Где жил данте. Италия: по местам Данте Алигьери

Всемирную славу имеет имя знаменитого поэта Италии Данте Алигьери. Цитаты из его произведений можно услышать на самых разных языках, так как с его творениями знаком практически весь мир. Они прочитаны многими, переведены на разные языки, изучены в разных концах планеты. На территории большого количества европейских государств имеются общества, которые систематически собирают, исследуют и распространяют информацию о его наследии. Юбилейные даты жизни Данте входят в число крупных культурных событий в жизни человечества.

Шаг в бессмертие

В то время, когда родился великий поэт, человечество ожидали большие перемены. Это было накануне грандиозного исторического переворота, который кардинально изменил облик европейского общества. Средневековый мир, феодальное угнетение, анархия и разобщенность уходили в прошлое. Происходило возникновение товаропроизводителей. Наступали времена могущества и процветания национальных государств.

Поэтому Данте Алигьери (поэмы которого переведены на разные языки мира) - это не только последний поэт Средневековья, но и первый писатель Нового времени. Он возглавляет список, состоящий из имен титанов Возрождения. Он первый начал борьбу с насилием, жестокостью, мракобесием средневекового мира. Также он был среди тех, кто первыми подняли знамя гуманизма. Это и стало его шагом в бессмертие.

Молодость поэта

Данте Алигьери, биография его очень тесно связаны с теми событиями, которые характеризировали общественную и политическую жизнь Италии в то время. Он родился в семье коренных флорентинцев в мае 1265 года. Они представляли небогатый и не весьма знатный феодальный род.

Его отец работал во флорентийской банковской фирме юристом. Он умер очень рано, еще во времена юности его позже прославившегося сына.

То, что политические страсти в стране кипели, в стенах родного города постоянно происходили кровавые бои, флорентийские победы сменяли поражения, не могло ускользнуть от внимания юного поэта. Он был наблюдателем распада гибеллинской мощи, привилегий грандов и закрепления пололанской Флоренции.

Обучение Данте происходило в стенах обыкновенной средневековой школы. Юноша рос чрезвычайно любознательным, поэтому ему было недостаточно скудного, ограниченного школьного образования. Он постоянно пополнял свои знания самостоятельно. Очень рано мальчик начал интересоваться литературой и искусством, уделяя особое внимание живописи, музыке и поэзии.

Начало литературной жизни поэта

Но литературная жизнь Данте начинается в ту пору, когда литературой, искусством, ремеслами жадно пились соки гражданского мира. Все, что до этого не могло полноценно заявить о воем существовании, вырвалось наружу. В те виды искусства начали появляться как грибы поле дождя.

Впервые в качестве поэта Данте попробовал себя во время пребывания в кружке «нового стиля». Но даже и в тех, достаточно ранних, стихотворениях нельзя не заметить наличие буйного прибоя чувств, которые разбивали образы данного стиля.

В 1293 году происходит публикация первой книги поэта под названием «Новая жизнь». В этом сборнике было тридцать стихотворений, написание которых датируется 1281-1292 годами. Они имели обширный прозаический комментарий, характеризирующийся автобиографическим и философско-эстетическим характером.

В стихах этого сборника было впервые рассказано об истории любви поэта. Объектом его обожания стала еще в те времена, когда мальчику едва исполнилось 9 лет. Этой любви было суждено продлиться всю его жизнь. Очень редко она находила свое проявление в виде редких случайных встреч, мимолетных взглядов возлюбленной, в ее беглых поклонах. А после 1290 года, когда смерть забрала Беатриче, любовь поэта становится его личной трагедией.

Активная политическая деятельность

Благодаря «Новой жизни» имя Данте Алигьери, биография которого в равной степени интересная и трагическая, становится известным. Кроме талантливого поэта он был выдающимся эрудитом, одним из самых образованных людей Италии. Широта круга его интересов была необыкновенно большой для того времени. Он занимался изучением истории, философии, риторики, богословия, астрономии, географии. Также он уделял особое внимание системе восточной философии, учениям Авиценны и Аверроэса. От его внимания не удалось ускользнуть великим античным поэтам и мыслителям - Платону, Сенеке, Вергилию, Овидию, Ювеналу. Особое внимание их творениям будет уделено гуманистами эпохи Возрождения.

Данте постоянно выдвигался флорентийской коммуной на почетные должности. Он выполнял весьма ответственные В 1300 году Данте Алигьери был избран в комиссию, состоявшую из шести приоров. Ее представители правили городом.

Начало конца

Но в это же время происходит новое обострение гражданских распрей. Тогда центром разгара вражды стал сам гвельфский лагерь. Он раскололся на «белую» и «черную» фракцию, очень враждовавшие между собой.

Маска Данте Алигьери среди гвельфов имела белый цвет. В 1301 году при поддержке папы «черные» гвельфы захватили власть над Флоренцией и начали беспощадно расправляться со своими противниками. Их отправляли в ссылки и казнили. Только отсутствие Данте в городе спасло его тогда от расправы. Он был заочно приговорен к смерти. Его ждало сожжение сразу же после прихода на Флорентийскую землю.

Период изгнания с родины

В то время произошел трагический надлом в жизни поэта. Оставшись без родины, он вынужден скитаться по другим городам Италии. Некоторое время он находился даже за пределами страны, в Париже. Его были рады видеть во многих палаццо, но он нигде не задерживался. Он испытывал большую боль от поражения, а также очень тосковал по Флоренции, а гостеприимство князей казалось ему унизительным и оскорбительным.

В период изгнания из Флоренции произошло духовное созревание Данте Алигьери, биография которого и до этого времени была весьма насыщенной. Во время скитаний перед его глазами всегда были вражда и разброд. Не только его родина, но и вся страна воспринималась им как «гнездилище неправды и тревоги». Он был со всех сторон окружен нескончаемыми распрями между городами-республиками, жестокими раздорами между княжествами, интригами, иностранными войсками, вытоптанными садами, разоренными виноградниками, измученными, отчаявшимися людьми.

В стране начиналась волна народных протестов. Возникновение новых идей, народная борьба провоцировали пробуждение мыслей Данте, призывая его к поискам всевозможных выходов из сложившейся ситуации.

Созревание ослепительного гения

В период скитаний, лишений, скорбных раздумий о судьбе Италии созрел гений Данте. В то время он выступает в качестве поэта, деятеля, публициста и ученого-исследователя. Тогда же была написана Данте Алигьери «Божественная комедия», принесшая ему бессмертную мировую славу.

Задумка о написании этого произведения появилась намного раньше. Но для того чтобы ее создать, нужно прожить целую человеческую жизнь, наполненную муками, борьбой, бессонным, испепеляющим трудом.

Кроме «Комедии» выходят и другие произведения Данте Алигьери (сонеты, поэмы). В частности, трактат «Пир» относится к первых годам эмиграции. В нем затронуто не только богословие, но и философия, мораль, астрономия, натурфилософия. Кроме этого, «Пир» был написан на национальном итальянском языке, что было весьма необычно в то время. Ведь тогда практически все работы ученых были изданы на латыни.

Параллельно с работой над трактатом в 1306 году увидел мир и лингвистический труд под названием «О народном красноречии». Это первое европейское научное исследование романского языкознания.

Обе эти работы так и остались неоконченными, так как новые события направили мысли Данте в несколько другое русло.

Несбывшиеся мечты о возвращении на родину

Данте Алигьери, биография которого известна многим современникам, постоянно думал о возвращении. На протяжении дней, месяцев и годов он неутомимо и упорно мечтал об этом. Особенно это проявлялось во время работы над «Комедией», при создании ее бессмертных образов. Он ковал флорентийскую речь и возносил ее на всенародный политический уровень. Он свято верил в то, что именно с помощью своего гениального поэтического творения ему удастся вернуться в родной город. Его ожидания, надежды и мысли о возвращении давали ему силы для завершения этого титанического подвига.

Но ему не было суждено вернуться. Заканчивал написание своей поэмы он в Равенне, где властью города ему было предоставлено убежище. Летом 1321 года творение Данте Алигьери «Божественная комедия» было завершено, а 14 сентября того же года город хоронил гения.

Гибель от веры в мечту

До конца своей жизни поэт свято верил в мир на его родной земле. Этой миссией он жил. Ради нее он поехал в Венецию, которая готовила военное нападение на Равенну. Данте очень хотел убедить лидеров Адриатической республики в том, что надо отказаться от войны.

Но эта поездка не только не принесла желаемых результатов, но и стала роковой для поэта. На его обратном пути находилась болотистая лагунная область, где «обитал» бич подобных мест - малярия. Именно она и стала причиной сокрушения в течение нескольких дней сил поэта, надорванных весьма тяжелым трудом. Так завершилась жизнь Данте Алигьери.

И только по прошествии нескольких десятилетий Флоренция поняла, кто был ею потерян в лице Данте. Правительство захотело забрать останки поэта с территории Равенны. Его прах до нашего времени находится вдали от родины, которая его отвергла и осудила, но для которой он остается самым преданным сыном.

Флоренцию порой называют «городом Данте» — так или иначе поэт оставил свой след в этом городе. Следы почитания автора «Божественной комедии» встречаются практически на каждом шагу: церковь, названная его именем, памятные таблички на домах, где он жил… Но вместе с тем, жизнь и смерть знаменитого флорентийца таят в себе еще много загадок и тайн.

Несколько малоизвестных фактов об Алигьери

  • До сих пор не выявлена настоящая дата рождения Данте. В церковных документах нашлась только запись о крещении, да и то под именем Дуранте (полное имя поэта – Дуранте дельи Алигьери). Ранее фамилия звучала как Альдигьери, но позже ее сократили.
  • История Данте и Беатриче знакома каждому романтику . Еще 8-летним мальчиком он влюбился в светловолосую соседку Беатриче Портинари, и это чувство он пронес через всю свою жизнь. Любовь была чисто платонической, но это не мешало Алигьери обожествлять возлюбленную и посвящать ей свой литературные труды.

    За всю жизнь Данте и Беатриче вживую общались лишь дважды , но этих впечатлений Данте хватило, чтобы пронести любовь через всю свою жизнь. Не желая быть раскрытым в своих чувствах, Дуранте оказывал знаки внимания другим женщинам, и это не укрылось от взора Беатриче. Они оба переживали из-за своей стеснительности и невозможности быть вместе.

    Когда в 1290 году Беатриче скончалась, родственники Данте всерьез опасались за его рассудок – поэт целыми днями плакал, горевал и писал сонеты, посвящая их своей умершей возлюбленной.

  • Несмотря на свою любовь к Беатриче, Данте женился на другой – но это был скорее политический ход, нежели веление сердца. Его избранницей и спутницей на долгие годы стала Джемма Донати, родившая поэту троих детей (Якопо, Пьетро и Антонию). Однако ни один из своих сонетов поэт не посвятил супруге.
  • В 1302 году Дуранте дельи Алигьери с позором был изгнан из города по сфабрикованному против него делу об антигосударственной деятельности (из-за принадлежности Алигьери к партии «белых гвельфов»), а также по делам о взяточничестве и финансовых подлогах. Кроме того, что семья Данте уплатила огромный по тем временам штраф, имущество поэта также было арестовано.

    Семья не могла последовать за ним – Джемма с детьми осталась . Родного города Данте, к сожалению, больше не увидел. Скитаясь по разным городам, поэт был вынужден остановиться в Равенне, где и провел остаток своей жизни.

    Парадокс состоит в том, что по прошествии времени власти Флоренции простили ему заслуженные и незаслуженные грехи и позволили вернуться на родину, но Данте этого так и не сделал.

  • Перед смертью Dante Alighieri закончил самое известное свое творение – «Божественную комедию». В одной из поездок по Венеции поэт подхватил малярию, которая ослабила и без того измученный организм. У Данте сил хватало только на то, чтобы бороться с болезнью, но противостоять ей он не смог – в 1321 году Данте скончался.

    Две части «Божественной комедии» — «Ад» и «Чистилище» – на то время были уже распространены, поэт дописывал последнюю часть – «Рай» – уже за несколько дней до смерти. Когда после похорон дети поэта прибыли в Равенну, они не смогли отыскать последние, заключительные стихи «Рая». Спрятаны они были самим Данте, который жил в вечном страхе ареста, и поэтому постоянно перепрятывал написанное. Сыновья хотели отыскать рукопись, чтобы продать ее и выручить хоть какие-то деньги – семья очень нуждалась и жила в бедности долгие годы.

    Старший сын Якопо писал позже в своих воспоминаниях, что стихи не могли отыскать в течение восьми месяцев, пока однажды ночью сам Данте в белоснежных одеждах не явился ему во сне.

    Отец указал сыну на стену в одной из комнат и сказал: «здесь вы найдете то, что долгое время никак не можете отыскать». Проснувшись, Якопо сразу же бросился к указанной стене и в неприметной нише нашел искомую рукопись.

Наверняка вы слышали о знаменитом и красочном ? На страницах нашего сайта расскажем о традициях этого праздника.

Из достопримечательностей Флоренции можно также выделить палаццо Медичи Риккарди. вы узнаете, чем знаменит этот старинный дворец.

Читайте все о Римском форуме, и почему это сооружение в Риме так популярно среди туристов со всего мира.

Где похоронен поэт

С захоронением Алигьери тоже связано немало мистического . Похоронен он был в церкви Сан-Франческо в Равенне. Спустя несколько лет флорентийские власти решили вернуть в город прах именитого горожанина и послали людей в Равенну, чтобы те привезли мраморный саркофаг с телом поэта.

Однако всех ждал немалый сюрприз : когда саркофаг привезли во Флоренцию, то оказалось, что он пуст. Папе преподнесли две версии произошедшего: первая версия гласила, что останки были похищены неизвестными, а согласно второй – за собственным телом явился сам Дуранте. Как ни странно, но Папа Лев Десятый поверил именно последней версии.

Оказалось, когда жители Равенны поняли, что вот-вот будет выполнена мечта знатного флорентийца Лоренцо Медичи (ставшего впоследствии Папой Львом X), они проделали дыру в мраморном саркофаге и попросту выкрали тело именитого итальянца.

Останки были перезахоронены в секретном месте, о котором знала лишь небольшая группа монахов-францисканцев. Вскоре место захоронения было утеряно.

Останки поэта были обнаружены случайно , при реставрационных работах в старой часовне Браччиофорте (в 1865 году): рабочие наткнулись в одной из стен на нишу, где покоился простой деревянный гроб. Когда вскрыли гроб, чтобы удостовериться, что он не пуст, то кроме тела была обнаружена вложенная в гроб записка некоего Антонио Санти – «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году». Кем был этот Антонио Санти и как он смог обнаружить останки – для науки так и осталось загадкой.

Найденные останки похоронили с великими почестями , и до сих пор тело флорентийского изгнанника покоится в небольшой часовне в Равенне.

Но на этом мистика не окончилась . Во время реконструкционных работ в одной из библиотек Флоренции (1999 год) рабочие наткнулись на книгу, из которой выпал конверт.

В конверте находился пепел и гербовая бумага в черной рамке, извещавшая о том, что в конверте находится прах Данте. Новость эта повергла в шок все научное и литературное сообщество.

Откуда взяться праху, если тело Dante не подвергалось сожжению? Конечно, флорентийские власти в XIV веке требовали от монахов, чтобы они сожгли Данте – в качестве наказания за вероотступническую и антигосударственную деятельность, но (по данным ряда источников) этого не произошло. Позже выяснилось, что сожжение имело место, но не Дуранте, а ковра, на котором стоял его гроб. Ковер сожгли, а нотариус не придумал ничего лучше, чем сложить прах в конверт, написать записку и отправить послание во Флоренцию.

Экскурсия по знаменитым местам во Флоренции

Путешествуя по Флоренции, можно составить собственный туристический маршрут, так или иначе связанный с автором «Божественной комедии».

  • Дворец (Старый дворец). Был построен герцогом Козимо Медичи в качестве основной резиденции герцога. Впоследствии Медичи переехал в более просторное здание Палаццо Питти. В этом дворце, Палаццо Веккьо, на первом этаже находится посмертный слепок с лица автора «Божественной комедии», сделанный в XIV веке.
  • Церковь Dante Alighieri. На самом деле церковь носит имя Святой Маргариты ди Черри, но жители Флоренции неофициально переименовали в церковь Dante из-за близости ее к дому, где жил поэт. Находится церковь во дворах, неподалеку от собора Дуомо.

    Церковь эта весьма непритязательна как внешне, так и внутри , в ее убранстве отсутствует настенная роспись и какие-то украшения. Кстати, именно в этой церкви находится могила единственной любви Dante – Беатриче.

    Предприимчивые местные жители говорят, что во Флоренции (по аналогии с Вероной) существует своя романтическая традиция – приносить к могиле Беатриче любовные записки с просьбой о помощи в делах сердечных.

  • Дом-музей Dante Alighieri. Простое двухэтажное здание. Однако этот дом не является оригинальным – в середине XIX века площадь, где стоял дом семьи Алигьери, были реконструирована, и дома на ней снесены либо перенесены в другое место. Благодаря тому, что Данте был во Флоренции весьма популярен, с помощью многочисленных архивных источников удалось установить точное место, где стоял дом семейства Алигьери. В 1911 году была построена копия дома Данте.

    Историки и архитекторы воссоздали дом той эпохи , многие предметы (монеты, предметы быта, оружие) действительно принадлежат эпохе Средневековья, но к самому поэту они никакого отношения, увы, не имеют. Зато имеются многочисленные копии его рукописей, иллюстрации, сделанные им самолично к ряду глав «Божественной комедии».

  • Осмотреть его можно в любой день, кроме понедельника, с 10 до 17 часов.

    Адрес дома-музея: Via Santa Margherita, 50122 Firenze

    Входной билет стоит 4 евро, для детей и льготных категорий граждан – 2 евро.

  • Баптистерий Сан Джиованни. Это то самое здание в фильме, отделанное бело-зеленым мрамором, где профессор Лэнгдон нашел украденную маску в купели для крещения. Кстати, той самой, где когда-то крестили самого Дуранте – это исторический факт.

в этой статье

Посмертная маска Данте Алигьери изготовлена сразу после смерти поэта , в XIV веке. Хотя некоторые историки до сих пор сомневаются в ее подлинности, поскольку посмертные маски в то время делали только правителям, да и то с XV века.

Посмертная маска Алигьери изготовлена из гипсового пластыря по приказанию правителя Равенны.

Некоторое время после похорон Dante она хранилась в часовне Равенны, где был установлен его мраморный саркофаг.

Но так как поэт всей душой любил Флоренцию и стремился в нее, несмотря на запрет властей, решено было передать посмертную маску в его родной город. Сделано это было в 1520 году.

Владельцами предсмертной маски Данте были разные люди – сначала маска попала к скульптору Джамболонья, который позже передал ее ученикам скульптора Пьетро Такка.

До 1830 года владельцем маски был скульптор Лоренцо Бартолини , который преподнес ее английскому художнику Сеймуру Киркапу. Киркап известен тем, что является автором копии фрески, на которой изображен Данте (копия хранится сегодня в музее Борджелло). После смерти Сеймура Киркапа его вдова передала маску итальянскому сенатору Алессандро Д’Анкона. В 1911 году сенатор Д’Анкона передал посмертную маску Алигьери в Палаццо Веккьо, где она находится по сей день.

Хранится маска в деревянном футляре, на фоне красной ткани. Футляр с маской находится в небольшом зале, между Залом настоятелей и апартаментами Элеонор.

Адрес дворца: Palazzo Vecchio, Piazza della Signoria, 50122 Firenze, Italy

Маску можно осмотреть вместе с другими достопримечательностями дворца ежедневно с 9 до 19 часов. В летнее время (высокий сезон) время работы дворца для туристов продлевается до 23 часов.

Самое лучшее время для посещения дворца – с 18 до 21 часа (в летнее время). В это время во дворце нет практически никого из посетителей, и можно не спеша прогуливаться по дворцовым залам в тишине, наслаждаясь знакомством с раритетами.

Стоимость билета во дворец – 10 евро .

Во время экскурсии по дворцу можно взять аудиогида, его стоимость – 5 евро.

Добраться до площади Палаццо Веккьо можно автобусом С1 (остановка «Галерея Уффици» или С2 (остановка «виа Кондотта»).

Вконтакте

Имя классика мировой литературы Данте Алигьери, итальянского поэта, автора «Божественной комедии», философа-гуманиста позднего Средневековья, основоположника итальянского литературного языка, окутано мистикой. Вся жизнь его - череда роковых событий. 26 января, в день рождения человека, описавшего путешествие в загробный мир, поговорим о тайнах его биографии.

1. Точная дата рождения Данте неизвестна, официальная запись о крещении 26 мая 1265, записан под именем Дуранте. Предки поэта происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III, был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери» - так был назван один из сыновей Каччагвиды. Родители поэта были флорентийцами скромного достатка, но все же смогли оплатить обучение сына в школе, а затем помогли совершенствоваться в искусстве стихосложения.
2. В детские годы Данте получил широкие познания в античной и средневековой литературе, основы естественных наук и был знаком с еретическими учениями того времени. Свою первую влюбленность он пронесет через всю жизнь. 8-летним мальчиком, сраженным красотой соседской девчонки Беатриче, он увлечется ею уже в юности, называя тогда уже замужнюю женщину «владычицей сердца».

Эта платоническая любовь продлится 7 лет. Беатриче умерла в 1290-м, и это так потрясло поэта, что его родственники думали, что Данте это не переживет. «Дни были подобны ночам и ночи — дням. Из них ни одна не проходила без стонов, без воздыханий, без обильных слез. Глаза его казались двумя обильнейшими источниками настолько, что многие дивились, откуда берется у него столько влаги, чтобы питать слезы… Плач и горе, ощущаемые им в сердце, а также пренебрежение всякими заботами о себе сообщили ему вид почти дикого человека…» Он углубился в философию, ища вопросы на свои ответы у древних римлян. О любви Данте к Беатриче можно прочитать в автобиографической повести поэта «Новая жизнь», ей же он посвятил свои сонеты.

3. Однако Данте не стал монахом-затворником. Известно, что он заключил брак по расчету (политическому). Его супруга Джема принадлежала клану Донати, враждовавшей с партией Черки, сторонниками которой выступала семья Алигьери. Неизвестно, когда Данте пошел под венец, задокументировано, что в 1301-м он был отцом троих детей (Pietro, Jacopo and Antonia). В эти годы он проявляет себя на государственном поприще, он был избран в городской совет, открыто выступал против Папы, за что впоследствии и поплатился.

4. В 1302 году Данте изгнали из родного города по сфабрикованному делу о взяточничестве и за участие в антигосударственной деятельности, жена с детьми осталась во Флоренции. На Алигьере наложили весьма внушительный штраф - пять тысяч флоринов и арестовали его имущество, а затем вынесли более жесткий вердикт - «сожжение огнем до смерти».
5. В годы изгнания поэт пишет «Комедию» всей человеческой жизни, которую впоследствии не менее известный писатель Джованни Боккаччо назовет «Божественной». Именно с этим эпитетом она и вошла в мировую классику. Своим произведением Данте хотел помочь людям, запуганным средневековой схоластикой, справиться со страхом смерти. Поэт верил в загробную жизнь, в существование рая и ада, в возможность очищения души.

Данте долго скитался по Италии, найдя пристанище сначала у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала (ему он посвятил часть «Рай»), бывал во Франции в 1308-1309, горячие философские диспуты увлекли его. Данте пишет трактат «О монархии» - своеобразное «Послание к народам и правителям Италии». Возвратившись в Италию, поселился в Равенне под покровительством Гвидо да Полента, где завершил труд всей своей жизни.
6. Смерть Данте окутана мистикой. Будучи послом правителя Равенны, Данте отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. Возвращаясь обратно, в дороге он заболел малярией и умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. Похоронили поэта в церкви Сан-Франческо на территории монастыря «с великими почестями».

И вот тут начинается самое загадочное. В 1322 году, через восемь месяцев после смерти, поэт проделал обратное путешествие из загробного мира в наш. Тогда его семья жила в бедности и надеялась выручить хоть какие-то деньги за «Божественную комедию». Сыновья Данте никак не могли найти рукопись отца, которую он окончил незадолго до смерти. Поэт жил в изгнании и в вечном страхе ареста, поэтому свое творение он спрятал в надежный тайник. По воспоминаниям старшего сына Якопо Алигьери: «Ровно через восемь месяцев после смерти отца, на исходе ночи он сам явился ко мне в белоснежных одеждах… Тогда я спросил… где спрятаны песни, которые мы тщетно ищем уже столько времени? И он… взял меня за руку, провел в горницу и указал на стену: «Здесь вы найдете то, что ищете!» Очнувшись, Якопо кинулся к стене, откинул циновку и обнаружил тайную нишу, где и лежала рукопись.
7. Прошли годы, и сторонники Папы вспомнили о злейшем вероотступнике Данте. В 1329-м кардинал Бернардо дель Поджетто и потребовал, чтобы монахи предали тело Алигьери публичному сожжению. Как выкрутились монахи из этой ситуации, неизвестно, но прах поэта был не тронут.

8. Когда спустя два века гениальность Данте была признана эпохой Возрождения, было решено перезахоронить останки поэта во Флоренции. Однако гроб оказался… пуст. Вероятно, предусмотрительные монахи-францисканцы тайно погребли Данте в другом месте, предположительно в монастыре своего ордена в Сиене. Но и там ничего не обнаружили. Словом, флорентийское перезахоронение Данте пришлось отложить. Папе Льву Х предоставили две версии происшедшего: останки похитили неизвестные или… сам Данте явился и забрал свой прах. Невероятно, но просвещенный папа выбрал вторую версию! Видно, и он уверовал в мистическую природу поэта Данте.

9. Но и на этом чудеса не закончились. К празднованию 600-летия со дня рождения гениального Данте было решено провести реставрацию церкви Сан-Франческо в Равенне. Весной 1865 года строители пробили одну из стен и нашли деревянный ящик с вырезанной надписью: «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году». Кто такой этот Антонио, не был ли он в родстве с семейством живописца Рафаэля (ведь тот тоже был Санти, хоть и скончался еще в 1520 году), неизвестно, но находка стала международной сенсацией. Останки Данте в присутствии представителей разных стран перенесли в мавзолей Данте в Равенне, где они и покоятся до сих пор.

10. Мистика продолжилась и в ХХ веке: во время реконструкции Национальной библиотеки во Флоренции в 1999-м среди редких книг рабочие обнаружили конверт с… прахом Данте. В нем лежали пепел и бумага в черной рамке с печатями Равенны, подтверждающими: «Это прах Данте Алигьери». Эта новость повергла всех в шок. Ведь если тело поэта не подвергали огню, то откуда взяться пеплу. И как вообще этот конверт попал в библиотеку? Рабочие божились, что они несколько раз перебирали этот стеллаж и не видели никакого конверта. Мировые газеты тут же раструбили слухи, что мистический Данте сам таким образом напомнил о себе. Для чего он подбросил конверт, чтобы пошутить или попугать - тут версии расходились. Правда, после проведенного расследования выяснилось, что в XIX веке сожжение имело место, правда, не тела, а ковра, на котором стоял гроб. Пепел запечатали в шесть конвертов, на каждом из которых почтенный нотариус Сатурнино Малагола проставил печати и надписал ничтоже сумняшеся: «Это прах Данте Алигьери», разослав их из Равенны во Флоренцию, родной город поэта.

Данте Алигьери – итальянский поэт и писатель, богослов, политический деятель. Его вклад в развитие не только итальянской, но и мировой литературы неоценим. Он автор «Божественной комедии» и создатель девяти кругов ада, рая и чистилища.

Детство и юность

Родился Данте Алигьери во Флоренции. Его полное имя звучит Дуранте дельи Алигьери. Точная дата рождения поэта неизвестна, предположительно, появился он на свет в промежутке с 21 мая по 1 июня 1265 года.

Согласно семейному преданию, его предки были из римского рода Элизеев. Они принимали участие в основании Флоренции. Его прапрадед Каччагвида был рыцарем при Конраде III, ходил вместе с ним в крестовые походы и смерть принял в бою с мусульманами.

Его прапрабабушкой была Альдигьери да Фонтана – женщина из состоятельной семьи. Сына она назвала Алигьери. Позднее это имя и перевоплотилось в известную всем фамилию.


Дед Данте был изгнан из Флоренции, когда проходило противостояние гвельфов и гибеллинов. На родину он вернулся лишь в 1266 году. Его отец Алигьери II был далек от политики, поэтому все время оставался во Флоренции.

Данте был человеком образованным, у него были познания в естественных науках, в средневековой литературе. Также изучал еретические учения той эпохи. Где он получил эти знания, неизвестно. Но его первым наставником был на тот момент популярный ученый и поэт Брунетто Латини.

Литература

Когда Данте увлекся сочинительством, доподлинно неизвестно, но создание произведения «Новая жизнь» относится к 1292 году. В него вошли далеко не все поэмы, написанные к тому времени. В книге чередовались стихи и фрагменты прозы. Это своеобразная исповедь, написанная Данте после смерти Беатриче. Также в «Новой жизни» множество стихов было посвящено его другу Гвидо Кавальканти, кстати, тоже поэту. Позднее ученые назвали эту книгу первой автобиографией в истории литературы.


Как и его дед, Данте в молодом возрасте увлекся политикой. В конце XIII века Флоренция участвовала в конфликте между императором и Папой. Алигьери стал на сторону противников папской власти. Сначала удача «улыбалась» поэту, вскоре его партии удалось возвыситься над противником. В 1300 году его избрали на пост приора.

Однако уже через год политическая ситуация круто изменилась – власть перешла в руки сторонников Папы. Его изгнали из Флоренции по выдуманному делу о взяточничестве. Также его обвинили в антигосударственной деятельности. На Данте наложили штраф – 5000 флоринов, а имущество арестовали, а позднее и вовсе вынесли смертный приговор. В это время он был за пределами Флоренции, поэтому, узнав об этом, решил в город не возвращаться. Так он стал жить в изгнании.


Оставшуюся жизнь Данте скитался по городам и странам, находил приют в Вероне, Болонье, Равенне, даже жил в Париже. Все последующие произведения после «Новой жизни» были написаны уже в изгнании.

В 1304 году он приступил к написанию философских книг «Пир» и «О народном красноречии». К сожалению, оба произведения так и остались незаконченными. Связано это с тем, что Данте начал работу над своим главным трудом – «Божественной комедией».


Примечательно, что изначально свое сочинение поэт назвал просто «Комедия». Слово «божественная» к названию прибавил Джованни Боккаччо – первый биограф Алигьери.

15 лет он писал это произведение. Данте олицетворял себя с главным лирическим героем. В основе поэмы – его путешествие по загробному миру, в которое он отправляется после смерти возлюбленной Беатриче.

Произведение состоит из трех частей. Первая – это «Ад», состоящий из девяти кругов, где грешники располагаются по степени тяжести их падения. Сюда Данте поместил политических и личных врагов. Также в «Аду» поэт оставил тех, кто, как он считал, жил не по-христиански и аморально.


«Чистилище» он описал семью кругами, которые соответствуют семи смертным грехам. «Рай» исполнен в девяти кругах, которые получили названия основных планет солнечной системы.

Это произведение до сих пор окутано легендами. Например, Боккаччо утверждал, что после смерти дети Данте не могли найти последние 13 песен «Рая». И обнаружили они их только после того, как к сыну Якопо во сне пришел сам отец и сообщил, где они спрятаны.

Личная жизнь

Главной музой Данте стала Беатриче Портинари. Впервые он увидел ее, когда ему было всего 9 лет. Разумеется, в столь юном возрасте своих чувств он не осознал. Он встретился с девушкой только спустя девять лет, когда она уже вышла замуж за другого мужчину. Только тогда он и понял, как сильно ее любит. Беатриче была для поэта единственной любовью на всю жизнь.


Он был настолько стеснительным и застенчивым молодым человеком, что за все время лишь дважды разговаривал со своей возлюбленной. А девушка даже и не подозревала о его чувствах к себе. Наоборот, Данте ей казался высокомерным, раз не разговаривал с ней.

В 1290 году Беатриче скончалась. Ей было всего 24 года. Точная причина ее смерти неизвестна. По одной из версий, она умерла во время родов, по другой – она стала жертвой эпидемии чумы. Для Данте это было ударом. До конца дней своих он любил только ее и лелеял ее образ.


Через пару лет он женился на Джемме Донати. Она была дочерью лидера флорентийской партии Донати, с которой семья Алигьери враждовала. Разумеется, это был брак по расчету, и, скорее всего, по политическому. Правда, позднее у пары родились трое детей – сыновья Пьетро и Якопо и дочь Антония.

Несмотря на это, когда Данте приступил к созданию «Комедии», он думал лишь о Беатриче, и написана она была в прославление этой девушки.

Смерть

Последние годы жизни Данте жил в Равенне под покровительством Гвидо да Полента, он был его послом. Однажды он поехал в Венецию, чтобы заключить мирный договор с республикой Святого Марка. На обратной дороге поэт заболел. Скончался Данте в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. Причиной его смерти была малярия.

Похоронили Данте Алигьери в церкви Сан-Франческо в Равенне, на территории монастыря. В 1329 году кардинал потребовал, чтобы монахи предали тело поэта публичному сожжению. Каким образом смогли «выкрутиться» монахи из сложившейся ситуации, неизвестно, но останки поэта никто не тронул.


Саркофаг Данте Алигьери

К 600-летию со дня рождения Данте Алигьери было принято решение отреставрировать церковь. В 1865 году строители обнаружили в стене деревянный ящик, на котором была вырезана надпись – «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году». Эта находка стала международной сенсацией. Никто не знал, кто этот Антонио, но некоторые предположили, что это вполне может быть родственник художника .

Останки Данте были перенесены в мавзолей поэта в Равенне, где и остаются по сей день.

Библиография

  • 1292 – «Новая жизнь»
  • 1300 – «Монархия»
  • 1305 – «О народном красноречии»
  • 1307 – «Пир»
  • 1320 – «Эклоги»
  • 1321 – «Божественная комедия»

Во Флоренции на фреске в кафедральном соборе Санта Мария дель Фиоре великий поэт эпохи Возрождения Данте Алигьери изображен с раскрытой книгой в левой руке. Это книга – знаменитая «Божественная комедия», описание путешествия по трем царствам иного, сакрального мира. Правой рукой Данте указывает соотечественникам на раскрытые врата ада, открывающие путь в чрево земли. За спиной поэта вздымается гора чистилища, над которой сверкают небесные сферы рая.

«Божественная комедия» стала отнюдь не первым подробным описанием пути через преисподнюю и райские кущи. Более того, Данте имел возможность использовать и использовал богатый опыт своих предшественников, наполнив его новым содержанием.

В III в. до н.э. парфянский царь Адрашир I Бабаган, основатель династии Сасанидов, собрал 40 тыс зороастрийских жрецов и выбрал из них самого достойного по имени Адра Вираф. После этого избранник выпил священный напиток и на 7 дней впал в транс, совершная путешествие в потусторонний мир. В это время оставшиемя 39999 жрецов сидели вокруг него и читали молитвы. Адра Вираф должен был доказать правильность зороастрийской веры, позиции которой сильно поколебались за время правления в Персии эллинистической династии Селевкидов. В ином мире его встретила прекрасная женщина, символ веры и добродетели.

Затем он прошел над вратами ада по мосту Чинват – пути всех душ усопших, который широк для праведников, а для грешников узок, как лезвие меча, и попал на звездный путь, ведущий на небо. Здесь он встретил верховное божество Ахура Мазду в окружении ангелов и праведных душ. Затем Адра Вираф спустился в ад, где стал свидетелем страшных мучений грешников, которые несли различные наказания в соответствии со своими преступлениями. Его проводниками в путешествии по потусторонним мирам были божества Адар и Срош. Это странствие стало основой «Адра Вираф Намаг»– одного из главных священных текстов зороастризма. Считается, что записана она была только в X -XI вв., а до этого бытовала изусно.

Захватив Персию, мусульмане не могли не познакомиться с этим произведением. Более того, это знакомство могло произоййти гораздо раньше, поскольку часть арабских земель входила в состав империи Сасанидов, да и самим арабам был известен зороастризм. Так или иначе, путешествие Арда Вирафа повлияло на появление аналогичного памятника ислама – «Китаб Аль-Мирадж» («Книга Вознесения»), в которой описывается путешшествие Пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим, которое он якобы совершил за одну ночь, попутно побывав на небесах и в аду. Автором «Китаб Аль-Мирадж» считается Абдул Касим аль-Нисабури.

Во 2-й пол. XIII в. эта книга была переведена на латинский, испанский, старофранцузский языки и стала довольно широко известна в Европе. Несомненно, что она стала одним из источником, откуда черпал вдохновение Данте при создании «Божественной комедии». Великий поэт Возрождения зан и ценил мудрость арабов, о чем свидетельствуе упоминание в его трактате «Пир» самаркандского ученого Аль-Фергани. Считается, что именно ему Данте обязан своими познаниями в астрологии и космологии.

Другим подобный источником стала еврейская Каббала. Ученые давно установили, что Данте Алигьери был не только великим поэтом, но и выдающимся мистиком. В принципе, иудаизм оказал весьма значительное влияние на развитие итальянской культуры эпохи Возрождения. Начиная с XIII в. среди образованных европейцев резко возрос интерес к еврейской культуре вообще и мистическому учению Каббалы в частности. Данте не просто не прошел мимо этого увлечения, он самым серьезным образом занимался каббалистикой, о чем наглядно свидетельствует символика чисел как в «Божественной комедии», так и в других его произведениях.

Данте писал, что его путешествие в саральные миры состоялось в 1300 г. Исследователи его творчества установили, что поэт делил всемирную историю на две части по 6500 лет каждая. Причем рубеж приходился именно на этот год, который по каббалистической традиции четко ассоциируется с числом 13 – чертовой дюжиной. Таким образом, 1300 г. являлся не только межевой датой в истории, но и временем максимального влияния дьявола на человека.

Однако, в связи с «Божественной комедией» число 13 приобрело иной мистический смысл. Когда сыновья Данте Якопо и Пьетро разбирали бумаги после кончины отца, они обнаружили, что не хватает последних тринадцать песен «Комедии». После того, как долгие поиски не увенчались успехом, они решили, что их великий отец не успел закончить свою великую работу и поклялись, что допишут ее сами. Однако это не понадобилось. В одну из ночей Якопо приснился Данте, который показал сыну место в доме, где были спрятаны оставшиеся 13 песен.

Вся «Божественная комедия» протикнула подобным символизмом, причем число 3 занимает в ней центральное место. Согласно Каббале тройка толкуется как полная гармония, устойчивость и самодостаточность, число завершения, выражение начала, середины и конца. Для христиан «три» - прежде всего символ Святой Троицы и божественной гармонии. Учитывая все это «Комедия» Данте состит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

В свою очередь первая и вторая части - из 33 песен, а строфы, которыми написано это произведение – терцины (одна из особых, так наз. «твердых» поэтических форм итальянского происхождения, которая состоит из трехстиший двухрифменного тип). Здесь следует отметить, что 33 – это срок земной жизни Иисуса Христа в христианстве и уровень гармоничного внешнего оформления в Каббале.

В каббалистической традиции число «три» является синтезом, т.е. суммой единства (единицы) и двойстенности (двойки). Единицы – символ единобожия, Бога и Абсолюта. Двойка же толкуется как конфликт противоречий, борьба светлого и темного начала. В христианской традиции – это бунт Люцифера против Бога. Однако, с другой стороны, двойка указывает на двойственную природу Иисуса Христа как богочеловека.

Три тройки образуют девятку, число, которое также часто встречается у Данте. В одном из своих трактатов он писал: «Число три является корнем девяти, так как без помощи иного числа оно производит девять; ибо очевидно, что трижды три девять. Таким образом, если три способно творить девять, а Творец чудес в самом себе – Троица, то есть Отец, Сын и Дух Святой, - три в одном, то следует заключить, что эту даму сопровождало число 9, дабы все уразумели, что она сама – девять, то есть чудо, и что корень этого чуда единственно чудотворная Троица». Также он упоминает, что впервые встретил свою Прекрасную даму Беатриче, когда ему было 9 лет, а ей только шел девятый.

В Каббале число «девять» является вторым уровнем воплощения гармоничной тройки, это – символ качественного скачка перед завершением третьего уровня, выражающегося в десятке, концентрация космической гармонии, которая оформилась в одухотворенную материю. У Данте девять – главное число мироздание, количество кругов ада и движущихся небес рая. Однако самое верхнее райское небо – десятое.

У древних евреев число 10 обозначалось буквой «йод» - первой в имени Бога. Каббалистическое древо жизни насчитывает десят сефирот, а Бог Саваоф дал Моисею десять заповедей. Десятка вбирает в себя все числа, это – символ полного завершения цикла и возвращения к изначальной пустоте.

«Божественная комедия» содержит множество каббалистических загадок, смысл которых до конца непознан. Так, перед перенесенным на Юпитер, шестое небо рая, Данте предстают летающие искры (души, прославлены своей справедливостью), которые поочередно составляют три буквы: D, I и L, что соответствует 500, 1 и 50. Далее это буквы превращаются в библейское изречение Diligite iustitiam, qui iudicatis terram («Любите справедливость, судьи земли»). В последнем М (числовое значение - 1000) души застывают, образуя некое подобие перевернутой лилии. После этого часть буш образует на вершине буквы фигуру орла, а пять избранных, души великих земных царей, – его глаз.

Интересно, что современник Данте художник Симоне Мартини, расписывая в Сиене Палаццо Публико, т.е. муниципалитет, одну фреску из цикла «Аллегории доброго и худого правления» назвал именно этой библейской цитатой. На этой фреске изображена Дева Мария на троне с младенцев Христом на руках в окружении святых и ангелов.

В Каббале число «пять» получают путем сложения двойстенности (двойки) и полной гармонии (тройки). Причем, двойка олицетворяет собой женщину, а тройка - мужчину. Пятерка выступает символом их божественного союза. Однако одновременно она символизирует и страх пред Богом. Саваоф дал Моисеи две скрижали, на каждой из которых было по пять заповедей. Самая древняя часть Ветхого Завета – Пятикнижие, состоящее из пяти священных книг. Кроме всего прочего, в христианстве пятерка толкуется как человек, изгнанный из рая после грехопадения. Пять точек образуют крест, на котором распяли Христа, нанеся ему пять ран.

Не только числа, но и многое другое исполнено у Данте Алигьери скрытого сакрального смысла, который не до конца понятен и сегодня. Так, огромную смысловую нагрузку несут цвета, геометрические фигуры, слова, предметы и даже позы героев «Комедии». Будучи поистине титаном Возрождения, поэт использовал весь багаж сакральных знаний своей эпохи, чтобы создать как можно полную картину вселенной.

Самое поразительно заключается в том, что, рисуя эту картину, Данте каким-то неведомым образом смог предугадать пути развития современной науки. Удивительно, но сегодня физики признают правомерность космологии поэта. Описывая путешествие на небо, он вывел принцип, согласно которому потоки света, исходящие из истинного полюса мира, проходят через космос по всем направлениям и снова соединяются в противоположном полюсе. Таким образом, Данте понял, что трехмерное пространство имеет конечный объем, но не имеет границ. Это полностью соответствует современной математической модели мира, созданной величайшим ученым современности Альбертом Эйнштейном.

Современные ученые, изучая творчество Данте Алигьери, упорно пытаются найти некий универсальный ответ на вопрос, что именно так старательно зашифровал великий поэт. Не был ли Данте еретиком, который стремился скрыть свои воззрения от церкви? Был ли он на самом деле католиком или катаром, а может быть даже язычником?

Скорее всего, истина лежит где-то посредине. Данте несомненно был посвящен в великие сакральные тайны, превосходя на голову всех своих современников. Однако современ глубокой древности посвященные в эзотерические тайны участвовали во всех культах внешних религий, следуя культам, установленным в различных странах, в которых они находились. По-видимому, никому не дано до конца раскрыть тайну его произведений, нам остается только восхищаться его гением.

Loading...Loading...