре римской провинции Ликия (Малая Азия) - трое уважаемых граждан по ложному навету были обвинены в преступлении. Чтобы добиться их казни, недруги подкупили правителя города. Никто не решался пойти против его воли и заступиться за несчастных. Палач уже извлек из ножен меч, когда рядом с ним неожиданно появился Николай, архиепископ Мир Ликийских. Вырвав орудие казни из рук палача и бросив его на землю, он освободил осужденных от уз и обратился к правителю города с гневным обличением. Тот не только был вынужден оправдать приговоренных, но и публично просил прощения у архиепископа Николая.
Чтобы оценить этот поступок, надо учесть, что в то время христианство в Римской империи не являлось государственной религией. Императорские указы лишь уравняли его в правах с другими религиями и культами. Да и намного позже подобное вмешательство церковного иерарха в дела светских властей отнюдь не было правилом и могло закончило плачевно. Но авторитет архиепископа Николая был настолько высок, что перед ним склонялись могущественные сановники империи.
Его чтут и Западная Церковь, и православный мир. Но именно в России даже далекие от Церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого русским народом святого. Помимо посвященных ему особых праздников память святителя Никола Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается св. Николай на богослужениях и в другие дни недели.
Исследователи житий - жизнеописаний святых - отмечают, что исторических данных об архиепископе Мир Ликийских очень мало. Многие сюжеты из поздних житий св. Николая обнаруживают большое сходство с житиями св. Николая Пинарского, жившего в VI в., и других подвижников Церкви. В чем же секрет внутренней достоверности характера и всей личности св. Николая Мирликийского, которая открывается каждому православному человеку в его житиях? Ведь святые почитаются Православной Церковью как живые личности, «скорые помощники и молитвенники», к которым обращаются за помощью для разрешения духовных и житейских трудностей.
Любое житие раскрывает верующим духовную правду о святом. При этом могут применяться приемы и формы повествования, которые встречаются в других житиях, несут отпечаток определенных культур и эпох. Кажущаяся фольклорность многих сюжетов жития не заслоняет живой личности. Это отчетливо видно в житийных повествованиях о святителе Николае. Они рисуют его характер таким образом, что он может даже показаться противоречивым.
О его мужестве и ревностном отношении к правде Божией свидетельствует случай со спасением невинно осужденных. Не дрогнул он и во время гонений на христиан, начатых императорами Диоклетианом и Максимилианом, стойко претерпев тяготы тюремного заключения. Но церковный народ почитает его также за смирение и скромность: единственный наследник богатой семьи из греческого города Патры, он пожертвовал все свое состояние на Церковь и бедняков.
Николай стремился к монашеской жизни, но Церковь призывала его к пастырскому служению: епископы Ликийской области избрали его архиепископом города Миры - центра всей Ликии, и он кротко покорился велению долга. Он был сердечно открыт к нуждам своей паствы. Когда разорившийся патриций в отчаянии готов был продать своих дочерей, святитель тайно дал ему деньги на их приданое - и материальная поддержка обернулась духовной: отец раскаялся в своих намерениях.
Святой Николай проявлял милосердие даже к человеку, совершившему страшный грех, если тот глубоко и искренне повинился. Так, он простил правителя города, за мзду осудившего невинных, и не стал жаловаться на него императору. И он же мог быть неожиданно резким: на Вселенском соборе в Никее (325 г.), возмутившись упорством еретика Ария, ударил его по щеке, за что собравшиеся епископы постановили лишить св. Николая святительского (епископского) сана. По преданию, он был даже заключен в темницу. Но знамение, которое епископы получили во сне, убедило их вернуть святителю свободу. Смысл его поступка для верующих отнюдь не во вседозволенности, но в активном неприятии любой неправды: резкость святителя была вызвана тем же чувством, которое некогда побудило его вырвать меч из рук палача.
Святой Николай прославляется и как чудотворец: по его молитвам происходили чудесные исцеления и даже воскрешения из мертвых, стихали бури на море, а ветер нес корабль туда, куда было нужно святителю. Церковь знает также множество случаев, когда чудесами оборачивались молитвенные обращения верующих к св. Николаю и после его кончины.
Помимо житий св. Николая, вошедших в церковное Предание, о нем сложено множество легенд и притч. Большинство из них рисует Николая Чудотворца как помощника тех, кто попал в беду. Например, одна из притч рассказывает, как св. Касьян (Кассиан) прошел мимо селянина, у которого воз увяз в грязи, а св. Николай остановился и помог ему, хотя и весь выпачкался. За это Господь даровал ему два памятных дня в году против одного раз в четыре года у Касьяна (29 февраля). Святой Николай считается покровителем мореплавателей, детей, учащихся, всех терпящих беды и несправедливые гонения.
На Западе образ св. Николая соединился в народном сознании с древними языческими божествами. Так возник фольклорный герой Санта-Клаус (святой Николас), который дарит детям подарки на Рождество.
В русском фольклоре показана строгость Николая Чудотворца в отношении веры и благочестия. Он наказывает тех, кто непочтительно обращается с иконой святого, занимается гаданием и т. п.
Скорый и милосердный помощник страждущих, бессребреник и благотворитель, чутко откликающийся на беду и боль людей; строгий пастырь-наставник, остро переживающий любую неправду и решительно восстающий против нее, - в этих чертах св. Николая православные видят не противоречивость характера, а свидетельство живой полноты его святости.
9 (по новому стилю 22) мая 1087 г. итальянские купцы из города Бари перевезли мощи св. Николая к себе на родину. Эта дата отмечается Восточной Церковью как день особой памяти святителя.
В настоящее время Католическая Церковь из-за отсутствия документальных данных о житии св. Николая перевела его из общепочитаемых святых в разряд местночтимых.
День кончины Николая Чудотворца - б (19) декабря - отмечается на Руси как день обретения земной Церковью нового небесного заступника.
Святитель Николай скончался в глубокой старости, посвятив всю свою жизнь делам милосердия и помощи обиженным, а после смерти стал покровителем плавающих и путешествующих, заступником вдов и сирот. Как говорили в старину на Руси, «Никола - второй после Бога заступник».

Изначально святой Николай был погребён в церкви в городе Миры Ликийские (г. Демре - на территории современной Турции). В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были выкрадены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия). Благодаря этой кражи, мощи уцелели от разгробления пришедших через пару стотен лет турок османов.
Профессором Луиджи Мартино (Luigi Martino), анатомом из университета г. Бари (Universita degli Studi di Bari) в 1953 году, по разрешению Ватикана, при вскрытии гробницы святителя Николая в г. Бари была проведена экспертиза и анатомо-антропологические исследования мощей хранящихся в гробнице. Были сделаны рентгеновские снимки Главы и многочисленные краниометрические замеры, послужившие в наше время для британского антрополога Кэролайн Вилкинсон (Caroline Wilkinson) и её коллег из Манчестерского университета (University of Manchester, Unit of Art in Medicine) основанием попытки воссоздать реальный облик святителя Николая. В результате изучения останков установлено, что лик, изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека.

Святой Пророк Исайя

Святой Пророк Исайя происходил из царского рода и был призван к пророческому служению следующим видением. Он видел Господа, восседающего в небесном храме на величественном престоле. Пред Ним были серафимы, каждый из которых имел шесть крыл: двумя они закрывали лица свои, двумя прикрывали ноги и двумя летали. И взывали они друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь воинств)! Вся земля полна славы Его!» Столпы здания потрясались от их восклицаний, и по всему храму разносилось курение. Смотря на все это, Исайя сказал: «Жалкий я человек! Желал бы и я славить Бога, но уста мои нечисты». Тогда один из серафимов взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, слетел к нему и, прикоснувшись к его устам, сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен!» После сего послышался голос Божий: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» Исайя отвечал: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6:18). Господь вещал ему: «Поди. Настойчивою проповедью ты только ожесточишь их, так что они заткнут уши, закроют глаза и в душе своей останутся бесчувственными: они не обратятся, и Я не исцелю их». Исайя спросил: «Господи! Долго ли продолжится такое бесчувственное состояние народа?» Господь отвечал: «До тех пор, пока не запустеют города, не обезлюдеют домы, и эта земля не сделается пустыней. Впрочем, когда срубят дерево, то от пня его идут побеги; так и по истреблении народа останется святой остаток, от которого возникнет новое племя». Исайя пророчествовал при царях Ахазе, Бзекии и Манасии около 60 лет. В оставленной им книге пророчеств он сильно и трогательно обличает иудеев за неверность их к Богу; предсказывает плен иудеев, опустошение и восстановление Иерусалима и храма, возвращение иудеев из плена Киром. Вместе с сим он предсказывает и судьбу всех соседних иудеям народов. Наконец, что всего важнее, он с особенной ясностью и подробностью пророчествует о Мессии. В пророчествах Исайи Мессия предстает Богом и человеком, учителем всех народов, основателем царства мира и любви; Исайя предсказывает Его рождение от Девы, начало проповеди в Галилее, Его чудеса, страдания за грехи мира, Его воскресение и распространение Церкви по вселенной. По ясности предсказаний об Иисусе Христе Исайя заслужил название пророкаевангелиста. Он умер мученической смертью: его распилили деревянной пилой. Жил он почти за 700 лет до Р.Х. Часть главы святого пророка хранится на Афоне в Хиландарском монастыре. Гроб его около Иерусалима.

Мученик Христофор

Мученик Христофор жил в III в.; во времена гонения от Декия усечен мечем в Ликии. Сначала его жгли на раскаленной огнем железной доске, целый день стреляли в него стрелами, но он оставался невредим. Своими чудесами он обратил ко Христу до 50 тысяч язычников. Мощи св. Христофора находятся во Франции в аббатстве СенДени. Ему молятся во время эпидемий.

Преподобный Шио

Преподобный Шио святой грузинской Церкви. Был сыном богатых родителей. На 20 году своей жизни тайно от родителей ходил к одному из подвижников, Иоанну. Подвижник, впервые увидев его, назвал по имени и предрек, что и сами родители его примут иноческий сан, и ему позволят это. Отец Шио однажды начал размышлять о том, как бы устроить по Евангелию свою судьбу и судьбу сына. Тогда Шио посоветовал родителям удалиться в монастыри, «а обо мне, сказал, не заботьтесь, потому что жизнь моя должна быть для Бога и в Боге». По удалении родителей в монастыри он роздал все свое имение бедным, а сам отправился к знакомому пустыннику и подвизался вместе с ним в течение 20 лет. Когда же в видении повелено было Иоанну идти в Иверию и разослать учеников своих по Карталинии и Кахетии для утверждения христианства, то он поселился на Зедазнийской горе, в 15 верстах от Тифлиса, против Мцхета, и отсюда послал учеников; а Шио начал подвизаться в пустыне, в пещере близ Мцхета. Здесь к Шио стали собираться желающие подвижнической жизни, и он основал Мгвимскую обитель. Властитель Иверии Фарасман, узнавший Шио, помог ему в устроении обители. Последнее время своей жизни святой Шио провел в глубокой пещере под монастырской церковью, куда в корзине спускали ему скудную пищу. Мощи св. Шио почивают в его обители, одной из немногих уцелевших среди частых опустошений Грузии. Св. Шио жил в VI в.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
22.05.2019 -
23.05.2019 -
24.05.2019 -

Loading...Loading...