Политический процесс и политическое участие. Процесс политический Политический процесс в демократическом обществе

На содержание политического процесса оказывают влияние следующие факторы: степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти; уровень централизации (децентрализации) власти; взаимодействие партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы принятии и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, уровень коррумпированности и т. д.).

Одним из наиболее распространенных современных политических процессов является демократизация. Условиями функционирования и развития демократического политического процесса являются следующие: политический плюрализм; правовое государство; гражданская политическая культура; разделение властей; наличие в обществе прав и свобод граждан; гласность в действиях государственных органов, партий, общественных организаций.

Структуру политического процесса некоторые исследователи определяют как совокупность взаимодействий акторов, а также их логическую последовательность 1 . Другие авторы к структуре относят следующие элементы: субъекты, объекты, а также средства, методы, ресурсы 2 .

Субъекты, временные и пространственные единицы измерения, факторы, влияющие на политические изменения, нормы, регулирующие

1 Мелешкина Е. Ю. Политический процесс // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сб. учебных материалов. М., 2001. С. 13.

2 Политология: Учебник для вузов / Под ред. С. В. Решетникова. Минск, 2001. С. 259.

282 Глава 14. Политический процесс

Конфронтация предполагает открытое противоборство политических субъектов. Нейтралитет способствует временному выходу субъекта из поля активных взаимодействий. Компромисс основан на взаимных уступках, целью которых является поддержание стабильного статус-кво в отношениях между субъектами. Союз - более тесные, возможно, даже дружественные формы политического взаимодействия, когда объективно существуют пересечение интересов и некоторое совпадение позиций. Консенсус достигается за счет согласия по всем ключевым позициям при почти полном совпадении в понимании каждым своих интересов.

К ресурсам могут быть отнесены знание, наука, технические и финансовые средства, идеология, настроения масс, общественное мнение и т. д. В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов. К средствам можно отнести как ненасильственные, связанные с коммуникативными действиями, так и средства государственного давления. Методом осуществления власти является политический режим, который определяет форму политического процесса (демократическую или авторитарную).



В структуру политического процесса включаются также политические отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, а также политическое поведение, включающее политическую деятельность и политическое участие.

Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что структура политического процесса рассматривается через призму взаимодействия государства и гражданского общества, государственного управления и политического участия, политической системы и ее социальной среды, а также с позиции деятельности социальных субъектов и функционирования политических институтов, составляющих содержание целостного макропроцесса.

Взаимодействия правящей группы, осуществляющей функции управления, и других групп общества, влияющих на властвующую элиту, сотрудничающих либо конкурирующих друг с другом, образуют общее содержание политического процесса, понимаемого как переход от одной структуры баланса сил к другой.

Структуру политического процесса можно описать с точки зрения основных временных этапов (фаз) и состояний его протекания, обусловленных соответствующим балансом сил или его нарушением.

14.5. Этапы политического процесса 283

Политический процесс обладает определенной цикличностью, повторяемостью. Большое разнообразие процессов свидетельствует о том, что достаточно сложно выделить общие для всех типов стадии или фазы политического процесса. Как правило, конкретные фазы выделяются при исследовании определенных типов политических процессов, например, связанных с выборами, реализацией конкретной государственной или партийной программы, функционированием политической системы или политического института.

В качестве основных этапов политического процесса следует выделить делегирование политических интересов социальных групп и слоев институтам, принимающим управленческие решения; принятие решений и формулирование политической воли; реализацию политической воли, выраженной в форме управленческих решений.

Эндрю Хейвуд 1 разбивает политический процесс на четыре стадии, или фазы:

♦ инициирование политики;

♦ формулирование политики;

♦ реализация политики;

♦ оценка политики.

На стадии инициирования политики происходит осознание проблем и начинается поиск путей их решения. Инициирование политики может осуществляться как «сверху» - от политического лидера государства, кабинета министров, так и «снизу» - от общественного мнения, политических партий, групп интересов, средств массовой информации. Общее правило здесь заключается в следующем: чем более демократична и плюралистична политическая система, тем большее давление осуществляется «снизу».

Центральная стадия политического процесса - формулирование политики - предполагает перевод абстрактных идей в конкретные формулы, а также возможную коррекцию первоначальных предложений. Сначала происходит выбор механизмов и процедур, на основе которых будет осуществляться политика. Далее предполагается более точное определение проблемы, т. е. политика может быть переосмыслена теми, кто разрабатывает данную проблему, в отличие от тех, кто ее инициировал. Затем происходят постановка целей и выстраивание приоритетов и далее - анализ и выбор одного из предложенных вариантов политики.

1 Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов. М., 2005. С. 494-502.

284 Глава 14. Политический процесс

286 Глава 14. Политический процесс

пятых решений, проведения оперативных мероприятий, связанных с перераспределением ресурсов, и др. Таким образом, заключительная фаза политического процесса служит прологом для последующих политических решений.

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.

“Нельзя построить счастливый мир на крови; на согласии – можно”.

Постулат

§ 1. Сущность политического процесса

Термином “процесс” (от лат. processus – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс представляет собой последовательную, внутренне связанную цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс – это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле – целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов политики на протяжении определенного промежутка времени по осуществлению политических решений.

Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Политический процесс выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни в целом, определяя исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций. Он выражает вполне определенную Совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере. В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере общества.

Раскрывая содержание политики через реальные формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные ее изменения, переход от одного состояния к другому. Политический процесс раскрывает характер движения и социодинамики политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Он представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных политических субъектов по осуществлению своих основных функций в сфере власти, ведущих к изменению, развитию или распаду данной политической системы общества.

Анализируя содержание политического процесса по “вертикали”, можно сказать, что он включает две основные формы политического волеизъявления граждан. Во-первых, это – различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов в разнообразных видах политической деятельности: участие в выборах, референдумах, забастовках, общественно-политических движениях и т.д. Во-вторых, принятие и реализация управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.

Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно типологизировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений. По характеру, значимости и формам развития (протекания) политические процессы бывают базовые (по проблемам развития всего общества) и периферийные (по вопросам региона, группы людей), революционные и эволюционные, открытые и закрытые, стабильные и нестабильные, долговременные или кратковременные (период выборов).

Основная проблема политического процесса – проблема принятия и реализации таких политических решений, которые должны, с одной стороны, интегрировать различные интересы граждан, а с другой – учитывать интересы развития и прогресса всего общества.

Дело в том, что выработка общеколлективных целей формируется как бы на пересечении действий, с одной стороны, официальных органов и институтов власти, а с другой – общественности, групп интересов и т.д. Ведущую роль в рассматриваемых действиях играют высшие институты государственной власти. Именно они выступают главным механизмом принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. Благодаря своей устойчивости и мобильности в политическом процессе, властные институты способны поддерживать даже те нормы и цели, которые не отвечают потребностям развития общества, расходятся с политическими традициями населения и противоречат менталитету и интересам граждан. Характер деятельности институтов по сути определяет особенности взаимоотношений политических субъектов, а также ритмы, этапы и темпы политических изменений в обществе.

Деятельность институтов обычно задает и характерные для конкретных обществ циклы политического процесса. Процесс выработки и реализации общегосударственных, общеколлективных решений чаще всего осуществляется ведущими политическими институтами. Например, в демократических странах политический процесс формируется “сверху”. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. В то же время при уходе законодателей в летние отпуска (“парламентские каникулы”) политическая жизнь по обыкновению затихает.

С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

По характеру преобразования власти политические процессы типологизируются на революционные и эволюционные.

Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти, наличием единых социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и обязательным наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: “верхи” не могут, “низы” не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для него характерно относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр Конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти – дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит.

Целесообразно выделять основные этапы формирования и развития политического процесса:

Его началом можно рассматривать этап выработки и представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения.

Третий этап политического процесса – реализация политических решений, воплощения волевых, устремлений институтов власти, различных субъектов политики.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделять стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм.

Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты. Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп адекватным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

Политические процессы протекают в открытой и скрытой формах.

Открытый политический процесс: политические интересы групп и граждан регулярно выявляются в электоральных предпочтениях; под воздействием общественного мнения корректируется политический курс, обсуждаются программы и средства развития общества; доступность для общественности различных фаз и этапов принятия политических решений; открытое рекрутирование элит.

Скрытый политический процесс: граждане апеллируют не к официальной власти, а к нелегализованным, непризнанным обществом структурам; управленческая информация не обращена к общественному мнению субъектов, действующих в данном политическом пространстве; контроль за правящими элитами полностью отсутствует.

В целом, как и сама политика, имеющая свою объективную логику, не зависимую от предначертаний тех или иных лиц или партий, так и политические процессы в значительной мере носят объективированный относительно базовых основ характер. Степень этой объективации зависит от ряда социально-экономических и политико-культурных факторов: характера общественного устройства, социально-классовой структуры населения, расстановки политических сил, политической культуры масс, существующих политико-правовых традиций и др.

Современный политический процесс характеризуется рядом общих задач, которые проявляют себя неодинаково в различных исторических условиях и странах, а также на тех или иных стадиях деятельности его собственных субъектов.

Внутренне ему присущи переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал; сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс; восходящих и нисходящих тенденций развития. По мере усложнения и демократизации общества видоизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществления политики. В этой сфере по сравнению с прошлым более активно проявляют себя представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления, творческие союзы.

На политический процесс внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, мирополитические и мирохозяйственные отношения и связи, вся совокупность экономических, политических, идеологических, информационных, военно-стратегических и других реалий международного характера. В этом проявляют себя усиливающиеся интеграционные процессы, интернационализация экономической и социальной жизни, взаимосвязь и взаимозависимость развивающихся в мире политизированных движений, складывающаяся общность коренных интересов и целей народов и государств. Развитие политических процессов демонстрирует возрастающую роль политики в качестве мощного фактора и орудия действия общественных сил, системообразующего звена всех социальных движений, а также самого существенного элемента в политике – политической власти.

§ 2. Политическое участие и развитие

Под политическим участием понимаются действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами, имеющие своей целью влияние на государственную или общественную политику, управление государственными делами, или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти, местном или общенациональном.

Политическое участие – добровольная деятельность, посредством которой члены общества участвуют в выборе правителей и, прямо или косвенно, в формировании государственной политики. Оно может быть постоянным или эпизодическим, использующим законные или незаконные методы власти, организованным или неорганизованным.

Политическое участие представляет собой вовлечение членов социально-этнической группы или социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе в процесс политико-властных отношений внутри данной общности или международного сообщества.

Участие в общественной жизни – неотъемлемое свойство не только политической, но и любой управляемой (или самоуправляемой) общности людей и служит одним из средств выражения и достижения их интересов. В условиях государственно-организованного общества вовлеченность граждан в процесс принятия решений и управления в той или иной степени политизируется в социальной, экономической и культурной сферах. Вместе с тем участие в решениях, не связанных с противоречивыми социальными интересами и конфликтами, не влияющих на распределение власти, не является собственно политическим.

Различают индивидуально и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, традиционное и новаторское, легитимное и нелегитимное, охранительные виды политического участия. В зависимости от этого выделяются виды политического участия: в выборах; в принятии решений; в управлении; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью; в принятии, реализации и охране законов; в избирательных и иных политических кампаниях, политических митингах и собраниях; в восприятии и передаче политической информации; в забастовках, массовых акциях гражданского неповиновения, освободительных войнах и революциях; в деятельности политических партий и общественных организаций и т.д. По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном) уровнях.

Конкретные формы, виды, способы, уровни, объем и результаты участия граждан в политике выражают процессуально-функциональные свойства данной политической системы и являются результатом воздействия и проявления политических интересов, расстановки социально-классовых сил, особенностей политического режима, властных структур, политического сознания, традиций и культуры. Для авторитарных политических систем и режимов, например, характерно стремление ограничить участие определенных групп и слоев в политике. Для тоталитарных – обеспечить мобилизационное, контролируемое вовлечение людей в политику. Для демократических – создать необходимые предпосылки и условия для широкого, свободного участия граждан в политике.

Существенно важным для политического участия (или неучастия) индивида являются его политическая направленность, политические интересы, мотивы, потребности, разделяемые им политические ценности, идеалы, традиции и др.

На степень политического участия оказывают влияние социокультурная и географическая среда (семья, коллектив, тип места жительства, развитость инфраструктуры), социально-экономические факторы (уровень образования, объем свободного времени, благосостояние, наличие материальных средств, доступ к информации, членство в политико-государственной иерархии). Имею значение также социально-демографические и национально-этнические факторы.

Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, разрешения конфликтов, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан.

Могут быть введены следующие “идеальные” типы политического поведения и участия личности в политике:

Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни: лица, профессионально занимающиеся политикой, и лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях;

Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, отдельные политические акции);

Личность с различным уровнем компетентности, наблюдателя, проявляющего интерес к политике, но лично практически не участвующего в ней;

Пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике;

Аполитичная и отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике.

По политической ориентации или направленности, граждан можно классифицировать на “левых”, “центристов” и “правых”; “радикалов”, “демократов” и “консерваторов”; “модернистов”, “транснационалистов” и “фундаменталистов”; “националистов” и “космополитов”. В реальной жизни эти “идеальные типы” наиболее ярко и характерно проявляются у политических активистов, людей с устойчивыми политическими взглядами и позициями. Существуют и группы людей, которые в силу разных причин, в том числе культурного порядка, уклоняются от участия в политике. Их число может доходить до 15% избирателей.

Одним из факторов отсутствия интереса к политике является недоверие граждан к власти. Однако существуют и другие причины. Так, своим окружение индивидуум может быть лишен стимула к участию в политической жизни. На него может также подействовать слабая политическая активность со стороны других членов его круга общения.

В демократическом обществе вырабатываются многообразные институциональные формы, позволяющие выразить широчайший спектр политических взглядов и действий. Можно установить своеобразную зависимость: чем более демократическим является общество, тем более многообразны существующие в нем формы политического участия.

Субъективными факторами, влияющими на политическую деятельность личности, являются ее собственные способности, воля, позиции по отношению к политике. Мотивация социальной активности в значительной степени обусловлена политико-ценностной ориентации личности. Сложная политическая структура личности отражена в схеме (рисунок).

От каких же факторов социального, политического и психологического порядка зависит влияние “рядового” гражданина?

1. Социальный статус личности (классовая принадлежность, профессия, место в профессиональной и социальной иерархии, степень жизненной зрелости) и связанные со статусом шансы участия и влияния в политической жизни общества.

2. Связанное с социальным статусом объективное вовлечение личности в конкретные социальные противоречия и конфликты, связь ее собственных интересов с гармонизацией многочисленных и конкурирующих групповых и общенациональных потребностей.

3. Объем и социальная значимость выполняемых социальных ролей, степень и эффективность исполнения требований, связанных с этими ролями, коррелируемая личностным началом.

4. Степень и масштабы активности личности, т.е. с какой вовлеченностью, напряженностью и последовательностью она использует возможности политического влияния, связанные с осуществлением ее социально-политических ролей: избирателя, избираемого, лидера, оппозиционера и т.д.

5. Собственные усилия и умение, равно как и сила социально-имущественных барьеров и ограничений активности личности. Примером таких ограничений могут быть групповые привилегии, различного рода цензы: образовательные, вероисповедные, национально-этнические, расовые, идеологические, партийные и иные: ограничение, искажение и селективное распространение публичной информации правящими кругами. Наряду с этими целевыми ограничениями, имеют место и объективные препятствия в виде груза традиций (отсутствие демократического опыта политического

Похожие рефераты:

Среди многочисленных теорий политического развития, которые пытаются реализовать в наши дни, существуют несколько не только вполневыполнимых, но построенных на принципе уже существующих демократических режимов. Таковой является и теория со-общественной демократии.

Понятие, сущность, источники, формы, структура, содержание, способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов, анализ их особенностей в России. Характеристика, этапы и причины революций и реформ как типов политических процессов.

Социальная напряженность как показатель нестабильности политической системы. Феномен социального конфликта. Конфликтология межэтнических отношений. Механизм восстановления общественного равновесия. Типология современных конфликтов. Вооруженный конфликт.

Цель диссертационной работы – выявить особенности и характерные черты терроризма как фактора политической дестабилизации на современном этапе развития России.

Гражданский мир как важное условие и состояние общества как системы. Разрешение возникающих противоречий между властью и народом, социальными группами и слоями. Влияние насилия на политическую стабильность общества и достижение гражданского согласия.

Мир политики чрезвычайно многообразен, он отличается изменчивостью и динамичностью. Политические системы, существующие в современном мире, не изолированы друг от друга, они находятся в постоянном взаимодействии, при котором неизбежно столкновение различных противоборствующих сил. Поэтому неудивительно, что политическая жизнь начала XXI в. наполнена разного рода политическими противостояниями и конфликтами, кризисами и войнами. Важнейшей задачей становится осмысление причин и прогнозирование последствий таких столкновений, а для этого необходимо дать ответ на целый ряд вопросов. В чем отличие современных политических систем от тех, которые существовали в былые эпохи? Как осуществляется трансформация политических институтов, как изменяются политические ценности, политические идеалы и политическое поведение? Понять сущность политических изменений, происходящих в современном мире, дают возможность понятия «политический процесс», «политическое развитие», «политическая трансформация», «политическая модернизация», «демократизация» и др.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (лат. processus - продвижение) - это совокупность видов деятельности участников политических отношений, отражающих стадии изменения политической системы.

В современной политической жизни любого общества можно выделить целый ряд политических процессов.

Основание для классификации Виды политических процессов и их характеристика
Среда протекания политического процесса внутриполитические(взаимоотношения между элементами политической системы, связанные с реализацией политической власти) внешнеполитические(отношения между государствами, связанные с достижением политических компромиссов)
Устойчивость взаимосвязей политических структур стабильные (устойчивые модели поведения и механизмы принятия политических решений) нестабильные (возникающие, как правило, в условиях кризиса как проявление изменения политической обстановки)
Природа политического процесса эволюционные (постепенные, изменения определенных видов взаимодействия" 1 субъектов политики, элементов политической системы) Революционные(резкое изменение характера отношений, приводящее к политическим конфликтам и кризисам)
Ориентированность субъектов политики Конфронтационные(обусловленные борьбой между участниками политического процесса) Консенсуальные (обусловленные сотрудничеством между участниками политического процесса)
Время протекания политического процесса длительные (измеряющиеся определенными историческими периодами) Кратковременные (происходящие в условиях реального времени)
Уровень распространения политического процесса глобальные (происходящие в мировом сообществе, а также на уровне национального государства) региональные и локальные происходящие на уровне определенного региона)
Характер протекания политического процесса открытые (характеризующиеся открытым характером, внешними проявлениями) скрытые (латентные) (происходящие без видимых внешних проявлений)

В зависимости от качественных и количественных характеристик изменений выделяют две основные формы протекания политических процессов: режим функционирования и режим развития.

Режим функционирования политического процесса – простое воспроизводство сложившейся модели отношений, использованием устоявшихся в данной политической системе механизмов реализации политической власти. Приоритет традиций над инновациями предохраняет политическую систему от качественных изменений, придавая всей системе политических отношений достаточную стабильность и устойчивость.

Режим функционирования имеет ярко выраженный циклический характер , проявляющийся в последовательной смене определенных фаз осуществления основных политических действий, реализации политической системой четко установленных функций. Циклы политического процесса, как правило, определяются проводимыми с определенной периодичностью выборами в органы государственной власти, которые, выступая «поддержкой» политической системы, легитимизируют действия политической власти. В тоталитарных государствах, где полностью отсутствует политическая конкуренция, такой режим достигает своего крайнего проявления - так называемого политического застоя, проявляющегося в практически полной «консервации» политической жизни, что, в свою очередь, существенно тормозит экономическое, социальное и культурное развитие общества. (пример: советская политическая система периода правления Л. Брежнева 70-х гг. XX в. В это время политическая жизнь в СССР отличалась наибольшим консерватизмом, расширением бюрократического и партийного аппарата, практически полным отсутствием реформ, усилением репрессий по отношению к инакомыслящим, развитием военно-промышленного комплекса, истощавшим экономику страны, что привело к началу 80-х гг. к резкому спаду темпов экономического роста и замедлению научно-технического прогресса, ввергнув страну в системный кризис).

Политическое развитие – это политический процесс, который характеризуется высокой интенсивностью тех или иных политических изменений . Политическое развитие представляет собой такое изменение (или приобретение) качеств и характеристик политической системы, которое позволяет ей адаптироваться к новым условиям социально-политической жизни. Режим развития политического процесса сопровождается существенным изменением структуры и характера политических отношений, механизмов функционирования элементов политической системы, а также характера ее взаимодействия с внешней средой.

Стремление ученых выявить источники, характер и направленность политических изменений в обществах, меняющих модели экономического и политического развития привело к формированию теории политической модернизации.

Политическая модернизация – процесс, связанный с формированием или обновлением институтов политической системы, а также характера политических отношений. Основной вклад в развитие теории политической модернизации внесли такие ученые, как Г. Алмонд, Д. Пауэлл, Л. Пай, С. Хантингтон и др.

В отличие от понятия «политическое развитие», понятие «политическая модернизация» употребляется применительно к странам, осуществляющим переход от традиционного (доиндустриального, аграрного) к индустриальному обществу.

Выделяют два основных типа модернизации:

первичную (оригинальную) или органичную модернизацию (пример: Великобритании процесс модернизации политической системы, по сути, берет свое начало еще в середине XVII в., когда были существенно расширены полномочия парламента и правительства и тем самым заложены основы новой политической системы нового типа. В середине XVIII в. в Англии формируются первые прообразы политических партий - тори и виги, а политические реформы приводят к окончательной ликвидации абсолютизма и установлению конституционной монархии. Институциональные изменения английской политической системы заканчиваются лишь в середине XIX в. с образованием первых политических партий - либеральной и консервативной, а окончательное становление гражданского общества связывается с принятием закона о местном самоуправлении в самом конце XIX в);

вторичную (отраженную) или неорганичную модернизацию (пример: Россия, Бразилия, Турция и пр. – осуществлялась путем заимствования опыта развитых стран, уже прошедших этот этап).

Первоначально в политической практике (да и в политической науке) политическая модернизация воспринималась исключительно как вестернизация (англ. western, от west - запад), то есть безусловная ориентация на американский или западноевропейский образ жизни, модели политического поведения, духовные и политические ценности. Однако попытки прямого заимствования западных политических стандартов, замена ценностей традиционного общества ценностями западной цивилизации на практике далеко не всегда оказывались эффективными, что привело к переосмыслению теории политической модернизации в 70-е - 90-е годы XX в., учету своеобразия исторических и национальных условий реформирования традиционных политических систем.

В результате модернизации самой теории модернизации возникли концепции «частичной модернизации» (допускающей возможность включения традиционных институтов и ценностей в новые политические структуры), «кризисной (регрессирующей) модернизации», «рецидивирующей» и даже «тупиковой модернизации».

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. Тенденция к осуществлению культурной и политической модернизации оказывает мощное воздействие на общество, стимулируя гражданское участие, легитимацию политической власти, стремление к улучшению жизненных условий и пр. Вместе с тем модернизация всегда отражается на стабильности общества, его культурной и политической систем, подрывая традиционные основы легитимности и политического порядка, меняя привычные жизненные уклады, ценности и нормы поведения .

В последние десятилетия XX в. в рамках теории политической модернизации активно изучается проблема демократизации - перехода от различных форм недемократического политического режима к демократии. Во многом интерес к данной проблематике обоснован теми политическим процессами, которые происходили в странах Восточной Европы в 90-х гг. XX в.

Демократизация в политической науке определяется как процесс изменения политической системы, характеризующийся расширением политических прав и свобод граждан, возникновением политического и идеологического плюрализма, увеличением форм участия населения в политической жизни, децентрализацией государственной власти, реализацией принципа разделения властей, а также построением гражданского общества .

Для осуществления демократизации политического режима необходимо присутствие следующих факторов:

1. Понятие, структура, режимы существования политического процесса.

2. Стадии политического процесса.

3. Классификация политических процессов.

4. СМИ в политических процессах.

1.Понятие, структура, режимы существования политического процесса.

Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил. Исследуются причины возникновения той или иной политической проблемы, как эта проблема попадает в повестку дня общества, как на нее реагируют институты управления, какие решения по ней принимаются. Иными словами, речь идет о политической практике, организационной и контрольной деятельности, конкретном управлении, подборе и расстановке кадров, обсуждении и принятии решений, обмене информацией между субъектами политического процесса и многом другом. Это и есть политический процесс, который формируется и направляется, прежде всего, силами, находящимися у власти, принимающими основные политические решения.

Политический процесс отражает политическую реальность, которая складывается не по желанию лидеров и предписаниям ученых, а является результатом переплетения, борьбы интересов различных политических сил, социальных групп, поведения этих групп и граждан, их представлений о том, что бы они хотели получить от правительства и государства. В политическом процессе действуют живые люди со своими надеждами, ожиданиями, предрассудками, уровнем культуры, образования.

Политический процесс стимулирует социальные перемены. В процессе своей деятельности люди влияют на политическую систему общества, воспроизводят одни ее элементы и разрушают другие, поддерживают определенные политические силы и приводят их к власти, отказывая в доверии другим. Тем самым формируется курс государственной политики, отражающий требования тех или иных социальных групп.

Таким образом, политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Политический процесс - это последовательная смена состояния социально-политической действительности, в первую очередь политической системы общества, происходящую в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов (политических сил), направленной на завоевание, удержание и использование политической власти.

Структура политического процесса

По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:

Субъекта, носителя власти;

Объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

Средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса.

Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.

Организация политического процесса начинается с замысла, идеи, разработки плана, концепции, теории. Субъектам процесса необходимо выбрать цель, обосновать ее. В соответствии с целью намечаются задачи, выбираются средства, ресурсы, методы, определяются исполнители, темпы, сроки исполнения, число участников, их состав. Исполнители должны отвечать поставленным перед ними задачам и владеть соответствующими средствами, знаниями, навыками. В процессе осуществления различных политических проектов формируется политическая жизнь страны, своего рода политический быт с его обычаями, традициями, общением, связями, настроениями, ожиданиями масс, их поддержкой власти или безразличием к ней, возмущением по поводу тех или иных решений. Несогласованность элементов политического процесса и отношений между ними разрушает процесс или приводит к непредвиденным результатам. Непродуманность концепции процесса, его стратегии и тактики привела к неудаче многие начинания, в том числе процесс перестройки в СССР, создания СНГ, многие преобразования в Восточной Европе.

Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. Речь идет о наличии ресурсов, благоприятных или неблагоприятных внешних условиях, об избранных средствах, методах, исполнителях. В проекте политического процесса должны учитываться как внутренние, так и внешние факторы, однако часто именно внутренние факторы способны нарушить процесс, изменяя число его активных сторонников и участников, сроки завершения и результаты.

Политический процесс - упорядоченная последовательность единичных действий и взаимодействий политических субъектов, как правило, создающих и воссоздающих .

Политическая действительность образуется деятельностью людей, связанной с реализацией властных интересов и достижением цели. В процессе деятельности индивиды, группы, организации, институты, то есть разного рода политические субъекты или акторы взаимодействуют с другими субъектами. Действия и взаимодействия политических акторов осуществляется во времени и в пространстве. В итоге возникает связанная последовательность действий и взаимодействий. Такая последовательность и обозначается в политической науке словами политический процесс . Можно дать и другое определение политического процесса - иное по форме, но близкое сути: политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл.

Политический процесс - динамическая характеристика политики, поэтому его формами являются политическое изменение и политическое развитие.

Категория «политический процесс» в политической науке

В обыденном сознании словосочетание политический процесс часто ассоциируется с использованием властями своего судебного карательного аппарата для преследования политических противников, например, со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с попытками судебного преследования антифашистов в гитлеровской Германии и т.п. При описании подобных явлений политологи также пользуются данным выражением. Однако в политической науке слова политический процесс представляет собой одну из базовых категорий политического анализа, которую используют, прежде всего, для обозначения развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий политических субъектов по поводу использования институтов власти, которую объединяет определенная логика или смысл.

Иногда эти взаимодействия политических акторов могут быть чисто случайными. Иногда они закономерны или даже “запрограммированы” - не в деталях, а в целом, по своему характеру, типу. В результате совершения подобных “ожидаемых” действий создаются устойчивые связи и взаимоотношения. Так возникают правила, нормы, организации и т.д., которые в совокупности обозначаются понятием “институт”.

В качестве примера политического процесса можно привести всю ту совокупность взаимодействий, которая связана с выборами. В ходе избирательной кампании происходит действие и взаимодействие политических акторов (избирателей, политических партий и т.д.). В электоральном процессе также воспроизводятся (или создаются) политические институты (институт выборов, избирательная система и др.). Можно обнаружить также и различные смыслы электорального процесса. Так, для стран современной развитой демократии он заключается в реализации принципа народного суверенитета, выборности и сменяемости органов власти в результате выборов, а также в выборе политических курсов, предлагаемых правящими или оппозиционными партиями.

В политической науке существуют различные точки зрения на то, что такое политический процесс. Некоторые исследователи считают, что понятие политический процесс может иметь два значения в зависимости от того, о каком уровне развертывания политики идет речь - о микроуровне, то есть о непосредственно наблюдаемой деятельности или даже единичных действиях индивидов, или о макроуровне, то есть о фазах функционирования институтов, например, партий, государств и т.д. В первом случае под политическим процессом понимается “некая равнодействующая суммы акций (действий - Авт .) различных социально-политических субъектов” . Во втором случае политический процесс определяют как “цикл (точнее было бы “фаза” - Авт .) политических изменений, последовательную смену состояний политической системы” . Хотя в каждом из приведенных определений речь идет, казалось бы, о разных (разнопорядковых) явлениях, фактически оба характеризуют одну и ту же сторону политики, одну и ту же действительность. Разница заключается в принятой исследователями системе координат и единицах измерения политического процесса.

И речь политика, и ход отдельного митинга, и противоборство политических партий, и взаимодействие системы со средой - все это и каждая череда этих явлений сама по себе, и все они вместе оказываются тем, что в политологии именуется политический процесс. Выводы относительно характера и содержания политического процесса делаются на основании того, кого исследователи или аналитики выбирают в качестве основных субъектов взаимодействия, а также на основании того, какая временная единица берется за основу измерения этого процесса. Также имеет значение и то, учитывается ли влияние среды на взаимодействие политических акторов, а если да, то какой (социальной, культурной, экономической, политической) и каким образом.

В европейской и англо-американской политической науке понятие «политический процесс» в том широком смысле, о котором шла речь выше, как правило, не используется. Тем не менее, активно изучаются отдельные формы политического процесса, например, или его типы, такие, например, как , или содержание отдельных политических процессов, например, принятия решений. Понятие «политический процесс» принято использовать для обозначения особой частной теории в политической науке - «теории политических процессов» (political process theory, PPT). Эта теория была разработана в 1970-1980-х гг. преимущественно в США для исследования роли политических возможностей и мобилизационных структур в становлении и функционировании социальных движений. В ее развитие особый вклад внесли такие исследователи, как Б.Кландерманс, Х.Крайзи, Д.Макадам, Дж. Маккарти, С.Тарроу, Ч.Тилли , М.Зальд. Основное внимание авторы теории сосредотачивали на взаимодействии характеристик социальных движений, в частности организационной структуры, с более широким экономически и политическим контекстом. Основное внимание уделялось преимущественно структурным аспектам политики .В последние десятилетия сторонники теории политического процесса уделяют большее внимание ее динамическим характеристикам . Однако в фокусе внимания авторов остаются социальные движения.

Структура, акторы и анализ политического процесса

Многие обыватели, журналисты, а также некоторые аналитики и даже ученые полагают, что политический процесс - стихийное явление, имеющее иррациональный характер, зависящее от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров. Доля истины в этих рассуждениях есть, так как “в отличие от статических элементов политики, именно в политическом процессе в полной мере проявляется фактор случайности, будь то внезапная смерть лидера-харизмы, неизбежно влекущая за собой качественно новую политическую ситуацию, или же внешнее воздействие (например, обострение глобальных проблем), могущее поменять доминирующих субъектов .

Значимость случайных явлений и событий особенно заметна на микроуровне. Однако общий характер политической деятельности как целедостижения, а также институциональный и прочие контексты данной деятельности (правила, определенные формы и способы поведения, традиции, господствующие ценности и т.п.) делают политический процесс в целом упорядоченным и осмысленным. Он представляет собой логически разворачиваемую последовательность взаимодействий между акторами. Таким образом, политический процесс - это отнюдь не хаотичная сумма случайных явлений и событий, а поддающаяся структурированию и научному анализу целостность.

Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа взаимодействия между различными политическими акторами, а также посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между акторами, условий этих взаимодействий, его логической последовательности (“сюжета” политического процесса) и результатов. Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную структуру и, соответственно, свой собственный “сюжет”. Акторы политического процесса, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс, называются параметрами политического процесса .

Основными акторами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство , гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Необходимо отметить, что данная модель отражает лишь один из типов политического процесса и не может рассматриваться как универсальная.

Анализ политических процессов включает в себя выявление его основных акторов, их ресурсов, способов и условий их взаимодействия, а также саму логическую последовательность этого взаимодействия. Кроме того, в качестве параметров политического процесса можно выделить факторы политического процесса, уровень равновесия, пространство и время его протекания.

Важным моментом анализа политического процесса является выявление его статических и динамических характеристик, обобщенных в понятиях “политическая ситуация” и “политическое изменение” .

В зависимости от характера изменений выделяют эволюционный и революционный типы политического развития . Под эволюционным понимается такой тип, который включает в себя постепенные, пошаговые качественные изменения. Под революционным - тип развития, ориентированный на масштабность и быстротечность. Несмотря на эвристическую значимость выделения этих типов, следует признать условность их различия применительно к политическому развитию. В действительности политическое развитие носит эволюционный характер, революции являются лишь частью эволюционного пути. Их масштабность и быстротечность имеет принципиально важное значение лишь с точки зрения повседневности и истории.

Довольно часто выделяют стабильный и кризисный типы развития. Предполагается, что стабильный тип политического развития характерен для обществ, где существуют достаточные институциональные гарантии и общественный консенсус, предотвращающие резкие изменения политического курса и тем более резкую смену политического режима . В то же время предполагается, что основой стабильного развития служит способность системы адекватно реагировать на вызовы среды. Это способствует постепенному и плавному характеру изменений.

Кризисный тип развития характерен для обществ, где такие отсутствуют необходимые условия и система неспособна давать адекватные ответы на внешние изменения. Тогда политическое развитие осуществляется в виде кризиса, который может затрагивать как отдельные стороны политической жизни, так и всю систему целиком. Развитие полномасштабного кризиса приводит к неустойчивому состоянию системы или даже к ее распаду.

Выделение этих двух типов политического развития также следует признать условным. На самом деле под стабильным или кризисным развитием очень часто понимается не эволюционная динамика политической системы, а характеристика повседневных и исторических политических процессов, происходящих в ее рамках. Однако сообщения, например, о правительственном кризисе отнюдь не свидетельствуют о кризисном характере политического развития данной политической системы.

Следует отметить также и то, что на практике толчком и в определенном смысле двигателем развития любой политической системы являются системные кризисы. Кризисы появляются в результате несоответствия структур и способов связи между элементами системы возникающим потребностям. Их разрешение требует качественных изменений системы или ее отдельных частей. На практике мы можем, как правило, наблюдать чередование кризисов и периодов относительной стабильности. Таким образом следует рассматривать кризисный характер изменений и политическую стабильность не как характеристики политического развития в целом, а как особенности его отдельных моментов.

.
Loading...Loading...