Азбука спасения - идолопоклонство. В библии запрещено идолопоклонство, почитание икон, поклонение предметам даже посвященным богу Изображение двухмерно, реальность многомерна

Идолопоклонство как качество личности – склонность отказываться от веры в истинного Бога или подменять Его неким придуманным существом, поклоняться ложным богам и идолам, приносить им жертвы, возлагать на них надежды.

Некто попросил суфия: - Научи меня молиться. Суфий отвечал: - Ты не только уже молишься, но часть твоего ума постоянно занята этим.- Я не понимаю, о чём ты. Я не мог молиться Господу в течение нескольких месяцев по некоторым причинам. - Ты сказал: «Научи меня молиться», - ты не говорил ничего о Господе. Молитва, в которую ты был вовлечён на протяжении нескольких месяцев, это молитва к твоим соседям, так как ты постоянно думал о том, что они могут подумать о тебе. Это была непрерывная молитва идолу денег, ибо это то, чего ты жаждешь. Ты также молишься идолу собственной безопасности и множеству других. Поскольку у тебя столько богов, которым ты вынужден постоянно молиться, нет ничего удивительного в том, что у тебя не остаётся места и времени для какой-то иной молитвы.

Идолопоклонство – склонность творить в своем сердце богозаменителей – идолов. Идол – самозванец, занимающий место Бога. Для идолопоклонника идол однозначно занимает первое место. В чем опасность — он может появиться в любой сфере нашей жизни. Идолом может стать человек, деньги, материальные блага, работа, действия или отношения. И тогда какой-то истукан становится источником человеческого счастья, умиротворения и благополучия. Человек начинает уделять идолу больше внимания, чем Богу, пытается черпать из него энергию или наоборот отдавать ему свои силы.

В Ветхом завете в главе Исход прямо сказано: «Да не будет у тебя других Богов перед лицом моим». Иными словами нельзя поклоняться на одном уровне Богу и идолам или другим могущественным личностям, которых много во Вселенной. Бог как духовная сущность имеет, как и человек, определенные формы. Человек, не имея четкого представления о формах Бога, начинает что-то придумывать, воображать. В результате возникают идолы – формы, не имеющие ничего общего с Богом.

Философ Василий Тушкин пишет: «Запрет на поклонение формам полубогов совсем не означает, что у Верховного тоже нет форм или что им нельзя поклоняться. Т.е. сама установка «Да не будет у тебя других богов перед лицом моим» подразумевает, что у Бога есть лицо. А значит и все остальное. Т.е. у него есть форма. А на поклонение форме Всевышнего в Библии запретов нет. Но те, кто не имеет ясного понимания и не отличает Верховную личность Бога от его заместителей, министров, от всех этих полубогов списали принятое в Индии поклонение Кришне или Вишну и его различным воплощениям как идолопоклонство. Т.е. сработал обычный максимализм – вместе с водой выплеснули ребенка. Этот момент очень важно понять. Т.е. почему это идолопоклонством называют поклонение какой-то форме? Вовсе не потому, что у Бога форм нет и потому что ей поклоняться нельзя, а потому что люди не отличают форм Верховного от форм полубогов. Вот в этом весь смысл. В библейском запрете сказано: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Т.е. не стоит создавать идолов или кумиров из всего диапазона материальных форм, населяющих воду, небо и землю. Однако образы Бога, описанные в Ведах совершенно не похожи на формы этого мира. Они обладают каким-либо уникальным цветом, например, цвет Кришны – такой темно-синий. Мы не встречаем здесь людей такого цвета. Либо четыре руки, либо какая-то форма необычная, как форма [Джаганнатхи], например. Либо какие-то другие формы, которые совершенно не имеют каких-то аналогов в этом материальном мире».

Иными словами, поклонение форме Бога не является идолопоклонством. Идолопоклонниками являются люди, ставящие на место Бога какую-то безделушку, истукана или известного человека. Бог присутствует в каждом атоме своего творения. Например, в христианстве есть чудодейственные иконы, крестики с распятием, святые места – всё это материальные объекты. Почему мы их не считаем идолами? Почему поклоняемся им? Дело в том, что они отмечены присутствуем духовной энергии, идущей от Бога – «святая вода», освященная пища, священное распятие или святое место, к которому идут люди. Почему оно священное? Почему эта материя вдруг стала освященной? Потому что там был Бог. Или он низошел на это место, на эту воду или на этот символ. Идол сам хочет занять место Бога.

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом». (Втор 4:15-19).

Поклонение Богу в образе установленного в храме божества идолопоклонством ни в коем случае не является. Философ Владимир Критский пишет: «Всевышнему можно поклоняться в форме доступной для восприятия или же в духовной форме, недоступной для восприятия. Поклонение божеству в храме относится к первой категории, потому что изображение Господа создано из материи, однако образ Господа, воплощённый в камне, дереве и красках, которые являются материальными сами по себе, этот образ материальным не является. В этом абсолютная природа Абсолютной личности Бога. В этой связи можно привести простое сравнение. Если опустить письмо в любой из почтовых ящиков развешенных на улице, оно без труда найдёт своего адресата, но любой другой ящик, не установленный почтовым отделением, хоть даже похожий на почтовый, для этой цели не годится. Аналогичным образом божество, установленное в храме, – это трансцендентный образ Бога, который представляет его в этом мире. Господь предстаёт перед нами в этом образе, чтоб принимать, таким образом, наше служение. Он всемогущий, поэтому, воплощаясь в этой форме, он принимает служение преданных, чтобы обусловленным душам было легче служить ему».

Иными словами, поклонение форме Господа в храме является очень глубоким трансцендентным процессом и не имеет ничего общего с идолопоклонством. Бог вездесущ, он везде и во всем, поэтому он находится и в своём образе, который создан верующими из каких-то материальных элементов, из камня, из металла или дерева, и находясь также и в сердце верующих.

Интересная история в контексте идолопоклонства связана с немецким философом Фридрихом Ницше, отрекшемуся от христианства и традиционной морали, и заявившему, что Бог мертв. Он отождествлял себя с Дионисом, греческим богом вина и достатка. На место Бога он ставил воображаемого, всесильного аморального сверхчеловека, который был в двадцатом столетии воплощен в личности Адольфа Гитлера.

В «Веселой науке» Ницше писал: «После того как Будда умер, в течение столетий показывали еще его тень в одной пещере – чудовищную страшную тень. Бог мертв: но такова природа людей, что еще тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. – И мы – мы должны победить еще и его тень!»

На входе в университет, в котором он преподавал, была написана фраза «Бог мёртв». То есть Ницше заявлял, что Бога или нет, а если он и есть, то не принимает никакого участия в материальном мире, поэтому всё равно, что его не существует. Бог умер, о Боге не думайте. И вот пришло время умирать. В университете состоялась траурная церемония, что-то вроде гражданской панихиды и самое удивительное, что на этом плакате, который висел при входе в университет «Бог мёртв» было приписано кем-то «Ницше мёртв», подпись «Бог».

Петр Ковалев

Сегодня наши рассуждения коснуться темы идола.
Как ни странно, даже сегодня многие религиозные конфессии оправдывают поклонение идолам.
Порой на них изображают маленького Бога и Его мать, и сегодня подобные рисунки являются нормой в большинстве стран. Чем старее такая картина, тем больше ее авторитет и буквальная цена.
При общение с последователями подобного вероучения мы сможем услышать оправдание подобного рода: Бог слишком далек, что бы напрямую обратиться к нему, по этой причине у нас есть эти «картины». Возможны и иные варианты…

Сегодня мы будет искать ответы в Библии, что Живое Слово Бога скажет нам?Понятие идол

Идол — в еврейском тексте в различных местах имеет следующие значения: ложный бог, кумир, тщета, суета, пустота, истукан, страшилище, ужас) — изображение из металла, камня или дерева, напоминающее человека, животного или рыбу для поклонения природ-ным силам, которые языческие народы обожествляли (Рим 1.25)

25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

(Рим.1:25)

Так, Ваал, бог солнца и природных сил вообще, изображался в виде человека с чертами быка; Молох, бог огня — с бычьей головой и человеческими руками; Дагон — с человеческой головой и туловищем рыбы; Астарта — в виде женщины со многими грудями и полумесяцем на голове, стоящей на льве и т.д.
Такие изображения делались иногда очень больших размеров для установки их в храмах (1Цар 5.2) или на полях для массового поклонения (Дан 3.1), но немало их, видимо, было и небольшого, «семейного» формата (Ис 44.13). Такие изображения и изваяния делали и израильтяне, поддавшись влиянию окружавших их племен (Пс 105.19-21), на протяжении всей своей истории, то глубоко погружаясь в идолопоклонство, то временно отходя от него.
Но после возвращения из вавилонского плена (куда они и были отданы Богом за этот их великий грех), они больше никогда не были идолопоклонниками в таком явном виде.

Однако, они продолжали грешить, поклоняясь новым, невидимым (точнее — многоликим) идолам — коммерции, наукам, определенным идеологиям и т.п., которым они научились в плену.
В коммерции евреи особенно преуспевали с тех пор и Господь не случайно сказал им: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6.24).

В более широком смысле, идол — это всякий предмет, убеждение или деятельность, которые занимают в сознании и жизни человека центральное место, то есть место Бога.

Египетское пленение

Из истории еврейского народа обращение к мертвому богу описано не один раз. И в каждом подобном месте поклонение идолу осуждается Богом. Примером может послужить исхода из пленения египетского народа, когда в отсутствие Моисея, народ сделал себе идола:

19 Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану;
20 и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.
21 Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте,

(Пс.105:19-21)

12 и сказал мне Господь: встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литый истукан.
13 И сказал мне Господь: вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный;
14 не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной, а от тебя произведу народ, [который будет] сильнее и многочисленнее их.
15 Я обратился и пошел с горы, гора же горела огнем; две скрижали завета [были] в обеих руках моих;
16 и видел я, что вы согрешили против Господа, Бога вашего, сделали себе литого тельца, скоро уклонились от пути, которого [держаться] заповедал вам Господь;

(Втор.9:12-16)

Идол против Живого Бога

В Библии есть место, когда мертвого бога пытались противопоставить Живому Богу. Жрецы Ваалама так и не смогли создать огонь и доказать силу мертвого бога. А Илия попросил залить водой жертвенник так, что бы вода попала в ров.

34 и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте [то же] в третий раз. И сделали в третий раз,
35 и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою.
36 Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему.
37 Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе].
38 И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве.
39 Увидев [это], весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!

(3Цар.18:34-39)

Суть идола

Хорошие стихе описывающими ошибку обращения человека к мертвому богу можно найти у Исаии.

9 Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены.
10 Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы?
11 Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены.

(Ис.44:9-12)

Практически вся глава дает полное разъяснение для человека прошлого и человека настоящего — какие ошибки в поклонении Богу не допускаются.
Далее мы можем узнать и процессе сотворения идола руками человека. И какаю бы при этом благую цель не преследовал бы человек, рук дела его никогда не будет являться частью поклонения к Богу.

12 Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает.
13 Плотник [выбрав дерево], протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме.
14 Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его.
15 И это служит человеку топливом, и [часть] из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним.
16 Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».

(Ис.44:12-16)

Любой образ стоящий у человека в углу квартиры за светлой занавеской — является черной стеной в отношениях с Истинным Богом. Бог столетия назад ненавидел обращения человека к идолам, так и сегодня молитва через посредника, кроме Иисуса Христа — является поклонением ложным, угодным только сатане.

17 А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».

(Ис.44:17)

Можно молиться перед картинкой, можно дотрагиваться до нее, но это только обман. Спасти может только Бог, только через кровь Нового Завета и только черед одного посредника!

5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,

(1Тим.2:5)

18 Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, [и] сердца их, чтобы не разумели.
19 И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?»
20 Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?»

(Ис.44:18-20)

Сотворенное человеком для еды, является так же частью идола. И как видно из книги Исаии — это пыль!

Каким бы не было оправдание человека ищущего посредника перед богом (кроме Иисуса), ставящего идола в уголок комнаты, жаждущего прикосновения к картинам, покупающего дело рук человека для поклонения — Бог говорит так:

15 проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь.

(Втор.27:15)

Удалите из своей жизни идола — дело рук человека!

Ищите истину?

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

(Иоан.4:23,24)

Идолопоклонство объяло всех человеков и всю землю. Немногие избранные человеки сохранили истинное Богопознание и Богослужение.

Храните себя от идолов

Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит, но рожденный от Бога хранит себя и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов. Аминь


Идоложертвенные яства

О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание, но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1Кор.8:1-13).

Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами (1Кор.10:19-20).

Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор.12:2-3).


Идолопоклонство объяло всех человеков и всю землю

Сатана не удовлетворился тем, что он покорил человека с землею под власть свою, что держал его в плену, возбуждая в нем различные страсти и ими оковывая его, что служением греху привел его в служение себе. Мысль, обуявшая ангела на небе, не оставляла его и в поднебесной, куда, как в преддверие ада, он низвергнут с неба: мысль соделаться равным Богу. Он привел ее в исполнение введением на земле идолопоклонства. Род человеческий, постепенно размножаясь на земле, вместе с тем более и более переходил от удовлетворения нуждам к удовлетворению прихотей и греховных пожеланий. Несовместно с такою жизнью истинное Богопознание и самопознание! Человеки, потонув в земных попечениях и наслаждениях, соделавшись исключительно плотию, потеряли самое понятие о истинном Боге. Но чувство богопочитания есть чувство неотъемлемое от сердца человеческого, как врожденное и естественное ему: оно не уничтожено падением - лишено правильности. Водимые этим бессознательным чувством, человеки воздали божеское поклонение изобретателю и родителю греха - падшему ангелу и сонмищу его демонов.

Человек обоготворил убивший его грех во всех его видах, обоготворил представителей греха - демонов. Он признал божественными наслаждениями удовлетворение всем страстям. И блудодеянию, и пьянству, и воровству, и убийству воздана почесть. Каждая страсть изображалась своим истуканом или идолом. Идол был символом демона, вполне чуждого жизни, вполне мертвого для ощущений духовных. Пред такими идолами совершалось и общественное, и частное или домашнее поклонение, пред идолами закалались и приносились жертвы из животных, а нередко и из людей. Но наружное служение идолам было в сущности служением бесам, как научает нас Божественный Апостол Павел (1 Кор. 10:20). Идольские храмы и самые идолы были любимым жилищем демонов. Из этих жилищ своих они издавали гласы и прорицания для обольщения злосчастного человечества. И сам человек, престав быть храмом Бога Живаго, соделался храмом и обиталищем сатаны (Лк. 11:24-26).

Иудеи поклоняются золотому тельцу

Идолопоклонство объяло всех человеков и всю землю. Немногие избранные человеки сохранили истинное Богопознание и Богослужение. Впоследствии Бог избрал и отделил в служение Себе народ Израильский, даровав ему письменный закон. Но недуг идолопоклонства так сильно действовал в падшем человечестве, что и избранный народ, часто оставляя поклонение Единому истинному Богу, стремился к поклонению кумирам.

Человек, лишившись падением своим Божественного Света - Святаго Духа, должен был довольствоваться своим собственным, скудным светом - разумом. Но этот естественный свет привел весьма немногих человеков к познанию истинного Бога: он устремился наиболее к доставлению всевозможных удобств для земной жизни, изобрел различные науки и искусства, которые точно способствовали и способствуют к умножению и развитию этих вещественных удобств, но вместе способствуют и к сильнейшему развитию греховной жизни, к запечатлению и утверждению падения украшением падения многоразличными призраками благосостояния и торжества. Науки человеческие, будучи плодом падения, удовлетворяя человека, представляя ему Божию благодать и Самого Бога ненужными, хуля, отвергая, уничижая Святаго Духа, соделались сильнейшим орудием и средством греха и диавола для поддержания и укрепления падения. Свет человеков соединился со светом демонов и образовал человеческую ученость (премудрость), враждебную Богу, растлевающую человека диаволоподобною гордынею (1 Кор. 3:17,18). Объятый недугом учености, мудрец мира сего подчиняет все своему разуму и служит сам для себя кумиром, осуществляя собою предложение сатаны: «будете яко бози, ведяще доброе и лукавое».

Ученость, предоставленная самой себе, есть самообольщение, есть бесовский обман, есть знание, преисполненное лжи и поставляющее в ложное отношение ученого и к себе и ко всему. Ученость есть мерзость и безумие пред Богом, она - беснование. Слепоту свою она провозглашает удовлетворительнейшим ведением и видением, и таким образом соделывает слепоту неисцельною, а хранимое ею падение неотъемлемым достоянием злосчастного книжника и фарисея (Ин. 9:41). «Мудрование плотское - вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может. Мудрование плотское - смерть» (Рим. 8:7,6). Святой Дух заповедует отвержение мудрости земной для того, кто хочет приступить к Богу и соделаться причастником духовной мудрости (1 Кор. 3:18). Апостол Павел замечает, что немногие из ученых приняли веру Христианскую (1 Кор. 1:26), напротив того, для этих мнимых и напыщенных мудрецов показалась безумием духовная мудрость, всеобильно и всесовершенно заключающаяся во Христе (1 Кор. 1:23). Философы и художники были величайшими поборниками идолопоклонства и врагами истинного Богопознания. По водворении веры Христианской в мире ученость родила бесчисленные ереси и ими старалась ниспровергнуть Святую Веру. Величайшее злодеяние - убийство Богочеловека - совершено учеными во имя мудрости их и во имя закона их (Ин. 11:49, 50). В наше время ученость возвращает язычников, принявших Христианство, к язычеству и, отвергая Христианство, вводит снова идолопоклонство и служение сатане, изменив формы для удобнейшего обольщения человечества. Редкий, весьма редкий книжник научается Царствию Небесному и износит новое учение Духа пред общество собратий своих, облекая это учение в ветхие рубища учености человеческой для того, чтоб оно было удобнее принято любящими более ветхое, нежели новое (Мф. 13:52; Лк. 5:39).

Явился новый прожорливый и глупый идол - целый народ

Новое направление не чуждо и иудейского мессианства, так как по его догматике мессианская или Божественная власть принадлежит всему обществу верующих, а не лицам, преемственно поставляемых Самим Богом для служения слову истины. Поэтому уже не Бог, а общество уполномочивает, кого оно хочет сделать выразителями мессианских духовных даров, по праву принадлежащих всему обществу верующих. Эта нелепая доктрина из духовной сферы перешла в гражданскую и политическую и выразилась в том, что установление власти, вопреки ясному учение Св. апостолов, происходит не от Бога, а от общества, по взаимному договору уполномочения от общества. Это возвеличение общества на степень Божественной власти и есть политическое богоотступление целых обществ. Явился новыйпрожорливый и глупый идол - целый народ, уполномочивающий представителей принять принадлежащую ему, этому идолу, власть. Избранники этого идола, как законодатели, предоставляют, в свою очередь, исполнительную власть своим избранникам, меняя их поминутно и оставляя ни при чем верховного властителя, поставленного Богом Небесным творить дело Божие. Все это составляет так называемые "великие начала, добытые реформацией и революцией", которые, в сущности, представляют не что иное, как богоотступление народов, подражание древним Хамитам.

Осипов Алексей Ильич

Доктор богословия. Профессор МДА

Идолопоклонство

Идолопоклонство (от греч. – видение, призрак, видимость, грёза, идеал, кумир) в прямом смысле слова означает поклонение идолам, изображениям богов. В политеистических религиях это выражалось в культе различных идолов-богов (например, в греческой религии: культ Диониса – бога вина и веселья, Афродиты – богинини чувственной любви и красоты, и др.). Этим идолам приносились жертвы, иногда даже человеческие.

В переносном смысле идолопоклонство это поклонение таким «похотям», идеям, кумирам и целям в жизни, которые духовно ослепляют, унижают человека, делают его игрушкой собственной страсти. Идолы-страсти бесчисленны. Идея всемирного господства, культ денег, моральной вседозволенности и произвола под личиной свободы и подобные им идолы служат объектами часто гигантских по своим масштабам жертвоприношений. Идолослужением апостол называет, например, страсть к богатству, «любостяжание» (Кол. 3:5), чревоугодие («их бог – чрево» – Фил. 3:19). Действительно, когда скупой ни о чем не думает, кроме наживы и денег, а честолюбец – ни о чем, кроме славы и почестей, и все свои силы отдают на достижение цели, то они в полном смысле слова являются идолослужителями. Авва Дорофей указывает на три основных идола, которые порождают всех прочих: «Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия» .

Идолом для человека может стать любая страсть: телесная, душевная или духовная.

И в этом смысле был прав Тертуллиан, когда писал: «Величайшее злодеяние рода человеческого, заключающее в себя все другие злодеяния, злодеяние, составляющее причину осуждения человека, есть идолопоклонство» .

Идолослужителями, т.е. действительными язычниками, могут оказаться люди самых разных мировоззрений и религий: от агностика и атеиста до православного христианина. Ибо верность Богу определяется, в конечном счете, «не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3:18). А Господь предупреждает: «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6:24).

Идолопоклонство, идолослужение

После потопа, как видно из свящ. Ветхозаветной истории, злые люди и злые дела между людьми умножились и дошло до того что перестали почитать Бога, а перестав почитать, стали совсем забывать Его. Когда же истинного Бога забыли, а в совести между тем оставалось некоторое чувство, что нельзя быть без Бога, то вздумали почитать за Бога солнце, луну, звезды и другие твари. Сие-то и называется идолопоклонством, идолослужением, иначе язычеством. Познание истинного Бога в первобытные времена мира едва сохранилось в потомстве Сима. Ап. Павел в послании к Римлянам прекрасно выясняет начало и причины идолопоклонства между людьми в следующих словах: "Называя себя мудрыми, обезумели: И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" (1:22-23).

Боготворение животных в Египте служит поразительным подтверждением слов апостола Павла. Изображения различных видов идолослужения мы находим, кроме Библии, и на древних памятниках, у классических писателей и в апологиях очень древних христианских писателей, и в свидетельствах различных путешественников о современных нам язычниках. Нигде так ясно и поразительно не является крайняя безнравственность человека и его упорство во грехе, как в древнем и новом идолопоклонстве. Сильные влечением людей к этому греху объясняется не только всеобщее преобладание оного в древнем мире, но и история Иудеев от времен Моисея до Вавилонского плена. Несмотря на осуждения, обличения и наказания Божия за этот грех, Иудеи неоднократно заражались идолопоклонством, но после плена они отказались от него навсегда. Христианство всегда старалось предохранить своих последователей от этого ужасного зла. Эта великая цель постоянно преследовалась всеми истинными Христианами с большим или меньшим постоянством даже до нашего времени, и нужно надеяться, на основании опытов прошедшего и Божественного слова, что идолопоклонство совсем уничтожится на земле. Будучи само по себе громадным злом, оно вместе с тем есть корень бесчисленных зол и потому-то для блага человечества и славы Божией на всех нас лежит обязанность бодрствовать, молиться и с ревностью действовать против идолопоклонства.

Исход 32 глава

Стоит отметить, что, очевидно, задержка Моисея стала поводом к отступлению среди народа Божия (см. Иез.12:21-28; Авв.2:2-4; Мф.25:1-13). Аналогично, некоторые не будут готовы ко встрече Господа, когда Он явится во «второй раз» (см. Евр.9:28). Многие скажут в тот день, «Не скоро прийдет господин мой», и предадутся злу (Мф.24:45-51; Лк.12:37-48; 2Петра 3:3–18).

Израильтяне боялись, что их лидер, от которого они зависели, оставил их. Пока Моисей был с ними, чтобы поощрять их, увещевать и поддерживать их своим примером, им удавалось поддерживать на более высоком уровне духовную жизнь, «идти верой, а не видением» (2Кор.5:7). Когда его присутствие было удалено от них, началась обратная реакция, и «плоть» одержала победу над «духом». Хотя облако густого мрака, в которое вошел Моисей, когда поднимался на гору с Иисусом Навином, было видно с равнины, вершина горы время от времени освещалась молниями от Божественного присутствия, и многим в лагере казалось, что Моисей покинул их или был поглощен пожирающим огнем. Почва для печального проявления идолопоклонства.
Этот опыт представляет другие, поразительно противоположные примеры, столь характерные для Библии, как, например, Христос во славе на горе Преображения и Его ученики в долине ниже, находящиеся в огорчении и поражении (Мф.17:1-18). Здесь, в то время как Моисей был на горе, получая скрижали закона и инструкции относительно истинного поклонения и высокого и святого служения первосвященника, народ внизу вопиющим образом отвернулся от Господа. Как это ни парадоксально, их вел к идолопоклонству тот самый человек, который был призван служить Господу.

К Аарону. Если бы брат Моисея был тверд в вере и характере, этого несчастного случая в истории Израиля можно было бы избежать. Слабость характера Аарона и дух компромисса не только сделали его духовное руководство неэффективным, но и поместили его в положение лидера восставших.
Сделай нам бога. Поскольку их пребывание в Египте приучило евреев к материальным формам божества, для них было трудно доверять невидимому Богу. Несмотря на то, что здесь слово «бог» по еврейски - ХElohim, множественная форма слова, некоторые исследователи Библии утверждают, что «боги» здесь и в ст. 4, 8, и 31 должны быть переведены «бог», полагая, что множественное число используется, чтобы подчеркнуть факт, что золотой телец был ложным богом в отличие от Господа, истинного Бога.
Шел бы перед нами. Утомившись так долго ждать на Синае и стремясь продолжить их путешествие в Землю Обетованную, люди требовали видимого бога впереди себя, чтобы он внушал им уверенность и храбрость (см. 1Цар.4:3-8). Как хорошо было бы, если бы они провели это время ожидания в размышлениях о законе Божием, и тем самым подготовили бы свои сердца, чтобы получить дальнейшие откровения от Него. Если бы они это сделали, то были бы в состоянии противостоять этому искушению.
В значительной степени дух отступления был порожден «множеством иноплеменников», которые присоединились к израильтянам, чтобы избежать язв Египетских. Они были постоянной помехой и ловушкой для Израиля (Исх.12:38; Числ.11:4). Они сравнимы с «негодными людьми» из ДА.17:5.
2. Встревоженный безрассудной глупостью и угрожающим отношением людей, опасаясь за свою безопасность, Аарон сдался требованиям толпы вместо того, чтобы благородно и смело отстаивать честь Бога (см. Исх.23:2). Надеясь, что они не откажутся от своего имущества, он потребовал коллекцию «золотых сережек». Но он ошибся в своей надежде. Сделав первый шаг на пути компромисса, он уже не мог отступить.

4. Вот бог твой. «Телец» кажется естественным израильтянам, потому что они были свидетелями поклонения быку Апису в Египте. Но золотой телец был, по-видимому, материальным представлением истинного Бога, а не какого-то языческого божества (см. ст. 5).
5. Провозгласил. Ощущая одобрение народа, Аарон пошел далее, объявив о «банкете». Как ни странно, это должен был быть «праздник Господу». Этот дух компромисса, стремление согласовать поклонение Господу с идолослужением, проявлялось Израилем не только в этом случае; это также мотивировало большую часть идолопоклонства, которое мешало им в будущем
(3Цар.12:26-33; 4Цар.17:32-33; Соф.1:5).
6. Встали рано. Люди были настолько возбуждены и воодушевлены к их новооткрытой религии, что они не могли подняться достаточно рано, чтобы начать служение.
Сели, чтобы есть. Только определенные части жертвенных животных обычно сжигались, остальные съедались поклоняющимися.
Встал играть. Это было чувственным действием. Языческие жертвенные пиры превращались в расточительные оргии (Числ.25:1-9; 1Кор.10:7-8). Этот эпизод иллюстрирует войну между плотью и Духом, которая постоянно продолжается в человеческой природе (Рим.7:23; 8:1–13). С того времени, как израильтяне ушли из Египта, они вели духовную жизнь, полагаясь на невидимого Бога и покоясь под Его защитой. В конце концов, однако, когда сдерживающее влияние примера и руководство Моисея было удалено, зло восторжествовало. Они вернулись к идолопоклонству и к распущенности, которая была неразрывно связана с языческим поклонением. Чувственное наслаждение маскировалось религией (2Тим.3:4-5). Такая религия так же приятна множеству людей сегодня, как это было в эпоху Израиля. И есть все еще уступчивые руководители, которые уступают желаниям неосвященных и поощряют их ко греху (ПП 317).
7. Народ твой. Бог отверг Израиль; Он больше не говорил о них как «мой народ» (Исх.3:10; и т.д.; cf. Мф.21:13; 23:28). Они нарушили свой завет с Ним и «отделили» себя от Его заботы и руководства (Ис.59:2). Отвращение греха присуще Божественному характеру. Бог любит грешника, но ненавидит грех. Моисей, находясь далеко от лагеря, не знал, что происходит внизу.

8. Скоро отклонились. Несколько недель ранее люди вступили в торжественный завет с Богом и обещали повиноваться Ему (Исх.19:8; 24:3). Теперь этот завет был нарушен (ПП 320). Не имея «корня» в искушении люди быстро впали в грех (см. Мф.13:20-21). Многие, особенно из «множества иноплеменников», не могли сопротивляться своим старым идолопоклонническим привычкам (см. 2Петр.2:22). Слово «жестоковыйные» передает идею порочности, как с лошадью, которая отказывается идти нужным путем и упирается, когда возница тянет узды вправо или влево.
10. Оставь Меня. Бог проверял Моисея и готовил его к тому, что ждало его впереди (см. Быт.18:23-32; 32:26–28). Это было не последний случай, когда он переживал такой опыт (Числ.16:21, 45). Моисей чувствовал, что решение Бога не было окончательным, и продолжал ходатайствовать о его народе.
Произведу от тебя. Господь дал Моисею возможность выбрать между своей собственной славой, честью Бога и благополучием тех, кто находился под его ответственностью (см. Мф.4:8-10). Он поступил благородно и таким образом доказал свою преданность Богу и задачам возложенным на него.
11. Моисей стал умолять. Моисей возражает, что Израиль - все еще Божий народ - а не его (см. ст. 7). Бог сделал для них так много; конечно, Он и теперь не отвергнет их, тем самым призная неудачу своего собственного плана. Бог не мог позволить себе это сделать ради Его собственного имени - было первой просьбой Моисея. Моисей не мог извинить грех своих людей, но он мог ходатайствовать об их прощении (см. Иов 42:10; Иер.14:19-21; Иез.14:14, 20; Дан.9:4-11).
12. Окружающие страны узнали о чудесном избавлении евреев из Египта, и в результате они боялись того, что Господь еще мог сделать для Израиля. Поэтому, если бы Израиль был уничтожен, то язычники радовался бы, и Бог был бы опозорен. Обвинения египтян подтвердились бы, что вместо того, чтобы вывести народ в пустыню для жертвовоприношения (Исх.5:1-3), Он привел их туда, чтобы быть принести их в жертву (Исх.10:10). Не дать язычникам торжествовать над Израилем было второй просьбой Моисея.

Вспомни Авраама. Третья просьба состояла из напоминания Богу Его обещаний Аврааму (Быт.15:5; 17:2–8), Исааку (Быт.26:4), и Иакову (Быт.28:14; 35:11). Эти обещания к тому времени были выполнены лишь частично и конечно, Бог исполнит Свое слово.

Господь раскаивался. Господь был тронут искренней, самоотверженной молитвой Его верного слуги. Бог не мог отказаться от молитвы того, кто думал больше о его людях, чем о своем собственном возвеличивании и чести. Был открыт характер Моисея, было откровение Божественной любви (Ин.3:16; Фил.2:5-8).

Слова «Господь раскаивался» слабая попытка выразить Божественное желание на человеческом языке. Строго говоря, Бог не может изменить Свои планы, поскольку Он знает «конец от начала» (1Цар.15:29; Ис.46:9-10; 55:11). Однако, когда грешники оставляют свой грех и обращаются к Нему, когда Его дети умоляют Его о милосердии и прощении, тогда Он действительно «раскаивается». Он меняет гнев на милость, осуждение на милостивое прощение (Пс.105:44-45; Иер.18:5-10; 26:3; Иоиля 2:12–14; Иона 3:9-10; 4:2).

В его руке. То есть в руках (Втор.9:15).

Когда Иисус Навин услышал. Спускаясь, Моисей встретил Иисуса Навина, который оставался там, где Моисей оставил его шестью неделями ранее (см. Исх.24:12-18). Вместе они спустились к лагерю. Будучи воином, Иисус Навин подумал, что звук, доносящийся из лагеря, был военным, но Моисей, предупрежденный Господом, подозревал истинный характер шума. Последняя часть спуска с горы Синай не позволяет видеть равнину внизу, так что любой звук с равнины был слышен прежде, чем ее источник можно было увидеть. Возможно, холмы у подножия горы создавали препятствие для прямой видимости (см. на Исх.19:1).

Он приблизился. Религиозные обряды большинства древних народов включали танцы. У евреев это происходило иногда торжественно и достойно, как в случае с Давидом (2Цар.6:14), иногда празднично и радостно (см. на Исх.15:20). Среди язычников, однако, и особенно среди народов Востока, такие танцы имели свободный и похотливый характер. Египетские танцовщицы были профессионалами в плохом смысле, и их танец был чувственным и неприличным. В Сирии, Малой Азии и Вавилоне танцы были дикой оргией. Именно такой танец позволили себе израильтяне, что вызвало горячий гнев Моисея. Это было идолопоклонство в худшем виде. Не удивительно, что он в гневе бросил эти две скрижали на землю, и «разбил их». Этим он показал, что поскольку они нарушили завет с Богом, то и Бог разрушил Свой завет с ними (Втор.9:17; ПП 320).

Он взял тельца. Сравните это с действием Иосии (2Цар.23:1-27).

Рассыпал. Так как эта «вода» была «ручьем», который спускался с горы (Втор.9:21), и был единственной доступной водой, когда израильтяне пили ее, они глотали частицы золота. Таким образом стало так, что предмет их греха стал инструментом их наказания. (Пс.7:15-16; 9:16; Пр.1:31-32; 5:22). В полном уничтожении золотого тельца Моисей показал народу тщетность и ничтожность их кумира (1Кор.8:4). Если телец не мог спасти себя, он, конечно, не мог спасти и своих поклонников (Пс.115:3-9; Ис.46:5-7).

К Аарону. Уничтожив идола, Моисей естественно повернулся к тому, кого оставил ответственным за народ, кто должен был сопротивляться злу и остановить это отступление (Исх.24:14). Моисей не подразумевал, что люди сделали что-либо Аарону; вопрос был задан с упреком. Если бы Аарон занял твердую позицию, это отступление, возможно, не произошло бы (ПП 316, 317).

Ты знаешь. Вместо того, чтобы кротко взять на себя ответственность за идолопоклонство, Аарон оправдывал себя, возлагая вину на людей. При этом он показал себя истинным потомком Адама и Евы (Быт.3:12-13). Какой контраст с духом Моисея (см. на Исх.32:10-14, 32).

Вышел. Чтобы далее оправдать свое поведение, Аарон подразумевал, что произошло чудо, что сверхъестественная сила преобразовала золотые слитки «в огне» в «этого тельца». Завораживающая власть греха заставляет здравомыслящих людей придавать рациональный смысл их действиям. Аарон был бы уничтожен за свой грех, если бы не серьезное заступничество Моисея (Втор.9:20). Из-за его пложения как лидера, в отсутствие Моисея, грех Аарона был еще более предосудительным. Кому много вверено, с того больше взыщут (Лк.12:48).

Необузданный. Или возможно, «вырвавшийся на свободу». Таким образом, люди давали волю своим диким страстям. Моральная сдержанность была полностью оставлена. Люди были практически в состоянии бунта, доводя себя до безумия. Они стали дикой толпой, и Аарон был ответственен за эту оргию, поскольку он сделал тельца и объявил праздник.

Их посрамление. Возможно, некоторые Амаликитяне (см. Исх.17:8-16), были все еще поблизости, чтобы видеть это буйство и его распутные непристойности.

Тогда Моисей стал. Будучи не в состоянии остановить эти ужасные действия и понимая, что что-то должно быть сделано, Моисей стал у «ворот лагеря» и призвал присоединиться к нему в подавлении восстания. В войне между добром и злом нет нейтральной стороны. Мы или на стороне Бога, или на стороне сатаны. Нет середины (И.Нав.24:14-15; 1Цар.18:21; Мф.6:24). Окончательной проверкой того, что мы находимся на стороне Господа будет наша верность, когда все вокруг отступают. (Мф.7:13-14). Решительное благочестие проявляет себя в способности сопротивляться влиянию множества. Требуется мужество, чтобы сохранить индивидуальность (см. Дан.3:14-18). Только одни среди всех братьев «сыновья Левия» сплотились на «стороне Господа». Они не участвовали в этом идолопоклонническом служении.

Каждый свой меч. Везде, где Левиты встречали все еще участвующих в распущенных обрядах, они должны были «убить» их мечом, игнорируя отношения семьи и дружбы (Втор.33:8-9; Иез.9:6). Решительные действия были необходимы, чтобы подавить восстание. Иисус однозначно дал понять, что никаким земным связям нельзя позволить стоять между нами и нашим долгом по отношению к Нему (Мф.8:21-22; 10:37). Произошло так, что место празднества стало местом смерти. Эта быстрая казнь тех, кто ввел в идолопоклонство людей, была необходима, чтобы показать окружающим народам определенное неудовольствие Бога против языческого поклонения. Что касается его собственного народа, Господь должен был убедить их в том, что беззаконие, такое как это, не будет допускаться. Если бы Бог разрешил этому нарушению остаться без сурового наказания, в будущем евреи могли бы более охотно уступить соблазнам идолопоклонства. Как любящий защитник Израиля, Бог удалил от них тех, кто был полон решимости идти своим собственным путем непослушания, чтобы они не вели других к гибели. В это время Бог в Своем милосердии позволил некоторым погибнуть, чтобы спасти многих. Кроме того, если бы грех сохранялся, Бог больше не мог бы защитить их, и они пали бы беззащитными перед своими врагами.

Посвятите себя. Моисей объявляет милость Небес Левитам, которые так усердно присоединились к нему в наказании идолопоклонников. Еврейское слово «освящение» несет в себе мысль быть назначенным на святое служение. Здесь это подразумевает, также, специальное Божье «благословение» данное Левитам, чтобы быть избранными на служение во святилище (Числ.3:5-9; 18:1–7; Втор.10:8).

На следующий день. Это предполагает, что люди наконец осознали свою большую вину и были напуганы тем, что каждый отступник будет убит. Любовь Моисея и жалость к его народу принудили его снова ходатайствовать перед Господом за них. Здесь есть глубокий урок в том, что служители евангелия должны хорошо обдумывать свои действия. Так же, как и пастухи стада, они должны любить своих членов церкви и делать их ближе к Богу, они должны указывать людям на их грехи (Ис.58:1). В то же время они должны искренне умолять Бога о прощении греха через милосердие Христа.

Народ сей. Моисей говорил с Богом об израильтянах, как о «Твоем народе» (ст. 11). Здесь, думая о тяжести греха, который сделал их недостойными называться народом Божьим, он обращается к ним как «этот народ».

Прости, а если нет. Так Моисей перешел в своем обращении к Богу, не закончив первую часть его. Это, могло бы быть «Тогда я буду довольствоваться», или «У меня больше не будет, чтобы сказать». Подобные обороты найдены в Лк.13:9; 19:42.

Изгладь меня. Столь большой была любовь Моисея к его согрешающим братьям, что, если бы он не мог предотвратить их гибель, он не хотел видеть это (см. Числ.11:15). Он был готов быть «изглаженным из книги Твоей» (см. Ис.4:3). Он был готов отдать свою собственную жизнь, если это поможет искупить их грех. Он был готов нести их вину, здесь и в будущей жизни, чтобы обеспечить им прощение. Павел проявил подобную бескорыстность к евреям в его дни (Рим.9:1-3). Моисей совершил много благородных поступков, но этот был самым благородным из всех. Нелегко оценить меру любви таких людей, как Моисей и Павел, нашим ограниченным возможностям не постичь этого, как маленький ребенок не в состоянии постичь храбрость героев. Моисей - прообраз Доброго Пастыря, который отдал жизнь Свою за овец (Ин.10:11, 15), кто был «отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего» (Ис.53:8; Дан.9:26; Ин.15:13).

Из книги Твоей. Это обращение к «книге жизни», в которой зарегистрированы имена всех тех, кто утверждал, что является детьми Бога (Пс.68:28; Дан.12:1; Фил.4:3; Откр.3:5; 13:8; 17:8; 20:12, 15; 21:27). Те, кто отпал от Бога, кто из-за своего нежелания оставить грех становится нечувствительным влиянию Святого Духа (Быт.6:3; Еф.4:30; Евр.10:29; 1Фес.5:19), будут вычеркнуты из книги жизни и уничтожены.

Кто согрешил. В целом Библия учит, что все должны понести свое наказание (Втор.24:16; 4Цар.14:6; Пс.48:7-8; Иер.31:29-30; Иез.18:20). Существует только одно заместительное искупление, которое Слово Божие принимает, это Искупление Иисуса Христа, Который, будучи без греха, может быть наказан за грехи других людей (Ис.53:5-6; Ин.1:29; 1Кор.15:3; Евр.9:28; 1Петр.2:24). В ходатайстве, которое он делал за Израиля, Моисей символизировал заступничество Христа за грешников. Но он не мог также, как и наш Господь, нести вину отступников.

В день посещения. Было высказано предположение, что это относится к заявлению, что ни один из тех, кто покинул Египет не войдет в Ханаан (Числ.14:26-35).

Поразил Господь. После поражения 3 000 (ст. 28) язва вспыхнула в лагере. Даже это было доказательствами Божественного милосердия, чтобы подчеркнуть опасность уступок греху. Хотя Бог был готов простить Его народ, но если бы прощение было получено очень легко, то они были бы ободрены совершить преступление вновь. Они должны быть увидеть злые последствия беззакония. Мягкость была отложена, чтобы убеждение могло произвести более глубокое впечатление.

Во всех отношениях Бога с нами сегодня мы должны учиться, чтобы понять Его божественную волю и извлечь уроки, Он показывает это для нашего наставления. Таким образом Он развивал бы и укреплял бы наш характер.

По материалам Библейского комментария АСД

Сказать, что такое идолопоклонство, однозначно очень сложно, ведь даже предметы, возваяния, доски, столбы, статуи, которые человек возвеличивает, уже можно считать идолами материального мира. А какое мнение бытует касательно данной темы у разных религий мира? В целом буддизм, христианство, ислам, иудаизм и различные формы язычества схожи во мнениях. Они не особо приветствуют такой подход, и для них идолопоклонство (религия, основанная на поклонении многим богам) неприемлемо.

У Творца нет ни формы, ни тела, а потому все его изображения - это всего лишь интерпретация человеческого ума. Можно рисовать людей, но не стоит придавать им излишний мистический либо культовый смысл. Любое возвеличивание предметов в конце концов приводит к обрядовому почитанию и, соответственно, нарушает значение и смысл поклонения Всевышнему.

Идолопоклонство в буддизме и исламе: в чем отличия?

Тема: «Человек и религия» актуальна для людей всех континентов. К примеру, в Индии, где превалирующее большинство жителей страны исповедуют буддизм, этот вопрос актуален практически для каждого. И несмотря на огромное количество имеющихся у них божественных изображений и статуй, они поклоняются не им, а тому, кому они посвящены. Для них эти объекты только посредники.

Что касается ислама, то здесь все намного сложнее. Это вероучение не приемлет никаких изображений Творца, у его последователей отсутствуют кумиры. Из материальных предметов в этой религии существует только одна связующая нить с Творцом, и это камень, находящийся в Мекке.

Идолопоклонство - краеугольный камень в христианстве

Христианство очень тонко подходит к такой теме, как идолопоклонство. Религия, основанная на поклонении многим богам, сюда проникла аккуратно и завуалированно, по крайней мере так считают некоторые противники традиционной церкви. Им непонятно, почему она приветствует почитание картин в виде икон, статуй, кресел, костей и иных атрибутов божественной тематики, ведь возвеличивание предметов и изображений в ранг священных строго запрещено Писанием. Но служители и прихожане не видят в этом никакого подвоха. А все дело в том, что верующие и не относятся к ним, как кумирам или богам.

В переводе с греческого слово «икона» означает «образ». А потому считать их богами или кумирами неприемлемо, это только образ Бога, Ангелов, святых. Молясь пред близким сердцу ликом, человек обращается не к материальному предмету, выраженному графически и художественно через металл, дерево, краску. Его прошение либо внутренняя исповедь посвящены тому, кто изображен на иконе. Каждому известно, что легче донести мысль до Всевышнего, когда лицезреешь его крест либо Пречистый образ. Использовать такой светлый «проводник» значительно приятнее, нежели довольствоваться пустыми стенами.

Протестанты, язычники и идолопоклонство

Рассматривая идолопоклонство в христианстве, протестанты отметили, что отдельные его направления утратили свою изначальную связь с Творцом. А все это произошло из-за нарушения ими собственных Священных Писаний, где четко многократно сказано, что нельзя поклоняться ничему материальному, возвеличивать изображения, предметы, созданные человеком. Но христиане в свою защиту говорят об ином, к примеру, иконы даны людям, чтобы те благоговейно воскрешали в памяти дела Божии, а также подвиги Святых. Священные образы - это как книги, только здесь в качестве текстового содержания выступают лики.

Языческое идолопоклонство - религия, основанная на поклонении многим богам - бьет все рекорды по количеству обвинений в свой адрес. Последователей этого вероисповедания больше всего обвиняют в преклонении пред идолами. А правда заключается в том, что, к сожалению, не все приверженцы язычества могут адекватно отличать и разграничивать обращение к столбу из дерева от молитвы Творцу.

Здесь и сейчас не сотвори себе кумира

Подмена духовных ценностей на низменные, подчиненные животным инстинктам, стала наиболее заметной с появлением таких понятий, как «секс-символ», «мой кумир» и тому подобное. Именно в этот период простой труженик начал высмеиваться, а приоритетное почитание отошло, к примеру, к певцу, модели, боксеру или модному футболисту. Такое сверхпочитание материальных ценностей, тяга к славе, поклонению привели к вырождению и уничижению морально-нравственных законов бытия.

Чтобы прийти к равновесию и устранить искаженное восприятие мира, каждому важно задуматься, по совести ли он живет, тем ли путем идет. Осознающему человеку все более понятно, как трансформировалось и эволюционировало идолопоклонство. Религия, основанная на поклонении многим богам, облачилась в новые современные формы, которые важно узреть в зародыше. В этом случае человек уже стоит пред сознательным выбором, а не блуждает, как слепец. Он понимает, что для него хорошо, распознает, что навязывают, и четко видит, от чего можно смело отказаться. В добрый путь!

Loading...Loading...