Когда наступит ночь бараат в. Когда Священная ночь Бараат? Когда наступает ночь Кадр

Месяц Шаабан - один из трёх священных месяцев мусульманского лунного года. Широко известно о желательности нашей дополнительного поклонения Творцу в это время. Намазы, посты, салаваты, зикры, дуа – всё приобретает бо̒льший вес и, надеемся, бо̒льшее вознаграждение. Ин ша Аллах.

Этот благословенный месяц делится пополам священной Ночью Бараат – с 14-го на 15-е Шаабана. Согласно тому, как Ляйлятуль-Бараат оговорена в хадисах Пророка (Мир ему и благословение), её можно назвать: Ночью смывания грехов, Ночью заступничества, Ночью прощения и милости, Ночью освобождения (от Огня Ада).

Сакральная встреча Пророка (Мир ему и благословение)

Сохранилось следующее повествование о встрече Пророка (Мир ему и благословение) и Ангела Джабраиля (Мир ему) в Ночь Бараат:

«Поистине, Джабраиль (Мир ему) на 15-ю ночь Шаабана спустился к Пророку (Мир ему и благословение) и сказал: «О Мухаммад, поистине, в эту ночь Аллах открывает 300 дверей Своей Милости».

Затем: «О Мухаммад, обрадуй свою умму! Поистине, Всевышний простил грехи всей твоей умме – тем, кто не придавал Ему сотоварища. За исключением колдунов, гадателей и пьющих спиртное, а также тех, кто занимается ростовщичеством и прелюбодеянием. Нет им Его прощения, пока они не покаются и не оставят запретное».

Потом Джабраиль (Мир ему) сказал: «Подними голову». И Пророк (Мир ему и благословение) поднял голову и узрел врата Рая открытыми.

И в первых вратах ангел взывал: «Радость тем, кто совершил рукуа (поясной поклон) в эту ночь!»

И во вторых вратах ангел взывал: «Радость тем, кто совершил земной поклон в эту ночь!»

И в третьих вратах ангел взывал: «Радость тем, кто делал дуа в эту ночь!»

И в четвёртых вратах ангел взывал: «Радость тем, кто читал зикры в эту ночь!»

И в пятых вратах ангел взывал: «Радость тем, кто плачет от страха перед Аллахом в эту ночь!»

И в шестых вратах ангел взывал: «Радость мусульманам!»

И в седьмых вратах ангел взывал: «Есть ли просящий, чтобы ему ответили на его просьбу?»

И в восьмых вратах ангел взывал: «Есть ли молящий о прощении грехов, чтобы ему их простили?»

Посланник Аллаха (Мир ему и благословение) спросил: «О Джабраиль, до каких пор эти врата останутся открытыми?» Джабраил (Мир ему) ответил: «До восхода утренней зари».

Где-то мы записаны…

От Икримы известно, что Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «…В ночь 15-го Шаабана Аллах определяет события на ближайший год. Имена тех, кто умрёт в течение этого года, из «тетради живых» заносятся в «тетрадь мёртвых». Записываются имена тех, кто [в ближайший год] совершит Хадж возле БейтуЛлах. И не будет ни прибавления, ни уменьшения в написанном…»

Таким образом, Священная Ляйлятуль-Бараат призывает лишний раз задуматься, «…сколько уже готово саванов для тех, кто день-деньской крутится на базарах. Сколько готово могил, хозяева которых обманываются весельем и забавами. Сколько улыбающихся лиц, которые скоро канут. Сколько великолепных зданий, обитатели которых приближаются к уходу. Сколько рабов, надеющихся на саваб, но получащих мучения. Сколько тех, кто рассчитывает на Рай, но окажется в Аду […] Сколько ожидающих встречи, но получащих разлуку. Сколько несчастных грезят о богатстве, в то время, как смерть уже за дверьми…» («Гунья» 1/192).

О, Аллах, Справедливый и Снисходительный! Прости нас, грешных, за несерьёзное отношение к жизни и смерти, за наше забывание о Тебе, за нарушение Твоих Законов. О, наш Истинный Покровитель! Позволь нам, слабым, вернуться к Тебе с Иманом! Аминь.

Гузель Ибрагимова

Шаабан - один из самых ценных месяцев, для которого можно найти особые инструкции в Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям). В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть месяца Шаабан. Эти посты не были для него обязательными, но Шаабан - это месяц, непосредственно предшествующий Рамадану. Поэтому Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

2. Благословенный сподвижник Усама ибн Зейд (радиаллаху анху) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям): «Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.» Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.»

3. Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) имел обыкновение поститься весь Шаабан.» Я спросила его: «Посланник Аллаха, Шаабан - твой самый любимый месяц для поста?» Он сказал: «В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.»

4. В другом хадисе она говорит: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Шаабан.»

5. В другом хадисе она говорит: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.»

6. Уммуль-Му"минин Умм Салямах (радиаллаху анха) сказала: «Я никогда не видела Посланника Аллаха постящимся на протяжении 2 месяцев беспрерывно кроме месяцев Шаабан и Рамадан.»

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц Шаабан, хотя и не является обязательным, является настолько ценным, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) не любил пропускать его.

Но следует иметь ввиду, что посты Шаабана - только для тех людей, которые способны держать их, не вызывая при этом неполноценности в обязательных постах в Рамадан. Поэтому, если человек боится, что после постов в Шаабан он потеряет силу или бодрость для постов в Рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в Рамадан, ему не следует поститься в Шаабан, поскольку пост в Рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в Шаабан. Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) запретил мусульманам поститься 1 или 2 дня непосредственно перед началом Рамадана. Благословенный сподвижник Абу Хурайра (радиаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.»

Согласно другому хадису, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не предваряйте месяц Рамадан одним или двумя постами.»

Смысл приведенных выше хадисов - в том, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца Шаабан, потому что не боялся слабости или усталости перед началом Рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом Рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц Рамадан.

Ночь Бараат

Еще одной значимой особенностью месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан. Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в очень продолжительном саджда, что я забоялась, не умер ли он. Когда я увидела это, я встала (с кровати) и подвинула его большой палец (чтобы убедиться, что он жив). Палец сдвинулся, и я вернулась (на свое место). Затем я услышала, как он говорил в саджда: «Я ищу прибежища Твоего прощения от Твоего наказания, и я ищу прибежища Твоего довольства от Твоего недовольства, и я ищу Твоего прибежища от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.» После этого он поднял голову из саджда и закончил свой намаз. Он обратился ко мне: «Айша, ты думала, что Пророк предал тебя?» Я сказала: «Нет, О Пророк Аллаха, но я боялась, что твою душу забрали (из этого мира), потому что твой саджда был очень долгим.» Он спросил меня: «Знаешь ли ты, что это за ночь?» Я сказала: «Аллах и Его Посланник знают лучше.» Он сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).»

2. В другом хадисе саййидах Айша (радиаллаху анха) сообщила, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей - больше, чем количество волосков овец племени Кальб».

Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом Всемогущим.

3. Еще в одном хадисе она передала, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Это срединная Ночь (месяца) Шаабан. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.»

4. Саййидина Му"аз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий посмотрит на всех созданных Им в срединную Ночь Шаабан и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей или того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина)».

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает некоторыми малыми техническими недостатками, но если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные алимы, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, некоторые из экспертов по хадисам считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно науке по хадисам, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому старейшины уммы постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти Ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Однако если кто-либо не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

(а) Намаз. Намаз - самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-либо определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза - такие, как кыйям, руку" и саджда - исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Священного Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.

(б) Тилават. Произнесение Священного Корана - другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Священного Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.

(в) Зикр. Этой ночью следует также совершать зикр (поминание имени Аллаха). Особенно полезен следующий зикр:

Следует произносить салят (дуруд) Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи уа саллям) столько, сколько возможно. Зикр можно также произносить во время ходьбы, лежа на кровати или в другие часы работы или отдыха.

(г) Дуа. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, это дуа. Есть надежда, что все дуа в эту ночь будут приняты нашим Господом, иншааллах. Дуа само по себе является ибадатом, и Аллах Всемогущий дает награду за каждое дуа вместе с удовлетворением нужд обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за дуа, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Дуа также укрепляют отношения человека с Аллахом Всемогущим, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие дуа - те, которые делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям). Эти дуа настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и Следующего. В действительности, дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха Всемогущего в соответствии с ними, произнося дуа на арабском или же перевод их смысла на своем языке.

(д) Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует исполнять следующие действия:

1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с джамаатом в мечети или в своих домах в случае болезни.

2. Следует постоянно произносить зикр, ообенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.

3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, дуруд шариф и могут обращаться к Аллаху с любой просьбой, которую пожелают, на любом языке. Они также могут произносить арабские дуа, приведенные в Коране или в хадисах с намерением дуа (без намерения тилавата).

(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые факихи считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует

1. Как говорилось выше, Ночь Бараат - ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.

3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.

4. Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радиаллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за Ночью Бараат, т.е. 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых ученых по хадисам имеются определеные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины месяца Шаабан, имеют особые достоинства, и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть дней в Шаабан. Большое количество старейшин (саляфов) уммы держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.


Ночь Бараат (Лейлят-уль-Бараат) - это одна из священных ночей в религии Ислам. Она отмечается в ночь с 14 на 15 Шабана по Хиджре. Ночь Бараат - это ночь, занменующая собой спасение от долгов, наказания и греха, ночь прощения и милости Аллаха.

Ляйлят-уль-Бараат в переводе с арабского означает "непричастность", "полное отделение", "очищение". Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление авлия от неудачи и от пребывания без помощи Творца.

Мусульмане с особым терпетом относятся к этой ночи, посвящают ее молитвам, прося у Аллаха милости и прощения. Часть толкователей Книги Аллаха считают, что Коран был ниспослан в ночь Кадр, а, по мнению других, - он был целиком низведен с Лаух-аль-Махфуз (Хранимая скрижаль) на небосвод земли в ночь Бараат, а в ночь Кадр началось его ниспослание Пророку Мухаммеду аят за аятом. В этой связи каждый мусульманин стремится еще раз пересмотреть в эту ночь свою жизнь, свои поступки. Ведь именно в ночь Бараат Священная Книга целиком была ниспослана на небосвод земли.

В священных хадисах также рассказывается о благословенной Лейлят-уль-Бараат, которая для верующих сердец является ночью большой милости и прощения грехов. Пророк Мухаммед говорил:

Как только наступит ночь в середине месяца Шабан, проводите ее в поклонении. А днем держите пост. Ведь Аллах в эту ночь, начиная с захода Солнца, нисходит со Своей милостью на небосвод земли и повелевает так: "Нет ли кающихся Мне - Я их прощу, нет ли просящих блага - Я дам им, нет ли охваченных болезнью - я ниспошлю выздоровление, нет ли желающих того, другого? И так продолжается до самого утра.

Аллах в середине месяца Шабан просматривает положение своих рабов. Он прощает все их грехи, кроме многобожников и злопамятных.

В другом же хадисе сказано:

Аллах в ночь середины месяца Шабан, показав блага на небосводе земли, простит грехи большего количества людей, чем количество волосков на шерсти баранов рода "Келб.

Ночь Бараат называют ночью жизни из-за хадиса, который передал Мунзирий от Пророка Мухаммеда: "Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца шабан, не умрёт в день смерти сердец".

Ночь Бараат называют ночью заступничества из-за того, что передали: "Пророк Мухаммед попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк Мухаммед попросил заступничества и в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для 30. Пророк Мухаммед попросил в 15-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех, кто убежал от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд (тот, кто отдалился от Аллаха постоянством в совершении грехов)".

Ночь Бараат называют ночью прощения из-за хадиса, переданного имамом Ахмадом, в котором Пророк Мухаммед говорит: "Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца шабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему".

Ночь Бараат называют ночью освобождения из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика, где Айша передаёт слова Пророка: "О Айша, разве ты не знаешь, что эта ночь – ночь середины шабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников.

Ночь Бараат называют ночью распределения из-за хадиса, который передал Ата ибн Ясар: "Когда наступает ночь середины шабана, переписывают для ангела смерти каждого, кто умрёт от шабана до следующего шабана. Поистине, раб Аллаха сажает дерево, женится, строит дом, а его имя записали в число умерших, и не ожидает его ангел смерти, если только ему (ангелу) не велят, чтобы он взял его душу".

В эту священную ночь прощения мусульмане всей душой должны обратится ко Всевышнему и попросить у Него принять благие дела и простить грехи. Ночь Бараат - это ночь, когда каждый должен проанализировать свою жизнь и свои поступки, ночь раскаяния в грехах, переосмысления своих поступков. В эту ночь надо простить тех, кто Вас обидел попросить прощения у тех, чьим обидчиком, даже возможно случайно, Вы стали. В эту ночь все верующие должны отстраниться от таких вещей, как злоба, вражда, гордость и непослушание родителям.

Ночь Бараат мусульмане проводят в бдении, чтении молитв, читая Коран, посещают старших, дабы получить от них благословение. В ночь Бараат рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

Кроме того, ночь Бараат - это одна из ночей, когда Всевышний принимает мольбы и просьбы Своих рабов. Помимо прочего, желательно читать этой ночью три раза суру "Йа. Син". Первый раз с намерением продления жизни, второй - для избежания бед и несчастий, третий - для увеличения благ.

Навруз нельзя назвать религиозным праздником - это скорее народный и посвящен он весеннему равноденствию. Обычно народ в этот день вспоминал усопших, кроме того, зороастрийцы в Навруз поклонялись силам огня, который в свою очередь, считали жизненной энергией, посылаемой таким образом нам небом.

Дата праздника Навруз в 2017 году

Каждый год она одинакова и не отличается от предыдущих, а потому Навруз в 2017 году отмечается 21 марта. За много лет существования этого торжества, его то отменяли, то опять вводили и даже на сегодня он отмечается только в Иране, Афганистане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Азербайджане, Албании, Киргизии, Македонии, Турции, Казахстане. А вот арабы Навруз не празднуют вовсе. А вот длительность праздника в каждой стране разная. В одних государствах его отмечают с 21 по 23 марта, а в других даже 6 дней, то есть с 21 по 27 число. В этих странах Навруз один из самых популярных праздников и почитается не только как день весны, но и как Новый год.

Традиции Навруза

Согласно преданиям, Навруз необходимо провести весело и, как это полагается во многих странах, считается, что работать нельзя. В ночь с 20 на 21 число мусульмане собираются всей семьей вместе и у них начинается празднование. Более того, согласно поверьям, если этот день провести вне дома, то весь год не увидишь его вовсе, а потому раньше старались не выходить из своего жилища и веселиться со своими родными. Помимо традиционных сладостей (шекербура, пахлава, бадамбурой, гогал) и плова готовят обязательно семь блюда, которые начинаются на букву “с” (сабзи, семени, скэд, сумах, сирке и так далее)

Ночь Бараат в 2017 году - 11 мая

Это священная ночь в мусульманской культуре, которая отмечается в месяц Шаабан по Хиджре. По словам мудрецов месяц Рамазан - это время сбора плодов за свои хорошие дела, а вот Шаабан наоборот, период, когда необходимо их сеять. 14 и 15 дни считаются переломными, когда необходимо молиться и поститься.

Дата праздника Священная ночь Бараат

Каждый год она разная и определяется довольно просто - у мусульман - это всегда ночь с 14 на 15 числа месяца Шаабан. В 2017 году Ночь Бараат отмечается 11 мая. Это день не только символ добра и человеколюбия, но и праздник прощения грехов, исправления и очищения.

Традиции в Ночь Бараат

Всю ночь мусульмане молятся о прощении грехов, а утром проводят обряд омовения. Готовятся к этому дню тщательно - выстирывают добела одежду, или просто покупают новую белую, убирают в доме, все вымывают и избавляются от хлама. А после обряда омовения надевают чистое одеяние и отправляются на завтрак, где глава семьи произносит молитву. При этом стол должен быть обязательно низким и называется он дастархан. Праздничные блюда обычно легкие, стараются подать больше овощей, так как с этого дня начинается усиленная подготовка к месяцу Рамадан.

Рамадан в 2017 году - с 27 мая по 25 июня

Рамадан - это не один день, а целый месяц, который мусульмане свято чтят и соблюдают все это время строгий пост. Согласно словам всех приверженцев ислама, месяц Рамадан считается одним из пяти столпов, на которых, в принципе, и держится их вера.

Когда начинается Рамадан в 2017 году. Рамадан Байрам в 2017 году

Как мы уже говорили Рамадан - это месяц, который следует сразу за месяцем Шаабат. Определяется он согласно фазам Луны и является девятым месяцем в году. В 2017 году Рамадан Байрам начинается с 27 мая и заканчивается, соответственно, 25 июня.

Традиции Рамадана

Весь месяц верные мусульмане молятся и придерживаются строго поста. Стараются больше, чем обычно совершить добрых дел и очистить самого себя от скверны. Более того, помимо воздержания от еды, мусульмане отказываются и от близости с женами.

Ураза Байрам в 2017 году

Это второй по значимости праздник для приверженцев ислама. Мусульмане в этот день радуются, что Аллах подарил им возможность духовного роста - целый месяц Рамадан и анализируют результаты прошедшего поста.

Дата праздника Ураза Байрам

По завершении месяца Рамадан, а именно 26 июня, мусульманский народ отмечает праздник Ураза Байрам или как его еще называют Ид уль-Фитр.

Традиции праздника Ураза Байрам

По окончании поста, закатывают громкий, богатый и радостный праздник с не менее щедрыми угощениями. Отмечать праздник необходимо строго в семейном кругу, а ресторан или кафе не приветствуется. Первое, что совершают в этот день - это надевают праздничную одежду и идут в мечеть, однако делают это только мужчины, а женщины в это время готовят угощения и дом к торжеству. После семейной трапезы и молитвы многие отправляются в гости к своим родным и близким, а другие, соответственно, приглашают всех к себе в гости. Также продолжают подавать милостыню, иногда это угощение со стола, но чаще всего денежное подаяние. Не забывают посетить и кладбище, где похоронены родные.

Ночь могущества и предопределения (Ляйлятуль-кадр) в 2017 году - 21 июня

В исламе это главная и самая могущественная ночь, когда можно попросить обо всем и Всевышний исполнит. А все потому, что по легендам именно в эту ночь был ниспослан на землю Коран, поэтому ежегодно, согласно учению мусульман, Аллах проявляет особую милость и благословение.

Дата праздника Ляйлятуль-кадр

Дата праздника обычно разная, так как наступает за десять дней до окончания месяца Рамадан, и, соответственно, зависит от фазы Луны . В 2017 году Ляйлятуль-кадр отмечают 21 июня. Стоит отметить, что она имеют одну особенность, ведь в этот период обычно хорошая погода, все спокойно и даже ни одна звезда не падает с неба.

Традиции Ляйлятуль-кадр

Желательно в эту ночь совсем не спать, или совсем немного, что мусульмане и делают. Свободное время лучше посвятить молитве или о прощении, или о благословении, у каждого свои нужды. Также, если в какой-то день мусульманин пропустил какой-либо намаз или молитву, в эту ночь он может его совершить их. Обязательно необходимо провести время и анализируя весь год, делая выводы из своих поступков и поступков других людей. Меню в этот день и предыдущий тоже должно быть более легким и нежирным, так как по их словам тяжелая еда тянет не к коврику для намаза, а клонит в сон.

Курбан Байрам в 2017 году - 1 сентября

Это второй праздник, который заповедал отмечать еще Мухаммед и является вторым по величине после Рамадан Байрама праздником. Называется он и праздником жертвоприношения, и Курбан Байрам, и Ид аль-Адха. Праздник символизирует абсолютную, чистую и искреннюю веру Всевышнему, единение с ним и приближение.

Дата Курбан Байрам 2017

Вспоминают праздник в месяц Зуль-Хиджа 10 числа, то есть в 2017 году Курбан Байрам отмечается 1 сентября. Все мусульмане придерживаются лунного календаря, вследствие чего все праздники немного сдвигаются.

Традиции на Курбан Байрам

Как на Рамадан Байрам перед самым праздником соблюдается пост, однако его отличие заключается в то, что он длится не 30 дней, а 10. Затем по его окончании мусульмане также утром осуществляют обряд омовения, надевают чистую одежду и мужчины отправляются в мечеть. Более того, с утра никто ничего не ест. Также и днем все отправляются на проповедь, а вот уже вечером закалывают жертвенного животного и готовят праздничный стол. Убитый скот обычно съедают в кругу семьи и обязательно оставляют часть для бедняков, для них также собирают еду или деньги. Вообще праздник должен проходить в атмосфере доброты и жертвенности, а потому кто ни попросит помощи в этот день, отказывать нельзя.

День Арафат в 2017 году - 31 августа

По легенде именно у подножия горы Арафат Адам и Ева встретились после того, как их изгнали из рая. Считается, что в этот день значимость и вес поступков увеличивается в два раза, то есть если ты совершил доброе дело, то вознаграждение будет равносильно тому, что вы помогли двум людям, а не одному. То же касается и плохих, наказание за них будет сильнее вдвойне.

Дата праздника день Арафат 2017

День Арафат отмечается на 9 день месяца Зуль-Хиджа, в лунном календаре, которым пользуются мусульмане он двенадцатый. Поэтому в 2017 году День Арафат отмечают 31 августа.

Традиции праздника

В основном в этот день мусульмане стремятся попасть на гору Арафат, чтобы совершить паломничество по святым местам и, конечно же, помолиться. В основном верующие обращаются к Аллаху за прощением грехов. Однако, все мы понимаем, что не у каждого получается попасть на гору, поэтому те, у кого это не удалось стараются совершить как можно больше добрых дел и молиться дома.

День Ашура в 2017 году - 1 октября

День Ашура можно назвать уникальным праздником, так как в это время была создана Земля, первый человек, небеса и ангелы. Помимо этого, именно в эту ночь пророку Мухаммеду пришло большинство его откровений.

День Ашура - дата для 2017 года

Согласно мусульманскому календарю - это всегда 10 день месяца Мухаррам. При этом перед самым праздником соблюдается еще пост, который длится 2-3 дня. Итак, в 2017 году День Ашура отмечается 1 октября.

Традиции праздника

Так как в этот день умер один из пророков ислама - Хусейн, то День Ашура, скорее, можно назвать траурным. По традиции каждый раз мусульмане осуществляют шевствие, посвященное ему. Во многих культурных заведениях стараются поведать о жизни пророка посетителям - это театральные постановки, рассказы, песни, концерты и так далее.

Арбаин в 2017 году - 9 ноября

Этот день тоже посвящен пророку Хусейну - это поминки, которые проводят на 40 дней траура по его смерти. Этот день напоминает о героизме и смелости Хусейна, который смог противостоять узурпаторам Омейдам и Аббасидам.

Дата праздника Арбаин

По описанию и значению праздника можно догадаться, что отмечают его на сороковой день после праздника Дня Ашура. Припадает это событие обычно на 20 день месяца сафар, то есть в 2017 году Арбаин мы будем отмечать 9 ноября.

Традиции праздника

Этот день многие называют одним из самых массовых собраний людей. Мусульмане в на Арбаин устраивают паломничество по святым местам, а самая главная часть программы - это чтение сур у могилы пророка Мухаммеда в Медине. Такая традиция получила свое название - Зиярат, также в эту часть обряда входит обязательное украшение усыпальницы и жертвоприношения. Кроме того, каждый уважающий себя мусульманин старается в этот день проявить свою доброту и помочь нуждающимся: подать милостыню, еду, деньги и так далее.

Мирадж в 2017 году - 25 апреля

Праздник Мирадж посвящен сну Мухаммеда, когда архангел Джабраил вознес его на небеса. По легенде Аллах показал ему тогда и ад, и рай, а затем позволил ему предстать перед его троном. Также в этом сне у Мухаммеда появилась возможность пообщаться с другими пророками.

Дата праздника Мирадж

25 апреля 2017 все мусульмане отметят праздник Мирадж. Если же говорить о лунном календаре и исламским традициям, то отмечается у них он 27 числа месяца Раджаб.

Традиции праздника

Примечательно, что в в разных городах традиции и ритуалы могут немного отличаться. Например, в одних принято принимать пищу как и всегда, а вот в других, наоборот воздерживаться полностью, а третьи, пожалуй, стараются просто кушать овощные диетические блюда. Однако, объединяет их одна традиция, которая соблюдается везде. После захода солнца, в каждой мусульманской семье накрывают богатый стол с обилием мясных и рыбных блюд, обязательно приглашают родственников и близких друзей. Руки моют перед началом и по окончании трапезы, а гостям для этого подают специальную посудину с водой, чтобы они совершили этот обряд. Перед началом ужина мусульмане произносят: “О Аллах, благослови эту пищу и упаси нас от ада”. А вот в конце: “ Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами.” Начинать трапезу должен только глава семьи и хозяин дома, а уже после все остальные.

Праздник Джума

Джума - это день, который специально выделен Аллахом и посвящен общине мусульман. Считается, что в этот день был создан Адам, введен в рай и в будущем именно на Джуму приходится, по мусульманским пророчествам, Последний Суд.

Дата праздника Джума

Джума не имеет четкой установленной даты, так как это то же, что и воскресенье в нашем понимание. Этот праздник наступает в каждую пятницу каждой недели.

Традиции праздника

Как мы уже упоминали, что Джума была установлена в честь мусульманской общины. То есть чтобы все верующие в этот день всегда собирались и совершали пятничный Джума-намаз, что, собственно, и делают до сегодняшнего дня мусульмане. Также многие верят, что все добрые дела совершенные в этот день будут выше цениться, а это значит и вознаграждение за удваивается.

Мусульманский Новый год в 2017 году (Новый год по Хиджре)

Именно с этого дня начинается лунный календарь у мусульман. Несмотря на многие отличия в плане традиций в этот праздник, все же общее с нами у них есть. Согласно народной примете, как проведешь месяц Мухаррам, так и пройдет весь год.

Дата праздника Мусульманский Новый год

Мусульманский Новый год отмечается 1 числа мусульманского месяца Мухаррам. В 2017 году - это 22 сентября. Хоть этот праздник и считается Новым годом в Исламе, в число официальных праздников он не входит и не отмечается так как это делают у нас.

Традиции праздника

Особенных традиций, как вы уже поняли, в этот день нет. Обычно соблюдается весь месяц особый пост - Ас-саум. Согласно канонам ислама запрещается в светлое время суток прием пищи и воды, различные развлечения, благовония, купание, курение и половая близость. В ночное время все запреты снимаются, однако, многие священнослужители не советуют позволять себе лишнего.

Это великая ночь, когда верующие в Единого Творца полностью предаются поклонению Ему. Бараат в переводе с арабского означает «непричастность», «полное отделение», «очищение». наступает в ночь с 14 на 15 число месяца шаабан (по другой версии – с 15 на 16).

Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление авлия от неудачи и от пребывания без помощи Творца.

Один алим сказал: «Поистине, у ангелов на небе два праздника, как и у мусульман два праздника на земле: праздник ангелов – это ночь Бараат и ночь Кадр (Лайлят уль-Кадр – Ночь предопределения), а праздник мусульман – это Ураза-байрам (Ид аль-фитр) и Курбан-байрам (Ид аль-адха), и праздник у ангелов ночью, потому что ангелы не спят, а у мусульман – днём, потому что они спят ».

Ещё один алим сказал: «Мудрость того, что Всевышний выявил ночь Бараат и спрятал ночь Кадр , потому что ночь Кадр – это ночь милости, прощения и освобождения от Ада . И её Аллах спрятал, чтобы на неё не полагались и не самоуспокаивались. Всевышний выявил потому, что это ночь приговора и предопределения, ночь гнева и довольства, ночь принятия и отвержения, ночь достижения и удерживания хороших деяний, ночь счастья и несчастья, ночь милости и добра. Одни этой ночью становятся счастливыми, а другие отдаляются от милости, один получает воздаяние, а другого подвергают унижению, одного возвеличивают, а другого лишают величия, один получает вознаграждение, а другой не получает ничего… В эту священную ночь прощения мусульмане всей душой должны обратиться ко Всевышнему, попросить у Него принять благие дела и простить грехи.

Имам Субуки в своих тафсирах пишет: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а Ночь предопределения (Лайлят уль-Кадр) – грехи всей жизни », т. е. оживление этих ночей является причиной смывания грехов, и поэтому эту ночь () называют ночью смывания грехов.

Также эту ночь называют ночью жизни из-за хадиса , который передал Мунзирий от Пророка (мир ему и благословение): «Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца шабан , не умрёт в день смерти сердец ».

Также эту ночь называют ночью заступничества из-за того, что передали: «Пророк (мир ему и благословение) попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк (мир ему и благословение) попросил заступничества и в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для 30. Пророк (мир ему и благословение) попросил в 15-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех, кто убежал от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд (тот, кто отдалился от Аллаха постоянством в совершении грехов) ».

Также её называют ночью прощения из-за хадиса, переданного имамом Ахмадом, в котором Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: «Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца шабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему ».

Также эту ночь называют ночью освобождения из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика (да будет доволен ими обоими Аллах), где Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт слова Пророка (мир ему и благословение): «О Айша (да будет доволен ею Аллах), разве ты не знаешь, что эта ночь – ночь середины шабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников ».

Также эту ночь называют ночью распределения из-за хадиса, который передал Ата ибн Ясар: «Когда наступает ночь середины шабана, переписывают для ангела смерти каждого, кто умрёт от шабана до следующего шабана . Поистине, раб Аллаха сажает дерево, женится, строит дом, а его имя записали в число умерших , и не ожидает его ангел смерти, если только ему (ангелу) не велят, чтобы он взял его душу ».

В эту ночь все верующие должны отказаться от злобы, вражды, гордости и непослушания родителям с намерением больше не возвращаться к этим грехам. Иначе всё это будет отдалять нас от бараката (благодати) и ценности Лайлят уль-Бараат .

Священную ночь Бараат надо постараться провести в ибадате, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа , посещая старших, особо почитая родителей, дабы получить от них благословение. Также в Лайлят уль-Бараат рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: shutterstock.com

Loading...Loading...