Мораль басни Волк на псарне и ее анализ (Крылов И. )
Иван Андреевич Крылов - выдающийся русский писатель-баснописец. В своих произведениях он бичевал лжецов и мерзавцев, крепостников и властолюбцев. Жанр басни им выбран неслучайно. Идти в бой с открытым забралом было невозможно, слишком неравны были силы, поэтому и выбирает Крылов иносказательную форму повествования - эзопов язык. Произведения Ивана Андреевича интересны тематикой, идеей и образным, Удивительно доходчивым языком. В своих баснях Крылов обсуждает и решает общечеловеческие вопросы или конкретные события, как, например, в произведении “Волк на псарне”.
Басня написана на события 1812 года, когда Наполеон вошел в Москву и стал искать путей заключения мира с Россией. Но русские отказались: ни о каком договоре не могло быть и речи, пока враг оставался на русской земле, в ее “сердце” - Москве. В аллегоричной форме, с достаточной долей сатиры Крылов описывает ситуацию, в которую попал враг:
Волк ночью, думая залезть в овчарню.
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку.
Псы залились в хлевах и рвутся
Вон на драку;
Псари кричат: “ахти, ребята, вор!”
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Как это описание напоминает картину, созданную Лермонтовым в стихотворении “Бородино”. Наполеону не удалось победно и легко прошагать по России, как это было сделано им во многих европейских государствах и их столицах. Русские смогли защититься и сохранить боеспособную армию. Ключей от Москвы он так и не дождался, не получилось того триумфа, на который рассчитывал полководец. Крылов очень хорошо передает ту ситуацию, в которой оказался Наполеон, заняв пустую Москву:
Мой волк сидит, прижавшись в угол задом
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит наконец
Ему расчесться за овец, -
Пустился мой хитрец в переговоры.
В образе седого ловчего Крылов выводит мудрого и опытного главнокомандующего Кутузова, который категоричен и непреклонен.
“Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой -
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой”.
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Оптимистично и победно звучит заключительная фраза басни, Крылов ничуть не сомневается в победе русского оружия.
Благодаря щедрому таланту и многосторонности творчества, Крылов стал популярен еще при жизни, сейчас же его слава всемирна и будет расцветать до тех пор, пока звучит богатый язык русского народа.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме:
«Басня И.А.Крылова «Волк на псарне. Аллегория и мораль».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Цели: познакомить с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
Задачи:
образовательные :
развивать умение находить нужные сведения;
выявить основную идею басни;
подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;
формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни;
познакомить с термином «аллегория»;
формирование навыка работы с иллюстрациями;
совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;
совершенствовать навык осознанного чтения;
развивающие :
развивать речь учащихся; ввести термины: мораль, олицетворение, аллегория, твердить, забияка, сват, кум;
активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;
воспитательные :
воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
формирование и воспитание духовно развитой личности;
воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как лесть, корысть, заискивание.
Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, запись пословиц на доске, учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2011г
Эпиграф к уроку :
История твердит – вот человек каков,
а должен быть каким - вещает басня.
ХОД УРОКА
1.Орг.момент
1.Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.
2.Сообщение темы, целей урока.
Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Волк на псарне». Но сначала давайте обратимся к эпиграфу урока.
Что такое эпиграф? (Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока»).
Прочитаем его.
Как понимаете слова «твердит» и «вещает»?
& Словарная работа. Работа с толковыми словарями.
Твердить – постоянно говорить одно и то же
Вещать – предсказывать, говорить
Как эпиграф подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.
3.Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.
Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий.
«Биография И.А.Крылова».
Отметьте дату рождения И.А.Крылова
2. Определите место рождения И.А.Крылова
А) Москва
Б) Санкт-Петербург
3.Воспитанием мальчика занималась:
А) бабушка
4.Восьмилетний Крылов работал:
А) грузчиком
Б) мыл посуду
В) переписчиком бумаг
5. Крылов в большей степени становится известен как:
А) баснописец
Б) журналист
В) издатель
6. Иваном Андреевичем Крыловым было создано:
А) Более двухсот басен
Б) Более трёхсот басен
В) Более ста
2)Повторение сведений о басне и её особенностях (материал учебника стр.55-56)
Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?
Приём «Незаконченные предложения».
- Продолжите предложения:
Басня – это краткий рассказ …
Мораль – начальные или заключительные строки …
Басня состоит из …
В баснях мы часто встречаем …
Олицетворение – это…
Аллегория – это …
Что нового вы узнали о басне?
Итог: В баснях интересный короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Многие басни смешны, с помощью смеха легко донести мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.
4. Знакомство с басней И.А.Крылова «Волк на псарне».
1).Слово учителя:
В основу сюжета басни «Волк на псарне» положены события войны 1812 года. Когда Наполеон вошёл в Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец.
2). Выразительное чтение басни учителем.
О чём эта басня?
Кто главный герой басни?
3). Чтение басни учащимися.
Прочтите басню и выделите незнакомые слова.
4). Обобщающая беседа.
Куда хотел залезть волк?
& Словарная работа
Овчарня – хлев для овец.
А куда попал? Почему?
Как отнеслись к появлению волка на псарне?
Дополните предложение:
Весь псарный двор поднялся: псы … и …; псари …; бегут:…, ….
& Словарная работа
Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры
Как ведёт себя Волк? Опишите его, используя иллюстрацию на стр.59
Почему Волк начинает хитрить?
Найдите в басне и прочтите причину его хитрости?
& Словарная работа
Сват – родственник (родитель одного из супругов)
Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника
Как вы понимаете выражение: «Ты сер, а я, приятель, сед…»? (говорит о возрасте Ловчего, о его опыте борьбы с захватчиками).
5). Чтение в лицах диалога между Волком и Ловчим.
6). Характеристика Волка и Ловчего.
Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.
Коварный – Волк
Опытный – Ловчий
Мудрый - Ловчий
Вероломный - Волк
Хитрый – Волк
Предусмотрительный - Ловчий
Трусливый - Волк
7).Работа со словами морали.
Какова тема басни?
Где отражена тема?
Идея басни?
Где находится ее смысл? (С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой).
Что такое мораль?
Как понимаете слова морали? (Волк – это хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он всё равно остаётся хищником, которого надо уничтожать).
5. Домашнее задание:
1.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» с. 59 – 60.
2.Сделать иллюстрацию к басне.
6. Подведение итогов урока.
Что мы начали изучать на уроке?
Какова мораль басни?
Как эпиграф подходит к уроку?
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
7.Рефлексия:
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться.
4. Да, трудно всё-таки учиться.
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор –
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: “Ахти, ребята, вор!”-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
“Огня!- кричат,- огня!” Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: “Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…” – “Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой”.
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Краткое содержание
Волк хотел ночью пробраться в овчарню, но вдруг попал на псарню. Разумеется, там почуяли чужого и поднялись, словно по команде. Псы лаяли и рвались драться. Псари решили, что объявился вор. Поэтому заперли ворота. На псарне началась суматоха. Кто-то несся с дубинкой, кто-то с ружьем. Другие просили огня. Когда появился огонь и посветили, стало видно Волка, который прижался в углу. Он скалил зубы, шерсть его встала дыбом. Он готов был броситься в бой, однако понимал, что ему не победить. Он понимал, что последует расплата, поэтому ради хитрости устроил переговоры. Заявил, что является родственником и зашел не ссориться, а мириться. Он попросил не вспоминать прошлое и жить мирно. За хорошее отношение к нему он дал обещание не нападать на местные стада, а быть охраной для них. Он согласился поклясться. Однако мудрый ловчий, отлично знакомый с волчьей натурой и ценой его обещаниям, перебил Волка и объявил, что он привык не доверять волкам и не соглашаться на мир с ними, а лишь снимал с волков шкуру. После этого он выпустил гончих псов.
Анализ басни
История создания
Басня «Волк на псарне» была создана И. А. Крыловым в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 г. договориться с Кутузовым о перемирии. Как известно, русский главнокомандующий решительно отклонил мирные предложения и в начале октября одержал решительную победу при Тарутине.
Кутузов получил текст басни в письме своей жены и лично прочитал ее офицерам после битвы под Красным. Прочитав строку «а я приятель сед», полководец снял головной убор и продемонстрировал собственную седую голову.
Смысл названия
Крылов открыто намекает на безвыходное положение Наполеона, уподобившегося волку, попавшему в западню Кутузова.
Основная тема произведения
Основная тема произведения — решительная и беспощадная борьба против агрессора.
Перед походом в Россию Наполеон практически не знал поражений. Французская армия с легкостью одерживала победы над любым противником. Наполеон самоуверенно считал, что Россия станет такой же легкой добычей, но жестоко ошибся в своих расчетах. Точно так же волк по ошибке попадает вместо овчарни в псарню.
Оказавшись в безвыходном положении волк (Наполеон) с помощью обещаний пытается выкрутиться из ситуации. Однако ловчий (Кутузов) знает, какова цена лживым волчьим обещаниям. Хищник остается хищником. Ему нельзя верить и нельзя прощать. Единственный разумный выход — выпустить «на Волка гончих стаю», что и делает Кутузов, начиная преследование остатков армии «великого завоевателя».
Проблематика
После Бородинского сражения и отступления французской армии из Москвы Наполеону стало понятно, что кампания уже проиграна. Согласно традиционным «правилам ведения войны» было необходимо подписывать перемирие. Сторонники такой точки зрения были и с русской стороны.
Перед Александром I и Кутузовым стояла проблема дальнейшего плана действий. Крылов дает однозначное решение: вторгшийся неприятель не заслуживает никакой пощады.
Композиция басни последовательная. В концовке дается общий нравоучительный вывод.
Мораль
Крылов иносказательно обращается к патриотической теме. Если Наполеон сравнивал поход в Россию с неудачной шахматной партией, но для русского народа он обернулся тысячами жертв среди мирного населения, разрушенными и сожженными городами, унижением от взятия столицы. Все это требовало беспощадной мести зарвавшемуся «волку».
Такая точка зрения полностью отвечала чаяниям населения Российской империи. К. Батюшков писал, что «Волка на псарне» и другие патриотические басни Крылова «в армии… все читают наизусть».
- Категория: Подготовка к ГИА
Время и история создания, тема
Басня «Волк на псарне» основана на следующих исторических событиях: во время Отечественной войны 1812 года намерения Наполеона вступить в мирные переговоры в связи с переломом хода войны были отклонены Кутузовым. Вскоре после этого русская армия нанесла войскам Наполеона поражение при Тарутине.
Крылов использовал в написании басни ходившие в народе легенды о знаменитом полководце. Так, рассказывали, что перед отъездом в армию один из родственников Кутузова спросил его: «Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона?» Он ответил: «Нет! А обмануть надеюсь».
Поэтика, идея (мораль)
Так же, как и во всех баснях, основные приемы построения - аллегория и антитеза. Противопоставлены образы Волка и Ловчего и их действия.
Волк описан, как серый «забияка». Эпитет «серый» - постоянный в характеристике волка и в русских народных сказках. Даже припертый к стене, «прижавшись в угол задом, зубами щелкая и ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех съесть», он надеется еще выкрутиться за счет мирных переговоров, лживых обещаний: «А я не только впредь не трону здешних стад...»
Волку противопоставлен седой, умудренный опытом Ловчий, который не верит словам хищника.
Изображенный под личиной хищного волка, захватчик не на того, как выяснилось, напал:
Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню.
Волк описан реалистично:
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом, Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть...
Мастерство баснописца в этих строках проявляется в том, что аллегория скрыта за реальной картинкой: мы видим самого настоящего волка, загнанного в угол.
Незадачливый хищник решил договориться со своими победителями:
Друзья! К чему весь этот шум?
Я ваш старинный сват и кум.
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры,
Забудем прошлое, уставим общий лад!..
Под образом Ловчего баснописец подразумевает великого полководца Кутузова. В реальности главнокомандующий русским войсками отказался вести переговоры, пока армия захватчиков находится на российской территории, обосновав свою позицию тем, что «таково теперешнее настроение моего народа».
Герой же басни, Ловчий, так объясняет, какие условия требуются для окончания войны:
А потому обычай мой: С волками иначе не сделать мировой, Как снявши шкуру с них долой.
- ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗА И. А. БУНИНА «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ» - -
- СМЫСЛ ФИНАЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ») - -
- ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ «МЦЫРИ») - -
- ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ) - -
- РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО МОНОЛОГА В СОЗДАНИИ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ (ПО РОМАНУ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ») - -
Конспект урока литературы в 5 классе по теме:
«Басня И.А.Крылова «Волк на псарне. Аллегория и мораль».
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Цели: познакомить с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Волк на псарне»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
Задачи:
образовательные :
развивать умение находить нужные сведения;
выявить основную идею басни;
подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни;
формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения басни;
познакомить с термином «аллегория»;
формирование навыка работы с иллюстрациями;
совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;
совершенствовать навык осознанного чтения;
развивающие :
развивать речь учащихся; ввести термины: мораль, олицетворение, аллегория, твердить, забияка, сват, кум;
активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;
воспитательные :
воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
формирование и воспитание духовно развитой личности;
воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как лесть, корысть, заискивание.
Наглядность и оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, карточки со словами и словосочетаниями, грамзапись басни, запись пословиц на доске, учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2011г
Эпиграф к уроку :
История твердит – вот человек каков,
а должен быть каким - вещает басня.
ХОД УРОКА
1.Орг.момент
1.Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.
2.Сообщение темы, целей урока.
Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Волк на псарне». Но сначала давайте обратимся к эпиграфу урока.
Что такое эпиграф? (Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока»).
Прочитаем его.
Как понимаете слова «твердит» и «вещает»?
& Словарная работа. Работа с толковыми словарями.
Твердить – постоянно говорить одно и то же
Вещать – предсказывать, говорить
Как эпиграф подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.
3.Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.
Блиц-перекличка по результатам домашнего опроса. Разбор тестовых заданий.
«Биография И.А.Крылова».
Отметьте дату рождения И.А.Крылова
2. Определите место рождения И.А.Крылова
А) Москва
Б) Санкт-Петербург
3.Воспитанием мальчика занималась:
А) бабушка
4.Восьмилетний Крылов работал:
А) грузчиком
Б) мыл посуду
В) переписчиком бумаг
5. Крылов в большей степени становится известен как:
А) баснописец
Б) журналист
В) издатель
6. Иваном Андреевичем Крыловым было создано:
А) Более двухсот басен
Б) Более трёхсот басен
В) Более ста
2)Повторение сведений о басне и её особенностях (материал учебника стр.55-56)
Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?
Приём «Незаконченные предложения».
- Продолжите предложения:
Басня – это краткий рассказ …
Мораль – начальные или заключительные строки …
Басня состоит из …
В баснях мы часто встречаем …
Олицетворение – это…
Аллегория – это …
Что нового вы узнали о басне?
Итог: В баснях интересный короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Многие басни смешны, с помощью смеха легко донести мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.
4. Знакомство с басней И.А.Крылова «Волк на псарне».
1).Слово учителя:
В основу сюжета басни «Волк на псарне» положены события войны 1812 года. Когда Наполеон вошёл в Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец.
2). Выразительное чтение басни учителем.
О чём эта басня?
Кто главный герой басни?
3). Чтение басни учащимися.
Прочтите басню и выделите незнакомые слова.
4). Обобщающая беседа.
Куда хотел залезть волк?
& Словарная работа
Овчарня – хлев для овец.
А куда попал? Почему?
Как отнеслись к появлению волка на псарне?
Дополните предложение:
Весь псарный двор поднялся: псы … и …; псари …; бегут:…, ….
& Словарная работа
Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры
Как ведёт себя Волк? Опишите его, используя иллюстрацию на стр.59
Почему Волк начинает хитрить?
Найдите в басне и прочтите причину его хитрости?
& Словарная работа
Сват – родственник (родитель одного из супругов)
Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника
Как вы понимаете выражение: «Ты сер, а я, приятель, сед…»? (говорит о возрасте Ловчего, о его опыте борьбы с захватчиками).
5). Чтение в лицах диалога между Волком и Ловчим.
6). Характеристика Волка и Ловчего.
Упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни.
Коварный – Волк
Опытный – Ловчий
Мудрый - Ловчий
Вероломный - Волк
Хитрый – Волк
Предусмотрительный - Ловчий
Трусливый - Волк
7).Работа со словами морали.
Какова тема басни?
Где отражена тема?
Идея басни?
Где находится ее смысл? (С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой).
Что такое мораль?
Как понимаете слова морали? (Волк – это хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он всё равно остаётся хищником, которого надо уничтожать).
5. Домашнее задание:
1.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» с. 59 – 60.
2.Сделать иллюстрацию к басне.
6. Подведение итогов урока.
Что мы начали изучать на уроке?
Какова мораль басни?
Как эпиграф подходит к уроку?
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
7.Рефлексия:
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться.
4. Да, трудно всё-таки учиться.