Судьба и случай в произведении пиковая дама. Старт в науке

Конспект урока

Обруч Ольга Евгеньевна

Муниципальное Общеобразовательное

Автономное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №16 г.Новотроицк"

Тема: Вн.чт. А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

Цель: Показать, что эгоизм, алчность и безнравственность разрушительны для человеческой души.

Планируемые результаты :

    Предметные: Знать содержание повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», определять тему и основную мысль повести, уметь давать характеристику героям, анализировать отдельные эпизоды произведения, видеть скрытый смысл повести.

    Метапредметные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; проводить логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, обобщать, сопоставлять информацию, строить монологическое высказывание в соответствии с нормами СРЛЯ; совершать поиск необходимой информации; адекватно чужую речь.

    Личностные: Развивать познавательный интерес и любовь к русской литературе, развивать умение ориентироваться в нравственной и духовной сфере жизни человека, понимать мотивы поступков окружающих, в собственном выборе опираться на моральные нормы.

Оборудование: Учебник «Литература» 8 класс под. ред. В.Я. Коровиной, рабочая тетрадь

Методы и приемы: Проблемный вопрос, проверочная работа на знание текста, фишбоун, кластер, групповая работа, краткий пересказ с изменением лица рассказчика, синквейн

Ход урока

1.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас урок внеклассного чтения мы поговорим о повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Написал он ее под впечатлением от рассказа своего друга Владимира Голицына. Однажды он проигрался в карты и пришел к своей бабушке просить денег, но та вместо денег назвала Владимиру три карты, с помощью которых внук впоследствии отыгрался.

Понравилось ли вам произведение?

На любое произведение мы с вами смотрим с позиции содержания и с позиции нравственной оценки. Как вы думаете, какова цель урока?

Проблемный вопрос.

Как вы думаете, человек влияет на свою судьбу или судьба влияет на человека? Что такое «судьба» в вашем понимании? И как человек способен на нее влиять? А навязчивая идея? Способна ли она изменить жизнь человека?

В этом плане интересно посмотреть на образ главного героя повести «Пиковая дама» - Германна.

Но для начала – проверочная работа

Опрос на выявление знания текста

1. Из скольких глав состоит повесть? (6)

2. Кому приходится бабушкой Анна Федотовна? (Томскому)

3. Кто открыл ей секрет трех карт? (Сен-Жермен)

4. Кто находится на воспитании у Анны Федотовны в доме? (Лиза)

5. Что предпринимает Герман, чтобы проникнуть в дом старухи? (Общение с Лизой)

6. Как и отчего умирает Анна Федотовна? (испуг)

7. Кто сообщает Германну о трех картах? (Призрак старухи)

8. Какие карты обещают выигрыш? (Тройка, семерка, туз)

9. Какая карта погубила Германа? Вместо какой карты она выпала? (Пиковая дама вместо туза)

10. Что случилось с главным героем в «Заключении» повести? (сошел с ума)

Фишбоун (наполнение смотри ниже)

Теперь давайте поговорим о главном герое произведения – Германне.

Кто говорит о Германне такие слова: «Этот Германн - лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства… » К кому обращены эти строки? О каких злодействах идет речь?

Мы с вами выяснили, что личность Германна и тот образ жизни, который герой вынужден вести, отличаются.

Как он отреагировал на рассказ Томского о трех волшебных картах?

Зачем герою деньги? (чтобы жить свободно, то есть изменить свою судьбу)

Сначала герой говорит о том, что расчет, умеренность и трудолюбие –его счастливые карты. Но легко ли таким образом очень быстро разбогатеть, не прилагая никаких усилий? Тогда Германн выбирает другой путь, совершая три злодейства, чтобы узнать заветные три карты.

Кластер . Три злодейства

Обман Убийство Осквернение собственной души

Жертва Жертва Жертва

Лиза Анна Федотовна Германн

Погубил Погубил Погубил

любовь жизнь душу

Групповая работа. Краткий пересказ с изменением лица рассказчика

1 ряд – Обман (История Лизы и Германна)

2 ряд – Убийство (История Анны Федотовны и Германна)

3 ряд – Осквернение души (История Германна, похороны, сон, проигрыш)

Как вы считаете, почему вместо туза выпала пиковая дама?

За что наказан Германн?

Играя в карты, с чем еще он играл? (С судьбой)

Проигрыш состояния – формальное наказание. Как герой наказан в действительности? (Сумасшествие)

Что погубило его разум? (Навязчивая идея)

Сумел ли Германн повлиять на свою судьбу? Или это судьба так распорядилась человеческой жизнью? Почему герой изначально был обречен? (Пошел по безнравственному пути)

Синквейн (рядом дан пример)

Давайте обобщим все то, о чем мы сегодня говорили и составим синквейн.

Ключевое слово Герман

2 прилагательных расчетливый эгоистичный

3 глагола обманывает убивает проигрывает

Ключевая фраза Играя с судьбой можно проиграть всё

Синоним Сумасшедший

Рефлексия. Выставление оценок за урок

Итак, о чем мы сегодня говорили на уроке?

Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова «В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души?».

Как вы считаете, актуальна ли данная повесть на сегодняшний день? Почему?

Домашнее задание

1. Творческое

Повесть «Пиковая Дама» с момента выхода в печать приобрела огромную популярность. Представьте, что вы – житель Санкт-Петербурга XIX столетия, напишите своему другу письмо с советом прочитать увлекательную повесть А.С. Пушкина. При этом соблюдайте правила написания писем, а также языковые и стилистические особенности речи.

2. Подготовьте сообщение о теме истории в творчестве М.Ю. Лермонтова (для этого можно взять отдельные лирические произведения)

Учащиеся высказывают свое мнение, сами определяют цель урока

Учащиеся высказывают свои идеи.

Работа выполняется на отдельных листочках, за нее выставляется отдельная колонка оценок.

Скелет заполняется вместе с учителем, дети сами называют одно из положений

Кластер составляется вместе с учителем. Ученики раскрывают смысл каждого положения самостоятельно

1ряд – от лица Лизы; 2 ряд – от лица Анны Федотовны; 3 ряд – от лица самого Германна

Каждый ученик составляет синквейн самостоятельно, несколько вариантов зачитываются на оценку

Учащиеся высказывают свои мысли по каждому вопросу.

Наполнение фишбоуна

Первый треугольник - Германн

Верхние линии по горизонтали (Слева направо) – Личность Германна

    Пылкое воображение, наличие страстей.

    В душе страстный игрок.

    Внимательно следил за каждым карточным маневром.

    Карточная игра, связанная с риском, увлекала его полностью.

    Внешность романтическая.

    Идея о трех счастливых картах глубоко западает в душу.

Нижние линии по горизонтали (Слева направо) – Образ жизни.

    Немецкое происхождение требует сдержанности.

    Не играл в карты.

    Не жертвовал необходимым в надежде приобрести излишнее.

    На первое место среди качеств личности ставил расчетливость.

    Профессия обыденная – инженер.

    Отклик на рассказ Томского: «Сказка!»

Второй треугольник – Образ жизни не соответствует душевной натуре героя

Анохина Юлия Викторовна.

Литература

8 класс.

Учебник литература в 2 х частях.

В.Я.Коровина

В.П.Журавлёв

В.И.Коровин

Москва «Просвещение» 2007

Базовый

Тема урока: Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов-персонажей в повести.

1 час.

Задачи урока:

Личностные

Метапредметные

    развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;

    развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;

    развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

    развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

    развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

    развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;

    развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;

    закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;

    закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог

    закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

Чувства добрые я лирой пробуждал...
А С. Пушкин

1. Постановка гипотезы.

Недавно мы проанализировали роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. О каких нравственных понятиях размышлял поэт с помощью сюжета произведения?

(честь, достоинство, верность в дружбе и любви, умение благодарить, великодушие)

Тема сегодняшнего урока – “Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина “Пиковая дама”. О каких моральных категориях размышляет автор в этом произведении? В чём перекликаются эти произведения.

2. Историческая основа повести “Пиковая дама”

Повесть “Пиковая дама” написана в 1833 г., т.е. на три года раньше, чем роман “Капитанская дочка”. Повесть имеет предысторию.

Предыстория повести “Пиковая дама” (рассказ ученика)

А) Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой дамы”. Поэт сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка повести не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось идти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с нею знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына? Каких новых персонажей ввёл? Почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой – не русский по происхождению, старуха и Германн – не родственники, зачем введён образ Лизы? Да и финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына – герой сходит с ума.

Б) Подготовленный ученик рассказывает о времени, кода была написана повесть (1833 г.) Приложение 1

Кто находится на престоле? Какова общественная атмосфера? Что интересует молодых людей того времени?

3. Карточные игры . Приложение 2

Рассказ подготовленного ученика о карточных играх, популярных в 30-е годы 19 века.

Карточные термины. Приложение 3

Словарная работа. Приложение 4

4. Анализ повести

Образ Германна

Ф.М. Достоевский, писатель середины 19 в., говорил: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение”.

Давайте и мы попробуем проанализировать образ Германна и постараемся понять, почему так закончилась его судьба.

Таблица 1. Характер Германна (домашнее задание ). Приложение 5

Какие выводы можно сделать на основе таблицы?

(Поведение Германна полностью противоположно его душевному состоянию. Он скрепил свои чувства и эмоции строгими рамками правильного, по его мнению, поведения. Внешняя оболочка Германна не сможет долго сдерживать те бушующие внутренние силы, которые он пытается усмирить. Не давая выхода эмоциям, Германн приближает трагедию несоответствий, которая неизбежно разразится.)

Зачем Германну деньги?

(“...убеждён в необходимости упрочить свою независимость”, с помощью денег он хочет добиться “покоя и независимости”. Это путь наверх, средство выдвижения из неизвестности. А это свидетельствует о гордыне.)

Какова цель жизни Германна?

(“покой и независимость”)

Гордыня - непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм. В православии гордыня является одной из восьми греховных страстей.

Справедливы ли притязания Германна на богатство?

(Германн остро чувствует свою социальную ущербность и вместе с тем внутренне превосходство над беспечными прожигателями жизни из среды аристократической молодёжи.)

Каким образом Германн может разбогатеть?

Таблица 2. Пути приобретения богатства (домашнее задание). Приложение 5

Какой путь труднее?

Какой путь кажется Германну наиболее перспективным?

С чем играет Германн в своей жизни?

(с судьбой)

Интересен вопрос: почему Пушкин сделал своего героя немцем? Писатель чувствовал первые шаги той болезни, которая только стала проникать в Россию в начале 19 в., но ею уже живёт Европа – жажда сиюминутного обогащения, власть денег в мире, где происходит подмена одних ценностей другими. Тема “Пиковой дамы” - губительная сила “золотой лихорадки”.

Композиция повести

(Во второй главе Лизавета Ивановна спрашивает у Томского, является Нарумов инженером, т.к. уже неделю видит под окнами дома незнакомого инженера. Это был Германн.)

Один и тот же эпизод читатель видит с двух точек зрения – Лизаветы Ивановны и Германна. Героиня воспринимает Германна как возможного возлюбленного:

(“чёрные глаза его сверкали из-под шляпы”, Лизавета Ивановна, заметив Германна, “села в карету с трепетом неизъяснимым”.) В той же второй главе в размышлениях об анекдоте с тремя картами, выбирая, на каком пути он сможет добиться покоя и независимости, Германн подходит, сам того не замечая, к дому графини. И тогда Германн “затрепетал”. Возвратившись домой, он видит сон. Подобный приём писатели часто используют для выявления истинной сущности персонажей, их цели, интересов, будущего.

Какой сон видит Германн? Какова роль этого сна в сюжете?

Как пишет Пушкин, “неведомая сила, казалось, привлекала” Германна к дому графини. Когда герой увидел в окне Лизавету Ивановну, “эта минута решила его участь”.

Как вы это понимаете?

(Германн решил воспользоваться чувствами девушки, чтобы пробраться в дом графини.)

Так Германн преступает какой нравственный закон?

(Нельзя использовать чувства человека. Нельзя пользоваться человеком словно игрушкой. Это непорядочно, бесчестно.)

В этом смысле стоит обратить внимание на эпиграф ко второй главе. Какую роль он играет?

(Между любовью и деньгами Германн выбирает второе.)

Образ Лизаветы Ивановны

Для чего, с вашей точки зрения, в сюжет повести введён образ Лизаветы Ивановны?

(Так в повесть входит тема любви, и она сталкивается с мотивом денег, игры.)

В повести читатель видит два интерьера: старой графини и её воспитанницы. Сравните, чем они отличаются?

(В описании комнаты графини автор называет предметы её туалета: банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами и множество других вещей. Время отложило свой отпечаток на всём: полинялые штофные кресла и диваны, с сошедшей позолотой, веера и разные дамские игрушки, изобретённые в конце минувшего столетия. Обилие дамских безделушек свидетельствует о светской жизни, о стремлении следить за мной, заставить уважать себя. Интерьер раскрывает читателю сущность графини: с одной стороны – богатой светской дамы, с другой стороны – отживающей свой век гордой старухи.)

Образы графини и Лизаветы Ивановны сопоставлены в повести по принципу антитезы. Какой вывод можно сделать при сопоставлении этих образов?

(Сравнение интерьеров комнат героинь говорит о глубокой социальной пропасти между графиней и Лизаветой Ивановной: “Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате...” Ширмы в комнате девушки оклеены обоями – в покоях графини стены обиты китайскими обоями; у Лизы крашеная кровать и сальная свеча – в покоях графини штофные диваны и кресла, золотая лампада.)

Таблица 3. Характер Лизаветы Ивановны (домашнее задание). Приложение 5

Что роднит образ Лизаветы Ивановны и Германна?

(Героев объединяет несоответствие амбиций и социального происхождения. Они понимают, что достойны лучшего существования, что имеют многое из того, что даёт человеку уважение и власть. Но подобные люди должны были самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Но желание реализовать свои желания достичь успеха приводит героев к черте преступления морального закона. Германн использует чувства Лизаветы Ивановны, чтобы достичь богатства, которе, по его мнению, сделает его успешным в жизни, т. Е. он достигнет “покоя и независимости”, а Лизавета Ивановна приходит к пониманию, что она стала “слепой помощницей разбойника, убийцы её благодетельницы”.)

Образы Германна и Лизаветы Ивановны роднит тайна, мистика, страсть. Они живут мечтами, идеалами. Их обоих искушает другая, лучшая жизнь.

Какую роль при этом сыграл образ Петербурга, в котором происходят события повести?

(Петербург становится не раз героем в русской классике. Зачастую в этом городе происходят мистические события и трагедии. С образом Петербурга связан мотив сумасшествия.)

Если для Германа Лизавета Ивановна – путь в дом старой графини и способ приобретения богатства, то для Лизаветы Ивановны Германн тоже может стать способом обрести свободу, независимость и покой.

В эпилоге читатель узнаёт, что в доме Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница. Как вы думаете, зачем Пушкин упоминает эту деталь?

Мотив игры.

Английский богослов и историк XVII в. Томас Фулер как-то заметил: “Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею”. И тогда жизнь напоминает игру в жизнь. А что такое игра?

Напишите ассоциативный ряд

(веселье, безмятежность, лотерея, выигрыш, проигрыш, случай...)

Выберите значимое из этого ряда.

Чтобы достичь богатства с помощью карточной игры, Германн включается в любовную игру. Он хочет сделаться любовником старой графини, он делает невинную девушку игрушкой в своих руках. И здесь речь не идёт о настоящем чувстве. А там, где нет настоящего чувства, нет настоящей жизни.

Идея вытесняет живую жизнь Германна? Как об это сказано в начале четвёртой главы?

Не случайны и образы, с которыми сравнивает Томский Германна – Мефистофель и Наполеон.

(Германн предлагает графине в обмен на тайну трёх карт взять её грех на свою душу. А это мотив Мефистофеля. Ведь именно дух тьмы искушает человека.)

Да и сама Лизавета Ивановна замечает сходство Германна с Наполеоном. В какой момент? Почему важно обратить внимание на эти детали?

В разговоре с Лизой о Германне Томский говорит, что “на его совести по крайней мере три злодейства”. Какие, на ваш взгляд?

(графиня, Лиза, сам Германн. Ведь он сам лишает себя настоящей жизни и в конце концов сходит с ума.)

Кульминация

Какой эпизод в повести можно назвать кульминацией?

(игра в доме Чекалинского)

Почему эту сцену можно назвать поединком? С кем или с чем был этот поединок?

С Чекалинским, старой графиней, с судьбой, с самим собой?

Честь и честолюбие.

В том же 1833 г., когда Пушкин написал повесть “Пиковая дама”, он создаёт поэму “Медный всадник”, в которой Евгений, герой произведения, “пришед домой”, долго размышлял.

О чём же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь...

Какое слово присутствует и в повести “Пиковая дама”? (независимость)

А вот слово честь отсутствует в “Пиковой даме”, зато есть слово “честолюбие”. (“он был скрытен и честолюбив”)

Честь (по словарю В.И. Даля) - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Слайд 26

Честолюбие или амбиция (по словарю В.И. Даля) – чувство чести, самолюбие; самолюбие, спесь, чванство, требование внешних знаков уважения, почёта.

Подберите синонимы к слову честолюбие. (тщеславие, стремление к славе)

Какое желание мы называем тщетным? (напрасное)

В каком произведении Пушкина понятие чести становится ключевым и вынесено в эпиграф? (“Капитанская дочка”)

5. Финал

Число три становится ключевым в повести. Когда оно упоминается?

С помощью чего Германн хотел достигнуть “покоя и независимости”?

(расчёт, умеренность и трудолюбие)

Но герой отказывается от этих категорий и выбирает карты, удачу и преступает черту морали, начинает жить без чести. Он делает свой нравственный выбор. И в конце его ждала пиковая дама и наказание.

Почему Пушкин поменял первоначальное название “Холостой выстрел” на нынешнее?

(Образ пиковой дамы – это не только название карты в колоде, но и возмездие за отказ от нравственных категорий, от чести, за измену самому себе.

6. Итоги

О каких нравственных понятиях размышляет Пушкин в повести “Пиковая дама”?

Эта проблема вечна, ведь человека всегда ждёт искушение, каждому придётся рано или поздно сделать свой выбор.

7. Рефлексия.

Продолжите предложения:

1. Я понял (а), что...

2. Я не знал (а), что...

8. Домашнее задание

Мини-сочинения –

    Что наша жизнь? Игра?

    Игры, в которые не играют.

    Кто Германн: виновник или жертва?

Когда заходит разговор о роли судьбы и случая в жизни человека, то неминуемо возникает спор о приоритете одного из двух. Увы, но этот спор до сих пор так и остался неразрешённым так же, как, скажем, и вопрос о существовании души в теле человека. Для кого-то из нас жизнь – это проторенная дорога, ведущая к одному определённому месту, а для кого-то – поросшая травой тропинка, способная в любой момент исчезнуть, круто повернуть или разветвиться на несколько новых троп. Два десятилетия назад Г. А. Гуковский, анализируя «Пиковую даму», предложил снять с обсуждения вопрос о ее фантастике. 1 Однако в 1966 г. Н. В. Измайлов отметил, что вопрос о значении в повести фантастического элемента является одним из важнейших и нерешенных. 2 Дальнейшая судьба повести в пушкиноведении показала, что вопрос этот действительно далеко не исчерпан и даже не достаточно ясно определен. 3

Основной аргумент исследователей, отрицающих фантастику в «Пиковой даме», состоит в том, что каждое фантастическое событие повести легко поддается вполне правдоподобному объяснению. Между тем вопрос об относительном правдоподобии («вероподобии») фантастического, возникший одновременно с появлением первых готических романов, 4 к 30-м годам XIX в. был решен в пользу сближения фантастического плана с реальным. Именно с этих позиций анализируется в то время творчество Гофмана; 5 те же требования предъявляются и к русским авторам фантастических повестей. 6 Таким образом, искусная двойная мотивировка событий, благодаря которой фантастические явления получают одновременно и правдоподобное объяснение, не есть отличительная и своеобразная черта повести Пушкина. Напротив, это широко распространенный литературный прием, и использование его Пушкиным вовсе не доказывает, что «Пиковая дама» не фантастическая повесть.

Главным критерием для выделения фантастической повести как самостоятельного жанра считается представление о «двоемирии», лежащее в основе произведения. 7 Оно может обусловливаться особенностями мировоззрения автора или быть только литературным приемом, что имеет существенное значение.

Просветительские тенденции русской литературы, повлиявшие на восприятие немецкой фантастики, во многом определили своеобразие русской фантастической повести. Вместо порыва к запредельному и романтического томления на грани миров, свойственного немецким романтикам, мы сталкиваемся в ней с живым интересом к вопросу о существовании сверхъестественного и о причинах настойчивого тяготения к нему. Вопрос для того времени отнюдь не праздный.

Постараемся определить некоторые конкретные точки сближения и расхождения «Пиковой дамы» с массовой фантастической повестью. В литературе о Пушкине уже выявлялись многочисленные сюжетные совпадения «Пиковой дамы» с другими фантастическими повестями. 15 Утверждалось даже, что в ней сведены воедино все мотивы, традиционные для этого жанра. 16 Действительно, в пушкинской повести обнаруживаются если не все, то очень многие фантастические мотивы: связь азартной игры со сферой «сверхъестественного», тайна, передаваемая из поколения в поколение, магические карты, суеверия, роковые предчувствия, наконец привидение, без которого не обходилась почти ни одна фантастическая повесть. Но если обычно именно сверхъестественное событие определяло развитие сюжета такой повести, то в «Пиковой даме» ни один из этих мотивов не разрабатывается как мотив фантастический, ни один не становится стержнем сюжета. Автор не только не старается обыграть мотив сверхъестественного, но как будто нарочно снижает наиболее выигрышные в этом отношении моменты. Например, о графе Сен-Жермене говорится довольно скептически, с сомнением относительно того «чудесного», что о нем рассказывают. Разговор о таинственных картах неожиданно обрывается очень прозаическим замечанием: «Однако пора спать... ». Некоторые излюбленные приемы авторов фантастических повестей у Пушкина подчеркнуто, так сказать, «работают вхолостую». Возьмем тот эпизод, когда Германн проникает в дом графини: «Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты <... > Германн стал ходить около опустевшего дома <... > Все было тихо. В гостиной пробило двенадцать; по всем комнатам часы одни за другими прозвонили двенадцать - и все умолкло опять» (VIII, 239). Все это: и ужасная погода, и опустевший дом, и тишина, и наступление полночи - обычные для фантастической повести признаки приближения сверхъестественного. Но здесь ничего особенного не происходит: часы пробили двенадцать, а потом и час, и два. Затем «в доме засуетились, раздались голоса, и дом осветился». И вот только теперь, когда наиболее благоприятный, казалось бы, момент пропущен, и происходит встреча Германна с графиней.

Конечно, можно ответить на вопрос, почему выиграли карты, так или иначе, легко выстроив цепь доказательств - либо фантастических, либо правдоподобных, но ни одно из них не правомерно, так как мы насильно вырываем из произведения лишь одну линию по своему выбору. Стремясь решить: «случай или фантастика?», мы возвращаемся к началу повести (рассказ Томского вызвал следующие реплики: «Случай!», «Сказка!», «Порошковые карты!») и, таким образом, попадаем в замкнутый круг. Сама постановка вопроса как бы вставляет «Пиковую даму» в схему, характерную для массовой русской фантастической повести. Между тем Пушкин отводит эту схему в самом начале своей повести. Он дает ее в миниатюре в I главе «Пиковой дамы» (Томский рассказывает фантастическую историю, а гости высказывают противоречивые предположения) 18 и сразу уходит от нее в своем повествовании. Этим Пушкин не просто ломает литературный шаблон, но иронически подчеркивает его исчерпанность и бесплодность. Следовательно, обсуждать события «Пиковой дамы» с точки зрения их правдоподобия - идти по заранее отвергнутому Пушкиным пути.

Мы отнюдь не стремимся доказать, что проблема соотношения фантастики и реальности в «Пиковой даме» охватывает все аспекты повести. Но, думается, именно через решение этой проблемы лежит путь к постижению законов художественного мира «Пиковой дамы».

Проблема «человека и судьбы» в идейном содержании повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»
1. Достоверный источник необычной истории. 2. Негласное право вершить судьбы других. 3. Власть заколдованных карт.

Человек и судьба - кажется, что эти две вещи совершенно не совместимы. Однако, если человек вверяется своей судьбе, она никогда его подведет. Но все же слепо доверять всем ее проказам тоже, наверное, не стоит. Она словно игрушкой может играть человеком, и потом все в его жизни пойдет наперекосяк. Поэтому часто к судьбе относятся как к роковой неизбежности. И противоборствовать судьбе просто нельзя, следует ей только покориться. Такое ощущение называют фатализмом. «Fatum» значит «рок», «судьба». Эти два понятия уравниваются и несут лишь от­рицательное содержание. Очень редко мы слышим, что у кого-то счастливая судьба. Однако никто из посторонних не знает, сколько труда вложили эти удачливые люди в свое благополучие.

Одним из примеров таких является Германн, главный герой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Он многое сделал ради задуманного. Но судьба или рок сыграли злую шутку с этим человеком. Германн разыграл свой ход: один раз выиграл, другой - проиграл.

Можно сказать, что все это выдумано автором и в жизни такого никогда не бывало. Но имеет вполне достоверный источник. Внук княгини Голицыной поведал Пушкину свою необычную историю. Он один раз проигрался и попросил у бабушки денег. Она денег не дала, но «сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом». И на самом деле Голицын отыгрался. Все дальнейшее повествование исследователи считают вымышленным.

В повести судьба не столько помогает, сколько губит человека и, главное, его душу. Но все равно Германн подчиняется этой магической власти. «Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из головы». Судьба своим удачным ходом, счастливым случаем просто завораживает главного . И он начинает жить только одной мыслью - выведать три заветные карты. Только они могут составить его благосостояние.

Но судьба, словно посмеиваясь, начинает свою игру. А человек, подчиняясь ей, «идет» по головам людей для достижения цели. Он разбивает сердце девушки, когда стремится всеми способами узнать карты. «Итак, эти странные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это было не любовь! Деньги, - вот чего алкала его душа». Он берет на себя негласное право вершить судьбы других людей. Только вот непонятно, кто дает ему такое право. И в этом случае человек ставит себя наравне с судьбой. Ведь получается, что судьба Лизаветы Ивановны есть действия и поступки Германна. И нам совершенно неизвестно, какая судьба была бы у девушки, если бы не вмешательство молодого человека.

Германну удается судьбу Лизы подчинить своей воле. И он совершенно не сожалеет об этом и не задумывается ни о чем. Когда умерла старая княгиня, его заботит только одно - «невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения».

Однако Германн оказывается властен только над чужими судьбами. Судьба и даже смерть старой графини оказались в его руках. Возможно, это произошло и потому, что в нем были какие-то бесовские черты. Вот таким его портрет дает Томский: «Этот Германн - лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля».

Но постепенно собственная судьба Германна утекает сквозь пальцы. Стремление выведать три карты приводит к смерти графини, чего он совершенно не замышлял. Графиня словно забирает с собой в могилу и его судьбу. Ведь три заветные выигрышные карты составляли в последнее время судьбу главного героя. И получается, что старая графиня получает власть над жизненной дорогой Германна. Это прямо прописывает в повести. «Он верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь...»

Однако в споре: кто же чью судьбу держал в руках - Германн графинину или наоборот - неизвестно. Но ее призрак все-таки пришел назвать ему три выигрышные карты. Но пришла графиня, как говорит сама, против своей воли.

И вот после этого уже никто не может предугадать судьбу главного героя. Теперь над ней берет власть три карты: , семерка, туз. Рок в этот раз будет писать свою историю, на которую может повлиять только личность Германна.

И вроде бы молодой человек сделал все так, как советовала ему старая графиня. Но последней картой оказался не туз, а пиковая дама: «В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась».

Судьба сыграла с Германном злую шутку. И теперь уже она начинает выкладывать на стол свои козыри. Первый - проигрыш Германна. Второй - его сумасшествие. «Герман сошел с ума. Он сидит в обуховской больнице в 17 нумере, но не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: "Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..."» Но третью выигрышную карту судьба разыгрывать не стала. Она смогла остановиться и не продолжать бесполезного поединка. И получается, что эту заключительную партию выиграла именно она. И карты ее были: тройка, семерка, судьба.

А. С. Пушкин показал нам попытку человека покорить свою судьбу, но это оказалось невозможно. Но из этого совершенно не следует, что надо становиться фаталистами и целиком подчиняться своему предопределению. С судьбой надо и нужно бороться, но только другими методами. На несчастье и смерти других построить свое благополучие судьба просто не даст. Она хоть и злая, но очень справедливая. Именно она воздает человеку по заслугам. Ведь судьба других персонажей сложилась удачно. Лизавета Ивановна вышла замуж и взяла на воспитание бедную родственницу. Томский был произведен в ротмистры и женился на княжне Полине.

В повести Человек показан слабым существом, которое не может противостоять никаким соблазнам. Судьба же, наоборот, показана полновластной хозяйкой. Только ей дается право вершить судьбы людей. И когда те пытаются встать наравне с ней в полный рост, она жестоко их за это наказывает. Не стоит перечить своей судьбе. Нужно добиваться ее благосклонности хорошими поступками. И, возможно, именно вам скажут, что у вас счастливая судьба. Но следует помнить, что только вы сотворили ее сами.

Урок в 8 классе направлен на знакомство с произведением, на выявление философско - нравственной проблематики повести, атакже на совершенствование навыков анализа произведения.

Оборудование: текст повести, музыкальная запись фрагментов оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама», аудиозапись повести в актёрском исполнении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: А.С.Пушкин «Пиковая дама»

Проблема человека и судьбы. Нравственные проблемы произведения.

Цель урока : 1) знакомство с произведением;

2) выявить философско - нравственную проблематику произведения,

3)формировать умение давать обоснованную оценку героям и событиям произведения,

4)совершенствовать навыки анализа произведения

Оборудование: текст повести, музыкальная запись фрагментов оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама», аудиозапись повести в актёрском исполнении.

Ход урока

I. Оргмомент.

(запись на доске)

Проблема – сложный вопрос, требующий решения.

Судьба – несколько значений:

  1. стечение обстоятельств, не зависящих от человека, ход жизненных событий;
  2. доля, участь;
  3. будущее, то, что случится, произойдёт.

Сложная проблема, требующая разрешения в выборе своей судьбы.

II. Беседа с классом по произведению:

Слово учителя:

Слово учителя:

Летом 1828 года Пушкин задумал написать повесть об игроке. Карточные игры были не просто популярной забавой, они воспринимались как своего рода образ мир. Всё в жизни подобно игре. В карточной игре велика роль случая. В этом притягательная сила карточной игры. Герои «Пиковой дамы» играли в популярную те годы карточную игру «штосс». Правила игры предельно просты.

Из рассыпанной на столе колоды карт понтёры выбирают ту, на которую ставят. Другая колода – в руках банкомёта. Он мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо, выигрывает банкомёт, если налево – понтёр.

художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Одна деталь способна заменить целый ряд подробностей. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире.

в авторской характеристике дан портрет противоречивого человека; идеалом жизни, единственной целью жизни Германна является желание разбогатеть. Именно это позволит ему, считает Германн, обрести независимость и покой. И пока он следует своей формуле «…расчёт, умеренность и трудолюбие… вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость».

Повесть «Пиковая дама» была написана в 1833г., в болдинскую осень, она давно признана шедевром пушкинского творчества.

Как говорил сам Пушкин, «завязка повести основана на реальных событиях». Это типичная петербургская повесть из жизни великосветского общества пушкинской поры.

По мотивам повести композитор Пётр Иванович Чайковский написал оперу того же названия, лучшее своё произведение в оперном жанре.

Опера была создана и поставлена на сцене в 1890г.

Свою работу над произведением начнём с названия повести.

Беседа с классом по вопросам:

  1. Ребята, повесть была написана около 200 лет тому назад, но до сих пор вызывает интерес у читателей. А вам интересно было читать или нет?
  2. В чём секрет этой притягательности? (Дети говорят, что есть таинственность, необычность, фантастика и мистика.
  3. Пиковая дама – что это или кто это? (Ответ Пушкин даёт в самом эпиграфе. Пиковая дама – тайная недоброжелательность).

Что же это за тайная недоброжелательность и кого к кому - выясним позже.

4 .Кто является главным героем повести?

(Главные действующие лица – Германн, Лизавета Ивановна, старуха. Центральный персонаж – Германн ).

Учитель : Обратимся к теме нашего урока: проблема человека и судьбы .

Что такое проблема?

Что такое судьба? Ответ записан на доске зачитать

В повести много интересного, загадочного, даже мистического, но мы рассмотрим это произведение именно с этой точки зрения: человек и его судьба.

Учитель

«Я думаю, что на его совести по крайней мере 3 злодейства», - небрежно роняет Томский о Германе, на балу с Лизаветой Ивановной.

5. Какие же 3 злодейства совершил Германн?

(Дети - первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна – вызывает откровенное сочувствие.)

6. Кто такая Лизавета Ивановна? (работает группа учащихся, получившая индивидуальное домашнее задание заранее)

Дети рассказывают о Лизавете Ивановне, затем работа по тексту 2 главы: Чтение от слов «В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание…и далее.

Учитель: З ачитайте самое главное, на ваш взгляд, в пушкинской характеристике Лизаветы Ивановны, которое отражало бы её положение в доме старухи.

– её никто не замечал

– с нетерпением ожидала избавителя. (записать в тетрадь)

7. Что её толкнуло откликнуться на ухаживания Германа?

(Мечта избавиться от старухи).

  1. Каким предстаёт Герман перед Лизаветой Ивановной в первую встречу?

«Однажды – это случилось два дня после вечера, описанного в начале этой повести…

до слов «Через неделю она ему улыбнулась».

  1. Какая художественная деталь особенно чётко характеризует Германа? Каким его увидела Лизавета Ивановна?

(Чёрные глаза , устремив глаза, взоры встречались).

  1. Каким образом Герман сумел добиться всего за 3 недели тайного свидания?

(немыслимого поступка в 19 веке, дерзкого, смелого)

(Писал письма).

9. В чём притягательность его писем? Почему Лизавета Ивановна «упивалась ими» и стала на них отвечать?

10. Зачем он писал эти письма?

(Проникновение в дом ради заветной тайны – тайны 3 карт).

11. Успел ли Герман полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, что писал ей письма?

(Несомненно, он целует её в голову, он честно признается, ради чего пришёл, не хочет обманывать).

Учитель

12 .Найдите главу 3 , когда Герман пришёл и ожидает старуху перед словами «Время шло». – предложение: «Герман её отворил… - зачем многоточие ?

(Он хотел пойти к Лизавете Ивановне, но не пошёл)

Прослушивание аудиозаписи. Размышления Лизаветы Ивановны.

13. Рассказать Сцена объяснения Лизаветы Ивановны с Германном. До слов «Вы чудовище!»

14 . Что же помешало Германну отдаться полностью своему чувству?

(Деньги – вот что алкала его душа ).

15. С каким чувством простилась бедная девушка с Германном? (художественная деталь- холодная безответная рука)

II. 2 жертва Германна . Как вы думаете, кто является второй жертвой?

(Старуха-графиня).

16 .Может быть, пора познакомиться поближе с этим злодеем?

Кто же такой Германн? (работает 2 группа учащихся, получившая индивидуальное задание заранее)

Дети: пересказ II главы. (Жизнь, особенности, отношение автора к нему.).

17. Что он говорит сам о себе: каковы его ж изненные ориентиры?

Расчёт, умеренность, аккуратность, скрытен и честолюбив, не позволял малейшей прихоти. (записать в тетрадь)

Учитель: Он приходит тайно в дом старухи, чтобы узнать тайну 3 карт, чтобы разбогатеть.

Учитель: Прослушаем Монолог Германна V глава

«Для кого вам беречь вашу тайну…» Слушать аудиозапись

Учитель: Обратите внимание на слова:

«Я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну»…

18 Что происходит с графиней? (она умирает)

Итак, 2 жертва Германа - старуха-графиня.

Прежде чем мы выясним, кто же 3 жертва Германа,

вспомните, что двигало Германом в его поступках?(жажда денег)

Он имел сильные страсти и огненное воображение .

Сильные страсти и огненное воображение сыграло с ним злую шутку.

20 . Кто же 3 жертва Германа?

(Он сам). Это было домашнее задание, зачитайте, что вы подготовили дома.

(Дети зачитывают, что стало с Германом)

Учитель:

Давайте ещё раз посмотрим,

Какие качества были присущи Германну?

Жизненные ориентиры.

Расчёт, умеренность, аккуратность, сильные страсти, огненное воображение.

Именно огненное воображение заставило его перечеркнуть жизненные ориентиры, по которым он до этого жил.

Учитель : Решительность Германа, его суровость, алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные человеческие чувства. Ни сомнений, ни угрызений совести, ни раскаяния.

Человек с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Он вторгается в жизнь людей. Он оказался вероломным человеком.

Корыстолюбие и огненное воображение приводят к трагическому финалу.

Учитель Каков финал?.

Кому и кем выражена тайная недоброжелательность в повести?

(Если это пиковая дама в лице, образе старухи, то старуха простила его, правда, с условием).

Так кто же вызывает тайную недоброжелательность и к кому?

(Может быть, Герман выказывает тайную недоброжелательность ко всем и за это жестоко наказан).

Учитель:

А теперь вернёмся к теме нашего урока?

В чьих руках находится судьба человека?

Пушкинское произведение запечатлело беспощадность Судьбы к Герману, к человеку, который поступает безнравственно и жестоко по отношению к другим людям.

Человек и судьба - кажется, что эти две вещи совершенно несовместимы. Однако, если человек вверяется своей судьбе, она никогда его подведет. Но все же слепо доверять всем ее проказам тоже, наверное, не стоит. Она словно игрушкой может играть человеком, и потом все в его жизни пойдет наперекосяк. Поэтому часто к судьбе относятся как к роковой неизбежности.

Но судьба или рок сыграли злую шутку с этим человеком. Германн разыграл свой ход: один раз выиграл, другой - проиграл.

В повести судьба не столько помогает, сколько губит человека и, главное, его душу. Но все равно Германн подчиняется этой магической власти.

Но судьба, словно посмеиваясь, начинает свою игру. А человек, подчиняясь ей, «идет» по головам людей для достижения цели.

Он берет на себя негласное право вершить судьбы других людей. Только вот непонятно, кто дает ему такое право. И в этом случае человек ставит себя наравне с судьбой. Ведь получается, что судьба Лизаветы Ивановны есть действия и поступки Германна. И нам совершенно неизвестно, какая судьба была бы у девушки, если бы не вмешательство молодого человека.

Домашнее задание: Подумайте,

Свободна ли 1 жертва Германа - Лизавета Ивановна - от расчёта? Или

Можно ли встретить и в наши дни таких Германнов, ищущих свою счастливую карту? Как вы относитесь к таким людям?


Loading...Loading...