Проблемы развивающихся стран. Конспект урока по географии на тему "Глобальные проблемы человечества" (11 класс) IV

Занятие пресс-конференция на тему: «Глобальные проблемы человечества»

Конспект подготовлен для учеников 10-х классов

преподавателем географии

ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж»

Чухаревой В. И.

Цели урока:

    Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения.

    Развивающая: развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.

    Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.

Задачи :

Познавательные :

    изучение нового источника географической информации и алгоритма его применения для анализа проблем;

    отработка навыка анализа проблем;

    отработка навыка работы с различными источниками информации – электронными и традиционными – картами, таблицами, диаграммами, текстом, рисунками, космическими снимками;

    выработка навыка выстраивать исследовательскую работу (сбор необходимой информации, нахождение взаимосвязей, умение составлять план действий и делать выводы).

Эмоционально-ценностные:

    развитие способности интеллектуального восприятия явлений окружающего мира;

    осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений.

Коммуникативные :

    развитие навыков работы в группе;

    отработка навыков составления электронной презентации и умения публично выступать.

Форма организации учебной деятельности: работа в группах.

Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок-конференция (обобщения и систематизации знаний)

Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – М.: Дрофа, 2013.

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

Ход урока:

1.Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока.

Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», — то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. ( Работа учащихся с учебником стр. 353 : выписать 4 типа глобальных проблем).

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).

2. Обобщение материала. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.

План характеристики глобальной проблемы:

1. Сущность проблемы.

2. Причины ее возникновения.

3. Пути решения проблемы.

Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Пути решения

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем , которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем? (Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

    Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;

    Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

    Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.

    Привить людям новые нравственно-этические ценности;

    Сплотиться всему человечеству;

    Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;

Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели — сохранения возможности жить на Земле.

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.

Педагогические цели:

образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков; раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития; систематизировать знания о глобальных проблемах экономики; объяснить значение различных форм внешнеэкономических связей для эффективного развития национальной экономики; показать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, внешнеторговую политику государств. воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве-нных качеств личности; развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения. создать условия для развития УУД: личностных: понимание места и роли экономики России как неотъемлемой части мирового хозяйства; осознание противоречивости влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, национальную и семейную экономику; оценивание возможностей своего активного участия в экономических преобразованиях, происходящих в стране, для достижения достойного места России в мировой экономике; метапредметных: развитие умения рассматривать явления и процессы социально-экономической действительности комплексно, в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способность выполнять познавательные задания на использование причинно-следственных связей в сфере мировой экономики, сопоставление объектов; умение использовать информацию о развитии мировой экономики для анализа и оценки конкретных ситуаций в России; предметных: владение понятиями «мировая экономика», «глобализация», «международное разделение труда»; сформированность представления о глобальных проблемах экономики, тенденциях и перспективах её развития; представление о месте и роли России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую экономику с точки зрения интересов нашей страны; способность выявлять связи между проблемами глобализации и состоянием мирового хозяйства, состоянием национальных экономик и развитием мировой экономики в целом; совершенствование умений поиска и анализа информации для характеристики различных процессов во внешнеэкономической политике государств, применения новых знаний в учебно-проектных ситуациях.

Тип и вид урока: комбинированный

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Мировая экономика, международное разделение труда, протекционизм, свободная торговля, тарифные и нетарифные методы регулирования

Образовательные ресурсы: учебник 1) Обществознание. 11класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень; / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ]под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2014.

Наглядность, ТСО:

Орг. момент. Повторение опорных знаний Усвоение новых знаний

2) Международная торговля.

Д/з Учебник, § 11. Задание 3 к параграфу. Эссе по выска-зыванию в рубрике «Мысли мудрых».

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания по теме «Мировая экономика»»

11 класс обществознание, тема: Экономическая жизнь общества

уроки № 22-23 Тема «Мировая экономика»

Дата проведения урока :

Педагогические цели:

    образовательная : вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков; раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития; систематизировать знания о глобальных проблемах экономики; объяснить значение различных форм внешнеэкономических связей для эффективного развития национальной экономики; показать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, внешнеторговую политику государств.

    воспитательная : формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве­нных качеств личности;

    развивающий аспект : развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

    создать условия для развития УУД:

    личностных:

    понимание места и роли экономики России как неотъемлемой части мирового хозяйства;

    осознание противоречивости влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, национальную и семейную экономику;

    оценивание возможностей своего активного участия в экономических преобразованиях, происходящих в стране, для достижения достойного места России в мировой экономике;

    метапредметных: развитие умения рассматривать явления и процессы социально-экономической действительности комплексно, в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

    способность выполнять познавательные задания на использование причинно-следственных связей в сфере мировой экономики, сопоставление объектов;

    умение использовать информацию о развитии мировой экономики для анализа и оценки конкретных ситуаций в России;

    предметных: владение понятиями «мировая экономика», «глобализация», «международное разделение труда»;

    сформированность представления о глобальных проблемах экономики, тенденциях и перспективах её развития;

    представление о месте и роли России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую экономику с точки зрения интересов нашей страны;

    способность выявлять связи между проблемами глобализации и состоянием мирового хозяйства, состоянием национальных экономик и развитием мировой экономики в целом;

    совершенствование умений поиска и анализа информации для характеристики различных процессов во внешнеэкономической политике государств, применения новых знаний в учебно-проектных ситуациях.

Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы . Понятие мировой экономики. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Мировая экономика, международное разделение труда, протекционизм, свободная торговля, тарифные и нетарифные методы регулирования

Образовательные ресурсы: учебник 1) Обществознание. 11класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень; / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ]под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2014.

2) Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. организций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.Ю. Басик и др. ]. - М. : Просвещение, 2014.

Наглядность, ТСО:

План

    Орг. момент.

    Повторение опорных знаний

    Усвоение новых знаний

1) Что такое мировая экономика.

2) Международная торговля.

3) Государственная политика в области международной торговли

4) Глобальные проблемы экономики

    Закрепление, формирование умений и навыков

Д/з Учебник, § 11. Задание 3 к параграфу. Эссе по выска­зыванию в рубрике «Мысли мудрых».

Учащимся, проявившим интерес к теме: проект по теме «Как затронул экономику России современный мировой финансово-экономический кризис» (по материалам СМИ, ресурсам Интернета).

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение опорных знаний

начале параграфа. При обсуждении вопроса «Каковы плюсы и минусы процесса глобализации?» следует опереться на курс 10 класса (темы «Динамика общественного развития», «Глобальная угроза международного терроризма»). Полезно также обратиться к имеющимся у учащихся знаниям о таких разделах экономической науки, как макроэкономика и микроэкономика. Учитель может предложить старшеклассникам вспомнить определение каждой из частей экономической теории и проиллюстрировать их соответствующим примером. Таким образом, учащиеся переходят к рассмотрению важнейших положений самостоятельной части экономической науки, изучающей мировую экономику.

III. Усвоение новых знаний

    Учащиеся знакомятся с понятием «мировая эконо­мика» в учебном тексте. Полезно будет организовать сло­варную работу (см.: Обществознание. Школьный словарь; экономические словари). Учащимся предлагается сравнить различные определения.

Знакомство с признаками понятия «мировая экономика» уместно дополнить краткой информацией о процессе фор­мирования мирового хозяйства. Учитель напоминает уча­щимся о том, что оно возникло в середине XIX в. с разви­тием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда. К началу XX в. в мировое хозяйство оказались включены почти все стра­ны мира. Дополнительные сведения о формировании миро­вого хозяйства и современных тенденциях его развития учитель может получить из книг «Популярная экономи­ческая энциклопедия» (М., 2001) и «Новая экономическая энциклопедия» Е. Е. Румянцевой (М., 2005).

Затем рассматривается вопрос: что подразумевается под международными экономическими отношениями? Учитель акцентирует внимание учащихся на основных составляю­щих системы международных экономических отношений, которые лишь перечислены в учебном тексте. Эти отноше­ния являются определяющими, сущностными признаками изучаемого понятия «мировая экономика». Учитель может их дать с опорой на схему.

Международ-

ное разделе-

движение

валютная

ние труда

капиталов

торговля


Характеризуя международное разделение труда (МРТ) и предпосылки специализации стран, важно отметить, что первоначально МРТ основывалось на различиях в природ­но-климатических условиях. С переходом на машинную стадию производства МРТ стало базироваться и на техно­логической специализации в сфере производства. Предло­жите учащимся привести примеры экономически выгод­ной специализации.

По прогнозам экономистов процесс международного разделения труда будет углубляться, а на его основе опе­режающими темпами будет расти международный обмен товарами и услугами.

Международное движение капиталов - это помещение и функционирование капиталов за рубежом с целью их возрастания. Участниками этого процесса являются част­ные и государственные организации и компании. Капитал вывозится в ссудной и предпринимательской форме.

Россия активно участвует в международном движении капитала. Она ежегодно импортирует ссудный капитал, увеличивая свою задолженность перед другими странами и международными организациями. Одновременно наша страна и вывозит капитал (например, экспортирует ссуд­ный капитал в страны СНГ).

Мировой рынок труда - важная составляющая между­народных экономических отношений. Необходимо подчерк­нуть, что свободное перемещение рабочей силы между странами является одним из условий эффективного разви­тия национальных экономик. Существует экономическая целесообразность и необходимость использования иностран­ной рабочей силы. Страны и фирмы стремятся снизить издержки производства за счёт использования более дешё­вого труда иностранцев. Для современного мирового рын­ка труда характерна миграция не только низкоквалифи­цированных рабочих, но и работников интеллектуального труда - «утечка мозгов». Учащимся предлагается приве­сти примеры подобных миграций, имеющих место в рос­сийской действительности.

Уместно поставить вопросы: что теряет или выигрыва­ет страна от эмиграции квалифицированных работников и специалистов? Какие условия помогут им вернуться?

Можно предположить, что учащиеся отнесут к потерям затраты, вложенные в подготовку работников, утрату ква­лифицированных кадров, сложности для развития в буду­щем. Соответственно к выгодам можно отнести, например, экономию на образовании и научных разработках. Основ­ные тенденции в развитии мирового рынка труда: постоян­ный рост масштабов перемещения рабочей силы; трудовые ресурсы направляются преимущественно из развивающих­ся стран в развитые.

Мировая валютная система - совокупность экономиче­ских и правовых отношений, связанных с функционирова­нием валюты. Она возникла в результате международных соглашений по валютным проблемам. Предметом подоб­ных межгосударственных соглашений являлось согласова­ние таких вопросов, как определение статуса международ­ных платёжных средств, установление способов соизмере­ния валют и принципов формирования валютных курсов, определение правил функционирования мировых валют­ных рынков и рынка золота.

    Следующая составляющая международных экономи­ческих отношений - международная торговля. Это одна из основных и исторически самых ранних форм мировых экономических отношений. Учитель обращает внимание на основные термины международной торговли: экспорт, импорт, сальдо торгового баланса. Полезна организация словарной работы, где учащиеся анализируют предложен­ные учителем словарные статьи.

Важным представляется обсуждение преимуществ меж­дународной торговли. В связи с этим уместно поставить вопросы: 1) Что страны выбирают объектом международ­ного обмена? 2) В чём суть теории абсолютного и срав­нительного преимуществ во внешней торговле? 3) Какие товары, производимые в России, позволяют стране иметь абсолютное преимущество в международном обмене?

Анализируя итоги обсуждения вопросов, учитель под­водит учащихся к выводу: объектом международной тор­говли является, как правило, наиболее конкурентоспо­собная продукция, обладающая лучшими потребительски­ми свойствами и имеющая более низкие издержки произ­водства.

Аналитическую работу учащихся с таблицами и диа­граммами, а также знакомство с положениями учебного текста, кратко характеризующими специфику, положи­тельные и отрицательные моменты российской внешней торговли, полезно дополнить информацией о возможных путях улучшения её структуры. Например, это возможно за счёт роста экспорта конкурентоспособной продукции хими­ческой, атомной, электротехнической, оборонной промыш­ленности. Доходы может обеспечить продажа космических, транспортных, строительных, туристических услуг.

Эта информация позволит подвести учащихся к раз­говору о необходимости целенаправленной политики го­сударства в области внешней торговли. Здесь целесоо­бразен разговор и об отношениях с главными партнёра­ми России в этой области. Учителю поможет следующая информация: главные партнёры современной России по экспорту - Нидерланды (12 %), Италия (8,3 %), Герма­ния (6,2 %), Китай (5,5 %), Белоруссия (5,5 %), Турция (5,4 %), Украина (4,6 %), Польша (4,1 %); по импор­ту - Китай (13,6 %), Германия (12,7 %), США (5,5 %), Украина (5,4 %), Франция (5 %), Италия (4,7 %), Япония (4,3 %), Белоруссия (4 %).

Закрепить материал поможет выполнение заданий 1 и 2 к параграфу. Дополнением могут стать высказывания учащихся, сформулированные в процессе обсуждения ак­туальной проблемной ситуации: известно, что результатом либерализации внешней торговли в России стал спад про­изводства в таких сферах экономики, как сельское хозяй­ство, радиоэлектроника, лёгкая промышленность, и рост экспорта невозобновляемых ресурсов (нефти и газа). А ка­ковы положительные стороны либерализации?

В ответе учащиеся могут указать на наполнение отече­ственного рынка товарами более высокого качества и необ­ходимого ассортимента, рост оборота оптовой и розничной торговли, рост занятости населения и др.

    Необходимо сформировать у учащихся представление о выгодах и потерях страны от выбора той или иной поли­тики в сфере международной торговли. Учитель предла­гает изучить соответствующий учебный текст и записать свои суждения в таблицу.

Международная торговля и политика государства

Направления

экономической

политики

Положительные

черты

Отрицательные

черты

Свободная торговля

Протекционизм


Закрепить материал учителю поможет работа с докумен­том в конце параграфа. При обсуждении заданий к нему важно обратить внимание учащихся на то, что ускоренная интеграция бывших социалистических стран с мировыми рынками не только имеет выгоды, но и чревата опасно­стями. Национальные производители, попав в условия не­привычно жёсткой конкуренции, рискуют не выдержать её и обанкротиться (примером служит положение на пред­приятиях российского автопрома и лёгкой промышленно­сти). Между тем государство не всегда может полагать­ся на импорт товаров, имеющих стратегическое значение (например, продовольствия). Во временной защите от ино­странной конкуренции нуждаются новые отрасли нацио­нального производства, чтобы иметь возможность развить­ся и стать конкурентоспособными. Потенциальные опасно­сти побуждают правительство России не отказываться от использования различных методов протекционистской по­литики.

Учащиеся подходят к выводу: каждая страна должна найти наиболее выгодное место в системе международных экономических отношений в зависимости от так называе­мых сравнительных преимуществ, уникальных для каж­дой страны.

    При рассмотрении последнего пункта плана необхо­димо опереться на имеющиеся у учащихся знания о гло­бальных проблемах общественного развития, причинах и последствиях процесса глобализации. Основная задача - рассмотреть процесс глобализации во взаимосвязи с разви­тием мирового хозяйства.

    Какие области международных экономических отно­шений подвергаются влиянию глобализации? 2) В чём вы­ражается углубление международного разделения труда и интернационализация производства? 3) Какие противо­речия рождает процесс глобализации мировой экономики и как их преодолеть? 4) Есть ли у России перспективы для успешной интеграции в мировую экономику? 5) Како­вы основные тенденции общемирового экономического раз­вития? Какие условия позволят их реализовать?

Важно добиться понимания тесной взаимосвязи и взаи­мовлияния различных сторон общественной жизни, затро­нутых процессом глобализации (желательно обсуждение проблем на конкретных примерах). Необходимо подчерк­нуть неоднозначность, противоречивость воздействия гло­бализации на мировое хозяйство (можно напомнить о дви­жении антиглобалистов). Учителю важно отметить, что можно по-разному относиться к глобализации, но, высту­пая против неё, следует помнить, что таким образом мы рискуем навсегда отстать от мирового развития, от новых технологий, в том числе и в жизненно важных сферах. Надо уметь извлекать пользу из процессов глобализации при соблюдении национальных интересов. И первостепен­ная роль государства в этих процессах - защита интересов граждан.

При наличии в классе компьютера полезно предложить учащимся, используя материалы Интернета, найти приме­ры, иллюстрирующие процессы глобализации в современ­ной экономике.

При втором варианте организации работы (школьная лекция и беседа) можно избрать такую тему для беседы: каковы выгоды и потери от вступления России в ВТО?

Учащимся предлагаются для анализа два фрагмента текста. Возможен следующий вариант работы: разбить уча­щихся на две группы, одна из которых знакомится с плю­сами вступления России в ВТО и самостоятельно формули­рует возможные минусы, а другая знакомится с минусами и формулирует свои предложения о том, как можно их исключить. Учитель помогает дать оценку мнению авторов и подвести итоги работы групп.

Основные плюсы вступления России в ВТО:

    снижение пошлин, т. е. импортируемые товары ста­нут дешевле, снизятся также и экспортные пошлины, что приведёт к тому, что российский экспорт также увеличит­ся. От этого выиграют прежде всего сырьевые отрасли;

    иностранные компании будут более активно работать на российском рынке, и усилится конкуренция, т. е. рос­сийские товары также станут дешевле;

    российская внешнеэкономическая деятельность ста­нет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций.

Присоединение к ВТО предполагает улучшение в стра­не инвестиционного климата и потенциальное привлечение в экономику новых технологий.

Основные минусы вступления России в ВТО:

    многие российские компании окажутся неконкурен­тоспособными. Как результат - потеря рабочих мест, увели­чение количества безработных. Особенно серьёзными послед­ствия будут в моногородах, где из-за банкротства градообра­зующего предприятия может возникнуть социальный взрыв;

    российская экономика потеряет существенную гиб­кость в вопросах внешнеэкономической деятельности;

    России будет сложнее избавиться от сырьевой зави­симости;

    уменьшение экспортных пошлин приведёт к ещё большему дефициту бюджета, который будет покрываться за счёт выпуска государственных облигаций. Это может привести к увеличению государственного долга с соответ­ствующими последствиями. (См.: Татаркин А. Основные последствия вступления России в ВТО / Под ред. А. Татар­кина - М., 2012. - С. 38; Чистосердов А. В. Присоеди­нение России к ВТО / Под ред. А. В. Чистосердова. - М., 2012. - С. 26.)

IV. Закрепление, формирование умений и навыков

Полезно обсудить материалы рубрики «Практические выводы». Сформулированные в рубрике советы будут спо­собствовать более успешной социализации выпускников школы, повышению их конкурентоспособности, овладению рациональными способами поведения в экономических отношениях.

Задания в формате ЕГЭ.

    Верны ли следующие суждения о методах регулирования внешней торговли?

А. Цель введения таможенных тарифов на импорт - защита отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Б. Политика свободной торговли способствует насыщению национального рынка дешёвыми и качественными товарами.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    Прочитайте текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) По различным оценкам в 2002-2003 гг. Россия поста­вила на мировой рынок 16-17 млн т зерна. (Б) Страна вошла в десятку мировых лидеров по экспорту пшеницы и в пятёрку экспортёров ячменя. (В) Этот успех имеет тенденцию к сохра­нению. (Г) Экономисты справедливо связывают дальнейшее раз­витие аграрного сектора с приходом туда крупного капитала и созданием агрофирм. (Д) Формирование цивилизованного рын­ка земли является важной характеристикой развития рыночных отношений в экономике.

Определите, какие положения текста имеют:

    фактический характер

    характер оценочных суждений

    характер теоретических положений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Урок обобщающего повторения и систематизации ЗУН по теме "Повестка дня XXI век: глобальные проблемы человечества". 11-й класс

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме на основе применения знаний естественно – научных дисциплин школьной программы.

Цель урока : Создать условия для обобщения и систематизации ЗУН по теме “Глобальные проблемы человечества”.

Задачи:

Образовательные: осознать целостность географической оболочки нашей планеты; необходимость международного сотрудничества в решении глобальные проблем, с учетом особенностей развития каждого государства и жизни населения отдельных территорий; показать масштабы влияния человека на биосферу, выявить причины таких влияний; подвести учащихся к пониманию необходимости рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере; доказать значимость мирного сосуществования всех стран и народов Земли.

Развивающие: формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся и во взаимодействии в группе, умения аргументировано выступать перед аудиторией, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи на основе комплексного применения знаний; формирование географического мышления; культуры умственного труда, формирование общеучебных компетенций.

Воспитательные: эколого-географическое воспитание, нравственное воспитание, воспитание ответственного отношение к выполнению полученных заданий, способность принятия решений в новой учебной ситуации, социально-активное становление личности.

Форма организации учебного занятия: конференция на основе творческого сотрудничества учащихся и учителя в режиме развивающего обучения.

Основные методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, анализа и синтеза, моделирования и прогноза.

Оборудование и средства обучения: компьютер, проектор, презентации, учебники, групповые творческие проекты учащихся, атласы для 10 класса, настенные карты, тетради на печатной основе по географии для 10 класса (авт. В.П. Максаковский).

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

Ход урока:

1.Мотивационно-целевой блок.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока.

Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. (Работа учащихся с учебником стр. 353 : выписать 4 типа глобальных проблем).

1. «Универсального» характера.

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

2. Природно – экономического характера.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

3. Социального характера.

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

4. Смешанного характера.

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).

2. Обобщение материала. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.

План характеристики глобальной проблемы:

1. Сущность проблемы.

2. Причины ее возникновения.

3. Пути решения проблемы.

Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

Глобальная проблема

Доказательства существования проблемы

Пути решения

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

Просмотр видеоролика о глобальных проблемах человечества

Итак. Ребята, вы догадались. какой теме посвящен наш урок?

Почему средства массовой информации всё больше и больше говорят о будущем человечества. Почему эти проблемы волнуют умы учёных, писателей, журналистов, кинорежиссёров? Как вы думаете, что мы понимаем под понятием проблема ?

«Истребилось всякое существо, которое было на поверхности Земли; от человека до скота и гадов. И птиц небесных, все истребилось с Земли, остался только Ной, и что было с ним в ковчеге»

Библия. Бытие.гл7№2

Назовите мне первую глобальную проблему, которая привела к катастрофическим последствиям и была описана в Библии в Ветхом завете (на доске появляется высказывание из Библии о Всемирном потопе).

Но сам термин глобальные проблемы человечества появился лишь 1945 году. А как вы думаете, почему?

Да, вы абсолютно правы. Т.к. Вторая мировая война, безусловно, показала всю опасность современной войны. Но весь ужас в конце воины показала бомбардировка двух японских городов Хиросима и Нагасаки, где пострадали те, кто не держал в руках оружие, а мирные люди – старики, женщины и дети. Последствия этой бомбардировки ощущаются и сегодня, когда потомки пострадавших после бомбардировки и сегодня страдают от лучевой болезни.

Из курса географии, биологии, обществознания вы рассматривали проблемы, стоящие перед человечеством, вы смотрите телевизор, читаете книги, общаетесь в интернете и уже много знаете по теме данного урока.

Итак первая глобальная проблема мира –проблема мира и разоружения

Выступление 1 группы. Обсуждение.

Демографическая проблема

Об этой глобальной проблеме мы можем прочесть у Роберта Рождественского:

Много нас – людей – на белом свете.

Маются серьёзные умы:

В этой жизни, в этой круговерти, сумасшедшие, расплодились мы!

Бьют демографические взрывы, сохнут реки и чернеет наст

Города вступают как нарывы.

Очень много, слишком много нас!

Много нас!

Учёный бомбу хвалит.

Много нас!

Эсминец рвёт волну.

Только всё-таки не хватит нас людей на новую волну.

Что значит много нас? Сформулируйте проблему.

Выступление 2 группы. Обсуждение.

Чем дольше человечество живёт на земле, тем всё чаще и больше болеет от вирусов и болезней, о которых раньше не слышали. Только человек учится бороться с одними болезнями, например оспой или холерой, то им на смену приходят рак и СПИД. Но может быть так и должно быть! Выживают сильнейшие! Чем больше человек умрёт от болезней, тем больше места освободится для грядущих поколений? Как вы думаете?

Проблема энергетическая и сырьевая

Задача мирового сообщества не просто помочь деньгами, а научить население зарабатывать, поделившись технологиями и местом на мировом рынке.

Чем больше на Земле населения, тем больше тратится различных минеральных и энергетических ресурсов. Не зря этой теме уделяется пристальное внимание.

Выступление 3 группы

Продовольственная проблема

Скажите, пожалуйста, а кто-нибудь из вас голодал? А вы знаете, что такое голод, голод по-настоящему? А кто-нибудь из вас помогал голодному на улице? Голод – явление не новое. Лишь в Китае в ХIХ веке умерло от голода 100 млн. человек. За последние 50 лет в Индии умерло 20 млн. человек. За всю долгую человеческую историю впервые встал вопрос о дефиците продовольствия. Без преувеличения можно сказать, что африканский континент – «Полюс голода» нашей планеты. Вы наверное догадались. Что это за проблема?

Выступление 4группы

Экологическая проблема

Выступление 5 группы

Что же мы видим, что все проблемы между собой взаимосвязаны и невозможно в этом клубке проблем, решить одну конкретную проблему. Мне хотелось бы привести одну известную притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: это конец, сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, барахталась... сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». Как бы хотелось видеть судьбу человечества в образе не первой, а второй из лягушек. И если бы лягушки боролись за жизнь вместе, то выбрались бы из горшка гораздо быстрее. И какой же можно сделать из всего этого вывод: Бороться со всеми проблемами и всем человечеством, так как каждая проблема касается каждого из нас .

Главное в решении любой проблемы – знать её суть. У человечества нет сегодня заботы более серьезной, чем найти силы, найти средства, найти разум, чтобы поладить с природой и разрешить социальные конфликты. Иначе придется возвращаться к некоему подобию каменного века, мрачной эпохе насилия и культурной деградации. Вы хотите?

Видеоролик « Берегите Землю!»

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем?(Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

    Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;

    Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

    Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.

    Привить людям новые нравственно-этические ценности;

    Сплотиться всему человечеству;

    Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;

Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле.

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.

3. Рефлексия Прием «тонкий» и «толстый» вопросов – учит учащихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы может задавать как учитель, так и учащиеся друг другу.

1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?

Какие глобальные проблемы наиболее характерны для нашего времени?

Согласны ли вы с тем, что глобальные проблемы наиболее актуальны для развивающихся стран?

Объясните почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы?

Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?

Домашнее задание : Написать мини-сочинение, эссе. На тему: « Каждый из нас в силах изменить »

Подумайте и объясните, что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем её взаймы от наших потомков»?

Список литературы:

1. Ануфриева О.И. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, 2 часть, Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского, Волгоград, «Учитель», 2006

2. Жижина Е.А., Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии, 10 класс, Москва «ВАКО», 2006.

3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география, 10-11 классы, Москва, «Дрофа», 2009

4.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Экономическая и социальная география мира, Москва, «Русское слово», 2010.

4. Do.gendocs.ru›docs

5. BestReferat.ru›Глобальныепроблемы

6.Рhilosophica.ru›volkov/20.htm

Разделы: История и обществознание

Дидактические цели:

  1. Образовательные:
  • Выяснить причины возникновения глобальных проблем.
  • Охарактеризовать глобальные проблемы.
  • Определить пути решения глобальных проблем.
  • Развивающие:
    • Развивать умения извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, карта, аудиовизуальный ряд, мультимедиа), интерпретировать и переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
    • Развивать умения критически осмысливать информацию, формулировать собственные суждения, обосновывать их.
    • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитывающие:
    • Формировать у учащихся чувство ответственности за судьбу цивилизации.
    • Способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе.

    Методическая цель: формирование способов работы учащихся с различными источниками информации.

    Ход урока

    I этап. Организационно-мотивационный

    Задача: определение темы, постановка учебных задач, создание мотивационной установки на урок.

    Методы: наглядный, эвристический, стимулирования познавательного интереса, словесный (беседа), фронтальный, под руководством учителя.

    Слайд № 1

    Учитель: Начнем наш урок с просмотра фотографий и попробуем определить тему нашего урока.

    Слайд № 1-8

    Учитель: Что отражают эти фотографии?

    Ожидаемый ответ: Современные проблемы: загрязнение окружающей среды, нищета и голод в странах «третьего мира», войны, терроризм.

    Слайд № 9

    Учитель: А что мы видим на этой фотографии?

    Учащиеся: Это мегаполис, который затоплен мировым океаном.

    Учитель: Это фотоколлаж. Фотохудожники показали нам, что может произойти в недалеком будущем в результате катастрофического глобального потепления. Так какую же тему мы сегодня будем изучать?

    Слайд № 10

    Учащиеся: «Глобальные проблемы современности».

    Слайд № 11 (анимация)

    Учитель: Мы должны решить следующие задачи:

    • выяснить причины глобальных проблем;
    • охарактеризовать глобальные проблемы;
    • определить пути их решения;
    • продолжить освоение способов работы с различными источниками информации.

    II этап. Изучение нового материала

    1. Причины глобальных проблем

    Задача: выявить причины глобальных проблем.

    Методы: словесно-логический, наглядно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный.

    Учитель: Начнем с выяснения причин возникновения глобальных проблем.

    Слайд № 12

    Учитель: Один английский исследователь сказал: «До наших дней человечества как единого целого не существовало». Взаимосвязь и взаимозависимость государств, народов резко возросли. Как называется это явление современной жизни?

    Ожидаемый ответ: Глобализация.

    Учитель: Глобализация – усиление взаимосвязи и взаимозависимости мира - это первая причина возникновения глобальных проблем.

    Слайд № 12 (анимация)

    Учитель: Итальянский общественный деятель Печчеи говорил о том, что нынешняя фаза прогресса принесла человечеству множество щедрых подарков и в то же время грозит ему неслыханными бедами. Как вы думаете, что Печчеи понимал под щедрыми подарками, а что под неслыханными бедами?

    Учащиеся: «Подарки»: телевидение, возможность быстрого перемещения, связи, освобождение человека от тяжелого физического труда, лечение многих болезней, создание искусственных материалов. «Беды»: создание атомного оружия; деятельность промышленных предприятий, которые загрязняют окружающую среду; вырубка лесов и т. д.

    Учитель: И щедрые подарки и беды являются результатом активной преобразовательной деятельности человека. Другая причина возникновения глобальных проблем - активная преобразовательная деятельность человека, которая может носить и разрушающий характер.

    Слайд № 12 (анимация)

    2. Глобальные проблемы

    Задача: охарактеризовать основные глобальные проблемы современности.

    Методы: частично-поисковый, практический, наглядно-иллюстративный, словесно- логический, самостоятельной и групповой работы.

    Слайд № 13

    Учитель: Основными глобальными проблемами являются:

    • проблема «Север - Юг»: увеличение пропасти между бедными и богатыми странами;
    • экологический кризис;
    • терроризм и угроза новой мировой войны.

    Учитель: Сейчас наша задача охарактеризовать эти проблемы. Работать будем индивидуально и в группах. Каждая группа анализирует определенную проблему по различным источникам информации, а затем выступает с результатами своей работы. Результатом нашей общей работы будет заполненная таблица:

    Слайд № 14

    Проблема «Экологический кризис»

    Задание для группы (исследователи и интерпретаторы):

    1. из текста приведите примеры проявлений экологического кризиса;
    2. назовите возможные последствия экологического кризиса.

    Экологическая эмиграция

    Продолжающийся нагрев атмосферы способствует расширению пустынь. Во всем мире за последние годы жертвами этого процесса стали 10 млн квадратных километров. Больше всего пострадали Азия, Латинская Америка и Европа – северные берега Средиземного моря. Трагичны последствия опустынивания в Африке: леса там уступают место пескам. Доходит до того, что людям даже не на чем готовить пищу – нет дров.

    Непомерный рост народонаселения и вызванное этим увеличение нагрузки на экосистемы драматически сказываются на судьбах самих людей. Уже появилось понятие «эмиграция из-за разрушения природных условий обитания». Главной причиной бегства с родных земель стало изменение климата. В 1996 году, по данным ООН, таких экологических эмигрантов уже насчитывалось 26 млн. 173 млн. человек живет под угрозой покинуть насиженные места...

    Современные прогнозы на будущее несколько снизили тревогу, появившуюся в конце 80-х годов, когда, по расчетам демографов, население мира должно было к 2100 году достичь примерно 14 млрд человек. Сейчас специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее 9,4 млрд человек.

    Большинство ученых считают: если человечеству уж совсем откажет разум и случится так, что численность населения Земли перейдет через верхнюю допустимую черту – 12 млрд, тогда все экосистемы будут разрушены, от 3 до 5 млрд человек окажутся в положении медленно умирающих от голода и жажды...

    Александровский Г. По материалам немецкого журнала «Фокус» // География в школе. – 1998. – № 3. – С. 50–51.

    Проблема «Север - Юг»

    Задание для группы (практики, экспериментаторы):

    1. По таблицам «ВВП на душу населения» перечислите страны, относящиеся к самым богатым и к самым бедным.
    2. По политической карте мира определите, в каких регионах мира находятся самые бедные и самые богатые страны, назовите регионы.
    3. Объясните, почему проблема разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными странами получила название «Север – Юг»?

    Самые богатые страны

    Страны

    ВВП на душу населения (в долларах США)

    Лихтенштейн

    Швейцария

    Люксембург

    Норвегия

    Германия

    Самые бедные страны

    Страны

    ВВП на душу населения (в долларах США)

    Сан-Томе и Принсипи

    Мозамбик

    Таджикистан

    Кампучия (Камбоджа)

    Гвинея-Бисау

    Задание для группы (практики):

    Таблицы: «ВВП на душу населения самых бедных стран» и «ВВП на душу населения самых богатых стран»

    1. Определите средний показатель ВВП на душу населения для десятка самых бедных стран.
    2. Определите средний показатель ВВП на душу населения для десятка самых богатых стран.
    3. Сравните эти два показателя и сделайте вывод об уровне жизни в бедных странах.

    Задание для группы (исследователи, интерпретаторы, практики, экспериментаторы):

    1. По фрагменту предложенного текста определите, какие проблемы в развивающихся странах стоят наиболее остро.
    2. Как вы думаете, какие последствия могут иметь нерешенные проблемы развивающихся стран?

    На Юг приходится 90% прироста населения. Бурный рост населения в развивающихся странах происходит в условиях, когда значительная часть проживающих в них людей находится на грани или в состоянии ужасающей нищеты. В крохотной африканской хижине без окон ежегодно прибавляется на свет по ребенку, если у главы семейства одна жена, и больше, если жен несколько - и так до тех пор, пока женщина не умирает при родах или не наступает вторичное бесплодие. И эти девять-десять, а то и все два десятка ребятишек изо дня в день не доедают…

    Многомиллиардная помощь на развитие Юга - благо ли? Многочисленные теоретические анализы и практические исследования ситуации наглядно показали, какой вред эти миллиарды причинили странам, для развития которых они предназначались. Теперь неимущее население беднейших стран вынуждено платить проценты с тех сумм предоставленных кредитов, которые приносят богатеющим местным князькам обильные проценты с их лицевых счетов в швейцарских банках. Подсчитано, что за те годы, в течение которых происходило освобождение бывших колоний и молодые государства начали развиваться как самостоятельные, развитые государства выжали из них больше реальных ценностей, чем бывшие метрополии за предыдущие три столетия колониального господства. Развивающиеся страны задолжали развитым капиталистическим государствам более одного триллиона долларов…

    Все больше плодородной, нередко введенной в оборот благодаря дорогостоящему орошению земли изымается у местных производителей сельхозпродукции, столь необходимой для собственного потребления. Вместо нее возделываются доходные экспортные культуры. Положение еще больше усугубляется поставками избыточной сельскохозяйственной продукции из США и стран Европейского Союза, в сравнении с которой, продукция, произведенная трудом местных крестьян, попросту оказывается неконкурентоспособной. Одновременно военщина ряда африканских стран получит дополнительный стимул к тому, чтобы с помощью силы прибрать к рукам традиционные общинные земли - основу пропитания местного населения, - превратив их в крупные плантации. А это в свою очередь будет означать лишь, что, с одной стороны, еще больше разбогатеют единицы, еще больше возрастут суммы на счетах правящей элиты в швейцарских банках, еще больше увеличится могущество пищевых концернов, опутавших своими сетями весь мир, а с другой - еще больше возрастет зависимость правительств беднейших стран Юга, а главное, еще острее станет проблема голода для обездоленной части населения планеты.

    По материалам печати.

    Проблема «Угроза новой мировой войны»

    Задание для группы экспериментаторов:

    1. Каковы проявления данной проблемы?
    2. Каковы возможные последствия новой мировой войны?

    Работа в группах 7-10 минут. Выступление представителей от групп 10-12 минут и заполнение таблицы по ходу выступления групп.

    Слайды № 15-17

    Глобальная проблема

    Проявления

    Возможные последствия

    Экологический кризис

    Расширение пустынь, изменение климата, загрязнение окружающей среды, сокращение продуктивности живого покрова, истощение ресурсов

    Разрушение экосистем, смерть 3-5 млн. от жажды и голода

    «Север-Юг»

    Нищета в слаборазвитых странах, долг более 1 трлн. долларов, разорение местных производителей, политическая и военная нестабильность

    Рост разрыва в уровне жизни между Севером и Югом, рост нищеты и зависимости правительств беднейших стран Юга

    Угроза новой мировой войны

    Расширяется круг ядерных держав, растут запасы вооружений, локальные войны, терроризм

    Мировая война, уничтожение жизни на Земле

    Учитель подводит итоги по таблице: Таким образом, у нас теперь заполненная таблица по основным глобальным проблемам.

    3. Пути решения глобальных проблем

    Задача: познакомить учащихся с конкретными примерами решения глобальных проблем, определить пути их решения.

    Методы: частично-поисковый, исследовательский, самостоятельной и групповой работы, работы под руководством учителя, фронтальный.

    Учитель: Как вы видите, глобальные проблемы грозят гибелью всему человечеству. Чтобы этого не произошло, нужно действовать уже сейчас. Следующий вопрос «Пути решения глобальных проблем».

    Слайд № 18

    Учитель: Решением глобальных проблем озабочена прогрессивная часть человечества, которая осознает опасность глобальных проблем для самого существования человечества. Вклад в решение глобальных проблем вносят межгосударственные и международные соглашения, общественные организации и экологические движения.

    Слайд № 18 (анимация)

    Учащиеся записывают схему со слайда.

    Учитель: Сейчас наша задача - на примерах познакомиться со способами решения глобальных проблем. Работать будем индивидуально и в группах. Каждая группа работает по одному из этих направлений по различным источникам информации, а затем выступает с результатами своей работы.

    Работа в группах 8 минут.

    Международные и межгосударственные соглашения

    (по материалам Интернет-сайтов «374.ru от сложного к простому» и «Википедия»)

    1. Что такое Киотский протокол?
    2. Почему он носит глобальный характер?
    3. С какими проблемами столкнулась реализация Киотского протококола?

    Общественные организации. Римский клуб

    Задание для группы экспериментаторов и интерпретаторов:

    1. С какой целью и когда был создан Римский клуб?
    2. Чем занимается Римский клуб?
    3. Почему члены Римского клуба считают очень важным для решения глобальных проблем изменение сознания и мышления человека?
    4. Какие приоритетные направления в воспитании выделили члены Римского клуба? Попробуйте дополнить этот список.

    Экологические движения. Greenpeace

    Задание для группы практиков:

    (по материалам Интернет-сайта «Википедия»)

    1. Что такое Гринпис? Когда она основана?
    2. В чем специфика деятельности Гринпис?
    3. Действует ли Гринпис в России?
    4. Приведите пример (по выбору) успешной акции Гринпис.

    Выступление групп 6 минут.

    Слайд № 19

    Учитель: Большую роль в решении глобальных проблем играют усилия всего мирового сообщества. Рассмотрим на конкретном примере. Речь пойдет о Киотском соглашении.

    Выступление группы «Международные и межгосударственные соглашения».

    Учитель: Решить глобальные проблемы можно только усилиями всего мирового сообщества.

    Слайд № 19 (анимация)

    Учитель: Идея глобального моделирования возникла в конце 60-х начале 70-х годов. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу - организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, озабоченных выработкой мер по предотвращению глобальных угроз.

    Выступление группы «Римский клуб».

    Учитель: Решение глобальных проблем невозможно без изменения мышления человека.

    Слайд № 19 (анимация)

    Учитель: Вклад в решение глобальных проблем вносят и экологические движения.

    Выступление группы «Greenpeace».

    Слайд № 20

    Учитель: «Человеческая история достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек, не могущих удовлетворить основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требует революции. Она грядет. Мы знаем, что у нас есть возможность предотвратить опасность, хаос и конфликты, которые в противном случае неизбежны». Эти слова премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундланд произнесла на конференции ООН в 1992 году, они не потеряли своей актуальности.

    III этап. Закрепление материала

    Задача: выделить тезисы урока, проговорить их.

    Методы: устный, фронтальный, наглядный, репродуктивный.

    Слайд № 21

    Тезисы урока:

    • Основными глобальными проблемами являются увеличение пропасти между бедными и богатыми странами, экологический кризис, терроризм и угроза новой мировой войны.
    • Причинами возникновения глобальных проблем являются возросшая взаимосвязанность и взаимозависимость мира, возросшая мощь преобразовательной деятельности человека, низкий уровень сознания.
    • Глобальные проблемы затрагивают жизненно важные интересы всего человечества и требуют согласованных международных действий.
    • Один из важнейших путей преодоления глобальных проблем – изменение мышления людей, осознание необходимости борьбы с голодом и нищетой, бережного отношения к природным ресурсам.

    IV этап. Подведение итогов, выставление оценок

    V этап. Домашнее задание:

    Слайд № 22

    1. Характеризовать глобальные проблемы.
    2. Глобальные проблемы (другие) и шаги по их решению (сообщение).

    Урок 19. Глобальные проблемы современности

    28.10.2013 11657 0

    Мы все умрем, людей бессмертных нет, И это все известно и не ново.

    Но мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово.

    Расул Гамзатов

    Цели: обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь, взаимообусловленность и отличия от других проблем человека; развивать умения работать с дополнительной литературой и аргументировать свое мнение.

    ВАРИАНТ 1

    Тип урока: изучение нового материала.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    (Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф (он записан на доске) и просит объяснить смысл цитаты. Выслушав 2-3 учеников, формулирует тему и цели урока.)

    5 Поурочные разработки по обществознанию

    Мы рассмотрим следующие вопросы:

    1. Классификация глобальных проблем.

    2. Характеристика основных глобальных проблем и пути их решения.

    II. Изучение нового материала

    1. Классификация глобальных проблем

    С понятием «глобальные проблемы» вы уже знакомились на уроках географии, биологии, химии, истории. Когда появилось понятие «глобальные проблемы»? (В начале 50-х годов XX века.)

    Почему проблемы названы глобальными? (Слово «глобальный» происходит от лат. globus - шар, globus terra - земной шар. Эти проблемы затрагивают жизненные интересы всего человечества.)

    Почему именно в середине XX века появились эти проблемы? (В это время было взято на вооружение атомное оружие.)

    Понятию «глобальные проблемы» присущи следующие характеристики:

    Порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;

    Угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле;

    Решение этих проблем возможно только при условии объединения усилий всего мирового сообщества.

    На рубеже XX-XXI вв. определились мощные силы, которые в совокупности могут привести мировое сообщество в новое состояние. Первая из них - экономическое доминирование евроатлантической цивилизации. Вторая - бурный подъем экономики в Юго-Восточной и Восточной Азии. Третья - ослабление государств на фоне, с одной стороны, транснациональных корпораций и негосударственных организаций и, с другой стороны, развертывания новых нерегулируемых процессов, грозящих хаосом (например, в последнее время все чаще в различных СМИ проявление аномальных природных катаклизмов: необычайно высокая температура, затем длительные продолжительные дожди в Европе - объясняют успехами в разработке «географического оружия»). Четвертая -углубление диспропорций между богатым «Севером» и бедным «Югом». Пятая - демографический взрыв. Шестая - после «века идеологий» многие государства стремятся найти некую универсальную идею, и под этим предлогом активно внедряются в духовную жизнь разного рода секты, которые в реальности «зомбируют» своих членов. Совокупность влияния этих сил может изменить общую картину мира и стратегическое соотношение сил. Поэтому так важно определиться с теми глобальными проблемами, которые сегодня требуют тесного взаимодействия всех стран, всего мирового сообщества.

    Назовите известные вам глобальные проблемы.

    Все глобальные проблемы можно условно разделить на четыре основные группы:

    Социально-политические;

    Социально-экономические;

    Социально-экологические;

    Проблемы человека.

    2. Характеристика основных глобальных проблем и пути их решения

    (Предварительно учащимся можно дать задание подобрать информационный материал по теме урока.)

    Социально-политические проблемы связаны с обеспечением мира и международной безопасности.

    Возможные пути решения:

    Предотвращение локальных войн и межэтнических конфликтов;

    Исключение любых форм насилия в отношениях между народами и государствами;

    Борьба с международным терроризмом;

    Принятие соглашений по ограничению стратегических вооружений;

    Установление между странами отношений доверия, добрососедства, партнерства и сотрудничества;

    Прекращение гонки вооружений, проведение разоружения и конверсия. Конверсия - перевод избыточных ресурсов, занятых в военно-промышленном комплексе, на производство гражданской продукции;

    Социально-экономические проблемы проявляются в экономической отсталости ряда стран. В этих странах проживает по некоторым оценкам до половины населения земного шара. Причины отсталости: неблагоприятные природно-климатические условия, неэффективность организации труда и управления, слабая производственная база и т. д.

    Возможные пути решения:

    Проведение аграрных и рыночных реформ;

    Индустриализация экономики;

    Обеспечение накопления капитала;

    Эффективное управление.

    Демографическая проблема. Во второй половине XX века произошел резкий рост населения нашей планеты. Однако в развитых странах наблюдается падение рождаемости и старение населения, растет естественная убыль, сокращается доля трудоспособного населения и т. п.

    Возможные пути решения:

    Ограничение высокой рождаемости в слаборазвитых странах, в том числе применение государственных мер, проведение соответствующей разъяснительной работы;

    Стимулирование рождаемости в странах развитых, чтобы хотя бы обеспечить замещение умирающих поколений.

    Продовольственная проблема связана с острой нехваткой продуктов питания, их неполноценностью и несбалансированностью питания.

    Возможные пути решения:

    Расширение добычи морепродуктов;

    Помощь мирового сообщества;

    Обеспечение баланса между ростом населения и возможностями производства.

    Проблема природных ресурсов. Многие ресурсы исчерпаемы, невозобновимы.

    Возможные пути решения:

    Изменить саму модель экономического роста: от наращивания объемов ресурсов перейти к рационализации их добычи и потребления;

    Снижение энерго- и материалоемкости производства;

    Развитие нетрадиционной энергетики;

    Стимулирование рационального и экономного использования ресурсов.

    Социально-экологические проблемы связаны со взаимоотношением общества и окружающей среды. Это загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, угрожающий рост отходов производства, глобальные изменения климата, ухудшение плодородия почв и т. д.

    Возможные пути решения:

    Разработка и выполнение международных программ охраны окружающей среды;

    Эффективное природоохранное законодательство;

    Решение проблемы утилизации отходов;

    Формирование экологического мировоззрения в обществе.

    Глобальные проблемы чеповека. Рост пандемических заболеваний, СПИД, «синдром хронической усталости», рост всякого рода фобий и т. д.

    Возможные пути решения: пропаганда и внедрение здорового образа жизни.

    Дополнительный материал

    Из-за глобального потепления люди будут болеть чаще

    Ученые предупреждают: изменения климата повлияют на здоровье миллионов людей.

    Каждый четвертый визит к врачу вызван погодой или «капризами» окружающей среды. Эту цифру назвала на недавней конференции метеорологов в Мадриде Мария Ниера из Всемирной организации здравоохранения. Вот какие болезни больше всего связаны с небесной канцелярией:

    Диарея. Объяснение простое: чем теплее, тем активнее плодятся бактерии. Банальный, казалось бы, понос медики считают одним из главных «киллеров» человека.

    Респираторные инфекции и хронические легочные заболевания - астма, бронхит и т. д. (зависят от влажности и чистоты воздуха).

    Малярия (от нее погибают 1,1 млн человек в год). Ее распространение очень сильно зависит от температуры и влажности воздуха.

    Травмы в ДТП. А они тут при чем? Очень просто: скользкие дороги в гололед и дождь, плохая видимость из-за тумана... Это причина 1,2 млн смертей ежегодно.

    Ишемическая болезнь сердца. Сердечники реагируют и на жару, и на перепады атмосферного давления, и на высокую влажность воздуха.

    От глобального потепления больше всего бедствий терпят жители тропиков и бедных стран Африки и Азии. Но у горожан в Европе и в России в том числе свои напасти: «волны тепла» летом и очень грязный воздух в крупных городах. Жуткая цифра: 350 тыс. жителей Старого Света за год погибли от того, что дышали всякой гадостью (это данные Европейской комиссии по чистоте воздуха). Сюда входят все виды загрязнений: автомобильные выхлопы, дым заводских труб, дорожная и строительная пыль, табачный дым, пыльца... Они, по мнению исследователей, могут вызывать или ускорить течение множества недугов: сердечно-сосудистых, респираторных, онкологических, нервных и даже генетических. С погодой чистота городского воздуха связана напрямую.

    В Москве, например, в солнечные и безветренные летние деньки в воздухе копится больше всего вредных примесей. А ненастье хоть и портит настроение, но атмосферу очищает.

    О том, что жара может быть не просто изнуряющей - смертельной, европейцы серьезно задумались летом 2003 г. Франция, Италия.

    Греция, Испания несколько недель подряд изнывали от зноя, который зашкаливал за +35 градусов по Цельсию.

    «В Париже за день умирали около 300 человек. А в нормальную погоду не больше 50», - привел статистику Сергей Семенов, профессор из Института глобального климата и экологии.

    Жара в то лето убила 40 тыс. европейцев. Чтобы зной стал опасным для здоровья, он не обязательно должен быть 40-градусным. Даже вполне безобидные +25 или +30 в мегаполисе могут стать губительными при условии, что такая погода держится очень долго. Ее жертвами в первую очередь становятся пожилые и бедные люди, особенно с заболеваниями сердечно-сосудистой или дыхательной систем. Те, кто живет в квартирах без кондиционеров и на последних этажах, прямо под раскаленной крышей. По данным японского исследования, половина всех пострадавших от зноя - это малыши младше 4 лет и старики старше 70.

    С тех пор «волны тепла» метеорологи и врачи изучили очень подробно и наладили в европейских городах систему предупреждения жителей: что делать, как себя вести. И, как сообщил Стефен Коннор, директор Интернационального исследовательского института мониторинга окружающей среды, хотя лето 2006 г. тоже было аномально жарким, число смертельных случаев сократилось до нескольких тысяч!

    Значит, и глобальные изменения климата должны отразиться на здоровье? Увы! В прогнозе Межправительственной группы экспертов по изменениям климата (МГЭИК) на ближайшие 100 лет этому посвящена отдельная глава. Главный вывод: меняющийся климат повлияет на здоровье миллионов людей.

    Как именно? Больше станет заболеваний, вызванных недостатком продовольствия. Для планеты в целом это основная проблема, сейчас голод и плохое питание убивают 3,7 млн человек в год. Но России она коснуться не должна. В наших средних и северных широтах глобальное потепление по части еды очень даже полезно. Это официальные данные экспертов: при повышении температуры не больше чем на 2 градуса производство продовольствия у нас будет только расти, потому как все растения расцветают раньше и колосятся быстрее. Вот если потеплеет на 3 градуса, тогда и россиянам грозит нехватка пищи. Напомним, что, по прогнозу МГЭИК, к 2009 г. Земля может нагреться на 1,8^1 градуса.

    Увеличится число смертей, травм и болезней, связанных с «волнами тепла» (это долгие периоды экстремальной жары), наводнениями, ураганами, лесными пожарами и засухами. Одна из бед глобального потепления - всех этих погодных катаклизмов с каждым годом становится все больше, в том числе и в России.

    Все больше людей будут страдать от диареи и маяться от других недугов пищеварительной системы. Кардиореспираторных заболеваний тоже станет больше. Инфекционные заболевания грозят жителям регионов, где раньше о заразе и не слыхали. В первую очередь это малярия и лихорадка Денге. До России тропические болезни не доберутся. Но у нас в стране уже расширяется ареал распространения клещевого энцефалита.

    В средних и северных широтах у аллергиков, реагирующих на пыльцу, уже прибавилось проблем: период цветения растений начинается раньше и длится дольше.

    Неужели от глобального потепления здоровью сплошной вред? Разумеется, нет. Эксперты МГЭИК считают, что меньше станет проблем, связанных с холодом, в том числе и смертей от переохлаждения. «Жить в суровом климате - удовольствие небольшое! А у нас большая часть страны так и живет, 60% российской территории покрыто вечной мерзлотой, - объясняет Олег Анисимов, один из экспертов, профессор из Государственного гидрологического института - Так что для России в целом потепление - большое благо. Но вместе с этим в Арктике мы уже столкнулись с новыми болезнями. Дело в том, что раньше большинство микробов за зиму вымерзало. Мороз - такой же надежный способ дезинфекции, как и кипячение. А сейчас из-за теплых зим они вдруг начали выживать!»

    III. Закрепление изученного материала

    Назовите основные признаки глобальной проблемы.

    По международным опросам, обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан США, 51 % канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан. Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему мнению, объясняется столь значительный разброс мнений?

    Опросы показывают, что американцы и финны, россияне и датчане с разной степенью остроты воспринимают угрозы, порожденные глобальными проблемами современности. Значит ли это, что бремя решения этих проблем должно быть возложено прежде всего именно на те страны, где особенно велико число граждан, озабоченных глобальными проблемами?

    Выступая на научной конференции, ученый заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.

    (Учитель подводит итог урока.)

    Домашнее задание

    1. Выучите записи в тетради.

    2. Индивидуальные задания. Подберите материалы СМИ по следующим вопросам:

    Энергетическая проблема и пути ее решения;

    Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения;

    Проблема рационального использования ресурсов Мирового океана;

    Основные пути решения природоохранных проблем;

    Урбанизация как всемирный процесс;

    Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

    Loading...Loading...