Что значит академический бакалавр. Прикладной бакалавриат

С 2010 года около 50 вузов и техникумов в рамках эксперимента реализуют программы прикладного бакалавриата, которая должна стать альтернативой среднему профессиональному образованию. В ходе доработки Стратегии-2020 был сделан вывод о необходимости дальнейшего развития этих программ

О путях этого развития - руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) .

Владимир Игоревич, когда прикладной бакалавриат только задумывался, речь шла о четырехлетних программах, как и для обычного бакалавриата. Теперь же, в рамках доработки Стратегии-2020, говорится о трехлетних программах. Сколько же все-таки лет нужно будет учиться на прикладного бакалавра: три или четыре?

Причина этого разночтения объясняется подвижностью педагогических концепций – тот самый случай, когда «хвост виляет собакой». Сначала появилось само понятие «прикладной бакалавриат», а потом оно стало наполняться разными смыслами. Сегодня есть два основных подхода к прикладному бакалавриату. Первый - что это подготовка рабочих с высшим образованием, второй – что это полноценный бакалавриат с расширенной прикладной частью, которая, прежде всего, ориентирована на трудоустройство. Мы придерживаемся второго подхода, разрабатываем соответствующую концепцию, а первый представляет собой в значительной степени слухи и домыслы.

- Чем привлекателен для студентов прикладной бакалавриат в вашей интерпретации?

Главное, чем можно их привлечь, - выгодное трудоустройство. Что такое бакалавр вообще? Это степень, которая очень часто не содержит определенной квалификации. Кто такой, например, филолог или философ, непонятно – в дипломе должны содержаться еще какие-то уточняющие квалификации. Поэтому прикладной бакалавриат, с нашей точки зрения, – это всего лишь бакалаврская программа, где основная, базовая часть такая же, как предусмотрено в стандарте, а дополнительная, практико-ориентированная выводит на четкую квалификацию.

Например, сегодня филологу, чтобы стать секретарем-референтом, нужно идти на курсы, а можно будет получить эту квалификацию в вузе, причем бесплатно, если человек учится на бюджетном месте. И те люди, которые поняли, что они не совсем филологи, то есть не писатели, не критики, что они не хотят рисковать на рынке труда, этой возможностью воспользуются. Если человек оканчивает филологический факультет, он пишет без ошибок, владеет иностранными языками, может легко поговорить на разные темы. Но если вдобавок к этому он знает делопроизводство, владеет компьютером и другими предметами, связанными с обеспечением деятельности руководителя, если соответствующую практику прошел, то он легко может работать референтом при серьезном боссе. В этом смысл прикладного бакалавриата.

И это очень востребовано на рынке труда, потому что раньше секретарей-референтов готовили в ПТУ, в профессиональном колледже, высшего образования у них не было. А сегодня, если мы опросим руководителей, нужен ли им секретарь референт со средним образованием, все хором ответят: нет, только с высшим! А в нынешнем высшем образовании такой подготовки не предусмотрено.

- Но почему все-таки четыре года обучения? Общее образование вместе с прикладной квалификацией нельзя дать быстрее? - Мы считаем, что программа должна быть четырехлетней, чтобы не снижать общего академического уровня бакалавра.

А идея трехлетних программ связана всего лишь с тем, что предлагается назвать прикладным бакалавриатом программы, которые реализуют учреждения среднего профессионального образования (СПО) – колледжи, техникумы. Дескать, давайте переименуем программы колледжей – и туда с удовольствием пойдут люди. Получится практико-ориентированная подготовка без высшего образования, а называться будет тем же словом «бакалавриат», что и программы вузов. Меняем название, формально повышаем уровень образования – появляется привлекательность, а на самом деле ничего толком делать не надо. Возьмем лучшие колледжи, где срок обучения – 3-3,5 года, и на их примере это покажем. Эта идея оказалась не сильно состоятельной – так можно только путаницу создать в головах у людей.

У меня есть еще одна версия возникновения идеи трехлетних программ. Лет десять назад обсуждалась возможность перехода к трехступенчатой системе высшего образования. Мы говорили о том, что возможно введение первой степени – двухлетней, после которой следуют собственно бакалавриат и магистратура. И эта «вилка» в Болонском соглашении есть до сих пор. Может быть, три года «выплыли» оттуда – после прохождения первого общеобразовательного цикла высшего образования человек еще год учится в бакалавриате и получает такой полу-диплом, то, что раньше называлось «незаконченное высшее образование».

Но такой подход оказался невостребованным – все-таки имеет смысл давать полноценную бакалаврскую подготовку. Опять же путаница у людей возникнет. Сегодня мы даже не можем толком объяснить, кто такой бакалавр, вы спрашиваете, кто такой прикладной бакалавр, а если еще первую ступень ввести, совсем запутаемся. Не стоит сажать столько сосен, чтобы потом в них блуждать.

- В 2010 году начался эксперимент по прикладному бакалавриату. Каковы его промежуточные итоги и дальнейшие перспективы?

Эксперимент проходит в соответствии с постановлением правительства – отобраны 56 учебных заведений, вузы и

консорциумы, в которые входят вузы вместе с колледжами. Есть разные промежуточные результаты, в том числе оплошности. Например, поскольку программы экспериментальные, они не аккредитованы, и многих мальчиков призвали в армию на законном основании. Так что в ряде отраслей – например, в информационной – эксперимент сорвался, в группах были одни мальчики, и что с ними делать по возвращении из армии, неясно.

Национальный фонд подготовки кадров сейчас ведет мониторинг эксперимента. Мы, со своей стороны, отслеживаем содержательную часть – смотрим, как обычная часть программы сочетается с прикладной, можно ли все это реализовать не на базе вуза, а на базе учреждения СПО. Вузы ведь должны не снижать теоретическую планку, а в колледжи можно отдать практико-ориентированную часть. И, надо сказать, наиболее устойчивой оказывается та система, где вуз реализует программу прикладного бакалавриата без помощи колледжа. Например, на факультете одна группа – обычные, академические бакалавры, другая – прикладные, то есть в вариативной части стандарта она ориентирована на прикладное обучение. Но и здесь есть опасность – что прикладную составляющую вузы сведут на нет, ограничатся обычным бакалавриатом.

С моей точки зрения, очень неустойчиво, плохо организовано сетевое сотрудничество вузов и учреждений СПО. Связано это с финансовыми проблемами – есть сложности во взаиморасчетах. Мы надеемся на новый закон «Об образовании» - ту статью, где описываются возможности сетевого сотрудничества учебных заведений.

А почему вузы могут свести на нет прикладную часть? Ведь это в их интересах – обеспечить больше возможностей студентам для трудоустройства.

Дело в том, что выпускники многих направлений, специальностей и так пользуются спросом на рынке труда. Сколько бы ни ругали экономистов, юристов, они, если верить статистике, на рынке труда наиболее успешны. Делать что-то отдельное, прикладное вузам смысла нет, поскольку отрасли поглощают выпускников и дальше воспитывают их определенным образом. Есть отрасли, где иного бакалавриата, кроме прикладного, не может быть по определению – например, педагогика. Школе не нужен педагог-исследователь, ей учитель нужен. К квалификации бакалавра педагогики мы и так всегда прикладываем более конкретную квалификацию – учителя физики, информатики и проч.

А есть отрасли, для которых нужно менять структуру подготовки – именно прикладные бакалавры там будут востребованы. Мечта работодателя – чтобы его техник с СПО имел более высокий уровень теоретической подготовки. Здесь мы видим удачные примеры у металлургов, еще в ряде технических сфер, на программы обычного бакалавриата накладываются конкретные профессиональные модули – подготовка по востребованным технологиям, с определенным местом трудоустройства в дальнейшем. Появляются признаки узкой квалификации на базе широкого бакалаврского образования.

- Такая форма предполагает достаточно широкое сотрудничество с производственными предприятиями?

Конечно, прикладной бакалавриат в реальном секторе экономики имеет смысл только тогда, когда рядом есть работодатель, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе двух-трех лет, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование. Бакалавры-инженеры, готовые сразу же приступить к работе на конкретном оборудовании, будут очень востребованы. От работодателей требуется участие не только словом, но и делом, и в первую очередь это касается организации практики на производстве. К сожалению, пока эта идея реализуется не так успешно, как хотелось бы.

Высшей школе вообще сложно организовать такую практическую подготовку, поскольку там есть системная проблема - склонность к теоретизированию. Всю практическую конкретику студенты должны постигать самостоятельно. Учреждения СПО, напротив, не способны обеспечить теоретическую подготовку, для этого у них нет профессорско-преподавательского состава, а для того, чтобы нормально обучить студентов практически вещам, нужно опять-таки сотрудничество с работодателем.

Таким образом, прикладной бакалавриат, будучи массовой формой образования, может «работать» только при определенных условиях: когда есть конкретный работодатель, готовый участвовать в подготовке специалистов. Лучше всего, когда преподаватели техникума или колледжа работают на этом предприятии или хотя бы с ним сотрудничают. И тогда вузам выгодно сотрудничать с системой СПО: на себя взять теоретическую подготовку, а организацию производственной практики и все прикладные модули оставить техникуму.

В рамках обсуждения Стратегии-2020 говорилось, что в дальнейшем студенты будут иметь возможность выбрать академический или прикладной бакалавриат не только при поступлении, но и на втором или третьем курсе.

На мой взгляд, так и должно быть. При поступлении на первый курс ведь не все понимают, к чему они на самом деле стремятся: делать академическую карьеру или поскорее выходить на рынок труда. Если человек уверен в себе как в теоретике, ему, конечно, лучше поступать в магистратуру, а потом в аспирантуру. А если нет, то лучше выбрать более прикладную подготовку.

Стандарты высшего образования третьего поколения позволяют человеку самостоятельно сделать свою программу более прикладной или более теоретической. Например, в рамках направления «Экономика» существует 33 профиля - от международных экономических отношений до бухгалтерского учета. В рамках ряда профилей могут существовать прикладные программы - к примеру, подготовка специалистов по налогообложению. Выпускник может стать не просто бакалавром экономики, но и готовым чиновником соответствующей службы.

Какие организационные и правовые меры нужно предпринять, чтобы все это можно было реализовать? Сейчас студенту 2-3 курса перейти с одной программы на другую довольно проблематично.

Да, и это связано с тем, что современный вуз, к сожалению, преследует свои интересы, а интересы студентов - для него дело второстепенное: как правило, для администрации обеспечение преподавателей часами важнее, чем качество обучения. С этим связаны такие устаревшие вещи в нашем высшем образовании, как деление на группы. Это ведь просто попытка «привязать» студента к расписанию, лишить его выбора, подменить выбор набором спецкурсов. А должно быть по-другому: базовые обязательные курсы, которые читаются потоку, и курсы по выбору, которые студент выбирает сам, а группы формируются уже в зависимости от того, кто что выбрал. Чтобы это осуществить, нужен полноценный переход на кредитно-модульную систему, а не просто расчет нагрузки преподавателей.

Кроме того, нужен институт тьюторов – тех, кто помог бы студенту сориентироваться в программе, объяснил, какая последовательность курсов - образовательная траектория - куда его приведет.

Естественно, нам нужен и другой институт оценивания квалификации выпускников. Существующие сегодня формы типа государственных экзаменов, дипломной работы опять же имеют смысл только для теоретиков.

- При обсуждении Стратегии-2020 высказывалось мнение о том, что работодатели должны участвовать в итоговой аттестации студентов. Как вы считаете, реально ли это де-факто, а не де-юре?

Я считаю, что да, реально, а в ряде случаев - необходимо. Там, где речь идет, например, об обеспечении города учителями или завода инженерами, работодатель и его мнение должны быть на первом месте. Но есть свободные творческие профессии, где подготовка специалистов с учетом работодателей - необязательное условие. Например, трудно сказать, кто является работодателем будущего писателя.

Проблема в том, что сейчас процесс итоговой аттестации выпускников бюрократизирован, существует огромное количество процедур. Например, аттестация учителей - сама по себе, аттестация выпускников педагогических университетов – сама по себе. И в чем здесь смысл? Поэтому, на мой взгляд, первое, что необходимо, – унификация этих процедур. Я думаю, следует выделить ряд прикладных отраслей, где работодатели могут и готовы участвовать в оценке квалификации. Там должно произойти делегирование полномочий по оценке квалификации выпускника от вуза к работодателю.

А сейчас вуз сам учит, сам оценивает, сам присваивает квалификацию и выпускает на рынок труда. Если дипломы ряда престижных вузов еще пользуются доверием, то обо всех остальных такого не скажешь. И это лишний раз доказывает необходимость контактов с работодателем, его участия в оценке квалификации выпускников.

- Когда речь шла о разработке стандартов третьего поколения, работодатели были не очень активны...

В среднем - да, не очень активны. Но есть, например, такие компании, как Объединенная авиастроительная корпорация, где стандарты читали внимательно и принимали участие в их обсуждении. Чтобы принять человека на работу, в этой компании есть свои тестирования и оценки квалификаций. Всем было бы проще, если бы эти тестирования можно было объединить с вузовскими процедурами. Есть и примеры, когда работодатели охотно сотрудничают с отдельными вузами – например, металлурги с Национальным исследовательским технологическим университетом «Московский институт стали и сплавов». Продвинутые работодатели уже не хотят брать на работу «кота в мешке» и пытаются влиять на подготовку кадров, в том числе, через стандарты.

Беседовала Екатерина Рылько

Высшее образование или высшее профессиональное образование не относится к обязательному во всем мире, но именно оно является таким уровнем, при достижении которого человек полностью усвоил все тонкости своего профессионального направления.

Человек может дальше развиваться в научной среде, получая научную степень, но, что самое главное, он всесторонне развит . Это важнейший момент. Часто среди людей можно услышать фразы о том, что очень отличаются между собой люди с высшим образованием от людей без него и по взглядам на жизнь, и по умению излагать свои мысли, и по поведению, и даже по способу мышления. С этим можно согласиться. Так как именно высшая школа учит жизни, во всех отношениях.

Что такое академический бакалавриат?

Не так давно (2014 год) в России появилось разделение бакалавриата на академический и прикладной. Разделение введено намеренно, для отображения конкретной направленности программы, которую прослушал студент.

Бакалавр – это степень или присуждаемая квалификация студентам, которые освоили и получили диплом первой ступени высшего образования . Бакалавриатом, в свою очередь, называется сам процесс обучения в высшей школе, по окончании которого учащиеся получают диплом степени бакалавра и соответствующую квалификацию. В конце обучения для подтверждения успешности учебы предусмотрено написание дипломной работы и её публичная защита перед комиссией.

Главное отличие бакалавриата от обучения в магистратуре или специалитете заключается в его целях и практической ориентации . Во время бакалавриата студент усваивает все базовые знания и необходимые умения, которые пригодятся в профессиональной деятельности на работе по специальности.

Программа же магистратуры основывается на изучении более сложных моментов, связей, задач по основным профильным предметам. Такое усложнение связано с тем, что после окончания магистратуры можно продолжать обучение в аспирантуре. Потом докторантуре, то есть, продолжать научную деятельность и получать ученые степени. Таким образом, и магистратура и бакалавриат получают фундаментальную базу знаний, только в магистратуре она поддается более углубленному рассмотрению. Нельзя сказать какая из этих двух ступеней хуже или лучше. Тут выбор только за абитуриентом и зависит от его взглядов на жизнь и свое будущее. Но если вы всё же заботитесь о своем уровне грамотности и образованности, поступайте учиться в университеты.

Освоение программы обучения академического бакалавриата ориентировано на получение всей фундаментальной базы теоретических знаний в выбранной специальности. Студент после обучения больше сосредоточен на продолжении научно-исследовательской деятельности и поступлении в магистратуру. Академический бакалавриат продолжает прошлые традиции содержания высшего образования, его можно назвать классическим. Чаще всего на первых двух курсах параллельно изучают профильные предметы с общеобразовательными, только на более высоком уровне, вне школьной базы с опорой на неё.

Эта ступень образования следует после общего среднего или профессионального образования и предполагает усвоение теоретической основы выбранного направления и овладение всеми практическими умениями и навыками.

Система высшего образования имеет две ступени. Первая – это получение уровня бакалавра, и вторая – обучение в магистратуре с достижением уровня магистра. Еще в некоторых университетах можно встретить уровень специалиста. Это что-то промежуточное между бакалавром и магистром. Сейчас, согласно требованиям к участникам Болонского процесса, квалификация «специалист» приравнивается к «магистр».

В идеале эти две ступени неразрывны и следуют одна за другой. Но не всегда это происходит так. После получения бакалавра, чаще всего этот период обучения длится не менее четырех лет, можно завершить обучение в ВУЗе. Еще несколько лет назад в постсоветских странах диплом бакалавра считался неоконченным высшим образованием, но уже сегодня представляет собой полноценное оконченное высшее образование, как и во всем мире. Исходя из этого, становится совершенно логичным то, что бакалавриат должен обеспечить учащегося всеми необходимыми базовыми и специальными знаниями по профилю.

Что такое прикладной бакалавриат?

Новым введение является прикладной бакалавриат. В его основе программа обучения именно практической профессиональной деятельности . Так, происходит подготовка профессиональных рабочих и специалистов высокого уровня, которые смогут разобраться в работе со сложными машинами, электронными системами и устройствами. После учебы люди могут сразу идти работать на производство без дополнительного обучения.

Такая основа дает возможность решать задачи и теоретического и практического характера по своему профилю, что необходимо для дальнейшей работы и карьерного роста.

Во время учебы большой упор ставится на производственные практики, что делает студентов более востребованными у работодателей.

Общие черты академического и прикладного бакалавриата

Общим для академического и прикладного бакалавриата является длительность обучения. Обучение в бакалавриате, независимо от вида, длится четыре года. В конце программы выдается диплом об оконченном высшем образовании с указанием вида бакалавриата. Кроме того, наблюдается одинаковое получение всех необходимых профильных знаний, как это было раньше, чтобы соответствовать уровню оконченного высшего образования.

Главные отличия

Основные отличия между прикладным бакалавриатом и академическим заключаются в следующем:

  1. Академический бакалавриат – это теоретическая база, прикладной – практические умения.
  2. Академический бакалавриат предполагает продолжение обучения в магистратуре; прикладной бакалавтриат – чаще всего предполагает окончание обучения и устройство на работу.
  3. Выпускники академического бакалавриата проходят отбор на конкурсной основе для поступления в магистратуру; выпускники прикладного бакалавриата устраиваются на работу, отработать определенный стаж по своей специальности и только после этого они могут продолжать обучение в магистратуре.

В результате полученной информации можно отметить, что данные разновидности бакалавриата практически непохожи, хотя у них и одинаковая длительность обучения.

Современные технологии развиваются очень быстро, а значит и требования, предъявляемые работодателями к своим сотрудникам, повышаются с каждым днем. Многие специальности, востребованные на современных производствах, требуют значительно более высокого уровня квалификации, чем раньше. Современный специалист должен уметь управлять высокотехнологичным оборудованием, разбираться в чертежах, уметь читать инструкции на иностранных языках и работать с информационными системами. Фактически, это должен быть высококвалифицированный специалист со знаниями инженера и навыками рабочего.

Образовательные программы техникумов и колледжей, направленные преимущественно на освоение практических методов и приёмов работы, не могут обеспечить подготовку специалистов такого уровня. В то же время выпускники вузов, получив за годы учёбы хорошую академическую базу, зачастую не имеют опыта работы в реальных производственных условиях. Поэтому возникла необходимость создания на базе средних профессиональных и высших учебных заведений нового качественного уровня высшего образования - прикладного бакалавриата.

Что такое прикладной бакалавриат?

Понятие «прикладной бакалавриат» стало активно использоваться всего несколько лет назад - в 2009 году. В основе данного уровня образования - образовательные программы СПО (среднего профессионального образования), ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьёзной теоретической подготовки. При этом объём практической части программы, включая лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику, составляет не менее половины всего времени, отведённого на обучение. Другими словами, задача прикладного бакалавриата - сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор знаний и навыков, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности.

Поскольку фактически программы прикладного бакалавриата направлены на углубленную подготовку рабочих и специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики, работодатели очень заинтересованы в том, чтобы эксперимент оказался успешным. Во многих регионах они уже сейчас принимают активное участие в разработке учебных программ и планов. При этом производственная практика проводится в организациях-работодателях в рамках освоения студентами основных видов профессиональной деятельности.

Обучение по программам прикладного бакалавриата осуществляют колледжи, техникумы и высшие учебные заведения (институты и университеты). Поступить туда можно как после 11 класса школы (в этом случае учёба в прикладном бакалавриате продлится 4 года), так и после получения профильного среднего профессионального образования (в этом случае обучение будет проходить по сокращённой программе по индивидуальному учебному плану). При этом прикладной бакалавриат не исключает возможности продолжить дальнейшую учёбу - при желании его выпускники смогут поступить в магистратуру.

Об эксперименте по созданию прикладного бакалавриата

9 августа 2009 года вышло Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования». Участники эксперимента были определены на основании конкурсного отбора, организованного Минобрнауки России в 2010 году с целью тестирования образовательных программ, взаимодействия учебных заведений и работодателей, а также повышения качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Для участия в конкурсе необходимо было представить одну программу прикладного бакалавриата, разработанную на основе федерального государственного образовательного стандарта. Помимо этого, нужно было обосновать необходимость подготовки кадров по данной программе потребностями предприятий региона и подкрепить обоснование договором о сотрудничестве между образовательным учреждением и работодателем.

Всего на конкурс было подано 125 заявок - 51 от высших учебных заведений и 74 - от учреждений среднего профобразования. После тщательного изучения заявок к участию в конкурсе были допущены 102 образовательных учреждения (37 вузов и 65 ссузов) из 47 субъектов Российской Федерации.

Больше всего заявок на создание программ прикладного бакалавриата было подано по следующим направлениям: «Металлургия, машиностроение и материалообработка» (17 заявок), «Информатика и вычислительная техника» (17 заявок), «Экономика и управление» (16 заявок), «Образование и педагогика» (14 заявок), «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» (9 заявок). В результате, право на участие в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата получили 49 образовательных учреждений, расположенных по всей стране.

Пока еще рано говорить о каких-либо результатах эксперимента. На данный момент ведется работа по уточнению учебных программ и планов, отрабатываются механизмы взаимодействия с работодателями и готовятся нормативные акты, необходимые для придания уровню прикладного бакалавриата официального статуса. Окончательно итоги эксперимента по внедрению уровня прикладного бакалавриата будут подведены в 2014 году.

Список федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования - победителей конкурсного отбора для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата:

1. ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники» (Компьютерные системы и комплексы).
2. ГОУ ВПО «Вятский государственный университет» (Экономика).
3. ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж» (Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)).
4. ФГОУ СПО «Ивановский промышленно-экономический колледж» (Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)).
5. ФГОУ СПО «Казанский авиационно-технический колледж им. П.В. Дементьева» (Производство летательных аппаратов).
6. ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» (Химическая технология).
7. ФГОУ СПО «Калининградский государственный колледж градостроительства» (Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)).
8. ФГОУ СПО «Красногорский государственный колледж» (Оптические и оптико-электронные приборы и системы).
9. ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж» (Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)).
10. ГОУ СПО «Каменск-Уральский политехнический колледж» (Металлургия цветных металлов).
11. Образовательное учреждение Московская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации (Банковское дело).
12. ГОУ ВПО «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)» (Информационные системы и технологии).
13. ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Металлургия).
14. ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж» (Технология машиностроения).
15. ФГОУ СПО «Новороссийский колледж строительства и экономики» (Электрические станции, сети и системы).
16. ФГОУ СПО «Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева» (Аналитический контроль качества химических соединений).
17. ФГОУ СПО «Оренбургский государственный колледж» (Профессиональное обучение (по отраслям)).
18. ФГОУ СПО «Псковский сельскохозяйственный техникум» (Электроснабжение (по отраслям)).
19. ГОУ СПО «Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики» (Многоканальные телекоммуникационные системы).
20. ФГОУ СПО «Рязанский государственный технологический колледж» (Информационные системы (по отраслям)).
21. ГОУ СПО «Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологий» (Физическая культура).
22. ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (Психолого-педагогическое образование).
23. ФГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж» (Технология машиностроения).
24. ФГОУ СПО «Тверской колледж им. А.М. Коняева» (Технология машиностроения).
25. ФГОУ СПО «Тульский государственный технический колледж» (Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)).
26. ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» (Информационные системы и технологии).
27. ФГОУ СПО «Хабаровский судостроительный колледж» (Технология машиностроения).
28. ФГОУ СПО «Чебоксарский электромеханический колледж» (Технология машиностроения).
29. ФГОУ СПО «Челябинский монтажный колледж» (Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)).
30. ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический институт» (Программирование в компьютерных системах).
31. ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации» (Сварочное производство).
32. ФГОУ СПО «Архангельский лесотехнический колледж императора Петра I» (Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования).
33. ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет» (Электроника и наноэлектроника).
34. ФГОУ СПО «Дмитровский государственный политехнический колледж» (Экономика и бухгалтерский учет).
35. ФГОУ СПО «Канский технологический техникум» (Информационные системы).
36. ФГОУ СПО «Курский государственный политехнический колледж» (Банковское дело).
37. ФГОУ СПО «Краснодарский гуманитарно-технологический колледж» (Профессиональное обучение).
38. ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет» (Компьютерные системы и комплексы).
39. ГОУ СПО «Московский государственный колледж информационных технологий» (Программирование в компьютерных системах).
40. ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (Педагогическое образование).
41. ФГОУ СПО «Нижнекамский нефтехимический колледж» (Переработка нефти и газа).
42. ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (Приборостроение).
43. ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» (Психология).
44. ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» (Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники).
45. ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (Электрические машины и аппараты).
46. ФГОУ СПО «Саратовский финансово-технологический техникум» (Экономика и бухгалтерский учет).
47. ГОУ СПО «Уваровский химический колледж» (Информационные системы).
48. ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (Сварочное производство).
49. ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (банковское дело).

Бакалавриат является первым уровнем высшего образования, обучение на котором на базе среднего полного образования длится четыре года, на базе среднего профессионального может длиться три года. Первые три года обучения на бакалавриате предполагают подготовку студентов как широких специалистов, и только на четвертом курсе появляется возможность выбрать определенный профиль. По окончанию обучения студенты получают степень бакалавра определенного профиля и диплом об оконченном высшем образовании. Данный диплом позволяет трудоустраиваться на должности, для которых требуется наличие высшего образования, при этом отсутствие узкой специализации предоставляет широкие возможности. Таким образом, бакалавриат - это высшее образование, полностью соответствующее мировым стандартам .

В Российской системе образования не так давно были введены понятия академического и прикладного бакалавриата.

  • Академический бакалавриат - это классическая форма получения образования по программе бакалавриата.
  • Прикладной бакалавриат - это экспериментальная образовательная программа, предполагающая, наравне с академическим, обучение в течение четырех лет. Однако в самих программах обучения существуют различия.

Программа прикладного бакалавриата характеризуется ориентацией на практическую профессиональную и теоретическую подготовку, что фактически является сочетанием программ среднего профессионального и высшего образования. Целью прикладного бакалавриата является подготовка рабочих и специалистов на высоком технологическом уровне для работы со сложными компьютерными технологиями. В программах прикладного бакалавриата много времени отводится практической подготовке студентов на предприятиях работодателей, лабораторным работам и написанию курсовых.

После окончания любого вида бакалавриата у выпускников есть возможность продолжить получение высшего образования уже на второй ступени, поступив в магистратуру.

Совсем недавно российская система высшего образования освоила новые программы подготовки — бакалавров и магистров. И вот теперь студентам и абитуриентам предстоит разобраться в новых терминах: академический и прикладной бакалавриат. Думаем, что этот материал сможет прояснить этот момент, а так же ответить на некоторые вопросы, связанные с недавними изменениями в образовательной системе.

Уровни высшего образования
Сейчас в большинстве вузов страны принята так называемая болонская система — высшее образование в нашей стране двухуровневое. Студент, отучившийся 4 года, получает степень бакалавра, после чего со своим дипломом может пойти работать, а может продолжить образование в своем или любом другом вузе. Следующая, двухгодичная, ступень дает степень и диплом магистра. Предполагается, что будущий магистр во время обучения углубляет и расширяет знания по своей профессии, чтобы потом, при желании, заняться научной деятельностью в аспирантуре.

Является ли бакалавриат высшим образованием?
Обучение на бакалавриате длится 4 года на базе среднего полного образования, то есть, после окончания школы. В некоторых случаях на базе среднего профессионального образования срок обучения бакалавра сокращается до 3 лет. После этого выпускник получает степень бакалавра определенного профиля и диплом об оконченном высшем образовании. С этим дипломом он вправе претендовать на должности, где требуется высшее образование.

Что такое академический и прикладной бакалавриат?
В соответствии со стандартами, вступившими в силу в 2014 году, студент теперь может получить квалификацию академического или прикладного бакалавра по своей специальности. Академических бакалавров ориентируют в основном на теоретические знания в своей области, готовят к научно-исследовательской работе. Предполагается, что студент будет продолжать обучения по своей специальности и пойдет на степень магистра. Можно сказать, что академический бакалавриат — это классическая форма получения высшего образования.
Прикладной бакалавриат — это образовательная программа, ориентированная на практическую профессиональную подготовку. Она готовит рабочих и специалистов на высоком уровне для работы со сложными машинами, устройствами, программными комплексами. Основная цель это образовательной программы — получение выпускником полный набор знаний и навыков, который позволит приступить к работе без дополнительного обучения на производстве. Предполагается, что заинтересованные работодатели, которым нужны специалисты, будут разрабатывать программы обучения вместе с вузами.
Обе образовательные программы длятся 4 года. По окончании «прикладник» получает диплом о высшем образовании и диплом о среднем профессиональном образовании. Если «академист» решает продолжить обучение в магистратуре, он проходит конкурсный отбор, выпускник же прикладного бакалавриата сначала должен будет отработать определенный стаж по специальности.

Loading...Loading...